Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя)
Оценка 5

Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература +1
11 кл +1
12.04.2018
Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя)
Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя) Современная школа активно переходит на предпрофильное и профильное обучение. Время диктует свои требования к знаниям, полученным выпускниками общеобразовательных учреждений разных типов. Перед учителями, работающими в профильных классах, в процессе обучения встают вопросы, связанные с тем, как учить и чему учить. На выходе из старшей школы мы должны видеть ученика, умеющего легко ориентироваться в современном мире, спокойно адаптирующегося к требованиям, предъявляемым действительностью. Как проверить такие умения? Как увидеть, что результаты предпрофильной и профильной подготовки? Данная задача ориентирована на изучение компетенций учащихся, таких как: • Учебная (связывать воедино и использовать отдельные части знания) • Исследовательская (получение и обработка информации, использование документов и их использование в самостоятельно организованной деятельности) • Социально-личностная (понимать произведения литературы, критически рассматривать тот или иной аспект развития общества, видеть связи между настоящим и прошлым событиями) • Коммуникативная (самовыражать себя в литературном произведении)
Два взгляда.doc
Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя) Современная школа активно переходит на предпрофильное и профильное обучение. Время диктует свои  требования к знаниям, полученным выпускниками общеобразовательных учреждений разных типов. Перед  учителями, работающими в профильных классах, в процессе обучения встают вопросы, связанные с тем, как  учить и чему учить. На выходе из старшей школы мы должны видеть ученика, умеющего легко ориентироваться в современном мире, спокойно адаптирующегося к требованиям, предъявляемым действительностью. Как  проверить такие умения? Как увидеть, что результаты предпрофильной и профильной подготовки? Данная задача ориентирована на изучение компетенций учащихся, таких как: Учебная (связывать воедино и использовать отдельные части знания)   Исследовательская (получение и обработка информации, использование документов и их использование в самостоятельно организованной деятельности)  Социально­личностная (понимать произведения литературы, критически рассматривать тот или иной  аспект развития общества, видеть связи между настоящим и прошлым событиями) Коммуникативная (самовыражать себя в литературном произведении)  Текст задания Лев Николаевич Толстой ВОЙНА И МИР Том 4. Часть 3. Глава 1 ... Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства:  фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым ­  поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину,  начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее  средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть  сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе  представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и  поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, ­ историки,  которые писали об этом событии. Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн.  Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война ­ все это были отступления от  правил. Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в  Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие­то  правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на  то, что русским, высшим по положению людям казалось почему­то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем  правилам стать в позицию четвертую(*) или третью(*), сделать искусное выпадение в первую(*) и т. д., ­ дубина  народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и  правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила  французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и  перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу,  который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство  оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью. <1863­1869> Задание 1: (*) Перевод с французского Лев Николаевич Толстой Задания  Сформулируйте основную идею данного отрывка. Она выражена явно или опосредованно?  Как вы думаете, с какой целью написаны эти строки? Задание 2: Идея данного отрывка выражает общепризнанные взгляды на жизнь или противопоставляются им?  Дает ли эта идея новое видение или освежает и углубляет традиционные представления о жизни? Задание 3: Какие художественные приемы использует автор в данном отрывке? Объясните их роль в тексте? Задание 4: Предлагает ли автор способ выхода из описанной им жизненной ситуации или он предлагает свое  видение ее? Прокомментируйте свою точку зрения. Задание 5: Кто является героями данного отрывка? В чем состоят конфликты рассматриваемого эпизода?  Какие это конфликты – материальные, интеллектуальные, моральные или эмоциональные? Задание 6: О каком исторически значимом событии идет речь в данном отрывке? Проанализируйте его с точки  зрения истории, политики, экономки, права (Используйте дополнительный материал: “Декларация прав  человека”, “Кодекс Наполеона”, “Приказ Александра I по русской армии”,) Задание 7: В чем отличались подходы к изучаемой проблеме Наполеона, французского полководца, и Кутузова, русского полководца? Задание 8: Сформулируйте 2 вопроса, один из которых вы бы задали Наполеону, другой – Кутузову. Задание 9: Ответьте на вопрос: “С какими из положений учения Толстого вы согласны, а какие отрицаете?  Почему?” Отрывки из статьи Л. Н. Толстого “В чем моя вера?”: “Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием: ­ воздержание от насилия: только  добро, встречаясь со злом, но не заражаясь им, способно в активном духовном противостоянии злу победить  его”; “…допускаю, что вопиющий факт насилия или убийства может заставить человека ответить на это насилием. Но  подобная ситуация ­ частный случай. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон ее”; “На отступлениях от нравственных норм нельзя утверждать правила жизни, нельзя формулировать ее законы”; “По характеру деятельности своей, заключающейся в насилии, правительства состоят из людей, наиболее  далеких от святости ­ дерзких, грубых, развращенных. Захватывать и удерживать власть никак не могут добрые  люди, ибо властолюбие соединяется не с добротой, а с гордостью, хитростью и жестокостью…. История двух  тысячелетий демонстрирует нарастающий контраст между повышением нравственного уровня народа и  понижением нравственной сути государства, а это значит, что круг, из которого отбираются чиновники,  становится все уже и все низменнее. По уму, по образованности, а главное ­ по нравственным качествам ­ люди,  стоящие у власти, не только не составляют цвет общества, но находятся значительно ниже его среднего уровня.  И сколько бы правительство не меняло своих чиновников, они будут корыстные и продажные…, поэтому  гармоническое устройство общества недостижимо с помощью политических преобразований или революционной  борьбы за власть… государство должно быть упразднено. Упразднение государства произойдет не с помощью  насилия, а путем мирного воздержания и уклонения людей, путем отказа каждого члена общества от всех  государственных обязанностей и должностей, от всех видов политической деятельности. Прекращение  повиновения правительствам и уход с государственных должностей и служб вызовет сокращение городского  населения и резкое увеличение удельного веса трудовой земледельческой жизни. А земледельческая жизнь  приведет к самому естественному общинному самоуправлению. Мир превратится в федерацию небольших  сельских общин. При этом произойдет упрощение форм жизни и опрощение человека, избавление его от ненужных, искусственных потребностей, привитых развращенной цивилизацией, культивирующей в человеке  плотские инстинкты ” Задание 10: Какие выводы можно сделать на основании проведенных исследований? Данное задание предлагается ученикам заранее, для того чтобы они показали свое умение добывать  информацию, работать с ней. На занятии может быть предложен пакет документов, который будет использован как вспомогательный материал.

Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя)

Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя)

Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя)

Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя)

Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя)

Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018