Духовно-нравственные уроки «Слова о полку Игореве»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В этой связи особо актуальным на уроках литературы становится разговор о патриотизме, любви к Отечеству, мире и согласии в семье, в классе, в стране и во всём мире. Человек как личность не состоялся, если он не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя каждый. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Включение обсуждения проблем мира и войны, дружбы и солидарности в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание подростков в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг таких базовых национальных ценностей, как патриотизм, гражданственность, человечность, верность долгу.
Иконка файла материала Духовно-нравственные уроки.doc
Духовно-нравственные уроки «Слова о полку Игореве» Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный  гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за  настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального  народа Российской Федерации. В этой связи особо актуальным на уроках литературы становится разговор о  патриотизме, любви к Отечеству, мире и согласии в семье, в классе, в стране и во всём мире. Человек как  личность не состоялся, если он не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя каждый. Знание наук и незнание  добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное  развитие. Включение обсуждения проблем мира и войны, дружбы и солидарности в урочную деятельность интегрирует  духовно­нравственное развитие и воспитание подростков в образовательный процесс, способствуя  концентрации содержания воспитания вокруг таких базовых национальных ценностей, как патриотизм,  гражданственность, человечность, верность долгу. Изучая со школьниками “Слово о полку Игореве” в 9 классе, я уделяю особое внимание анализу идеи (призыв к  объединению, миру и согласию, что особо актуально в свете событий, происходящих на Украине в наше время). Данная разработка урока с презентацией к нему поможет учителю организовать занятие, а ученикам  погрузиться в эпоху, с большей конкретностью представить описанные в “Слове” события и образы, в итоге ­  понять идею автора. Учебник: Литература. 9класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. Авторы­составители: В.  Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский. – Москва: Просвещение, 2013 г. Название раздела темы: “Древнерусская литература”. Урок 1: история открытия “Слова о полку Игореве”, герои и события. Урок 2: “Духовно­нравственные уроки “Слова о полку Игореве”. ЦЕЛЬ урока: сделать анализ “Слова о полку Игореве” с точки зрения идеи произведения (воспитание духовно­ нравственных ценностей). ЗАДАЧИ: ­ совершенствовать навыки анализа текса, ­ развивать универсальные учебные действия школьников. ­ развивать творческие способности учащихся, ­ воспитывать патриотизм и гуманность, ­ обеспечивать межпредметные и внутрипредметные связи (ИЗО, музыка, русский язык, история). Цели деятельности учителя:  ­ создать условия для рассуждений, предположений по вопросам: какие идеи высказывает автор “Слова”,  актуальны ли они сегодня, почему “Слово о полку Игореве” стало источником вдохновения для создания картин,  музыки, изучается по настоящее время; ­ способствовать воспитанию чувства патриотизма, формированию высоких ценностных ориентиров. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные УУД: самоопределение, нравственная ориентация, способность к самооценке своих действий. Предметные УУД: девятиклассники научатся анализировать прочитанный фрагмент текста, цитировать,  слушать и комментировать выступление товарища, обобщать собранный материал, делать выводы. Метапредметные УУД:­ познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного  произведения, смысловое чтение; ­ регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция; ­ коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил  речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения. Средства обучения: текст произведения, компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к “Слову”. I. Постановка учебной задачи. Мотивация интереса (10 минут). ХОД УРОКА На доске слова Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” ­ это Пушкин Х11 столетия”. Учитель обращает  внимание учащихся на запись и предлагает высказать предположения, почему Б. Рыбаков такого мнения. Выступления учащихся, получивших опережающие задания, они демонстрируют презентации на темы: “Опера  Бородина “Князь Игорь” (слайды 8­12), “Слово о полку Игореве” в изобразительном искусстве” (слайды 13­18),  “Слово о полку Игореве и А.С.Пушкин” (слайды 19­23). Учитель предлагает высказать предположения о том, почему интерес к “Слову о полку Игореве” не угасает. II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач аналитического типа (25 минут). Работа в группах. 1. Группа А (учащиеся с высоким уровнем интеллекта) ­ характеристика князя Игоря (цитирование обязательно). 2. Группа Б (учащиеся с повышенным уровнем интеллекта) ­ анализ “Золотого слова Святослава” (цитирование  обязательно). 3. Группа В (учащиеся с базовым уровнем интеллекта) ­ анализ плача Ярославны (цитирование обязательно). Деятельность учителя: наблюдает, не исправляет, но направляет к нужным выводам. Выступления учащихся. Группа А. Характеристика князя Игоря. Озвучивается подготовленная дома хронология похода (учащиеся  демонстрируют схемы, например: выступление в поход ­­­ солнечное затмение ­­­ решение к.Игоря продолжить  путь ­­­ первый удачный бой ­­­ сон ­­­ второй бой ­­­ плен ­­­ жизнь у врагов ­­­ побег­­­ возвращение в Путивль). Выступающие отмечают самые яркие черты характера князя Игоря (цитирование обязательно) ­ любовь к  Родине, смелость, решительность, чувство собственного достоинства. Вывод: в образе князя Игоря воплощена идея любви к Родине, готовность отдать жизнь за свободу своего  народа (учащиеся всего класса делают запись в тетрадях). Рефлексия. Ребята из других групп высказывают своё мнение о сути выступлений. Группа Б. Анализ “золотого слова” Святослава. Выборочное чтение монолога Святослава и комментарий к нему:  гневная, эмоциональная речь (автор “Слова” употребляет множество восклицательных предложений и  экспрессивно окрашенной лексики – цитирование) ­ осуждение разрозненности русских князей и страстный  призыв к объединению. Вывод: в монологе Святослава главная идея “Слова” (учащиеся всего класса делают запись в тетрадях). Рефлексия. Ребята из других групп высказывают своё мнение о сути выступлений. Группа В. Анализ плача Ярославны: выборочное чтение и комментарий, характеристика ( верная, любящая  жена), учащиеся отмечают связь с фольклором (цитирование), эмоциональный тон Ярославны и средства его  передачи (экспрессивная лексика, эпитеты, метафоры, олицетворения, восклицательные предложения). Вывод: Ярославна – идеал русской женщины (объясняют почему). Рефлексия. Ребята из других групп высказывают своё мнение о сути выступлений. III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности (10минут).Учитель предлагает озвучить записанные выводы и обобщить, ответив на вопрос “Какие идеи несёт в себе  “Слово о полку Игореве”? Далее внимание обращается на высказывание Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” ­ это Пушкин ХII  столетия”; класс ещё раз рассуждает о том, почему Б.Рыбаков так сказал (А.С. Пушкин – великий гуманист,  “чувства добрые ... лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства:  любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей) . Учащиеся сравнивают предположения,  сделанные в начале урока. Учитель напоминает ребятам о просмотренных презентациях и предлагает ответить на вопрос, почему интерес к “Слову о полку Игореве” не угасает (это произведение и сегодня воспитывает высокий патриотизм, призывает к миру и согласию). Учащиеся сравнивают предположения, сделанные в начале урока. В заключение отвечают на вопрос, актуальны ли проблемы и идеи “Слова...” в наши дни (да, актуальны, примеры из жизни). ВЫВОД: проблемы и идеи “Слова о полку Игореве” актуальны и сегодня, потому что люди ещё не научились  жить без раздоров, во взаимоотношениях между ними находится место для предательства, трусости, бесчестия, автор этого произведения призывает к единению, смелости, верности долгу, в этом суть духовно­нравственных  уроков произведения (учащиеся делают запись в тетради). Заключительный этап рефлексии: учитель предлагает сравнить тему урока и выводы, сделанные к окончанию  занятия, цитирует высказывание Д.Лихачёва: “Слово о полку Игореве” ­ неиссякаемый источник, щедро  одаряющий тех, кто припадает к его живой воде. Познание “Слова” носит у нас всенародный характер, являя  собой прекрасное и волнующее, вечно живое явление отечественной культуры” (слайд 31). Цель урока достигнута: учащимся сделали анализ “Слова о полку Игореве” с точки зрения идеи произведения  (воспитание духовно­нравственных ценностей). 1V. Домашнее задание. Подготовить монологический ответ на тему “Нравственные уроки “Слова о полку  Игореве”. ПРИМЕЧАНИЕ: проекты, презентации которых представили ребята, в доработанном виде будут вынесены на  районную научную конференцию в форме коллективного проекта с рабочим названием “Слово о полку Игореве”  в творчестве художников, музыкантов, писателей”. ИСТОЧНИКИ 1. Древнерусская литература. ­ М.: Дрофа: Вече, 2002 . 2. Лихачёв Д. “Слово о полку Игореве” ­ героический пролог русской литературы”. ­ Ленинград: “Художественная литература”, 1967. 3. “Слово о полку Игореве” в гравюрах В. А. Фаворского. ­ М.: Искусство, 1987 . 4. Третьякова М. “Русская музыка 19 века”. ­ М.: Просвещение, 1976г.

Посмотрите также