“Да ведь мы – люди и на земле живем”.
С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся – урок-полилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец, герои рассказа.
На этапе подготовки к уроку учитель формулирует для себя следующие цели:
• выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа Б.Екимова, определение универсального характера поднятых проблем в соотнесенности с инокультурной, инонациональной, иноконфессиональной традицией;
• умение целостно воспринимать текст и интерпретировать явления культуры;
• воспитание эмоциональной культуры, милосердия, сочувствия, толерантности и приверженности традициям своего народа, другими словами, духовно-нравственное воспитание старшеклассников.
Оборудование урока:
• выставка книг Б.Екимова:
• компьютерная презентация урока;
• портрет Б.Екимова;
• текст рассказа Б.Екимова “Возвращение” у каждого ученика;
• изображение Богородицы Казанской;
• грамзапись – Ф.Шуберт “Ave Maria”;
• предметы – реликвии, принесенные учителем и учащимися;
• фотоматериал о святилище Реком в Цейском ущелье Северной Осетии.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке-
полилоге
“Да ведь мы – люди и на земле живем”.
С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности
учителя и учащихся – урокполилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец,
герои рассказа.
На этапе подготовки к уроку учитель формулирует для себя следующие цели:
выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа Б.Екимова, определение
универсального характера поднятых проблем в соотнесенности с инокультурной, инонациональной,
иноконфессиональной традицией;
умение целостно воспринимать текст и интерпретировать явления культуры;
воспитание эмоциональной культуры, милосердия, сочувствия, толерантности и приверженности
традициям своего народа, другими словами, духовнонравственное воспитание старшеклассников.
Оборудование урока:
выставка книг Б.Екимова:
компьютерная презентация урока;
портрет Б.Екимова;
текст рассказа Б.Екимова “Возвращение” у каждого ученика;
изображение Богородицы Казанской;
грамзапись – Ф.Шуберт “Ave Maria”;
предметы – реликвии, принесенные учителем и учащимися;
фотоматериал о святилище Реком в Цейском ущелье Северной Осетии.
Чтобы подготовить ребят к серьезному размышлению, накануне урока дано задание прочитать рассказ и
передать его сюжет, принести предметы (фотографии, газетные материалы, сувениры, которые являются в
доме святынями, реликвиями, и рассказать о них. Этот вид задания помогает проникнуть в суть происходящего
на уроке, глубже понять основную мысль рассказа.
Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он призывает осторожно войти в мир людей,
населяющих небольшой рассказ Б.Екимова “Возвращение” и, не нарушив их покоя, не обидев неосторожным
словом, не задев ничьих чувств, поразмышлять на тему: “Да ведь мы – люди и на земле живем”. Проследить, как
смог автор на нескольких страницах поднять общечеловеческие проблемы.
Хотелось бы, чтобы к концу урока мы составили впечатление о рассказе. Возможно, ваше мнение совпадет с
мнением автора, продолжает учитель. Вчитаемся в эпиграф (на доске).
"Рассказ Бориса Екимова не отличается острым сюжетом, нет в нем занимательности. Но зато он богат
человеком." (Е. Скарлыгина)
Любопытно, возможно ли о рассказе, в котором всего два действующих лица, сказать, что он “богат
человеком”?
БЕСЕДА начинается с пересказа сюжета:
Для чего этот пересказ? (Повторное переживание текста на личностном уровне).
Пойдем вслед за автором. Как происходит наше знакомство с героиней рассказа? Начните с имени
НА ДОСКЕ:
НАДЕЖДА –
1) ожидание, уверенность в осуществлении чегонибудь
радостного благоприятного (на выздоровление, на благоприятныйисход…);
2) тот, на кого надеются, кто должен принести успех, радость,
благополучие
Какое значение важнее для вас? (Оба).
И вот Надежда в изображении Б.Екимова. Как она выглядит?
Звучит текст: “Живые мощи: под старой кофтенкой – узкие худые плечики, за ними – горб, иссохшиеся плети рук
с большими ладонями и шишковатыми пальцами; под белым платком теплится, словно свеча, беззубая улыбка”.
Согласитесь, внешность далеко не героическая. А какие детали подкупают?
“Живые мощи” (метафора, оксюморон).
“Беззубая улыбка. Она – для всех”
А почему же всетаки Надежа?
Да, автор выделил ей две роли: огородницы и заступницы.
Какая роль важнее для автора?
Обе: и забота о душе, и забота о хлебе. Одного без другого нет.
“Лет бабке Наде много и много”. А что за ними?
Приводятся примеры из текста: “Изработалась, устала…”, жалуется она Богу и людям, гостям своим. – Так
устала, жилочки нет живой”. И далее: “С утра до ночи старая женщина в трудах: сажает, рыхлит, поливает;
недолго, постариковски, спит гденибудь в меже, кинув на землю дерюжку. Подремлет, очнется – и снова за
дело”. И опять она о себе: “И осталась я с тремя на руках… Работала, как об лед билась. Днем на колхоз, ночью
– на себя… А потом война… Немцы все хозяйство раздергали… Утром до света на работу бежишь. А поля
далекие, Теплый рын, Калиново… Везде – пешки. Какой хлебушко есть, детям оставишь. А сама – колос
ухватишь, пошелушишь. В карман немного насыпешь, ребятишкам. Так и выжили”.
“Работали и работали… вздыхает баба Надя. – В колхозе стали хорошо получать, зерном… и деньги давали. Но
много трудов. Огород большой. Помолюсь – и работаю. Картошка, капуста, тыковка. Спаси Христос, все
остались живые, здоровые…Повыросли…”.
Мы подробно прочитали скупые воспоминания старухи. Что особенно поражает в ее судьбе?
ВЫВОД: ни одного дня не жила для себя. Она одна из многих, кто, прожив жизнь, ничего не отложил на
“черный день”. И это не единичный образ в литературе. Вспомним “Матренин двор” А.Солженицына, “Избу”
В.Распутина…
Почему столь популярен образ женщины в современной литературе?
Действительно, за личной драмой видится судьба целого поколения крестьянства. Это судьба многих женщин,
обиженных государством, жизнью, односельчанами…
Так о чем рассказ?
О труде и тяготах жизни (на доске).
Случайно ли рядом со старостью появляется молодость?
Разберемся, почему?
Автор хочет видеть в девочке продолжение жизни, надежду на то, что жизнь не прерывается, как и все
хорошее. Именно через восприятие ею событий, через ее поступки автор раскрывает главную мысль
произведения: эволюцию души или, как назвал это явление великий русский писатель Лев Николаевич Толстой,
… диалектику души. Перед нами ребенок, многое зависит от того, кто окажется рядом.
Значит, рассказ о юности и старости (на доске).
Что и почему говорит Екимов о родителях девочки?
Родители пьют. Этим все сказано. Ей бы очерстветь, замкнуться, бояться людей… А она?
Обратим внимание на отношение к бабе Наде, на рисунки: “На картинках – цветы, нарядные дома, а еще –
простое зверье, кошки да собаки, со странными, все понимающими глазами”.
Отметим в описании картинок художественную деталь – глаза. Глаза – зеркало души, и они у животных на
картинках “понимающие”. Значит, то, чего девочка недобирает в жизни, выражает в рисунках.
Как бы вы определили главную черту характера девочки?
Отзывчивость.
Сама по себе возникла в девчушке отзывчивость?
Нет, разумеется. Ее душа была пробуждена бабой Надёжей. Докажите это примерами из текста.
Баба Надя не попрекала девочку, учила добру, учила прощать, чувствовать боль других.
Вспомните, в хатенку бабы Нади, которую Екимов сравнивает с храмом, люди устраивают паломничество, а
девочка на особом положении. Но среди гостей ктото не с добром.
Почему иконы украли?
А чем это было для бабы Нади? Частью имущества? Конечно, неотъемлемая ее часть.
Какое время выбрали нелюди для своего черного дела?
“В непогожий осенний день, как раз перед Аннойзимней, пришла беда”
Пейзаж только фон или действующее лицо?
Докажите.
“Раздетая, в тонкой кофточке, неверными шагами, шарясь перед собой в воздухе, словно слепая, старая
женщина вышла из дома, спустилась с крыльца и, ухватившись руками за планки калитки, пыталась увидеть чей
то голос, а затем попросила: “Христа ради, Христа ради…” Ей ответил лишь только ветер. Осенняя непогожая
улица, темные дома и заборы молчали” (олицетворение).
Природа посвоему реагирует на состояние героини. Не мог автор допустить, чтобы в ясный, солнечный день
свершилось это убийственное для бабы Нади событие
Мы познакомились с любовно описанным портретом старой женщины. А как выглядят преступники?
Верно. У них нет лиц. О них лишь сказано скупо: “Какието шаги, движенье у крыльца ли у калитки”
Действительно, если с мастерством описан портрет любимой героини, то не меньшим мастерством является в
данном эпизоде отсутствие лиц.
Зато об иконах баба Надежа говорит как о живых: “Все ушли…”.
Почему из уст Надежи мы не слышим слова “украли”?
Какая черта характера старухи здесь выражена?
Да, она лишилась части самой себя. Но она воспринимает жизнь такой, как она есть, так как баба Надежа
мудра. Не случайно она даже не думает кудато идти, чтото предпринимать. Не нужно наказания. Не думает,
что можно вернуть то, что ушло. Но хочет умереть в добре.
Так рассказ о добре с кулаками или без? (на доске)
Так своеобразно осмыслен автором мотив прощения. “Вот ушли мои заступники. Спокинули. К другим людям
ушли. – объясняет она. – Там нужней”.
Действительно там нужней?
Да, прав автор, права героиня. Они нужней тем, кто жив одним днем, без Бога в душе. Таким все “позволено”.
Борис Екимов решает нелегкую задачу: как передать мучительные чувства бабы Нади, душевное состояние?
Какое несловарное определение чувств дает автор? Найдите в тексте.“И она заплакала, словно лишь теперь осознала всю горечь утраты. Этой горечи было столь много, что в одной
душе она не вместилась. И потому со старой женщиной плакала девочка, уже не о смерти страдая, но о жизни:
своей, короткой, не больно сладкой, и той долгой, что еще теплилась рядом, в старом, изношенном, но таком
добром теле бабушки Надежи.
Они были схожи: худенькая нерослая девочка и старая женщина, высохшая от жизни. И плакали одинаково:
крупными белыми слезами”.
Какими словами можно определить эти чувства?
СОСТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ВСЕПРОЩЕНИЕ (на доске) – Значит, рассказ и об этом.
Сострадать – значит брать на себя боль других, часть чужих мук.
Многое может сделать для ближнего даже самый маленький человек, когда он серьезно захочет помочь ему.
И снова Б.Екимов преподносит урок нравственности и открывает еще одну истину. Какую?
Да. Взрослые, долг которых помочь, оказались душевно глухими. И это страшно.
Представим, что девочка достигла бы успеха, и после ее усилий икона бы вернулась. С вашей точки зрения,
хуже было бы или лучше?
Для вас?
Для девочки?
Для бабы Надежи?
А на самом деле как произошло?
Так почему рассказ называется “Возвращение”?
Да, Богородица возвращается к Надеже, так как она праведница; к девочке – у нее чистая душа. А через них – к
людям.
Нет сомнения, что эпизод, которым заканчивается рассказ, можно определить только одним словом. Это слово
обозначает то, чего, как правило, не бывает, не всегда и не всем является божество, не всегда и не всем
доступно высокое.
Какое это слово?
Чудо.
Значит, рассказ еще о чем?
Об обыденности жизни и о чуде, о земном и небесном
(на доске).
Люди всегда живут в надежде на чудо. Но не всегда понимают, что многое зависит от них самих. Чудо
открывается только тому, у кого чистая душа, кто безгрешен, бескорыстен. Примеров тому много.
Вот один из них.
(Покажем ученикам фотоматериал о святилище Реком в живописном Цейском ущелье Республики Северная
ОсетияАлания. В каждой местности есть1 святые места, рассказом о которых любой учитель может обогатить
урок).
Святилище выстроено без единого гвоздя и железной детали. Мастер признавался, что строить ему помогали
какието силы. А когда не так давно святилище было сожжено, восстановили его в том же виде молодые ребята.
Даже бревна они приносили пешком, далеко от этого места разувались и шли босиком.
Очень бы хотелось, чтобы еще раз прозвучали строки, описывающие чудесное возвращение Богородицы. Но вот
на что хочется обратить внимание. Борис Екимов – христианин. Я – мусульманка. Несмотря на то, что
принадлежу к другой вере, мне близко то, что описано в рассказе. А когда я читала этот эпизод, внутри меня
звучала мелодия, рожденная в католичестве. Это “Аве Мария” Ф. Шуберта в исполнении итальянского певца
Робертино Лоретти.
Как вы думаете, дело в религии? А в чем?
В ВЕРЕ и БЕЗВЕРИИ (на доске) И об этом тоже наш рассказ.
Чтение на фоне грамзаписи, т.е. сопоставление музыкального произведения с литературным основано на
ассоциации и требует особого такта, а от учеников – осознания общности настроения музыки, голоса и
фрагмента рассказа в понимании и переживании рождения чуда. А во время чтения слов “Но вдруг другие глаза
увидела старая женщина. Глаза, светлый лик… Возле них жизнь прожила. Глядела со стены Богородица. В ее
глазах – нежность, страдание и раздумье. И радость возвращения. Свет исцеляющий в потупленном взгляде
ее (На экран проецируется изображение Богородицы. Выбор остановлен на Пресвятой Богородице, т.к. все
краски, использованные для описания иконы Б.Екимовым, находим здесь; “Коричневый цвет и охристый,
золотистый…Багрец и лазурь…).
После чтения эпизода зададимся вопросом:
Разве то, что прочитано, и изумительный голос певца, и музыка, и изображение Богородицы не оказывают
удивительное действие на нашу душу, схожее с чудом?
(Выразительное чтение эпизода о возвращении Богородицы ученицей и учителем способствуют обострению
внимания, прививает любовь к вдумчивому чтению, воспитывает духовно богатую личность).
На доске:
"Земля круглая. Человек должен за чтото держаться, чтобы не соскользнуть" (В.Токарева)
Попробуем сопоставить только что прочитанный рассказ со словами Виктории Токаревой. Как связаны они
между собой?
Действительно, рассказ многому учит ребят, помогает понять очень важные истины, заставляет задуматься о
себе, о своих поступках, о близких и дорогих людях. Поэтому следующая часть урока – рассказы учащихся о
предметах (фотографиях, газетных статьях…), которые являются в домах некой святыней, реликвией, как
иконы в хатке бабы Надежи.
Рассказы учащихся помогают создать на уроке ситуацию душевного непокоя, т.е. личного переживания,
озабоченности. А так как учитель должен приходить на урок не с готовой истиной, не для того, чтобы
возвыситься над учениками, он тоже ищет свои ответы на поставленные вопросы. Поэтому дальше последует
рассказ самого учителя о своей бабушке, которую никогда не видела, но памятью о которой осталась в доме
реликвия – камари (серебряный пояс к осетинскому национальному костюму).
Девушки из фамилии надевают его один раз в жизни – в день своей свадьбы. – Действительно, писатель
Екимов подарил и мне радость возвращения дорогого человека, – завершает свой рассказ учитель.
На уроке не все учащиеся класса смогли высказаться, но у всех была возможность. А учитель видел понимающие
глаза ребят.
Такой доверительноискренний характер взаимоотношений учителя и учеников позволяет прийти к выводу о том,
что права Виктория Токарева, прав Борис Екимов: нам есть за что держаться, “чтобы не соскользнуть”.
Итак, какие общечеловеческие проблемы подняты в рассказе Бориса Екимова “Возвращение”, в котором нет
подробных описаний и воспоминаний, в котором мы отмечали лишь скупые фразы и штрихами очерченные
детали?
Еще раз обратим внимание учащихся на доску, где в процессе урока появились следующие записи:
о труде и тяготах жизни;
о юности и старости:
о добре – с кулаками или без;
о сострадании, милосердии, всепрощении;
о вере и безверии (о святости и грехе);
о земном и небесном;
об обыденности и о чуде
И все это о человеке и для человека.Борис Екимов хотел своим рассказом, я своим уроком, дети своим участием сказать, что у каждого из нас
должна быть своя Богородица, своя баба Надежа, своя святыня, свой Борис Екимов, чтобы жизнь наша была
“БОГАТА ЧЕЛОВЕКОМ”.
Так в процессе урока создаются условия для осмысления учащимися современных нравственных проблем. А
вместе с взрослением маленькой героини рассказа происходит духовнонравственное “взросление”
девятиклассников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Диалог № 61991год стр1519. “Самое прекрасное это наша жизнь. Беседа с писателем”
2. Учительская газета № 481997 год (11 ноября).
3. Волга № 111984 год стр162164.
4. Волга № 3 1988 год
5. Литературная Россия № 16 1991 г. Стр.9.
6. Литературное обозрение № 71980 г. Стр.3846.
7. Литературная газета № 12 1989 г.
8. Рассказы Бориса Екимова в периодических изданиях.