Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В этой связи особо актуальным на уроках литературы становится разговор о патриотизме, любви к Отечеству, мире и согласии в семье, в классе, в стране и во всём мире. Человек как личность не состоялся, если он не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя каждый. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Включение обсуждения проблем мира и войны, дружбы и солидарности в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание подростков в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг таких базовых национальных ценностей, как патриотизм, гражданственность, человечность, верность долгу.
Духовно-нравственные уроки «Слова о полку Игореве»
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации. В этой связи особо актуальным на уроках литературы становится разговор о
патриотизме, любви к Отечеству, мире и согласии в семье, в классе, в стране и во всём мире. Человек как
личность не состоялся, если он не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество,
Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя каждый. Знание наук и незнание
добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное
развитие.
Включение обсуждения проблем мира и войны, дружбы и солидарности в урочную деятельность интегрирует
духовнонравственное развитие и воспитание подростков в образовательный процесс, способствуя
концентрации содержания воспитания вокруг таких базовых национальных ценностей, как патриотизм,
гражданственность, человечность, верность долгу.
Изучая со школьниками “Слово о полку Игореве” в 9 классе, я уделяю особое внимание анализу идеи (призыв к
объединению, миру и согласию, что особо актуально в свете событий, происходящих на Украине в наше время).
Данная разработка урока с презентацией к нему поможет учителю организовать занятие, а ученикам
погрузиться в эпоху, с большей конкретностью представить описанные в “Слове” события и образы, в итоге
понять идею автора.
Учебник: Литература. 9класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. Авторысоставители: В.
Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский. – Москва: Просвещение, 2013 г.
Название раздела темы: “Древнерусская литература”.
Урок 1: история открытия “Слова о полку Игореве”, герои и события.
Урок 2: “Духовнонравственные уроки “Слова о полку Игореве”.
ЦЕЛЬ урока: сделать анализ “Слова о полку Игореве” с точки зрения идеи произведения (воспитание духовно
нравственных ценностей).
ЗАДАЧИ:
совершенствовать навыки анализа текса,
развивать универсальные учебные действия школьников.
развивать творческие способности учащихся,
воспитывать патриотизм и гуманность,
обеспечивать межпредметные и внутрипредметные связи (ИЗО, музыка, русский язык, история).
Цели деятельности учителя:
создать условия для рассуждений, предположений по вопросам: какие идеи высказывает автор “Слова”,
актуальны ли они сегодня, почему “Слово о полку Игореве” стало источником вдохновения для создания картин,
музыки, изучается по настоящее время;
способствовать воспитанию чувства патриотизма, формированию высоких ценностных ориентиров.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД: самоопределение, нравственная ориентация, способность к самооценке своих действий.
Предметные УУД: девятиклассники научатся анализировать прочитанный фрагмент текста, цитировать,
слушать и комментировать выступление товарища, обобщать собранный материал, делать выводы.
Метапредметные УУД: познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного
произведения, смысловое чтение;
регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил
речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: текст произведения, компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к “Слову”.
I. Постановка учебной задачи. Мотивация интереса (10 минут).
ХОД УРОКА
На доске слова Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” это Пушкин Х11 столетия”. Учитель обращает
внимание учащихся на запись и предлагает высказать предположения, почему Б. Рыбаков такого мнения.
Выступления учащихся, получивших опережающие задания, они демонстрируют презентации на темы: “Опера
Бородина “Князь Игорь” (слайды 812), “Слово о полку Игореве” в изобразительном искусстве” (слайды 1318),
“Слово о полку Игореве и А.С.Пушкин” (слайды 1923).
Учитель предлагает высказать предположения о том, почему интерес к “Слову о полку Игореве” не угасает.
II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач аналитического типа (25 минут).
Работа в группах.
1. Группа А (учащиеся с высоким уровнем интеллекта) характеристика князя Игоря (цитирование обязательно).
2. Группа Б (учащиеся с повышенным уровнем интеллекта) анализ “Золотого слова Святослава” (цитирование
обязательно).
3. Группа В (учащиеся с базовым уровнем интеллекта) анализ плача Ярославны (цитирование обязательно).
Деятельность учителя: наблюдает, не исправляет, но направляет к нужным выводам.
Выступления учащихся.
Группа А. Характеристика князя Игоря. Озвучивается подготовленная дома хронология похода (учащиеся
демонстрируют схемы, например: выступление в поход солнечное затмение решение к.Игоря продолжить
путь первый удачный бой сон второй бой плен жизнь у врагов побег возвращение в Путивль).
Выступающие отмечают самые яркие черты характера князя Игоря (цитирование обязательно) любовь к
Родине, смелость, решительность, чувство собственного достоинства.
Вывод: в образе князя Игоря воплощена идея любви к Родине, готовность отдать жизнь за свободу своего
народа (учащиеся всего класса делают запись в тетрадях).
Рефлексия. Ребята из других групп высказывают своё мнение о сути выступлений.
Группа Б. Анализ “золотого слова” Святослава. Выборочное чтение монолога Святослава и комментарий к нему:
гневная, эмоциональная речь (автор “Слова” употребляет множество восклицательных предложений и
экспрессивно окрашенной лексики – цитирование) осуждение разрозненности русских князей и страстный
призыв к объединению.
Вывод: в монологе Святослава главная идея “Слова” (учащиеся всего класса делают запись в тетрадях).
Рефлексия. Ребята из других групп высказывают своё мнение о сути выступлений.
Группа В. Анализ плача Ярославны: выборочное чтение и комментарий, характеристика ( верная, любящая
жена), учащиеся отмечают связь с фольклором (цитирование), эмоциональный тон Ярославны и средства его
передачи (экспрессивная лексика, эпитеты, метафоры, олицетворения, восклицательные предложения).
Вывод: Ярославна – идеал русской женщины (объясняют почему).
Рефлексия. Ребята из других групп высказывают своё мнение о сути выступлений.
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности (10минут).Учитель предлагает озвучить записанные выводы и обобщить, ответив на вопрос “Какие идеи несёт в себе
“Слово о полку Игореве”?
Далее внимание обращается на высказывание Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” это Пушкин ХII
столетия”; класс ещё раз рассуждает о том, почему Б.Рыбаков так сказал (А.С. Пушкин – великий гуманист,
“чувства добрые ... лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства:
любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей) . Учащиеся сравнивают предположения,
сделанные в начале урока.
Учитель напоминает ребятам о просмотренных презентациях и предлагает ответить на вопрос, почему интерес к
“Слову о полку Игореве” не угасает
(это произведение и сегодня воспитывает высокий патриотизм, призывает к миру и согласию).
Учащиеся сравнивают предположения, сделанные в начале урока. В заключение отвечают на вопрос, актуальны
ли проблемы и идеи “Слова...” в наши дни (да, актуальны, примеры из жизни).
ВЫВОД: проблемы и идеи “Слова о полку Игореве” актуальны и сегодня, потому что люди ещё не научились
жить без раздоров, во взаимоотношениях между ними находится место для предательства, трусости, бесчестия,
автор этого произведения призывает к единению, смелости, верности долгу, в этом суть духовнонравственных
уроков произведения (учащиеся делают запись в тетради).
Заключительный этап рефлексии: учитель предлагает сравнить тему урока и выводы, сделанные к окончанию
занятия, цитирует высказывание Д.Лихачёва: “Слово о полку Игореве” неиссякаемый источник, щедро
одаряющий тех, кто припадает к его живой воде. Познание “Слова” носит у нас всенародный характер, являя
собой прекрасное и волнующее, вечно живое явление отечественной культуры” (слайд 31).
Цель урока достигнута: учащимся сделали анализ “Слова о полку Игореве” с точки зрения идеи произведения
(воспитание духовнонравственных ценностей).
1V. Домашнее задание. Подготовить монологический ответ на тему “Нравственные уроки “Слова о полку
Игореве”.
ПРИМЕЧАНИЕ: проекты, презентации которых представили ребята, в доработанном виде будут вынесены на
районную научную конференцию в форме коллективного проекта с рабочим названием “Слово о полку Игореве”
в творчестве художников, музыкантов, писателей”.
ИСТОЧНИКИ
1. Древнерусская литература. М.: Дрофа: Вече, 2002 .
2. Лихачёв Д. “Слово о полку Игореве” героический пролог русской литературы”. Ленинград: “Художественная
литература”, 1967.
3. “Слово о полку Игореве” в гравюрах В. А. Фаворского. М.: Искусство, 1987 .
4. Третьякова М. “Русская музыка 19 века”. М.: Просвещение, 1976г.