Духовное производство и духовное потребление.

  • docx
  • 09.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ДУХОВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия,  г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

Духовное производство и духовное потребление

     Духовное производство – это производство новых духовных ценностей (научных трудов, литературных сочинений, произведений архитектуры и скульптуры, музыки, живописи), которые несут созданные их авторами идеи, взгляды, образы, чувства, оценки, представления.

     Духовное производство неразрывно связано с материальным:

·        средства духовного производства (бумага, кисти, холсты, киноплёнка и др.) – необходимое условие духовного производства;

·        некоторые продукты духовного производства являются одновременного элементами материального производства (например, технические идеи и научные теории становятся производительной силой).

     Духовное производство осуществляется особыми группами людей, профессионально осуществляющих духовную деятельность и имеющих специальное образование в этой области. Однако, специфика духовного производства состоит в том, что оно находится не только на основе профессиональных навыков, т.к. процесс духовного производства должен отличаться новизной, уникальностью.

     Духовное производство включает в себя не только профессиональную деятельность, но и деятельность, постоянно осуществляемую народом: народный эпос, народная медицина.

     Продукты духовного производства создаются не только для удовлетворения существующих в обществе потребностей в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника. Таким образом, ценность имеет не только результат духовного производства, но и сам процесс создания произведения. С этой особенностью духовного производства связано то, что некоторые технические изобретения и художественные произведения были поняты и оценены лишь после смерти их создателей, а иногда – через века.

     Подытоживая всё вышесказанное, можно определить духовное производство как деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых – удовлетворить духовные потребности человека, воздействовать на его сознание. Это воздействие влечёт за собой рост духовной культуры людей и обеспечивается деятельностью по сохранению, воспроизведению, распространению духовных ценностей в обществе, т.е. духовно-практической деятельностью.

     Если духовное производство – это создание духовных ценностей для удовлетворения духовных потребностей людей, то собственно процесс удовлетворения – это духовное потребление.

     К основным духовным потребностям человека относятся: потребность в познании, стремление осваивать мир по законам красоты, потребность в общении. Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Духовные потребности вызывают к жизни духовно-практическую и духовно-продуктивную деятельность и деятельность духовного потребления. Духовные потребности изменяются и расширяются под воздействием, как производство духовных благ, так и их потребления.

     Можно выделить следующие особенности духовного потребления:

·        в процессе удовлетворения духовных потребностей, духовные ценности, являющиеся предметом потребления, не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью;

·        процесс духовного потребления является, в определённой мере, и процессом духовного производства, т.е. носит творческий характер.

     Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, а с другой – соответствующие знания, умения и навыки. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей. Чем выше культура человека, тем больше средств он выделяет на удовлетворение духовных потребностей (покупку книг, журналов, посещение театров, картинных галерей, концертов и т.д., и т.п.), и тем больше времени он затрачивает на различные виды духовного потребления: самообразование, чтение и т.д., и т.п. Таким образом, потребление духовных ценностей зависит, прежде всего, от субъекта этой деятельности, его духовных запросов.