Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке-полилоге

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

“Да ведь мы – люди и на земле живем”. С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся – урок-полилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец, герои рассказа. На этапе подготовки к уроку учитель формулирует для себя следующие цели: • выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа Б.Екимова, определение универсального характера поднятых проблем в соотнесенности с инокультурной, инонациональной, иноконфессиональной традицией; • умение целостно воспринимать текст и интерпретировать явления культуры; • воспитание эмоциональной культуры, милосердия, сочувствия, толерантности и приверженности традициям своего народа, другими словами, духовно-нравственное воспитание старшеклассников. Оборудование урока: • выставка книг Б.Екимова: • компьютерная презентация урока; • портрет Б.Екимова; • текст рассказа Б.Екимова “Возвращение” у каждого ученика; • изображение Богородицы Казанской; • грамзапись – Ф.Шуберт “Ave Maria”; • предметы – реликвии, принесенные учителем и учащимися; • фотоматериал о святилище Реком в Цейском ущелье Северной Осетии.
Иконка файла материала Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке-полилоге.doc
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке- полилоге “Да ведь мы – люди и на земле живем”. С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности  учителя и учащихся – урок­полилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец, герои рассказа. На этапе подготовки к уроку учитель формулирует для себя следующие цели:    выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа Б.Екимова, определение универсального характера поднятых проблем в соотнесенности с инокультурной, инонациональной,  иноконфессиональной традицией; умение целостно воспринимать текст и интерпретировать явления культуры; воспитание эмоциональной культуры, милосердия, сочувствия, толерантности и приверженности  традициям своего народа, другими словами, духовно­нравственное воспитание старшеклассников. Оборудование урока: выставка книг Б.Екимова: компьютерная презентация урока;  портрет Б.Екимова; текст рассказа Б.Екимова “Возвращение” у каждого ученика; изображение Богородицы Казанской; грамзапись – Ф.Шуберт “Ave Maria”; предметы – реликвии, принесенные учителем и учащимися;         фотоматериал о святилище Реком в Цейском ущелье Северной Осетии. Чтобы подготовить ребят к серьезному размышлению, накануне урока дано задание прочитать рассказ и  передать его сюжет, принести предметы (фотографии, газетные материалы, сувениры, которые являются в  доме святынями, реликвиями, и рассказать о них. Этот вид задания помогает проникнуть в суть происходящего  на уроке, глубже понять основную мысль рассказа. Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он призывает осторожно войти в мир людей,  населяющих небольшой рассказ Б.Екимова “Возвращение” и, не нарушив их покоя, не обидев неосторожным  словом, не задев ничьих чувств, поразмышлять на тему: “Да ведь мы – люди и на земле живем”. Проследить, как  смог автор на нескольких страницах поднять общечеловеческие проблемы. ­ Хотелось бы, чтобы к концу урока мы составили впечатление о рассказе. Возможно, ваше мнение совпадет с  мнением автора, ­ продолжает учитель.­ Вчитаемся в эпиграф (на доске). "Рассказ Бориса Екимова не отличается острым сюжетом, нет в нем занимательности. Но зато он богат  человеком." (Е. Скарлыгина) ­ Любопытно, возможно ли о рассказе, в котором всего два действующих лица, сказать, что он “богат  человеком”? БЕСЕДА начинается с пересказа сюжета: ­ Для чего этот пересказ? (Повторное переживание текста на личностном уровне). ­ Пойдем вслед за автором. Как происходит наше знакомство с героиней рассказа? Начните с имени НА ДОСКЕ: НАДЕЖДА – 1) ожидание, уверенность в осуществлении чего­нибудь радостного благоприятного (на выздоровление, на благоприятныйисход…); 2) тот, на кого надеются, кто должен принести успех, радость, благополучие ­ Какое значение важнее для вас? (Оба). ­ И вот Надежда в изображении Б.Екимова. Как она выглядит? Звучит текст: “Живые мощи: под старой кофтенкой – узкие худые плечики, за ними – горб, иссохшиеся плети рук  с большими ладонями и шишковатыми пальцами; под белым платком теплится, словно свеча, беззубая улыбка”. ­ Согласитесь, внешность далеко не героическая. А какие детали подкупают? ­ “Живые мощи” (метафора, оксюморон). “Беззубая улыбка. Она – для всех” ­ А почему же все­таки Надежа? ­ Да, автор выделил ей две роли: огородницы и заступницы. ­ Какая роль важнее для автора? ­ Обе: и забота о душе, и забота о хлебе. Одного без другого нет. ­ “Лет бабке Наде много и много”. А что за ними? Приводятся примеры из текста: “Изработалась, устала…”,­ жалуется она Богу и людям, гостям своим. – Так  устала, жилочки нет живой”. И далее: “С утра до ночи старая женщина в трудах: сажает, рыхлит, поливает;  недолго, по­стариковски, спит где­нибудь в меже, кинув на землю дерюжку. Подремлет, очнется – и снова за  дело”. И опять она о себе: “И осталась я с тремя на руках… Работала, как об лед билась. Днем на колхоз, ночью  – на себя… А потом война… Немцы все хозяйство раздергали… Утром до света на работу бежишь. А поля  далекие, Теплый рын, Калиново… Везде – пешки. Какой хлебушко есть, детям оставишь. А сама – колос  ухватишь, пошелушишь. В карман немного насыпешь, ребятишкам. Так и выжили”. “Работали и работали…­ вздыхает баба Надя. – В колхозе стали хорошо получать, зерном… и деньги давали. Но  много трудов. Огород большой. Помолюсь – и работаю. Картошка, капуста, тыковка. Спаси Христос, все  остались живые, здоровые…Повыросли…”. ­ Мы подробно прочитали скупые воспоминания старухи. Что особенно поражает в ее судьбе? ВЫВОД: ни одного дня не жила для себя. Она одна из многих, кто, прожив жизнь, ничего не отложил на  “черный день”. И это не единичный образ в литературе. Вспомним “Матренин двор” А.Солженицына, “Избу”  В.Распутина… ­ Почему столь популярен образ женщины в современной литературе? ­ Действительно, за личной драмой видится судьба целого поколения крестьянства. Это судьба многих женщин,  обиженных государством, жизнью, односельчанами… ­ Так о чем рассказ? О труде и тяготах жизни (на доске). ­ Случайно ли рядом со старостью появляется молодость? ­ Разберемся, почему? ­ Автор хочет видеть в девочке продолжение жизни, надежду на то, что жизнь не прерывается, как и все  хорошее. Именно через восприятие ею событий, через ее поступки автор раскрывает главную мысль  произведения: эволюцию души или, как назвал это явление великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, … диалектику души. Перед нами ребенок, многое зависит от того, кто окажется рядом. Значит, рассказ о юности и старости (на доске). ­ Что и почему говорит Екимов о родителях девочки? ­ Родители пьют. Этим все сказано.­ Ей бы очерстветь, замкнуться, бояться людей… А она? Обратим внимание на отношение к бабе Наде, на рисунки: “На картинках – цветы, нарядные дома, а еще –  простое зверье, кошки да собаки, со странными, все понимающими глазами”. Отметим в описании картинок художественную деталь – глаза. Глаза – зеркало души, и они у животных на  картинках “понимающие”. Значит, то, чего девочка недобирает в жизни, выражает в рисунках. ­ Как бы вы определили главную черту характера девочки? ­ Отзывчивость. ­ Сама по себе возникла в девчушке отзывчивость? ­ Нет, разумеется. Ее душа была пробуждена бабой Надёжей. Докажите это примерами из текста. Баба Надя не попрекала девочку, учила добру, учила прощать, чувствовать боль других. ­ Вспомните, в хатенку бабы Нади, которую Екимов сравнивает с храмом, люди устраивают паломничество, а  девочка на особом положении. Но среди гостей кто­то не с добром. ­ Почему иконы украли? ­ А чем это было для бабы Нади? Частью имущества? Конечно, неотъемлемая ее часть. ­ Какое время выбрали нелюди для своего черного дела? “В непогожий осенний день, как раз перед Анной­зимней, пришла беда” ­ Пейзаж только фон или действующее лицо? ­ Докажите. “Раздетая, в тонкой кофточке, неверными шагами, шарясь перед собой в воздухе, словно слепая, старая  женщина вышла из дома, спустилась с крыльца и, ухватившись руками за планки калитки, пыталась увидеть чей­ то голос, а затем попросила: “Христа ради, Христа ради…” Ей ответил лишь только ветер. Осенняя непогожая  улица, темные дома и заборы молчали” (олицетворение). Природа по­своему реагирует на состояние героини. Не мог автор допустить, чтобы в ясный, солнечный день  свершилось это убийственное для бабы Нади событие ­ Мы познакомились с любовно описанным портретом старой женщины. А как выглядят преступники? ­ Верно. У них нет лиц. О них лишь сказано скупо: “Какие­то шаги, движенье у крыльца ли у калитки” Действительно, если с мастерством описан портрет любимой героини, то не меньшим мастерством является в  данном эпизоде отсутствие лиц. Зато об иконах баба Надежа говорит как о живых: “Все ушли…”. ­ Почему из уст Надежи мы не слышим слова “украли”? ­ Какая черта характера старухи здесь выражена? ­ Да, она лишилась части самой себя. Но она воспринимает жизнь такой, как она есть, так как баба Надежа  мудра. Не случайно она даже не думает куда­то идти, что­то предпринимать. Не нужно наказания. Не думает,  что можно вернуть то, что ушло. Но хочет умереть в добре. ­ Так рассказ о добре с кулаками или без? (на доске) Так своеобразно осмыслен автором мотив прощения. “Вот ушли мои заступники. Спокинули. К другим людям  ушли. – объясняет она. – Там нужней”. ­ Действительно там нужней? Да, прав автор, права героиня. Они нужней тем, кто жив одним днем, без Бога в душе. Таким все “позволено”. Борис Екимов решает нелегкую задачу: как передать мучительные чувства бабы Нади, душевное состояние? ­ Какое несловарное определение чувств дает автор? Найдите в тексте.“И она заплакала, словно лишь теперь осознала всю горечь утраты. Этой горечи было столь много, что в одной  душе она не вместилась. И потому со старой женщиной плакала девочка, уже не о смерти страдая, но о жизни:  своей, короткой, не больно сладкой, и той долгой, что еще теплилась рядом, в старом, изношенном, но таком  добром теле бабушки Надежи. Они были схожи: худенькая нерослая девочка и старая женщина, высохшая от жизни. И плакали одинаково:  крупными белыми слезами”. ­ Какими словами можно определить эти чувства? СО­СТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ВСЕПРОЩЕНИЕ (на доске) – Значит, рассказ и об этом. ­ Со­страдать – значит брать на себя боль других, часть чужих мук. ­ Многое может сделать для ближнего даже самый маленький человек, когда он серьезно захочет помочь ему. ­ И снова Б.Екимов преподносит урок нравственности и открывает еще одну истину. Какую? Да. Взрослые, долг которых помочь, оказались душевно глухими. И это страшно. ­ Представим, что девочка достигла бы успеха, и после ее усилий икона бы вернулась. С вашей точки зрения,  хуже было бы или лучше? ­ Для вас? ­ Для девочки? ­ Для бабы Надежи? ­ А на самом деле как произошло? ­ Так почему рассказ называется “Возвращение”? Да, Богородица возвращается к Надеже, так как она праведница; к девочке – у нее чистая душа. А через них – к  людям. Нет сомнения, что эпизод, которым заканчивается рассказ, можно определить только одним словом. Это слово  обозначает то, чего, как правило, не бывает, не всегда и не всем является божество, не всегда и не всем  доступно высокое. ­ Какое это слово? ­ Чудо. ­ Значит, рассказ еще о чем? Об обыденности жизни и о чуде, о земном и небесном     (на доске). ­ Люди всегда живут в надежде на чудо. Но не всегда понимают, что многое зависит от них самих. Чудо  открывается только тому, у кого чистая душа, кто безгрешен, бескорыстен. Примеров тому много. Вот один из них. (Покажем ученикам фотоматериал о святилище Реком в живописном Цейском ущелье Республики Северная  Осетия­Алания. В каждой местности есть1 святые места, рассказом о которых любой учитель может обогатить  урок). Святилище выстроено без единого гвоздя и железной детали. Мастер признавался, что строить ему помогали  какие­то силы. А когда не так давно святилище было сожжено, восстановили его в том же виде молодые ребята. Даже бревна они приносили пешком, далеко от этого места разувались и шли босиком. Очень бы хотелось, чтобы еще раз прозвучали строки, описывающие чудесное возвращение Богородицы. Но вот  на что хочется обратить внимание. Борис Екимов – христианин. Я – мусульманка. Несмотря на то, что  принадлежу к другой вере, мне близко то, что описано в рассказе. А когда я читала этот эпизод, внутри меня  звучала мелодия, рожденная в католичестве. Это “Аве Мария” Ф. Шуберта в исполнении итальянского певца  Робертино Лоретти. ­ Как вы думаете, дело в религии?­ А в чем? В ВЕРЕ и БЕЗВЕРИИ (на доске) И об этом тоже наш рассказ. Чтение на фоне грамзаписи, т.е. сопоставление музыкального произведения с литературным основано на  ассоциации и требует особого такта, а от учеников – осознания общности настроения музыки, голоса и  фрагмента рассказа в понимании и переживании рождения чуда. А во время чтения слов “Но вдруг другие глаза увидела старая женщина. Глаза, светлый лик… Возле них жизнь прожила. Глядела со стены Богородица. В ее  глазах – нежность, страдание и раздумье. И радость возвращения. Свет исцеляющий в потупленном взгляде  ее (На экран проецируется изображение Богородицы. Выбор остановлен на Пресвятой Богородице, т.к. все  краски, использованные для описания иконы Б.Екимовым, находим здесь; “Коричневый цвет и охристый,  золотистый…Багрец и лазурь…). После чтения эпизода зададимся вопросом: ­ Разве то, что прочитано, и изумительный голос певца, и музыка, и изображение Богородицы не оказывают  удивительное действие на нашу душу, схожее с чудом? (Выразительное чтение эпизода о возвращении Богородицы ученицей и учителем способствуют обострению  внимания, прививает любовь к вдумчивому чтению, воспитывает духовно богатую личность). На доске: "Земля круглая. Человек должен за что­то держаться, чтобы не соскользнуть" (В.Токарева) ­ Попробуем сопоставить только что прочитанный рассказ со словами Виктории Токаревой. Как связаны они  между собой? Действительно, рассказ многому учит ребят, помогает понять очень важные истины, заставляет задуматься о  себе, о своих поступках, о близких и дорогих людях. Поэтому следующая часть урока – рассказы учащихся о  предметах (фотографиях, газетных статьях…), которые являются в домах некой святыней, реликвией, как  иконы в хатке бабы Надежи. Рассказы учащихся помогают создать на уроке ситуацию душевного непокоя, т.е. личного переживания,  озабоченности. А так как учитель должен приходить на урок не с готовой истиной, не для того, чтобы  возвыситься над учениками, он тоже ищет свои ответы на поставленные вопросы. Поэтому дальше последует  рассказ самого учителя о своей бабушке, которую никогда не видела, но памятью о которой осталась в доме  реликвия – камари (серебряный пояс к осетинскому национальному костюму). ­ Девушки из фамилии надевают его один раз в жизни – в день своей свадьбы. – Действительно, писатель  Екимов подарил и мне радость возвращения дорогого человека, – завершает свой рассказ учитель. На уроке не все учащиеся класса смогли высказаться, но у всех была возможность. А учитель видел понимающие глаза ребят. Такой доверительно­искренний характер взаимоотношений учителя и учеников позволяет прийти к выводу о том, что права Виктория Токарева, прав Борис Екимов: нам есть за что держаться, “чтобы не соскользнуть”. ­ Итак, какие общечеловеческие проблемы подняты в рассказе Бориса Екимова “Возвращение”, в котором нет  подробных описаний и воспоминаний, в котором мы отмечали лишь скупые фразы и штрихами очерченные  детали? Еще раз обратим внимание учащихся на доску, где в процессе урока появились следующие записи:        о труде и тяготах жизни; о юности и старости: о добре – с кулаками или без; о сострадании, милосердии, всепрощении; о вере и безверии (о святости и грехе); о земном и небесном; об обыденности и о чуде И все это о человеке и для человека.Борис Екимов хотел своим рассказом, я своим уроком, дети своим участием сказать, что у каждого из нас  должна быть своя Богородица, своя баба Надежа, своя святыня, свой Борис Екимов, чтобы жизнь наша была  “БОГАТА ЧЕЛОВЕКОМ”. Так в процессе урока создаются условия для осмысления учащимися современных нравственных проблем. А  вместе с взрослением маленькой героини рассказа происходит духовно­нравственное “взросление”  девятиклассников.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Диалог № 6­1991год стр­15­19. “Самое прекрасное ­ это наша жизнь. Беседа с писателем” 2. Учительская газета № 48­1997 год (11 ноября). 3. Волга № 11­1984 год стр­162­164. 4. Волга № 3­ 1988 год 5. Литературная Россия № 16­ 1991 г. Стр.9. 6. Литературное обозрение № 7­1980 г. Стр.38­46. 7. Литературная газета № 12­ 1989 г. 8. Рассказы Бориса Екимова в периодических изданиях.

Посмотрите также