"Вставай, страна огромная!"
Оценка 4.8

"Вставай, страна огромная!"

Оценка 4.8
Мероприятия +1
doc
русская литература +1
11 кл +1
02.04.2018
"Вставай, страна огромная!"
(Поэзия Великой Отечественной войны) Тип урока: урок изучения нового учебного материала. Цели: • Образовательные: познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны, выявить причину популярности этого жанра литературы. Определить, что значила война для её участников и какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией. • Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, познавательные способности, умение анализировать стихотворные тексты, работать в группах, развивать творческую, речевую, мыслительную и познавательную деятельность учащихся. • Воспитывающие: прививать уважительное и внимательное отношение к литературе, формировать поэтический вкус учащихся, гражданско-патриотические качества личности. Задачи: формировать представление о поэзии периода Великой Отечественной войны и её роли в победе над фашистской Германией. Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый: эвристическая беседа, выступление учащихся (чтение стихотворений наизусть), работа со стихотворными текстами: анализ одного стихотворения, сравнительный анализ стихотворений. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Средства обучения: «Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2010; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Вставай, страна огромная!.doc
"Вставай, страна огромная!" (Поэзия Великой Отечественной войны) Тип урока: урок изучения нового учебного материала. Цели:   Образовательные: познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны,  выявить  причину популярности этого жанра литературы. Определить,  что значила война для её участников  и  какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией. Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, познавательные способности, умение  анализировать стихотворные тексты, работать в группах, развивать творческую, речевую, мыслительную и познавательную деятельность учащихся. Воспитывающие: прививать уважительное и внимательное отношение к литературе, формировать  поэтический вкус учащихся, гражданско­патриотические качества личности.  Задачи: формировать представление о поэзии периода Великой Отечественной войны  и её роли в победе над  фашистской Германией. Методы и приёмы: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично­поисковый: эвристическая  беседа, выступление учащихся (чтение стихотворений наизусть), работа со стихотворными текстами: анализ  одного  стихотворения, сравнительный анализ стихотворений. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Средства обучения:  «Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2010; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал. Эпиграф: Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет… А.Твардовский. 1. Подготовка к восприятию нового учебного материала Учитель: Так писал о Великой Отечественной войне  А. Т. Твардовский: поэт, участник ВОВ. Отгрохотали пушки, разорвались снаряды, уже давно не слышно воя  сирен, предупреждающих  о бомбёжках, почти не осталось свидетелей страшных событий, однако до сих пор мы  помним имена тех, кто героически сражался во имя Победы. Сегодня мы будем говорить о том далёком, но в то  же время о таком близком для нас времени, пропахшем порохом. 2. Мотивация Учитель: Мы уже не раз говорили  о минувшей войне. В своих сочинениях на тему «Почему тема войны не  утратила своей актуальности в наши дни?» вы писали, что война – это народная трагедия, это такое событие в  истории, которое проверяет людей на человечность. Также вы писали о том, что боевой дух солдат  поддерживала вера в победу, любовь близких, уверенность в том, что жизнь свою они отдавали за правое дело.  С сочинениями вы все справились хорошо, но никто не назвал ещё один немаловажный фактор, сыгравший свою  роль в деле Победы. Сегодня мы об этом поговорим.  3. Актуализация знаний Ученик читает наизусть стихотворение Михаила Львова «Есть мужество, доступное немногим…»   Учитель: Так написал о войне Михаил Львов в 1943 году, учитель, поэт, участник Великой Отечественной войны. Сегодня мы будем говорить о произведениях поэтов­участников ВОВ, которые в перерывах между боями и после них писали о том, что видели, что чувствовали, о чём мечтали. Почему нам это необходимо знать?  Определите тему урока. Как бы вы назвали наш урок? Я назвала этот урок «Вставай, страна огромная» . Запишем её. Вспомните, откуда эти слова и когда они были написаны? (Стихотворение было написано на 2­ой  день войны, слова Василия Ивановича Лебедева­Кумача, композитор – Александр Васильевич Александров).  Определите цель урока. Мы попробуем понять и в конце урока ответить на вопрос, что значила война для её  участников и какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией. 4. Изучение нового материала 4.1 Сообщение (историческая справка) Учитель: Сдав выпускные экзамены, в ночь с 20 на 21  июня  1941  года ученики прощались со школой и строили  планы на будущее. Во всех школах Советского союза был выпускной бал (слайд № 4). Неожиданно всё  изменилось (слайд № 5).  Эти слова подвели черту (слайд № 6) под мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад их жизни, Вся страна поднялась на защиту своей Родины:  вчерашние школьники со своего выпускного бала ушли на фронт  (слайд № 7). Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа (слайд №8). С  самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч  писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись (слайды №№ 9­19). Это Георгий Суворов,  Аркадий Гайдар, Евгений Березницкий, Борис Богатков, Михаил Кульчицкий, Александр Майоров, Владислав  Занадворов, Муса Джалиль, Павел Коган, Иосиф Уткин, Елена Ширман и многие другие, чьи имена навек войдут в историю. Война – это горе, слезы; она постучалась в каждый дом (слайд № 20) И в каждый дом принесла беду. Но даже в  такие тяжелые времена создавались литературные произведения. которые поддерживали дух бойцов, помогали им верить в свою победу. 4.2 Викторина Учитель: Прежде  чем мы начнём знакомство с поэзией периода ВОВ я предлагаю провести викторину по  вопросам, к ответам на которые вы подготовились дома (слайд № 21). 1. Всем известен плакат «Родина­мать» зовёт. Когда он был нарисован и кто его автор? Какова история  плаката? (слайд №22) (Самым знаменитым военным плакатом стал плакат «Родина­Мать зовет!». Ираклий  Тоидзе нарисовал его через неделю после начала войны, изобразив в роли Родины свою жену Тамару. Женщина вбежала в мастерскую мужа с криком «Война!», и тот остановил ее, чтобы нарисовать лучшее свое  произведение. Тамара Тоидзе позировала для плаката несколько дней и стала олицетворением всех женщин,  вынужденных провожать на войну самых близких людей: слайд № 23). 2. А теперь предлагаем вам узнать автора и его произведение (слайд № 24). (Леонид Голованов. Плакат  «Дойдем до Берлина!», 1944 год, Плакат «Дошли до Берлина», 1945 год: слайд № 25). 3. Помимо плакатов писались более серьёзные произведения живописи, изображающие события Великой  Отечественной войны. Назовите известные вам картины (слайд №26).   (Павел Рыженко, «Битва под Москвой»:  слайд № 27), Сергей Герасимов  «Мать партизана» (вопрос: слайд № 28, ответ– слайд № 29),  Александр  Дейнека «Оборона Севастополя» (вопрос: слайд № 30, ответ: слайд № 31). 4. Назовите имя советской поэтессы, (слайд № 32), которая три года прожила в блокадном Ленинграде и  посвятила ему поэму «Пулковский меридиан». (Анна Андреевна Ахматова, слайд № 33). 5. Назовите имя девочки, которая вела дневник в блокадном Ленинграде (слайд № 34). Позже её маленькая  записная книжка, в которой было сделано всего 9 записей об убийстве её семьи, была предъявлена на  Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм. (Таня Савичева (слайд № 35). Это  «Дневник Тани Савичевой». Татьяна  погибла в 1994 году). 6. Назовите единственное уцелевшее зданием среди руин Сталинграда (слайд № 36). (Дом Павлова – символ  защиты уличных боёв. Его защищали в течение нескольких месяцев: слайд № 37). 7. Назовите имя генерала­строителя, попавшего в плен к немцам (слайд  № 38). Они хотели переманить генерала на свою сторону, но безрезультатно. Тогда его облили водой, он три дня простоял на морозе и умер  непокорённым. (Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев: слайд № 39). 8. Назовите имя татарского поэта, Героя Советского Союза, находившегося в фашистских застенках, в  Моабитской тюрьме, и писавшего там стихи. Этот сборник называется  «Моабитская тетрадь» (слайд № 40).  (Муса Джалиль: слайд № 42). 9. Назовите имя лётчика, самолёт которого назад был сбит в воздушном бою (слайд № 42). Этот человек в  течение 18 суток мучительно продвигался ползком до линии фронта вследствие чего потерял обе ноги, но  спустя 14 месяцев вернулся в строй. Какая книга посвящена подвигу этого героя? (Лётчик, Герой Советского  Союза Алексей Маресьев. Книга, повествующая о подвиге этого героя, – повесть Б. Полевого «Повесть о  настоящем человеке»: слайд № 43 ). 10. Как называется величественный монумент, возведённый в Болгарии советским солдатам (слайд № 44)?  («Алёша» – памятник советскому солдату­освободителю в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик  («Холм Освободителей»). Памятник Солдату, о котором поётся в песне «Алёша» (советская песня на стихи поэта Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского): слайд № 45).  11. В какие слова свято верил весь советский народ? («Дело наше правое. Враг будет разбит и победа будет за  нами»:  слайд № 46). 12. Назовите официальный Символ Победы? (Знамя Победы – штурмовой флаг 150­й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый около 3­х часов утра 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в  городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном  Кантария (слайд № 47). Физкультминутка Учитель: С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Они писали о том, что  видели и что чувствовали.  Невозможно говорить о силе слова, не вспомнив стихотворение Константина Симонова «Жди меня», написанное в первые дни войны (слайд № 48). 4.3. Чтение учащимися стихотворения  Константина Симонова «Жди меня»  4.4. Беседа по вопросам: Учитель: 1. Какова, по вашему мнению, основная мысль стихотворения? 2. Как вы считаете, какая мысль занимает сердце солдата, героя этого стихотворения?  3. Что поддерживает его боевой дух? – Ну а сейчас мы послушаем стихотворение Владислава  Занадворова, поэта, геолога, погибшего под  Сталинградом в 1942 году. Стихотворение называется «Война» (слайд № 49) 4.5. Чтение обучающимся стихотворения Владислава Занадворова «Война»  4.6. Беседа по вопросам: 1. Какова основная мысль стихотворения? 2. Какой поэт увидел войну? 3. В чём видит поэт смысл войны? 5.Закрепление материала: 5.1. Работа в группах (анализ стихотворений) (слайд № 49) Задания группам: Первая группа: анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня». Вторая группа: анализ стихотворения В. Занадворова «Война» Третья группа: сравнительный анализ стихотворений К. Симонова «Жди меня» и В. Занадворова «Война». План анализа стихотворения: 1. Время написания стихотворения. 2. Тема стихотворения. 3. Основная мысль стихотворения. 4. Как стихотворение связано с эпохой, о каких явлениях жизни говорит поэт? 5. Как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом в описываемым явлениям? 6. Какие изобразительно – выразительные средства использует автор? 7. Ваше собственное восприятие стихотворения. 5.2. Проверка выполненных работ;• обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6. Подведение итогов Беседа по вопросам (слайд № 50): Учитель: 1. Вся страна стала единым военным фронтом. Что означают эти слова?  2. Чем явилась война для её участников?  3. Что давало силы людям:  поэтами и не потами, что поднимало их на борьбу? 4. В чём причины популярности поэзии в годы ВОВ?  5. Можно ли сказать, что поэты и их произведения тоже внесли весомый вклад в дело Победы?  6. А каково отношение к войне в наши дни? – Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». – Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих  себя.  Война затронула каждую семью, оставив глубокий шрам в сердцах выживших. Наверняка во всех наших семьях  есть погибшие на войне. Предлагаю память героев, павших в бою за свободу и независимость нашей великой  Родины, почтить минутой молчания (длится минута молчания). 7. Оценивание учащихся 8. Домашнее задание  (выбрать одно: слайд № 51): 1. Выучить и проанализировать любое стихотворение периода ВОВ. 2. Написать сочинение на тему «Письмо фронтовику» 3. Написать сочинение на тему «Письмо фронтовика потомкам») Учитель: Урок мне хотелось бы закончить отрывком из стихотворения А. Т. Твардовского «Я убит подо  Ржевом…», которые звучат как завещание: Я вам жить завещаю, – Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать – горделиво, Не клонясь головой, Ликовать – не хвастливо В час победы самой. И беречь её свято, Братья, счастье своё – В память воина – врата, Что погиб за неё. – Погиб во имя Победы. Этим героям посвятил Роберт Рождественский поэму «Реквием», ставшую гимном. В ней есть замечательные строки: Навстречу раскатам ревущего грома Мы в бой поднимались светло и сурово. На наших знаменах начертано слово: Победа! Во имя Отчизны – Победа! Во имя живущих – Победа! Во имя грядущих – Победа! Предлагаю всем спеть песню “День Победы” (слайд № № 52, 53).

"Вставай, страна огромная!"

"Вставай, страна огромная!"

"Вставай, страна огромная!"

"Вставай, страна огромная!"

"Вставай, страна огромная!"

"Вставай, страна огромная!"

"Вставай, страна огромная!"

"Вставай, страна огромная!"

"Вставай, страна огромная!"

"Вставай, страна огромная!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018