Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
5 кл—9 кл
05.10.2018
Данная статья- опыт работы учителя по духовно- нравственному воспитанию учащихся во внеурочное время.Читательский дневник, акция "Читаем детям о войне", работа с притчами ,экскурсии -то. что способно найти большой эмоциональный отлик в душе ребёнка и помогает воспитывать нраственные ценности у детей.
Духовно- нравственное воспитание во внеурочное время.docx
« «Духовно нравственное воспитание учащихся во внеурочное время».
Омар Хайям писал «: В этом тёмном мире считай истинным только духовное
богатство, ибо оно никогда не обесценится».
Я согласна с его высказыванием, действительно, только духовное богатство
никогда не обесценится.
Духовное воспитание это воспитание души, а это огромный труд, большая
работа над собой.
Уроки литературы – яркий пример воспитания духовности .
На уроках литературы , читая произведения, я всегда задаю вопрос : «Чем
произведение понравилось? Какой отлик оставило в душе ? Над чем ты
задумался, читая книгу? Чему научился? Что осталось непонятным для тебя?»
Учащимся сначала сложно отвечать на вопросы, но из урока в урок работа для
них становится интересной , и они с удовольствием делятся своими эмоциями. И
в следующий раз , когда они читают книгу, уже готовы к тем вопросам, которые
мы разбираем в ходе урока.
С целью воспитания духовности с 5 класса заводим с ребятами читательские
дневники, в которых учащиеся , записывая краткое содержание прочитанной
книги, отвечают на вопрос «:Что затронуло душу при чтении ?»
Список подбираю ,исходя из возраста, тематики.
Ребята ,читая книгу, выписывают понравившиеся цитаты, рисуют в читательском
дневнике, воспитывают свою душу, так как эта работа занимает много времени,
а самое главное, эта работа приносит результат. Читательский дневник
проверяется раз в месяц.
Опыт показывает, что многое зависит от учителя, от того, как он читает,
сопереживает героям, а дети, слушая чтение учителя, тоже начинают
вдумываться в прочитанное.
Например в 5 классе рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления» читаю всегда сама на
уроке целиком, чтобы создать эмоциональную атмосферу , а затем ребята
пишут отзыв.
Список для читательского дневника постоянно меняется, вывешивается на
стенде в классе; зависит от потребности учащихся, от их уровня развития,
иногда идёт от самих детей.
Например , список дополнительного чтения для учащихся 5 класса
рассказы Яковлева , Борис Полевой «Повесть о настоящем
человеке»,В.П.Катаев «Сын полка» ,Уальд О. «Мальчикзвезда»,Толстой А.Н.
«Золотой ключик, или приключения Буратино.», « Детство Никиты»,Шварц Е.Л.
«Золушка»,»Сказки народов мира». («Белоснежка и семь гномов.», «Бременские
музыканты». Др.) 6 класс К.В. Булычёв «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы»,
«Миллионы приключений», «Новые подвиги Геракла»
7 класс Рэй Брэдбери “Каникулы” А.П. Платонов “Юшка”, М.М. Зощенко “Беда”,
Л.Н. Андреев “Кусака»,Ф.А. Абрамов “О чём плачут лошади”,Е.И. Носов “Кукла”,
Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»,В.Беляев « Человек амфибия»,
«Голова профессора Доуэля», В. Бианки Рассказы ,.М. Твен «Принц и Нищий» ,
Е. И. Носов «Живое пламя», Ю. В. Бондарев «Простите нас»
8 класс Киз Дэниэл. Цветы для Элджернона И.Грекова. «Хозяева жизни» Б.
Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»
9 класс А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», И.Богомолов «В августе 44го»,
В.Быков «Сотников» , Л.Андреев «Ангелочек», В.Закруткин «Матерь
человеческая».
10 класс Солженицын А.И. «Молодняк»,«Абрикосовое варенье», Шукшин В.М.
Рассказы , Распутин В. «Живи и помни» , Васильев Б. «В списках не значился»,
11 класс А. Грин. «Алые паруса», Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький
принц».
Платонов А.П. «Взыскание погибших». Астафьев В.П «Последний поклон»,
«Печальный детектив»
Большое внимание в своей работе уделяю работе с притчами, это маленький
жанр литературы, способный вызвать большой эмоциональный отлик в душе
ребёнка.
Например при работе с притчей « Обижаться на оскорбления – примерять
лохмотья, которые нам кто –то швыряет» задаю вопросы: «Что такое обида?
Трудно ли простить обиду? Чему учит притча?»
Текст притчи обязательно должен быть у каждого ребёнка, предлагаю
прочитать её несколько раз. При первом чтении спрашиваю :о чём эта притча.
Учащиеся записывают в тетрадь тему причти, а потом размышляем вместе над
тем, чему учит притча, какие качества в человеке она воспитывает? В конце
урока вместе с ребятами составляем синквейн
Обида (тема синквейна)
Разъедающая, мучающая (два причастия, раскрывающие тему синквейна)
оскорбляет , обижает, ссорит (три глагола, характеризующие деятельность темы)
Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.
Прощение
Притча
Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма:
– Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!
В ответ на это Хайям лишь улыбнулся.
Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щеголь в шелковых
шароварах спросил Хайяма:
– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?
Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал:
– Идем со мной. Щеголь проследовал за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал
рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат.
Бросил его щеголю и сказал:
– Примерь, это тебе под стать.
Щеголь поймал халат, осмотрел его и возмутился:
– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное,
спятил! – и бросил халат обратно.
– Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же
и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.
Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.
На уроках работаем с такими притчами «Как мы строим свою жизнь», «Как
научится видеть во всем хорошее», «Простить себя», «Три сита» , «Инструменты
душевной гармонии», «Ценность внутри нас».
Небольшие по объёму тексты заставляют задуматься над многими проблемами,
заглянуть в свою душу и , конечно же, служат хорошим помощником в духовно –
нравственном воспитании .
С учащимися принимаем участие в международной акции «Читаем детям о
войне».
Каждый год выбираю произведение, которое читаю в классе, а затем в ходе
чтения ребята составляют вопросы, по которым работаем на следующих
уроках. Затем предлагаю список ,который нужно прочитать. Многие учащиеся с
удовольствием выполняют эту работу, в рамках этой акции смотрят фильмы о
войне , рисуют иллюстрации к прочитанной книге, учат наизусть стихи о войне.
По итогам акции учащиеся , принявшие активное участие, награждаются
грамотами, а в конце года получают диплом «Лучший читатель».
Поощрение за проделанную работу воспитывает у учащихся желание
трудиться, развиваться, вызывает интерес к себе как творческому человеку. Я
считаю этот этап обязательным в развитии духовности.
Большую роль в духовно – нравственном воспитании выполняют такая форма,
как экскурсия.
С учащимися побывали в Болгарах, Йошкар Оле, Петербурге, Казани, Свияжске,
съездили по памятным местам Ульяновска, посетили музей в Ундорах.
Такие путешествия обогащают душу, развивают толерантное отношение к
другим народностям, воспитывают интерес к культуре.
Духовнонравственное воспитание детей – важнейшая задача родителей и
учителей, эффективный способ привить современному ребенку нравственные
ценности в противовес зачастую негативному влиянию телевидения, СМИ и
Интернета.
Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время
Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время
Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время
Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.