Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» округа Муром Владимирской области
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности
«Юный журналист»
для учащихся начальной школы
Леушкина О.Г.,
учитель начальных классов
высшей категории;
Майорова О.Ф.,
учитель начальных классов
высшей категории;
МБОУ СОШ №2
Пояснительная записка
Нормативную основу разработки программы «Юный журналист» составили:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенция о правах ребёнка;
-Положение о программах дополнительного образования детей (дополнительных образовательных программах);
- Положение о детских объединениях;
- Устав школы.
Актуальность
В современном мире всё более важное значение приобретает умение ориентироваться в огромном потоке информации. Телевидение, радио, телефонные коммуникации, глобальные компьютерные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни. Информационное поле, в котором находятся наши дети, его стремительная изменчивость, заставляет нас, педагогов, задумываться над методами создания таких условий в образовательном пространстве школы, при которых активно формируются не только предметные знания, но и метапредметные умения. Сегодня для того, чтобы быть успешным, выпускник должен обладать способностью из большого количества информационных источников выбрать наиболее рациональные и достоверные, извлечь из огромного потока информации только необходимую, суметь её проанализировать, обобщить, интерпретировать, творчески переработать, видеть скрытую информацию и двусмысленность утверждений. В связи с этим требуется новый подход к формам работы с детьми. Включение в учебные предметы метатем, разработка и внедрение метакурсов в учебную программу, создание в образовательном пространстве школы метапредметных площадок – это способы организации деятельности учащихся, которые направлены на достижение этой задачи. Занятия журналистикой, являясь такой метапредметной площадкой, в полной мере отвечают вышеперечисленным требованиям.
Практическая значимость
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить в той или иной жизненной ситуации. Работа по программе дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Связь с другими программами по данному направлению
Программа является первой ступенью формирования основ журналистского творчества, и будет иметь своё продолжение и развитие в среднем и старшем звене в рамках авторской программы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 Парусовой И.Н. «Юный журналист».
Также данная программа может быть реализована как новая образовательная технология в обучении детей русскому языку в разделе «Развитие речи».
Так как в процессе реализации программы предполагается выпуск учащимися печатного издания, то формирование рубрик, которые создаются на занятиях совместно с детьми, обеспечивает её связь практически со всеми общеобразовательными программами, предусмотренными учебным планом.
Новизна
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, на учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов.
Также программа направлена на создание условий для первичного профессионального самоопределения учащихся начальных классов в области журналистики.
Программа является авторской разработкой учителей начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Ольги Генриховны Леушкиной и Ольги Фёдоровны Майоровой.
Цель программы:
создание условий для самопознания, социальной и творческой самореализации учащихся, их интеллектуального совершенствования.
Задачи:
- дать первичное представление о профессиональной деятельности журналиста, основах журналистской культуры через включение обучающихся в разнообразные виды деятельности;
- создать условия для формирования универсальных учебных действий (развивать творческие, коммуникативные и организаторские способности ребят, личностную и эмоционально-ценностную сферы и т.д.), необходимых для решения проблемных ситуаций в изучаемой сфере деятельности;
- содействовать развитию навыков делового общения, умения вести конструктивный диалог, публично выступать, ясно излагать свои мысли на бумаге;
- способствовать продуктивному использованию и преобразованию информационных ресурсов.
Отличительные особенности программы
В основу курса положены:
· тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
· обучение в порядке постепенного усложнения материала;
· построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата;
· взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей;
· построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий;
· построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т. е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность;
· создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: партнёрские отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.
Программа «Юный журналист» реализуется в четыре этапа по годам обучения в начальной школе.
1 год. Цель: развитие коммуникативных навыков. Учимся общаться между собой, в паре, в группах, с людьми разных возрастных категорий, разной степени знакомства. Основной вид деятельности – игровой.
2 год. Цель: работа с информацией. Учимся добывать информацию из различных источников: печатных, Интернет, через интервью, с помощью собственных наблюдений. Знакомство с доступными видами фиксирования информации: зарисовки, фотографии, коллажи, устные рассказы, мини-сочинения.
3 год. Цель: работа с текстом. Учимся различать жанры журналистики, анализировать детские печатные издания, составлять собственные тексты, классифицировать и объединять их по тематике, оформлять книжки – малышки, книжки – раскладушки, стенные газеты, устные журналы.
В течение первых трёх лет педагог, являясь руководителем кружка, берёт на себя функции главного редактора и на основе собранной детьми информации, привлекая к данной деятельности родителей, ведёт выпуск электронной и печатной версии журнала (газеты).
4 год. Цель: работа над самостоятельным выпуском печатного издания. Знакомимся с профессиональными обязанностями людей, работающих в издательстве, примеряем на себя различные профессиональные роли. Учимся оформлять электронную версию журнала (газеты), работаем над выпуском печатного издания.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы (1-4 классы). Программа первого класса является пропедевтической в силу возрастных особенностей детей.
Возраст детей и сроки реализации.
Программа расчитана на 4 года
первый год обучения – учащиеся первого класса;
второй год обучения – учащиеся второго класса;
третий год обучения - учащиеся третьего класса;
четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса.
Режим занятий (в рамках внеурочной деятельности) – 2 часа в неделю, в год - 66 часов в первом классе, по 68 часов во 2-4 классах. Работа проводится в группе до 15 человек. Набор в группу свободный.
Ожидаемые результаты по освоению универсальных учебных действий
В результате изучения курса «Юный журналист» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.
личностные |
метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
предметные |
- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты (журнала); - получение возможности проявлять инициативу в принятии решений; - понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.
|
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
|
- познакомятся с основными терминами журналистики; - приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций; - получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации; - приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты; - приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - научатся давать самооценку результатам своего труда; - приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений; - приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты; - научатся работать над выполнением задания редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта; - научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им; - поймут, на доступном младшему школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; - приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
|
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Методами мониторинга являются анкетирование, тестирование, наблюдение, социометрия.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, способностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.(Приложение 1).
В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников.
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты /журнала (по мере поступления информации о событиях в школьной жизни). Педагог на разных этапах этой практической деятельности выполняет разные функции (организатор, помощник, куратор) и имеет возможность методом наблюдения отследить и оценить степень сформированности полученных умений и самостоятельности учащихся.
Каждый член объединения ведет «Портфель достижений», в котором фиксируют свои результаты: ведется словарь профессиональных терминов, вносятся основные теоретические сведения, делаются заметки о личном участии в работе объединения, собираются творческие работы (рисунки, коллажи, статьи, авторские стихи, рассказы, сказки и др.), дипломы, грамоты и фотографии.
Одним из способов отслеживания результатов творческой деятельности является участие детей в различных конкурсах для юных журналистов.
Учебно-тематический план
1 класс
№п\п |
Тема
|
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Зачем люди читают газеты и журналы? |
1 |
|
2. |
Детская периодическая печать. Журналы. |
1 |
|
3. |
Пресс - обзор. Мой любимый журнал. |
|
1 |
4. |
Детская периодическая печать. Газеты. |
1 |
|
5. |
Пресс - обзор. Моя любимая газета. |
|
1 |
6. |
Твой друг - газета. |
1 |
1 |
7. |
Творческий проект «Образ слова». |
|
2 |
8. |
Профессия журналиста как средство обеспечения людей информацией. |
1 |
1 |
9. |
Для чего журналисту речь. |
1 |
1 |
10. |
Речь устная и письменная. |
1 |
1 |
11. |
Выразительность речи. |
1 |
1 |
12. |
Культура речевого поведения. Слова приветствия и прощания. |
1 |
1 |
13. |
Культура речевого поведения. Слова благодарности. |
1 |
1 |
14. |
Культура речевого поведения. Различные формы выражения извинения. |
1 |
1 |
15. |
Культура речевого поведения. Обращение с просьбой. |
1 |
1 |
16. |
Культура речевого поведения. Умение разговаривать по телефону. |
1 |
1 |
17. |
Культура поведения во время разговора. |
1 |
1 |
18. |
Творческий проект по итогам темы «Культура речевого поведения». Праздник «Поделись красотой души». |
|
2 |
19. |
Правильность речи. Активный и пассивный словарь. |
1 |
1 |
20. |
Толковый словарь – твой друг и помощник. |
1 |
1 |
21. |
Выделение в тексте непонятных слов. |
|
1 |
22. |
Слова – друзья и слова – «наоборотки». |
1 |
1 |
23. |
Редактирование текста. |
1 |
2 |
24. |
Сочиняем устный рассказ с опорой на картинку. |
|
1 |
25. |
Проект «Сочиняем сказку». |
|
2 |
26. |
Надо ли учиться задавать вопросы? |
1 |
4 |
27. |
Встреча с интересными людьми. |
|
4 |
28. |
Как люди выражают свои мысли и чувства. |
1 |
1
|
29. |
Зарисовка по заданному сюжету. |
|
1 |
30. |
Учимся работать в команде. Правила сотрудничества. |
2 |
|
31. |
Деловая игра «Строим дом». |
|
1 |
32. |
Деловая игра «Цветок примирения». |
|
1 |
33. |
Деловая игра «Полезное дело». |
|
1 |
34. |
Деловая игра «Стоп - кадр». |
|
1 |
35. |
Деловая игра «Плохое - хорошее». |
|
1 |
36. |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
Итого |
23 |
41 |
|
Всего |
64 |
Содержание занятий
№ п/п |
Тема |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Зачем люди читают газеты и журналы? |
Знакомство друг с другом, журналистикой, обсуждение названия журнала. |
|
2. |
Детская периодическая печать. Журналы. |
Рассматривание разных видов журналов, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании. |
|
3. |
Пресс - обзор. Мой любимый журнал. |
|
Рассказы детей о печатном издании по выбору. |
4. |
Детская периодическая печать. Газеты. |
Рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании. |
|
5. |
Пресс - обзор. Моя любимая газета. |
|
Рассказы детей о печатном издании по выбору. |
6. |
Твой друг - газета. |
Знакомство с детской периодической печатью. Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. |
Экскурсия в школьную библиотеку. Обзор номеров школьной газеты старшеклассников. |
7. |
Творческий проект «Образ слова». |
|
Работа над проектом. Презентация работ учащихся. |
8. |
Профессия журналиста как средство обеспечения людей информацией. |
Формирование элементарных представлений о профессии журналиста. |
Деловая игра «Хочу быть журналистом». |
9. |
Для чего журналисту речь. |
Речь как средство общения. Качество речи журналиста: правильность, точность, логичность, выразительность, богатство, уместность, чистота. |
Деловая игра. Моделирование ситуаций общения. Инсценировка. |
10. |
Речь устная и письменная. |
Знакомство с формами языковых средств. Формирование начальных сведений о понятиях «речь письменная и устная». Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Мимика и жесты в устной речи. Отличия устного и письменного общения. |
Составление и оформление предложений в устной и письменной форме. |
11. |
Выразительность речи. |
Выразительность речи как способ вызывать интерес, поддерживать внимание у собеседника. Условия формирования выразительности: знание разнообразных по значению слов, фразеологизмов и их синонимов; знание этикетных формул и применение их в различных жизненных ситуациях; чуткость, доброжелательность, уважение в отношениях с людьми.
|
Практическая работа по использованию выразительных средств языка. |
12. |
Культура речевого поведения. Слова приветствия и прощания. |
Речевой этикет. Ознакомление с правилами языкового поведения в конкретной ситуации. Влияние на использование речевого этикета возраста участников речевого акта, их социального статуса, характера отношений между ними, времени и места речевого взаимодействия. |
Составление «Словаря вежливого журналиста». |
13. |
Культура речевого поведения. Слова благодарности. |
Речевой этикет. Ознакомление с правилами языкового поведения в конкретной ситуации. Влияние на использование речевого этикета возраста участников речевого акта, их социального статуса, характера отношений между ними, времени и места речевого взаимодействия. |
Составление «Словаря вежливого журналиста». |
14. |
Культура речевого поведения. Различные формы выражения извинения. |
Речевой этикет. Ознакомление с правилами языкового поведения в конкретной ситуации. Влияние на использование речевого этикета возраста участников речевого акта, их социального статуса, характера отношений между ними, времени и места речевого взаимодействия. |
Составление «Словаря вежливого журналиста». |
15. |
Культура речевого поведения. Обращение с просьбой. |
Речевой этикет. Ознакомление с правилами языкового поведения в конкретной ситуации. Влияние на использование речевого этикета возраста участников речевого акта, их социального статуса, характера отношений между ними, времени и места речевого взаимодействия. |
Составление «Словаря вежливого журналиста». |
16. |
Культура речевого поведения. Умение разговаривать по телефону. |
Правила речевого этикета в ситуации телефонного разговора. |
Деловая игра. Моделирование ситуации телефонного разговора. |
17. |
Культура поведения во время разговора. |
Этика общения. Формирование навыка общения в соответствии с общепринятыми нормами. Влияние правил поведения во время разговора на результат работы журналиста. |
Деловая игра. Моделирование ситуаций общения. Инсценировка. |
18. |
Творческий проект по итогам темы «Культура речевого поведения». Праздник «Поделись красотой души». |
|
Работа над проектом. Презентация работ учащихся. |
19. |
Правильность речи. Активный и пассивный словарь. |
Понятие о правильности как опорном коммуникативном качестве речи. Культурная ценность нормы и её жизненно важная необходимость. Формирование первичных представлений об активном и пассивном словаре человека. Богатство речи как показатель большого активного запаса слов. |
Деловая игра «Говорим правильно». |
20. |
Толковый словарь – твой друг и помощник. |
Знакомство с толковыми словарями В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, С.И. Ожегова. Формирование умения и потребности пользоваться толковыми словарями. |
Библиотечный урок. Выполнение заданий, развивающих умение пользоваться толковым словарём. |
21. |
Выделение в тексте непонятных слов. |
|
Практическая работа с текстом. |
22. |
Слова – друзья и слова – «наоборотки». |
Формирование первичного представления о синонимах и антонимах, их значении в речи. |
Практическая работа по использованию синонимов и антонимов в речи. |
23. |
Редактирование текста. |
Приёмы редактирования текста: вставка, замена слова, словосочетания, исключение ненужного и т.д..
|
Упражнение на умение вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.
|
24. |
Сочиняем устный рассказ с опорой на картинку. |
|
Составление рассказа по картине или по серии картинок. |
25. |
Проект «Сочиняем сказку». |
|
Работа над проектом. Изготовление книжек – малышек, книжек – раскладушек. Презентация проектов. |
26. |
Надо ли учиться задавать вопросы? |
Правила составления вопросительных предложений. Виды вопросов. Культура речи: корректные и некорректные вопросы. |
Тренинг «Умение задавать вопросы».
|
27. |
Встреча с интересными людьми. |
|
Встреча с людьми разных профессий с целью развития умения у учащихся задавать вопросы. |
28. |
Как люди выражают свои мысли и чувства? |
Знакомство с различными способами общения и самовыражения людей: СМИ, кино и литература, театр и т.д. |
Экскурсия в ДК |
29. |
Зарисовка по заданному сюжету |
|
Наблюдение за многозначностью слова «зарисовка» (рисунок – набросок или небольшой рассказ). Выполнения зарисовки (рисунка) на заданную тему. |
30. |
Учимся работать в команде. Правила сотрудничества. |
Составление правил взаимодействия при работе в группе. |
|
31. |
Деловая игра «Строим дом». |
|
Выполнения задания с использованием правил сотрудничества. |
32. |
Деловая игра «Цветок примирения». |
|
Выполнения задания с использованием правил сотрудничества. |
33. |
Деловая игра «Полезное дело». |
|
Выполнения задания с использованием правил сотрудничества. |
34. |
Деловая игра «Стоп - кадр». |
|
Выполнения задания с использованием правил сотрудничества. |
35. |
Деловая игра «Плохое - хорошее». |
|
Выполнения задания с использованием правил сотрудничества. |
36. |
Итоговое занятие. |
Подведение итогов занятий за год. |
|
2 класс
№п/п |
Тема
|
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. |
1 |
|
2. |
Что такое информация? |
1 |
1 |
3. |
Коллаж «Расскажи мне о себе». |
|
2 |
4. |
Знакомство с различными видами СМИ. |
2 |
|
5. |
Виды периодической печати. |
1 |
|
6. |
Обзор прессы. |
|
2 |
7. |
Детские писатели на страницах газет и журналов. |
3 |
|
8. |
Ваши ровесники на страницах детской прессы. |
1 |
1 |
9. |
Знай, на что смотреть (выбор актуальной информации). |
1 |
1 |
10. |
Знакомство с понятием «газетный язык». Статья – основной жанр журналистики. |
1 |
1 |
11. |
Способы сбора информации. |
1 |
|
12. |
Интервью. |
1 |
4 |
13. |
Встреча с интересным человеком. |
|
1 |
14. |
Анкетирование и опрос общественного мнения. |
1 |
1 |
15. |
Практическая работа «Нужна ли начальной школе своя газета?» |
|
2 |
16. |
Работа с корреспонденцией. |
1 |
1 |
17. |
Ролевая игра «Репортер на месте событий». |
|
2 |
18. |
Способы фиксирования информации. Зарисовка на тему. |
1 |
2 |
19. |
Мастерская информационных газетных жанров. |
1 |
1 |
20. |
Заметка. |
1 |
1 |
21. |
Репортаж. |
1 |
1 |
22. |
Проект «Репортаж о…». |
|
2 |
23. |
Экскурсия на почту. |
|
1 |
24. |
Отчёт. |
1 |
1 |
25. |
Культура речи. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. |
|
4 |
26. |
Культура речи. Речевые ошибки в тексте сообщения. |
|
4 |
27. |
Деловая игра «По заданию редакции...» |
|
2 |
28. |
Профессия фотокорреспондент. |
1 |
|
29. |
Игра «Мир глазами фоторепортёра» |
|
1 |
30. |
Фото проект «Один школьный день». |
|
2 |
31. |
Встреча с издателями школьной газеты старшеклассников. |
|
1 |
32. |
Создание проекта устной презентации школьного печатного издания. |
|
4 |
33. |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
Итого |
22 |
46 |
|
Всего |
68 |
Содержание занятий
№п\п |
Тема |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. |
Ознакомление с планом работы на год, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила техники безопасности. Решение организационных вопросов.
|
|
2. |
Что такое информация? |
Информация и ее основные черты. Познакомить с типами и правилами построения информации. Раскрыть формы подачи информации. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
|
Деловая игра «Горячие новости» (конкурс на самый интересный факт). |
3. |
Коллаж «Расскажи мне о себе». |
|
Знакомство с понятием «коллаж». Составление коллажа. |
4. |
Знакомство с различными видами СМИ. |
Что такое средства массовой информации? Виды СМИ: периодическая печать, телевидение, радио, Интернет. Их особенности. |
|
5. |
Виды периодической печати. |
Классификация периодической печати по тематике: развлекательные, научно – популярные, профессиональные и др. |
|
6. |
Обзор прессы. |
|
Обсуждение материалов периодической печати. Нравственные вопросы в прессе. Обзор газет. Чему надо уделять внимание.
|
7. |
Детские писатели на страницах газет и журналов. |
Знакомство с жизнью и творчеством детских писателей, чьи произведения были напечатаны на страницах детской прессы. |
|
8. |
Ваши ровесники на страницах детской прессы. |
Дети – корреспонденты. Знакомство с детским творчеством на страницах газет и журналов. |
«Проба пера». Составление коротких статей, заметок, стишков, потешек, загадок и т.д. |
9. |
Знай, на что смотреть (выбор актуальной информации). |
Как определить актуальность темы. |
Деловая игра «Это интересно». |
10. |
Знакомство с понятием «газетный язык». Статья – основной жанр журналистики. |
Роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. |
Совместная работа над статьёй на заданную тему. |
11. |
Способы сбора информации. |
Знакомство со способами сбора информации. Источник информации. Достоверность информации. Наблюдение как способ сбора информации. |
|
12. |
Интервью. |
Особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью. |
Тренинг «Умение задавать вопросы». Типы вопросов: информационные, на эмоции, на сравнение, на воображение, проблемные. Ролевая игра «Журналист берет интервью». Положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации. |
13. |
Встреча с интересным человеком. |
|
Организация и проведение интервью. |
14. |
Анкетирование и опрос общественного мнения. |
Правила составления анкет и проведения опросов общественного мнения. |
Тренинг «Умение задавать вопросы». Составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам. |
15. |
Практическая работа «Нужна ли начальной школе своя газета?» |
|
Составление анкеты и опросного листа для изучения общественного мнения. Анализ полученных ответов. |
16. |
Работа с корреспонденцией. |
Корреспонденция – обратная связь журналиста с читателем. Письмо как журналистский жанр.
|
Практическая работа: обработка корреспонденции. |
17. |
Ролевая игра «Репортер на месте событий». |
|
Моделирование ситуации. Инсценировка. |
18. |
Способы фиксирования информации. Зарисовка на тему. |
Зарисовка как обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях. |
«Проба пера». Самостоятельная зарисовка на тему. |
19. |
Мастерская информационных газетных жанров. |
Знакомство с новыми газетными жанрами, их особенностями, различиями. |
Анализ текстов с точки зрения жанровой принадлежности. |
20. |
Заметка. |
Заметка как один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. |
Анализ текстов с точки зрения жанровой принадлежности. «Проба пера» - совместное написание заметки, анализ работы, попытка самостоятельной работы над заметкой. |
21. |
Репортаж. |
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. |
Анализ текстов с точки зрения жанровой принадлежности. «Проба пера» - самостоятельная работа над репортажем в группах. |
22. |
Проект «Репортаж о … » |
|
Посещение общешкольного мероприятия с целью освещения его в периодической печати. |
23. |
Экскурсия на почту. |
|
Как письма читателей попадают в редакцию? Посещение ближайшего почтового отделения. |
24. |
Отчёт. |
Отчёт — развернутое информационное сообщение о событии. Виды отчета: информационный и творческий. |
Подготовка и презентация творческого отчёта об экскурсии. |
25. |
Культура речи. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. |
|
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Подбор лексики на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова». Поиск в газетных и журнальных публикациях примеров употребления научной, устаревшей, профессиональной лексики. Работа над проектом «Об этом слове хочется рассказать». |
26. |
Культура речи. Речевые ошибки в тексте сообщения. |
|
Редакторское дело: редактура, корректура, исправление речевых ошибок. |
27. |
Деловая игра «По заданию редакции...»
|
|
Работа в группах: подготовка материала для печатного издания. |
28. |
Профессия фотокорреспондент. |
Фотокорреспондент - фотограф, работающий в жанре репортажа и снабжающий своими снимками периодическое издание. Профессиональные обязанности и оснащение фотокорреспондента. |
|
29. |
Игра «Мир глазами фоторепортёра» |
|
Перечислить несколько событий, достойных, по мнению детей, объектива фоторепортёра. Игра «Стоп-кадр». Фотосъёмка на тему. |
30. |
Фото проект «Один школьный день». |
|
Работа над проектом. Презентация работ учащихся. |
31. |
Встреча с издателями школьной газеты старшеклассников. |
|
Тренинг «Учимся задавать вопросы». Беседа с издателями школьной газеты. |
32. |
Создание проекта устной презентации школьного печатного издания.
|
|
Работа над проектом. Презентация работ учащихся. |
33. |
Итоговое занятие. |
Подведение итогов занятий за год. Просмотр лучших работ.
|
|
3 класс
№п\п |
Тема
|
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. |
1 |
|
2. |
История журналистики в России. |
2 |
|
3. |
Экскурсия в историко – художественный музей. |
|
1 |
4. |
Жанры литературы. Рассказы, сказки. |
1 |
1 |
5. |
Жанры литературы. Сказка, быль. |
1 |
1 |
6. |
Портретная характеристика любимого героя. |
1 |
1 |
7. |
Жанровое разнообразие. Газетно-журнальные жанры. |
2 |
|
8. |
Принципы деления на жанры. |
1 |
1 |
9. |
Информационные жанры: новость, заметка, отчет, репортаж, опрос. |
2 |
2 |
10. |
Аналитические жанры: комментарий, обозрение, рецензия. |
2 |
2 |
11. |
Публицистические жанры: зарисовка, история, очерк. |
2 |
2 |
12. |
Шоу-жанры. |
2 |
2 |
13. |
Эпистолярный жанр. |
2 |
2 |
14. |
Мастерская жанров. Деловая игра «Узнай жанр». |
|
1 |
15. |
Стихотворение. |
1 |
1 |
16. |
Ритм и рифма. Учимся писать стихи. |
1 |
3 |
17. |
Творческий проект «Проба пера». |
|
2 |
18. |
Культура письменной речи. Тезисы и конспекты. |
1 |
1 |
19. |
Газетный язык. Требования к языку СМИ. |
1 |
|
20. |
Выразительные средства газетного языка. Эпитеты и метафоры. |
1 |
2 |
21. |
Выразительные средства газетного языка. Фразеологизмы. |
1 |
2 |
22. |
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. |
1 |
3 |
23. |
Словари, справочники, их тематика и использование в газете. |
1 |
1 |
24. |
Редактирование готового текста. |
|
2 |
25. |
Встреча с интересным человеком. |
|
2 |
26. |
Создание стенгазеты по материалам, собранным в течение учебного года. |
|
4 |
27. |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
Итого |
28 |
40 |
|
Всего |
68 |
Содержание занятий
№п\п |
Тема |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. |
Ознакомление с планом работы на год, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила техники безопасности. Решение организационных вопросов. |
|
2. |
История журналистики в России. |
Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную жизнь в России. |
|
3. |
Экскурсия в историко – художественный музей. |
|
Изучение истории книгопечатания и создания периодической печати в рамках музейной экспозиции. |
4. |
Жанры литературы. Рассказы, сказки. |
Жанровое многообразие литературы. Сходства и различия рассказов и сказок. Правила построения повествовательного текста. Выразительные средства языка. |
Представление учащимися своих любимых произведений в жанре рассказа или сказки. Сочинение рассказов и сказок. |
5. |
Жанры литературы. Сказка, быль. |
Жанровое многообразие литературы. Сходства и различия сказки и были. Правила построения повествовательного текста. Выразительные средства языка. |
Представление учащимися своих любимых произведений в жанре были или сказки. Устное сочинение текста в жанре быль. |
6. |
Портретная характеристика любимого героя. |
Составление плана текста – описания литературного героя. |
Составление портретной характеристики любимого героя. |
7. |
Жанровое разнообразие. Газетно-журнальные жанры. |
Познакомить детей с жанрами газетной журналистики. |
|
8. |
Принципы деления на жанры. |
Классификация жанров: информационные, аналитические, публицистические. |
Обзор газет и журналов, практикум. |
9. |
Информационные жанры: новость, заметка, отчет, репортаж, опрос. |
Характерные особенности жанров информационного характера. Анализ готового газетного материала. |
Упражнение в написании текстов разных жанров. |
10. |
Аналитические жанры: комментарий, обозрение, рецензия. |
Характерные особенности жанров аналитического характера. Анализ готового газетного материала. |
Упражнение в написании текстов разных жанров. |
11. |
Публицистические жанры: зарисовка, история, очерк. |
Характерные особенности жанров публицистического характера. Анализ готового газетного материала. |
Упражнение в написании текстов разных жанров. |
12. |
Шоу-жанры. |
Фельетоны, анекдоты, игры, конкурсы, викторины, кроссворды, шарады. Анализ детской прессы. |
Упражнение в написании текстов разных жанров. Придумать конкурс в очередной номер журнала. |
13. |
Эпистолярный жанр. |
Письмо – предложение, письмо – отклик, письмо – жалоба, письмо – вопрос, письмо – ответ. |
Упражнение в написании текстов разных жанров. Создание текста письма в школьную газету на злободневную тему. Составление ответа на письмо в редакцию. |
14. |
Мастерская жанров. Деловая игра «Узнай жанр». |
|
Поиск в газетах и журналах примеров публикаций того или иного жанра. Объяснение признаков, по которым определили принадлежность к тому или другому жанру. Конкурс журналистского мастерства: описание одного из школьных мероприятий средствами одного из изученных жанров. |
15. |
Стихотворение. |
Что такое стихотворение? Тема и интонационный рисунок стихотворения. Способы выражения отношения автора к героям и событиям. |
Подбор стихотворений в газету. |
16. |
Ритм и рифма. Учимся писать стихи. |
Законы поэзии. Понятие о ритме и рифме. |
«Проба пера»: подбор рифмы, написание небольших стихотворных текстов. |
17. |
Творческий проект «Проба пера». |
|
Самостоятельное написание небольших стихов. |
18. |
Культура письменной речи. Тезисы и конспекты. |
Методы обработки информации: выписки, цитаты, конспекты. Роль вступления. Части текста. Основная мысль. Тезис. |
Работа с текстом. Составление тезисов и конспекта. |
19.
|
Газетный язык. Требования к языку СМИ. |
Роль и значение культуры речи в СМИ. Особенности газетного языка. Газетный язык и авторский почерк. Воздействующая функция языка СМИ. |
|
20. |
Выразительные средства газетного языка. Эпитеты и метафоры. |
Понятия эпитета и метафоры. Их функции в языке. Как отличить метафору от эпитета. |
Словарная работа. Составление «Словаря журналиста». |
21. |
Выразительные средства газетного языка. Фразеологизмы. |
Понятие фразеологизма. Роль фразеологизмов в речи. Использование фразеологизмов. |
Словарная работа. Исследовательские задания «Из истории фразеологизма». |
22. |
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. |
Классификация ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. |
Тренировочные упражнения. |
23. |
Словари, справочники, их тематика и использование в газете. |
Виды словарей и справочников, их назначение. |
Выполнение заданий, требующих умения пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём. |
24. |
Редактирование готового текста. |
|
Редакторское дело: редактура, корректура, исправление речевых ошибок. |
25. |
Встреча с интересным человеком. |
|
Встреча с писателем, поэтом, журналистом и др. с целью получения информации о данной профессии. |
26. |
Создание стенгазеты по материалам, собранным в течение учебного года. |
|
Работа по созданию стенгазеты. Устная презентация. |
27. |
Итоговое занятие. |
Подведение итогов занятий за год. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». |
|
4 класс
№п\п |
Тема |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. |
1 |
|
2. |
Журналистика как профессия. |
1 |
|
3. |
Функции журналистики. Значение журналистики в современной жизни. |
1 |
|
4. |
Требования к журналисту. |
1 |
|
5. |
Профессиональный состав редакции печатного издания. |
1 |
2 |
6. |
Профессия «корреспондент». |
1 |
4 |
7. |
Экскурсия в редакцию местной газеты. |
|
2 |
8. |
Экскурсия в типографию. |
|
2 |
9. |
Структура печатного издания. |
1 |
2 |
10. |
Выбор заголовка печатного издания. Рубрики. |
|
2 |
11. |
Порядок расположения материала в газете. |
1 |
1 |
12. |
Роль художника-оформителя. |
1 |
1 |
13. |
Работа корректора |
1 |
3 |
14. |
Работа фотокорреспондента. |
1 |
3 |
15. |
Работа на ПК. |
1 |
|
16. |
Обучение работы на ПК. |
2 |
4 |
17. |
Работа на ПК. |
2 |
4 |
18. |
Работа на ПК. |
|
3 |
19. |
Работа на ПК. |
|
3 |
20. |
Работа на ПК. |
2 |
2 |
21. |
Школьный сайт. |
|
1 |
Разработка проекта «Моя газета».
|
|||
22. |
Составление и редактирование текстов. |
|
4 |
23. |
Оформительские работы проекта «Моя газета» |
|
2 |
24. |
Вёрстка печатного издания. |
|
2 |
25. |
Презентация проектов «Моя газета» |
|
2 |
26. |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
Итого |
19 |
49 |
a.i. |
Всего |
68 |
Содержание занятий
№ п/п |
Тема |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. |
Ознакомление с планом работы на год, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила техники безопасности. Решение организационных вопросов. |
|
2. |
Журналистика как профессия. |
Формирование представлений о профессии журналиста. |
|
3. |
Функции журналистики. Значение журналистики в современной жизни. |
Функции журналистики: - информационная; - коммуникативная; - выражение мнений определенных групп; - формирование общественного мнения.
|
|
4. |
Требования к журналисту. |
Нравственные позиции журналиста. Журналистская этика. Требования к журналисту: - компетентность; - объективность; - соблюдение профессиональных этических норм; - глубокое знание в области литературы, философии и др. - владение литературным языком. |
|
5. |
Профессиональ-ный состав редакции печатного издания. |
Формирование представлений о профессиях, связанных с издательским делом. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты. |
Выбор приоритетных направлений работы для каждого члена объединения в редакции школьной газеты. |
6. |
Профессия «корреспондент». |
Профессиональные обязанности корреспондента печатного издания. Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты. Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой. |
Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном. |
7. |
Экскурсия в редакцию местной газеты. |
|
Написание статьи по итогам экскурсии.
|
8. |
Экскурсия в типографию. |
|
Написание статьи по итогам экскурсии. |
9. |
Структура печатного издания. |
Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование». |
|
10. |
Выбор заголовка печатного издания. Рубрики. |
|
Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание. Определение тем рубрик будущего журнала. |
11. |
Порядок расположения материала в газете. |
Стадии подготовки печатного издания. Макет и компьютерная вёрстка печатного издания. |
Создание макета номера газеты (на бумажном носителе). |
12. |
Роль художника-оформителя.
|
Иллюстрированное оформление печатного издания. Просмотр газет и журналов, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета (журнал). Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета (журнал). |
Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты (журнала).
|
13. |
Работа корректора
|
Профессиональные обязанности журналиста – корректора. |
Правка текстов, заранее написанных участниками кружка. |
14. |
Работа фотокорреспондента. |
Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков». |
Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. |
15. |
Работа на ПК. |
Особенности компьютерной программы MS OFFICE WORD. |
|
16. |
Обучение работы на ПК. |
Особенности компьютерной программы MS OFFICE WORD. Правила пользования принтером. |
Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. |
17. |
Работа на ПК. |
Особенности компьютерной программы MS OFFICE POWER POINT. |
Работа над электронной презентацией в группах и самостоятельно. |
18. |
Работа на ПК. |
|
Подготовка презентации. Работа в творческих группах. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. |
19. |
Работа на ПК. |
|
Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. |
20. |
Работа на ПК. |
Особенности работы в сети Интернет. Разнообразие поисковых систем (браузеров). |
Выполнение заданий с использованием сети Интернет. |
21. |
Школьный сайт. |
|
Эстетика и дизайн. Просмотр материалов школьного сайта. |
Разработка проекта «Моя газета». |
|||
22. |
Составление и редактирование текстов. |
|
Журналистский практикум. |
23. |
Оформительские работы проекта «Моя газета» |
|
Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. |
24. |
Вёрстка печатного издания. |
|
Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Оформление титульного листа и названия газеты. Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. |
25. |
Презентация проектов «Моя газета» |
|
Работа над презентацией проекта. |
26. |
Итоговое занятие. |
Подведение итогов занятий за год. Просмотр лучших работ. Вручение юнкорам рабочих инструментов: рабочего блокнота журналиста и профессиональной ручки. |
|
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий высшее образование по специальности учитель начальных классов.
Материально – техническое и методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение программы
1) Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 – 15 человек (парты, стулья, доска).
2) Оборудование, необходимое для реализации программы:
1.Программное обеспечение.
2.Компьютер с каналом выхода в Интернет.
4.Принтер черно-белый, цветной.
5.Сканер.
6. Ксерокс.
7. Диктофон.
8.Видеокамера, видеокассеты.
9. Цифровой фотоаппарат.
10.Телевизор, видеоаппаратура.
3) Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, бумага разных видов и формата (А 3, А 4); клей, файлы, папки и др.
Дидактическое и методическое обеспечение программы.
По мере реализации программы формируется учебно-методический комплект, который постоянно пополняется:
- конспекты занятий;
- авторская методическая продукция (интеллектуальные игры, викторины, памятки, рекомендации и др.),
- газетный материал (подборки статей, каталоги изданий периодической печати);
- инструкции по технике безопасности;
- перспективный план работы педагога на текущий год;
- диагностический инструментарий (тесты, анкеты, методики психолого-педагогического мониторинга, критерии оценивания ожидаемых результатов, листы результативности);
- литература для педагога и учащихся;
- словари, справочники, энциклопедии и др.;
- наглядные пособия: таблицы, схемы, иллюстрации, фотоматериалы и др.;
- раздаточный материал: подшивки газет и статей, тексты практических заданий и др.
- медиасредства: компьютерные программы.
Педагогические технологии
- проектное обучение;
- портфолио;
- интерактивные технологии;
- технология компьютерных телекоммуникаций;
- система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
- технология исследовательского обучения;
- технология воспитания социально активной личности.
Для эффективности образовательного процесса используется сочетание
разнообразных организационных форм обучения, гибкого комбинирования традиционных занятий, лекций, беседы, практических занятий, экскурсий и самостоятельной работы.
Основные формы работы:
- игра;
- диалог;
- различные виды тренингов;
- слушание;
- импровизация;
- индивидуальные занятия;
- занятия малыми группами (по 3-5 человек);
- творческие вечера;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- посещение значимых мероприятий школы и города с целью написания статьи-отзыва;
- беседа;
- поход;
- экспедиция;
- конференция;
- праздники.
Литература для педагогов
1. Журнал «Внешкольник» № 7 за 2001 г. и № 12 за 2001 г.
2. Игры (обучение, тренинг, досуг) под ред. В. Петрусинского. – Москва
1995 г.
3. Мелик – Пашаев А.А., Новолянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»
4. Методические рекомендации к проведению занятий в кружках. – Донецк
1988 г.
5. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 7.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
6. Развитие речи: Школьная риторика. – Т.А. Ладыженская – Москва.
«Дрофа».
7. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей.- М.: АСТ; Донецк:
Сталкер, 2005.
8. «Свое измерение» - сост. И.Ю. Аглямова – Тамбов 2001 г.
9. Третий областной фестиваль детской прессы «СМИ – новое поколение».
Из опыта работы. - РОКС «Большая Липовица», 2003 г.
10. Щуркова Н.Е. «Программа воспитания школьника» - Москва 2001 г.
Литература для детей
1. Жариков Т.С. Крушельницкий Т.Л. «Для тебя и о тебе». Книга для
учащихся. – Москва «Просвещение» 1991 г.
2. Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше» - Москва, 2000 г.
3. Пособие для учащихся «Развивайте дар слова». Сост. А.Ладыженская,
Т.Зепалова. – Москва «Просвещение», 1990 г.
4. Трофименко В., Волгин А. «Поговорим об этикете» - изд. «Московская правда» 1991 г.
5. Успенская Л.П. Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить». Книга для учащихся. – М. «Просвещение» 1991 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.