ДУШЕВНАЯ ТАЙНА,
НУЖДАЮЩАЯСЯ В ОТКЛИКЕ
ЭССЕ
Из педагогического опыта
Жизнь протекала в привычном ритме. Радостные страницы сменялись грустными. Подрастали дети – «взрослели» и проблемы. О том разговоре уже почти не вспоминал…
…Один раз в неделю я обычно шел в школу пешком. На дорогу уходило минут 40. Прекрасное время для утренней подзарядки. Ходил я не один, а с сыном. Между нами, как и в прежние годы, не было «запретных» тем. Нас интересовало практически все.
Сегодня мы в привычном режиме затронули животрепещущие проблемы. Вдруг сын прервал тему и неожиданно начал:
-Я вот долгое время думал о том, хорошо ли в душе хранить тайну от близкого человека. Мне казалось, что я тебе обо всем говорю. Казалось. А вот сегодня понял, что самую сокровенную тайну еще не раскрывал никому. И тебе в том числе.
-Важно не то, что ты ее от меня определенное время скрывал. Это должно было быть. Прошло время. Ты осознал свою позицию. И только после этого понял, что мне можно довериться.
-Именно так. Папа, это очень личное. Понимаю, что даже самое личное должно иметь возможность отклика в родственной душе.
-Речь идет о дневниковых записях?
-Почти. Это грани моей души. Об этом никто не знает. Я понимаю, что о тайне никто и не должен знать. Но так недалеко и до умопомрачения от собственной информации. А любая информация способна на что-то конструктивное лишь в том случае, если о ней смогут услышать другие. Я не хочу быть рабом собственных иллюзий. Но не хочу представлять себя и на всеобщее обозрение. Знаю, что ты распорядишься мудро этой информацией.
Сын, борясь с внутренними сомнениями, все же передал мне в руки толстую тетрадку.
Потом разговор перешел в привычное русло. Не заметили, как показались знакомые очертания лицейской ограды.
Не сразу я раскрыл тетрадку. Прошло еще несколько дней. И вот только сегодня, едва проснувшись, я понял, что наконец-то раскрою тайник души своего сына.
Да, это были стихи подростка. Но не просто стихи, которые обычно пишут, чтобы потом обязательно «засветиться» в прессе. Это состояние души будущего мужчины, переживающего сложный процесс становления личности. Поэтому их лучше не комментировать, а просто взять в руки и прочитать. Что я и сделал, уединившись в городском парке.
Л и ч н о е
* * *
Солнечный лучик на землю спустился,
Толщу небесную еле пробив.
Радость с собою на крыльях пронес он,
Твердь он дыханьем своим осветил.
Взор его пал на могильные камни:
Больше взглянуть на них долго не мог.
Надписи мутные, взятые в рамки,
Видно, настиг человечество рок.
Видимо, разум настиг человека,
Видимо, он ему душу сгубил
Мозг процветает, но сердце калека.
Горе нам разум в сердце вселил.
Нету умней и глупей человека-
Истину эту не надо скрывать.
Только душа может что-то здесь знает,
Только она может горе убрать.
Нету спасенья для мира людского-
Стало понятно, как раньше лучу.
Дверь лишь одна для него, человека –
Крест на могиле – ключик к нему.
Смерть в мысли
Небо лежит перед взором,
Волны бушуют под ним.
Ну, а на небе просторно,
Скоро туда полетим.
Горе бортами черпаем,
С плеском текущие в трюм.
Что предстоит нам – не знаем,
Но не выходим из дум.
Да и к чему? Ведь напрасно
Что-либо предпринимать.
Ну, а на небе прекрасно,
Только бы вниз не упасть.
Волны меня поглотили,
Тянет на дно, словно груз.
Как умирать здесь прекрасно.
Среди божественных муз!
Тело ко дну потянуло,
Мысли мои вместе с ним.
Ну, а на небе прекрасно.
Вот мы туда и летим.
Призрак
Призрак реет за окном
И меня во тьму манит.
Буду ль я жалеть потом?
Но к чему? Душа болит.
Стоит только сделать шаг,
Перед тем, открыв окно,
Предо мною станет мрак,
Жизнь упала все равно.
Ногу вытянул вперед,
Ветер тело подхватил,
И душа теперь несет –
Легкость призрак подарил.
Вместе с ветром я лечу,
Прошивая облака…
Я опять летать хочу,
В лабиринтах призрака?..
* * *
Борись – и многого добьешься;
Люби – и горы ты свернешь;
Надейся – кто-нибудь спасется;
Ты верь – преграды все снесешь;
Стремись – и цели ты достигнешь;
Не плачь – себя тем не спасешь;
Не сдайся – после пожалеешь;
Ищи – удачу ты найдешь;
Делись – и все тебе воздастся;
Зови – и счастье призовешь;
Гордись – но только меру зная;
Лети – испытывай полет;
Проси – зачем так долго мнешься?!
Послушай – после сам споешь;
Не трусь – и многого добьешься;
Смелей – и горы ты свернешь.
В этот же день мне было суждено прикоснуться к еще одной душевной тайне. Случайно ли? Не думаю…
«Мне хочется писать, но мысли то теряются, то запутываются, мешают одна другой. Их много, и нет ни одной, которая бы доминировала над другими.
Зачем я все это пишу? А чтобы понять вечную тайну человеческой сути, которую все равно никому не дано до конца понять. Но – хотя бы отчасти… Я не перестаю удивляться тому, что со мной происходит. Я, как и все земные существа, всегда стремилась к счастью. И, зная то, что человек может стать счастливым, лишь пройдя через испытания, всегда стремилась к тому, чтобы их пройти, и проходила неоднократно. Не жалея себя.
Но, чем больше я встречала в жизни испытаний и трудностей, еще, грешна, не могла испытывать счастье только оттого, что поют птицы, светит солнце, что я дышу, что есть у меня две руки, две ноги, и все на месте, и даже обладаю Божьим даром творить. Чего же мне еще нужно? Довольствуйся тем, что имеешь!
Почему же тогда душа кричала от горя, а этого крика никто не слышал?! Долгое время я жила и считала, причем совершенно серьезно, что не нуждаюсь ни в ком, ни в чьей любви, ни в чьем понимании. И была уверена в этом. Не скрою, я ощущала легкость и вместе с тем… мертвую пустоту внутри. Я говорила себе: глупо привязываться к людям, к любым живым существам. Все равно тебя не поймут – в лучшем случае, а в худшем – выльют грязь тебе в душу. Ведь такое уже было.
Надо уметь учиться на чужих ошибках, ну, а повторять собственные – край глупости. Боже! Какое же чудовищное неверие в людей я испытывала! О какой любви к людям могла идти речь? Вместе с тем, я начала болеть, худеть, просто на глазах таять. Вот пример разложения мертвой души, и, как следствие – медленное умирание физической оболочки.
Бог послал мне человека, который смог вернуть меня к жизни физической, но главное – я воспрянула духом и начала смотреть на вещи иначе. Он стал главным событием этой жизни.
Благодаря ему, я почувствовала, как мне дорого все то, что я имею. Почувствовала, как я нуждаюсь в том, чтобы в меня поверили. Меня поняли. Я стала нуждаться и стала зависимой. Для меня это ужасно. Но как же это и прекрасно! Ведь многие люди так и доживают до конца дней своих, не испытав, что такое любовь. Когда замираешь только от одной мысли об этом человеке. А уж услышать его голос, звук шагов – просто счастье. Я уж не говорю о встречах. Мы можем говорить час, два, три, четыре, пять… И так далее, даже не задумываясь, о чем мы говорим. Или просто сидеть рядом, молча, или идти рядом.
Он возродил во мне меня настоящую, которую создала природа. Я не думала, что у меня еще хватит душевных сил для того, чтобы стать началом еще одной жизни. А сейчас я ощущаю, что в полной мере готова к этому и, более того, уверена, что это произойдет в скором времени. А пока я буду молиться за то, чтобы наше чувство не разрушили ничьи злые помыслы!»
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.