Духовное и нравственное воспитание, развитие личности младших школьников во внеурочной деятельности.
МБОУ «СОШ№7» г. Ангарска,
учитель начальных классов Болотина О.Ю.
«Экология души и нравственное воспитание». 20 лет назад я выбрала тему для самообразования «Единство семьи и школы в воспитании младшего школьника». В то время взрослые стали отстраняться от детей потому, что стали больше работать и соответственно уставать, а дома хотелось покоя. Детям уделялось мало внимания и никто особо им не объяснял «что такое хорошо и что такое плохо». Стало понятно – падает духовная и нравственная культура. Какой человек и гражданин общества вырастит из маленького первоклассника? Мной была разработана тематика «Школы для родителей» на год. В процессе работы семьи строили «Пирамиды семейного счастья» и старались поддерживать традиции семьи. Свои наработки я использовала и спустя 4 года, когда снова набирала первый класс. И сейчас я могу сказать о том, что полностью удовлетворена проделанной работой, глядя на выпускников своих классов. Сделала вывод: учёным можешь ты не стать, а ЧЕЛОВЕКОМ быть обязан. И в этом немаловажную роль играет семья.
Семья – это среда, где человек должен учиться творить добро. В.Сухомлинский.
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем, что семья – это главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться взрослые. Сейчас свою внеурочную работу я строю по книге Лопатиной А. А, которая называется «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых». Книга включает 32 урока, в состав которых включены сказки, игры, задания и беседы. Они составлены таким образом, чтобы в работе участвовали не только дети, но и члены их семей.
Наряду с развитием нравственных взаимоотношений в семье на этих занятиях большое внимание уделяю творческому развитию личности ребёнка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.
Цели занятий: 1) улучшение взаимоотношений в семье; 2) воспитание в детях ответственного отношения к созданию своей будущей семьи; 3) установление тесного сотрудничества между общеобразовательным учреждением, учителем и семьёй; 4) восстановление нравственно-этических норм и традиций семейного уклада; 5) развитие у детей творческого восприятия семейных ценностей; 6) воспитание гармоничного видения мира.
Содержание занятий выстраиваю блоками: 1. Роль отца. Мамины руки. Сердце матери. 2. Мудрость отца. Наши родители. Братья и сёстры. 3. Воспитание в семье. Мудрая старость. Чудеса детства. 4. Дерево семьи. Школа семьи. Опора семьи.
Занятия построены следующим образом: работа по домашнему заданию; беседа по теме занятия. Перед беседой иногда использую цитаты известных людей. Например, к уроку по теме «Любовь мамы»: Н. Островский «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать». Тут же расширяем кругозор, знакомясь кратко с этими известными людьми и словами, значения которых неизвестны.
Чтение сказки или стихотворения. Можно прочитать учителю, может прочитать один подготовленный ученик или, распечатав текст, предложить прочитать самостоятельно.
Вопросы и задания к сказке.
Игра. Приведу пример к этапу «Игра». На занятии по теме «Подвиг матери» я делю учащихся на группы и раздаю карточки со словами: небо, земля, солнце, гора, звезда, океан, река и т.д. и прошу детей от имени этих слов придумать волшебный способ помощи маме в какой-либо сложной ситуации, например: дети боятся темноты; дети ленятся и плохо учатся; дети говорят неправду; дети грубят родителям и не слушаются их.
Каждая группа рассказывает, не называя себя, как поможет маме в данной ситуации. Остальные кто предложил эту помощь маме.
Письменная работа. К уроку «Семейная драгоценность» - нарисуйте вашу главную семейную драгоценность и расскажите о ней. К уроку «Наши родители» - мальчики пишут сочинение на тему: «Если когда-нибудь я стану папой, то…»; девочки пишут сочинение: «Если когда-нибудь я стану мамой, то…». К уроку «Мамин портрет» - составьте портрет своей мамы по вопросам и вопросы предлагаются. К уроку «Мудрость отца» - закройте глаза и представьте своего отца. Напишите всё, чем вы могли бы порадовать его. К уроку «Дерево семьи» - подумайте, какие дары необходимы вашей семье. Напишите план улучшения жизни в своей семье с помощью этих даров.
Рисунок. Когда дети выполняют эту творческую работу, ставлю музыкальное произведение. Задание к этому этапу может быть таким: с какими красками ассоциируются у вас дети и взрослые? Большими буквами напишите слова «ДЕТИ» и «ВЗРОСЛЫЕ» и раскрасьте их этими красками. Или нарисуйте цветок качеств хорошего отца. Каждый лепесток этого цветка – какое-либо качество характера. Нарисуйте (добрые, светлые, волшебные, нежные) материнские руки.
Задание на дом. Понаблюдай за мамой и запиши всё, что её руки делают за один день.
Расспроси своих близких о том, как во время войны и другие тяжёлые моменты жизни их мамы приходили к ним на помощь.
Представьте, что вы корреспондент газеты «Дети и родители» Возьмите интервью у своего отца и запишите его ( вопросы предлагаются).
Не все этапы могут входить в занятие. В урок может быть включён такой этап как «Творческое задание», когда ребята делятся на группы или работают в парах. Раздаются роли и ситуации для обдумывания и принятия решения. Например, на занятии «Счастливая семья» каждой группе из трёх человек (мама, папа и ребёнок) предлагается ситуация: в семье нет денег; в семье у кого-то неприятности; пропала собака и т.д. Группа должна придумать, как в той или иной ситуации должны поступить члены семьи, чтобы в семье сохранилось счастье. Некоторые этапы урока помогают учителю увидеть психологическую проблему ребёнка, атмосферу семьи и другие важные аспекты. В воспитании духовно-нравственной личности я также использую и другую литературу. Например: «600 творческих игр для больших и маленьких» книга, которая включает в себя познание себя; учимся доброте; красота природы; моя семья и другие темы. «Начала мудрости». 50 уроков о добрых качествах.
Для занятий с детьми среднего возраста рекомендую книгу «Ступени мудрости». А для занятий с детьми старшего возраста книгу «Вершины мудрости».
В результате данной работы улучшаются взаимоотношения в семьях; у родителей появляется более сознательное отношение к проблемам воспитания; наблюдается рост творческой активности детей. (Дети принимают участие во многих региональных и муниципальных конкурсах, занимают призовые места и в этом им помогают родители, бабушки и дедушки.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.