Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время
Оценка 4.9

Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
5 кл—9 кл
05.10.2018
Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время
Данная статья- опыт работы учителя по духовно- нравственному воспитанию учащихся во внеурочное время.Читательский дневник, акция "Читаем детям о войне", работа с притчами ,экскурсии -то. что способно найти большой эмоциональный отлик в душе ребёнка и помогает воспитывать нраственные ценности у детей.
Духовно- нравственное воспитание во внеурочное время.docx
« «Духовно­ нравственное воспитание учащихся во внеурочное время». Омар Хайям писал «: В этом тёмном мире считай истинным только духовное  богатство, ибо оно никогда не обесценится». Я согласна с  его высказыванием, действительно, только духовное богатство  никогда не обесценится. Духовное воспитание ­ это воспитание души, а это огромный труд, большая  работа над собой.  Уроки литературы – яркий пример воспитания духовности .   На уроках литературы , читая произведения, я всегда задаю вопрос : «Чем  произведение понравилось? Какой отлик оставило  в душе ? Над чем ты  задумался, читая книгу?  Чему научился? Что осталось непонятным для тебя?»  Учащимся сначала сложно отвечать на вопросы, но из урока   в урок работа для  них становится интересной , и они   с удовольствием делятся своими эмоциями. И в следующий раз , когда они читают книгу, уже готовы  к тем вопросам, которые   мы разбираем  в ходе урока.  С целью воспитания духовности  с 5 класса  заводим с ребятами читательские  дневники, в которых учащиеся , записывая краткое содержание  прочитанной  книги, отвечают на вопрос «:Что затронуло  душу при чтении ?»   Список подбираю ,исходя из возраста, тематики.  Ребята ,читая книгу, выписывают понравившиеся цитаты, рисуют в читательском дневнике, воспитывают свою душу,  так как эта работа занимает много времени,  а самое главное, эта работа  приносит результат. Читательский дневник  проверяется раз в месяц. Опыт показывает, что  многое зависит от учителя, от того, как он читает,  сопереживает  героям, а дети, слушая чтение учителя, тоже   начинают  вдумываться  в прочитанное. Например в 5 классе рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления» читаю всегда сама на  уроке целиком, чтобы   создать   эмоциональную атмосферу , а затем  ребята  пишут  отзыв.  Список для читательского дневника постоянно меняется, вывешивается на  стенде  в классе; зависит от потребности учащихся, от их уровня  развития,  иногда идёт от самих детей. Например , список дополнительного чтения для учащихся 5 класса   рассказы Яковлева , Борис Полевой «Повесть о настоящем  человеке»,В.П.Катаев «Сын полка» ,Уальд О. «Мальчик­звезда»,Толстой А.Н.  «Золотой ключик, или приключения Буратино.», « Детство Никиты»,Шварц Е.Л.  «Золушка»,»Сказки народов мира». («Белоснежка и семь гномов.», «Бременские  музыканты». Др.) 6 класс К.В. Булычёв «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы»,  «Миллионы приключений», «Новые подвиги Геракла» 7 класс  Рэй Брэдбери “Каникулы” А.П. Платонов “Юшка”, М.М. Зощенко “Беда”,  Л.Н. Андреев “Кусака»,Ф.А. Абрамов “О чём плачут лошади”,Е.И. Носов “Кукла”,  Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»,В.Беляев « Человек­ амфибия»,  «Голова профессора Доуэля», В. Бианки Рассказы ,.М. Твен «Принц и Нищий» ,   Е. И. Носов «Живое пламя», Ю. В. Бондарев «Простите нас»    8 класс Киз Дэниэл. Цветы для Элджернона   И.Грекова. «Хозяева жизни»  Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»  9 класс  А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», И.Богомолов «В августе 44­го», В.Быков «Сотников» , Л.Андреев «Ангелочек», В.Закруткин «Матерь  человеческая». 10 класс Солженицын А.И. «Молодняк»,«Абрикосовое варенье»,  Шукшин В.М.  Рассказы , Распутин В. «Живи и помни» , Васильев Б. «В списках не значился»,  11 класс  А. Грин. «Алые паруса», Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький  принц». Платонов А.П.  «Взыскание погибших». Астафьев В.П «Последний поклон»,  «Печальный детектив»  Большое внимание  в своей работе уделяю работе  с притчами, это маленький  жанр литературы, способный вызвать большой эмоциональный отлик   в душе  ребёнка. Например при работе  с притчей « Обижаться на оскорбления – примерять  лохмотья, которые нам кто –то швыряет»  задаю вопросы: «Что такое обида?   Трудно ли простить обиду? Чему учит притча?» Текст притчи обязательно должен быть у каждого ребёнка,  предлагаю  прочитать её несколько раз. При первом чтении спрашиваю :о чём эта притча.  Учащиеся записывают в тетрадь тему причти, а потом размышляем вместе над  тем, чему учит притча, какие качества  в человеке она воспитывает? В конце  урока вместе  с ребятами составляем синквейн   Обида (тема синквейна) Разъедающая, мучающая (два причастия, раскрывающие тему синквейна) оскорбляет , обижает, ссорит (три глагола, характеризующие деятельность темы) Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.  Прощение  Притча  Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма:  – Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!  В ответ на это Хайям лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щеголь в шелковых  шароварах спросил Хайяма:  – Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?  Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал:  – Идем со мной. Щеголь проследовал за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал  рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат.  Бросил его щеголю и сказал:  – Примерь, это тебе под стать.  Щеголь поймал халат, осмотрел его и возмутился:  – Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное,  спятил! – и бросил халат обратно.  – Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют. На уроках работаем с такими притчами «Как мы строим свою жизнь», «Как  научится видеть во всем хорошее», «Простить себя», «Три сита» , «Инструменты  душевной  гармонии», «Ценность внутри нас».  Небольшие по объёму тексты заставляют задуматься над многими проблемами,  заглянуть  в свою душу и , конечно  же, служат хорошим помощником в духовно –  нравственном воспитании .  С учащимися принимаем участие  в международной акции «Читаем детям о  войне». Каждый год выбираю произведение, которое читаю в классе, а затем в ходе  чтения ребята составляют  вопросы, по которым работаем   на следующих  уроках. Затем предлагаю список ,который нужно прочитать. Многие учащиеся с  удовольствием выполняют эту работу, в рамках этой акции смотрят фильмы о  войне , рисуют иллюстрации к   прочитанной книге, учат  наизусть стихи о войне.    По итогам акции учащиеся , принявшие активное участие, награждаются  грамотами, а в конце года получают диплом  «Лучший читатель».  Поощрение  за проделанную работу воспитывает  у учащихся  желание  трудиться, развиваться, вызывает интерес к себе как творческому человеку. Я  считаю этот этап обязательным  в развитии духовности. Большую роль  в  духовно – нравственном воспитании  выполняют такая форма,  как  экскурсия.  С учащимися побывали в Болгарах, Йошкар­ Оле, Петербурге, Казани, Свияжске,  съездили по памятным местам Ульяновска, посетили музей в Ундорах. Такие путешествия обогащают  душу, развивают толерантное отношение   к  другим народностям, воспитывают  интерес к культуре. Духовно­нравственное воспитание детей – важнейшая задача родителей и  учителей, эффективный способ привить современному ребенку нравственные  ценности в противовес зачастую негативному влиянию телевидения, СМИ и  Интернета.

Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время

Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время

Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время

Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время

Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время

Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время

Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время

Духовно - нравственное воспитание во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2018