Конспект занятия "Холокост"
Оценка 4.8

Конспект занятия "Холокост"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
7 кл
12.02.2018
Конспект занятия "Холокост"
Направление воспитательских занятий в школе для умственно отсталых детей (детей с нарушением интеллекта), разнообразно. Данный материал посвящён Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание детей в нашей школе - важное направление, которое необходимо для сохранения памяти у воспитанников о Великой Отечественной войне. Дети с большим вниманием, пониманием, сочувствием воспринимали информацию о Холокосте.Данный материал воспитательной работы с детьми с нарушением интеллекта посвящён Великой Отечественной войне.
Конспект занятия Холокост.docx
ГБОУ «Специальная школа­интернат с.Ериловка» Липецкой области                                 Воспитатель Малютина Лидия Васильевна Беседа – трагедия  “Дети Холокоста ” Памяти жертв Холокоста посвящается… (патриотическое направления в воспитании) Актуальность темы В стихотворении поэтессы Ольги Рудой есть такие строки: Как детям объяснить: шесть миллионов Исчезнувших  в застенках…  навсегда…  Замученных, отравленных  «Циклоном», Расстрелянных, повешенных, сожжённых? Никто не видел слёз, не слышал стонов, Весь мир был равнодушен, как всегда. Дети, Холокост… как, казалось бы, два эти понятия несовместимые, могут существовать  вместе? Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и  палачи… Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение  было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”. Преследуя  цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей, чтобы  не дать возможности жить новому поколению еврейского народа. Изучение военного прошлого ­ это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из  условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр:  ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами  или равнодушными наблюдателями”. Я воспитатель 7 класса и думала, что тема войны их мало интересует. Но после проведения беседы «Мы с вами ­ дети Беслана» я увидела, как они переживали, как они возмущались,  что в школе Беслана держали детей, их родителей. «Почему их держали, в чём их вина?» ­  спрашивали они. И я решила провести ещё одну беседу, касающуюся трагедии детей. Беседа «Дети Холокоста» не только знакомит подростков с трагедией Холокоста, но и  развивает способность к сопереживанию, воспитывает стремление противостоять  жестокости и насилию. Конспект занятия на тему: “Дети Холокоста ” Цель: усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания у школьника Задачи: учебный аспект  ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по  истории Холокоста; ­ развивающий аспект  формирование толерантного сознания;  формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида; ­ воспитательный аспект  воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в  современном мире; Ход занятия. 1.Организационный момент. Введение в тему занятия. Звучит звук колокола. Воспитатель. Что это за звук? Что может означать этот звук? (дети говорят, что это колокол и раньше он оповещал о каком­то бедствии, например  о пожаре) На доске записываем ХО­ЛО­КО­СТ Воспитатель. Как похожи эти два слово КО ­ЛО ­КОЛ и ХО ­ЛО ­КО –СТ, наверно они оба оповещают  нас о беде. О чём плачет колокол? «Голод и погромы, Гетто вместо дома, Смерть родных и близких На твоих глазах... Дети Холокоста, Маленького роста Вынесли на слабых,  Худеньких плечах». (Евгений Скороход) Ученик (Зобов Саша) читает стихотворение. В безбрежности теряется тропа От той войны, в которой черепа, Ушедших в вечность, не нашли могилы. И где иных казнили – не узнать, А боль утрат поныне не унять, Хотя и сгинули нацистские гориллы. Для многих тысяч лишь одна плита. Притихшие, оглохшие места Тревожит эхо позабытой песни… Евреи снова в жертвенном огне. Пройти дорогу эту надо мне, Чтоб в памяти те ужасы воскресли. Народ – страдалец, горестный твой хлеб Я ел с тобой. От горя я ослеп. И разучился в человечность верить. Боль Холокоста многим не понять, Увы, ее нельзя стереть, отнять, И никакою мерой не измерить. Наш трудный век. В нем многолико зло, А тем, кто выжил, просто повезло. Со зло творившими мы тоже, вроде, квиты. Но совесть говорит мне: «Не туши Горячий свет обугленной души. Ведь в мире есть еще антисемиты». Воспитатель. Как­то так складывается, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной  войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях  мирных граждан. Можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.  Почему­то об этих пострадавших говорят редко, они попросту теряются на фоне общих  ужасающих цифр погибших. Сегодня на нашем классном часе мы узнаем, что такое  Холокост и о тех,  кто стал жертвами Холокоста, узнаем, как чтят память сегодня по  погибшим в те ужасные дни… Подробно остановимся на теме «Дети Холокоста». Этимология понятия Холокост. Холокост по­гречески означает «огненная жертва». λοκαύστος Холокост ­ от англ. holocaust, др.­греч.   — «всесожжение» (Википедия) Холокост (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos ­ сожженный целиком), гибель  значительной части еврейского населения Европы (Большой энциклопедический словарь) Германия. 30 годы.  Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, ими было принято  свыше четырёхсот  законов, ограничивающих права  евреев.  Больше всего страдали  еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и  даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей­евреев были  закрыты  городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый  крупный из которых, произошедший 9­10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские  дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ. Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской  идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп,  рассматривалось как часть “расовой борьбы”, а также как превентивная мера  защиты. Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона  евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными  недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на  оккупированной территории Советского Союза. Еврейские и некоторые нееврейские подростки 13­18 лет имели шанс выжить в том случае,  если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно­трудовых лагерях. Их судьба может быть разделена на следующие категории: 1.После прибытия в лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в  газовые камеры. Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут  служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; от 5 000 до 7 000 детей  – жертв программы “эвтаназии”; дети, погибшие в результате актов возмездия;  расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной  территории Советского Союза. 2.Дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах. 3.Дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим  их. 4.Руководство концлагерей использовало подростков, особенно еврейских, на  принудительных работах, где из­за невыносимых условий они погибали. дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и 5.Дети, как  объекты для медицинских экспериментов. В рамках кампании по “защите арийской крови” расовые эксперты СС отдавали приказы  насильственно перевозить детей с оккупированных территорий Польши и Советского  Союза в Германию для усыновления их расово подходящими немецкими семьями. Хотя это решение имело “расово­научную” базу, зачастую светлые волосы, голубые глаза или  красивое лицо были достаточным основанием для “благоприятной возможности”  “германизироваться”. Своё мнение к этой теме ребята высказали в стихах Ученик (Гаврилин Дима) Мы рождены гораздо позже.  По счастью нам не довелось  Быть там, где выжить невозможно,  Где даже воздух полон слез. И память павших в этой битве  Увековечить и почтить  Мы можем только лишь молитвой,  Которую нельзя забыть. И только стоя на коленях,  И только в полной тишине  Забыв про все на миг, на время,  Произнесем ее в душе. Ученик (Перегудова Яна) Все можно сокрушить, Смести, предать забвенью, Заасфальтировать и заковать в бетон, Взорвать собор, как лишнее строенье, На месте кладбища построить стадион. Все можно растерять, что собрано веками, Все может замолчать, расправами грозя, И только человеческую память Забетонировать и истребить нельзя. Звучит песня А. Розембаума «Бабий ЯР»  (укр. Бабин Яр) — урочище в северо­западной части Киева, между  Воспитатель. аа Б бий Яр районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место  массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган,  киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими  оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Всего расстреляно свыше ста тысяч человек,  не включая малолетних детей до 3­х лет,  которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек. Воспитатель . Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный  день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют  преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй  мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха. Воспитатель .Многие известные люди не молчали, не бросали детей. Так Януш Корчак ­ талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за  что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить  ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей: «Король Матиуш I»  и «Король Матиуш на необитаемом острове», вошедших в классику мировой литературы. В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни. Во  время Второй мировой войны, когда немцы оккупируют Польшу, у Корчака появляется  возможность уехать, но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на  территории Варшавского гетто. В начале августа 1942 года гитлеровцы решили закрыть  дом сирот и уничтожить его обитателей. 3 августа 1942 года в дом пришли эсэсовцы.  Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети шли парами на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта  картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в  Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать». Но доктор Корчак еще  раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца".. При этом, доктор прекрасно  знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог.." Потрясенный этим  мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд  тронулся. Поезд отправился в Треблинку ­ одну из жутких нацистских "фабрик смерти". Что же мог  он сделать для двухсот своих детей на пути в газовую камеру? Досказать сказку о  путешествии к Солнцу... Сказку, такую же короткую, как жизнь. Десять минут пути. Улица в небо... Двести детей прошли по ней. Они верили, что учитель знает, куда их ведет. Воспитатель. Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит  солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.  Что может  быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки  взрослого, призванного самой природой   защищать и растить дитя. Воспитанники.   1.Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих поступков, моих  действий. 2.Совершая действия, помни, что ты – Человек! 3.Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми  глазами и помни, что ты – Человек! 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. 5.Радуйся тому, что кто­то может быть тебе за это благодарен. Воспитатель. Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять, Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать, Чтоб на деле детей от беды защитить, Раньше, чем  позовут, надо детству на помощь спешить. Дети ищут тепло и любовь на далёком пути. Их сегодня спасай – можешь, завтра уже не спасти. Чтоб на деле детей от беды защитить, Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить. В заключении беседы воспитанникам предлагаю прокомментировать высказывание Эгиля  Орвика «Наше безразличие к злу делает нас соучастниками преступления». Воспитатель помогает учащимся осознать и прийти к ВЫВОДУ: (комментарии детей) ­ Любая теория о превосходстве отдельных рас или народов, о неполноценности других рас и народов рождает нетерпимость, ненависть, жестокость в отношении наций, создает  условия для агрессии и тотального уничтожения. ­ Человеческое равнодушие, неумение или нежелание сострадать и сочувствовать,  безразличие к чужой боли, жестокости, ущемлению человеческого достоинства и  гражданских прав личности или народа в целом могут снова привести нас к Катастрофе. Дождь стучит за окном, Дождь не даёт мне покоя. Я не могу забыть… Да разве забудешь такое? В. Остена Ученик (Зобов Саша) читает стихотворение. В безбрежности теряется тропа От той войны, в которой черепа, Ушедших в вечность, не нашли могилы. И где иных казнили – не узнать, А боль утрат поныне не унять, Хотя и сгинули нацистские гориллы. Для многих тысяч лишь одна плита. Притихшие, оглохшие места Тревожит эхо позабытой песни… Евреи снова в жертвенном огне. Пройти дорогу эту надо мне, Чтоб в памяти те ужасы воскресли. Народ – страдалец, горестный твой хлеб Я ел с тобой. От горя я ослеп. И разучился в человечность верить. Боль Холокоста многим не понять, Увы, ее нельзя стереть, отнять, И никакою мерой не измерить. Наш трудный век. В нем многолико зло, А тем, кто выжил, просто повезло. Со зло творившими мы тоже, вроде, квиты. Но совесть говорит мне: «Не туши Горячий свет обугленной души. Ведь в мире есть еще антисемиты».

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"

Конспект занятия "Холокост"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2018