"Вставай, страна огромная!"

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

(Поэзия Великой Отечественной войны) Тип урока: урок изучения нового учебного материала. Цели: • Образовательные: познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны, выявить причину популярности этого жанра литературы. Определить, что значила война для её участников и какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией. • Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, познавательные способности, умение анализировать стихотворные тексты, работать в группах, развивать творческую, речевую, мыслительную и познавательную деятельность учащихся. • Воспитывающие: прививать уважительное и внимательное отношение к литературе, формировать поэтический вкус учащихся, гражданско-патриотические качества личности. Задачи: формировать представление о поэзии периода Великой Отечественной войны и её роли в победе над фашистской Германией. Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый: эвристическая беседа, выступление учащихся (чтение стихотворений наизусть), работа со стихотворными текстами: анализ одного стихотворения, сравнительный анализ стихотворений. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Средства обучения: «Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2010; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Иконка файла материала Вставай, страна огромная!.doc
"Вставай, страна огромная!" (Поэзия Великой Отечественной войны) Тип урока: урок изучения нового учебного материала. Цели:   Образовательные: познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны,  выявить  причину популярности этого жанра литературы. Определить,  что значила война для её участников  и  какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией. Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, познавательные способности, умение  анализировать стихотворные тексты, работать в группах, развивать творческую, речевую, мыслительную и познавательную деятельность учащихся. Воспитывающие: прививать уважительное и внимательное отношение к литературе, формировать  поэтический вкус учащихся, гражданско­патриотические качества личности.  Задачи: формировать представление о поэзии периода Великой Отечественной войны  и её роли в победе над  фашистской Германией. Методы и приёмы: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично­поисковый: эвристическая  беседа, выступление учащихся (чтение стихотворений наизусть), работа со стихотворными текстами: анализ  одного  стихотворения, сравнительный анализ стихотворений. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Средства обучения:  «Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2010; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал. Эпиграф: Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет… А.Твардовский. 1. Подготовка к восприятию нового учебного материала Учитель: Так писал о Великой Отечественной войне  А. Т. Твардовский: поэт, участник ВОВ. Отгрохотали пушки, разорвались снаряды, уже давно не слышно воя  сирен, предупреждающих  о бомбёжках, почти не осталось свидетелей страшных событий, однако до сих пор мы  помним имена тех, кто героически сражался во имя Победы. Сегодня мы будем говорить о том далёком, но в то  же время о таком близком для нас времени, пропахшем порохом. 2. Мотивация Учитель: Мы уже не раз говорили  о минувшей войне. В своих сочинениях на тему «Почему тема войны не  утратила своей актуальности в наши дни?» вы писали, что война – это народная трагедия, это такое событие в  истории, которое проверяет людей на человечность. Также вы писали о том, что боевой дух солдат  поддерживала вера в победу, любовь близких, уверенность в том, что жизнь свою они отдавали за правое дело.  С сочинениями вы все справились хорошо, но никто не назвал ещё один немаловажный фактор, сыгравший свою  роль в деле Победы. Сегодня мы об этом поговорим.  3. Актуализация знаний Ученик читает наизусть стихотворение Михаила Львова «Есть мужество, доступное немногим…»   Учитель: Так написал о войне Михаил Львов в 1943 году, учитель, поэт, участник Великой Отечественной войны. Сегодня мы будем говорить о произведениях поэтов­участников ВОВ, которые в перерывах между боями и после них писали о том, что видели, что чувствовали, о чём мечтали. Почему нам это необходимо знать?  Определите тему урока. Как бы вы назвали наш урок? Я назвала этот урок «Вставай, страна огромная» .Запишем её. Вспомните, откуда эти слова и когда они были написаны? (Стихотворение было написано на 2­ой  день войны, слова Василия Ивановича Лебедева­Кумача, композитор – Александр Васильевич Александров).  Определите цель урока. Мы попробуем понять и в конце урока ответить на вопрос, что значила война для её  участников и какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией. 4. Изучение нового материала 4.1 Сообщение (историческая справка) Учитель: Сдав выпускные экзамены, в ночь с 20 на 21  июня  1941  года ученики прощались со школой и строили  планы на будущее. Во всех школах Советского союза был выпускной бал (слайд № 4). Неожиданно всё  изменилось (слайд № 5).  Эти слова подвели черту (слайд № 6) под мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад их жизни, Вся страна поднялась на защиту своей Родины:  вчерашние школьники со своего выпускного бала ушли на фронт  (слайд № 7). Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа (слайд №8). С  самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч  писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись (слайды №№ 9­19). Это Георгий Суворов,  Аркадий Гайдар, Евгений Березницкий, Борис Богатков, Михаил Кульчицкий, Александр Майоров, Владислав  Занадворов, Муса Джалиль, Павел Коган, Иосиф Уткин, Елена Ширман и многие другие, чьи имена навек войдут в историю. Война – это горе, слезы; она постучалась в каждый дом (слайд № 20) И в каждый дом принесла беду. Но даже в  такие тяжелые времена создавались литературные произведения. которые поддерживали дух бойцов, помогали им верить в свою победу. 4.2 Викторина Учитель: Прежде  чем мы начнём знакомство с поэзией периода ВОВ я предлагаю провести викторину по  вопросам, к ответам на которые вы подготовились дома (слайд № 21). 1. Всем известен плакат «Родина­мать» зовёт. Когда он был нарисован и кто его автор? Какова история  плаката? (слайд №22) (Самым знаменитым военным плакатом стал плакат «Родина­Мать зовет!». Ираклий  Тоидзе нарисовал его через неделю после начала войны, изобразив в роли Родины свою жену Тамару. Женщина вбежала в мастерскую мужа с криком «Война!», и тот остановил ее, чтобы нарисовать лучшее свое  произведение. Тамара Тоидзе позировала для плаката несколько дней и стала олицетворением всех женщин,  вынужденных провожать на войну самых близких людей: слайд № 23). 2. А теперь предлагаем вам узнать автора и его произведение (слайд № 24). (Леонид Голованов. Плакат  «Дойдем до Берлина!», 1944 год, Плакат «Дошли до Берлина», 1945 год: слайд № 25). 3. Помимо плакатов писались более серьёзные произведения живописи, изображающие события Великой  Отечественной войны. Назовите известные вам картины (слайд №26).   (Павел Рыженко, «Битва под Москвой»:  слайд № 27), Сергей Герасимов  «Мать партизана» (вопрос: слайд № 28, ответ– слайд № 29),  Александр  Дейнека «Оборона Севастополя» (вопрос: слайд № 30, ответ: слайд № 31). 4. Назовите имя советской поэтессы, (слайд № 32), которая три года прожила в блокадном Ленинграде и  посвятила ему поэму «Пулковский меридиан». (Анна Андреевна Ахматова, слайд № 33). 5. Назовите имя девочки, которая вела дневник в блокадном Ленинграде (слайд № 34). Позже её маленькая  записная книжка, в которой было сделано всего 9 записей об убийстве её семьи, была предъявлена на  Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм. (Таня Савичева (слайд № 35). Это  «Дневник Тани Савичевой». Татьяна  погибла в 1994 году). 6. Назовите единственное уцелевшее зданием среди руин Сталинграда (слайд № 36). (Дом Павлова – символ  защиты уличных боёв. Его защищали в течение нескольких месяцев: слайд № 37). 7. Назовите имя генерала­строителя, попавшего в плен к немцам (слайд  № 38). Они хотели переманить генерала на свою сторону, но безрезультатно. Тогда его облили водой, он три дня простоял на морозе и умер  непокорённым. (Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев: слайд № 39). 8. Назовите имя татарского поэта, Героя Советского Союза, находившегося в фашистских застенках, в  Моабитской тюрьме, и писавшего там стихи. Этот сборник называется  «Моабитская тетрадь» (слайд № 40).  (Муса Джалиль: слайд № 42).9. Назовите имя лётчика, самолёт которого назад был сбит в воздушном бою (слайд № 42). Этот человек в  течение 18 суток мучительно продвигался ползком до линии фронта вследствие чего потерял обе ноги, но  спустя 14 месяцев вернулся в строй. Какая книга посвящена подвигу этого героя? (Лётчик, Герой Советского  Союза Алексей Маресьев. Книга, повествующая о подвиге этого героя, – повесть Б. Полевого «Повесть о  настоящем человеке»: слайд № 43 ). 10. Как называется величественный монумент, возведённый в Болгарии советским солдатам (слайд № 44)?  («Алёша» – памятник советскому солдату­освободителю в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик  («Холм Освободителей»). Памятник Солдату, о котором поётся в песне «Алёша» (советская песня на стихи поэта Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского): слайд № 45).  11. В какие слова свято верил весь советский народ? («Дело наше правое. Враг будет разбит и победа будет за  нами»:  слайд № 46). 12. Назовите официальный Символ Победы? (Знамя Победы – штурмовой флаг 150­й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый около 3­х часов утра 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в  городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном  Кантария (слайд № 47). Физкультминутка Учитель: С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Они писали о том, что  видели и что чувствовали.  Невозможно говорить о силе слова, не вспомнив стихотворение Константина Симонова «Жди меня», написанное в первые дни войны (слайд № 48). 4.3. Чтение учащимися стихотворения  Константина Симонова «Жди меня»  4.4. Беседа по вопросам: Учитель: 1. Какова, по вашему мнению, основная мысль стихотворения? 2. Как вы считаете, какая мысль занимает сердце солдата, героя этого стихотворения?  3. Что поддерживает его боевой дух? – Ну а сейчас мы послушаем стихотворение Владислава  Занадворова, поэта, геолога, погибшего под  Сталинградом в 1942 году. Стихотворение называется «Война» (слайд № 49) 4.5. Чтение обучающимся стихотворения Владислава Занадворова «Война»  4.6. Беседа по вопросам: 1. Какова основная мысль стихотворения? 2. Какой поэт увидел войну? 3. В чём видит поэт смысл войны? 5.Закрепление материала: 5.1. Работа в группах (анализ стихотворений) (слайд № 49) Задания группам: Первая группа: анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня». Вторая группа: анализ стихотворения В. Занадворова «Война» Третья группа: сравнительный анализ стихотворений К. Симонова «Жди меня» и В. Занадворова «Война». План анализа стихотворения: 1. Время написания стихотворения. 2. Тема стихотворения. 3. Основная мысль стихотворения. 4. Как стихотворение связано с эпохой, о каких явлениях жизни говорит поэт? 5. Как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом в описываемым явлениям? 6. Какие изобразительно – выразительные средства использует автор? 7. Ваше собственное восприятие стихотворения.5.2. Проверка выполненных работ;• обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6. Подведение итогов Беседа по вопросам (слайд № 50): Учитель: 1. Вся страна стала единым военным фронтом. Что означают эти слова?  2. Чем явилась война для её участников?  3. Что давало силы людям:  поэтами и не потами, что поднимало их на борьбу? 4. В чём причины популярности поэзии в годы ВОВ?  5. Можно ли сказать, что поэты и их произведения тоже внесли весомый вклад в дело Победы?  6. А каково отношение к войне в наши дни? – Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». – Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих  себя.  Война затронула каждую семью, оставив глубокий шрам в сердцах выживших. Наверняка во всех наших семьях  есть погибшие на войне. Предлагаю память героев, павших в бою за свободу и независимость нашей великой  Родины, почтить минутой молчания (длится минута молчания). 7. Оценивание учащихся 8. Домашнее задание  (выбрать одно: слайд № 51): 1. Выучить и проанализировать любое стихотворение периода ВОВ. 2. Написать сочинение на тему «Письмо фронтовику» 3. Написать сочинение на тему «Письмо фронтовика потомкам») Учитель: Урок мне хотелось бы закончить отрывком из стихотворения А. Т. Твардовского «Я убит подо  Ржевом…», которые звучат как завещание: Я вам жить завещаю, – Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать – горделиво, Не клонясь головой, Ликовать – не хвастливо В час победы самой. И беречь её свято, Братья, счастье своё – В память воина – врата, Что погиб за неё. – Погиб во имя Победы. Этим героям посвятил Роберт Рождественский поэму «Реквием», ставшую гимном. В ней есть замечательные строки: Навстречу раскатам ревущего грома Мы в бой поднимались светло и сурово. На наших знаменах начертано слово: Победа! Во имя Отчизны – Победа! Во имя живущих – Победа! Во имя грядущих – Победа! Предлагаю всем спеть песню “День Победы” (слайд № № 52, 53).

Посмотрите также