(Поэзия Великой Отечественной войны)
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цели:
• Образовательные: познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны, выявить причину популярности этого жанра литературы. Определить, что значила война для её участников и какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией.
• Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, познавательные способности, умение анализировать стихотворные тексты, работать в группах, развивать творческую, речевую, мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
• Воспитывающие: прививать уважительное и внимательное отношение к литературе, формировать поэтический вкус учащихся, гражданско-патриотические качества личности.
Задачи: формировать представление о поэзии периода Великой Отечественной войны и её роли в победе над фашистской Германией.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый: эвристическая беседа, выступление учащихся (чтение стихотворений наизусть), работа со стихотворными текстами: анализ одного стихотворения, сравнительный анализ стихотворений.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения: «Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2010; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Вставай, страна огромная!.doc
"Вставай, страна огромная!" (Поэзия Великой
Отечественной войны)
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны, выявить
причину популярности этого жанра литературы. Определить, что значила война для её участников и
какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией.
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, познавательные способности, умение
анализировать стихотворные тексты, работать в группах, развивать творческую, речевую, мыслительную
и познавательную деятельность учащихся.
Воспитывающие: прививать уважительное и внимательное отношение к литературе, формировать
поэтический вкус учащихся, гражданскопатриотические качества личности.
Задачи: формировать представление о поэзии периода Великой Отечественной войны и её роли в победе над
фашистской Германией.
Методы и приёмы: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый: эвристическая
беседа, выступление учащихся (чтение стихотворений наизусть), работа со стихотворными текстами: анализ
одного стихотворения, сравнительный анализ стихотворений.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения: «Журавлев В.П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.
Просвещение, 2010; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Эпиграф:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет…
А.Твардовский.
1. Подготовка к восприятию нового учебного материала Учитель: Так писал о Великой Отечественной войне
А. Т. Твардовский: поэт, участник ВОВ. Отгрохотали пушки, разорвались снаряды, уже давно не слышно воя
сирен, предупреждающих о бомбёжках, почти не осталось свидетелей страшных событий, однако до сих пор мы
помним имена тех, кто героически сражался во имя Победы. Сегодня мы будем говорить о том далёком, но в то
же время о таком близком для нас времени, пропахшем порохом.
2. Мотивация
Учитель: Мы уже не раз говорили о минувшей войне. В своих сочинениях на тему «Почему тема войны не
утратила своей актуальности в наши дни?» вы писали, что война – это народная трагедия, это такое событие в
истории, которое проверяет людей на человечность. Также вы писали о том, что боевой дух солдат
поддерживала вера в победу, любовь близких, уверенность в том, что жизнь свою они отдавали за правое дело.
С сочинениями вы все справились хорошо, но никто не назвал ещё один немаловажный фактор, сыгравший свою
роль в деле Победы. Сегодня мы об этом поговорим.
3. Актуализация знаний
Ученик читает наизусть стихотворение Михаила Львова «Есть мужество, доступное немногим…»
Учитель: Так написал о войне Михаил Львов в 1943 году, учитель, поэт, участник Великой Отечественной войны.
Сегодня мы будем говорить о произведениях поэтовучастников ВОВ, которые в перерывах между боями и после
них писали о том, что видели, что чувствовали, о чём мечтали. Почему нам это необходимо знать?
Определите тему урока. Как бы вы назвали наш урок? Я назвала этот урок «Вставай, страна огромная» . Запишем её. Вспомните, откуда эти слова и когда они были написаны? (Стихотворение было написано на 2ой
день войны, слова Василия Ивановича ЛебедеваКумача, композитор – Александр Васильевич Александров).
Определите цель урока. Мы попробуем понять и в конце урока ответить на вопрос, что значила война для её
участников и какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией.
4. Изучение нового материала
4.1 Сообщение (историческая справка)
Учитель: Сдав выпускные экзамены, в ночь с 20 на 21 июня 1941 года ученики прощались со школой и строили
планы на будущее. Во всех школах Советского союза был выпускной бал (слайд № 4). Неожиданно всё
изменилось (слайд № 5).
Эти слова подвели черту (слайд № 6) под мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад их жизни,
Вся страна поднялась на защиту своей Родины: вчерашние школьники со своего выпускного бала ушли на фронт
(слайд № 7).
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа (слайд №8). С
самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч
писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись (слайды №№ 919). Это Георгий Суворов,
Аркадий Гайдар, Евгений Березницкий, Борис Богатков, Михаил Кульчицкий, Александр Майоров, Владислав
Занадворов, Муса Джалиль, Павел Коган, Иосиф Уткин, Елена Ширман и многие другие, чьи имена навек войдут
в историю.
Война – это горе, слезы; она постучалась в каждый дом (слайд № 20) И в каждый дом принесла беду. Но даже в
такие тяжелые времена создавались литературные произведения. которые поддерживали дух бойцов, помогали
им верить в свою победу.
4.2 Викторина
Учитель: Прежде чем мы начнём знакомство с поэзией периода ВОВ я предлагаю провести викторину по
вопросам, к ответам на которые вы подготовились дома (слайд № 21).
1. Всем известен плакат «Родинамать» зовёт. Когда он был нарисован и кто его автор? Какова история
плаката? (слайд №22) (Самым знаменитым военным плакатом стал плакат «РодинаМать зовет!». Ираклий
Тоидзе нарисовал его через неделю после начала войны, изобразив в роли Родины свою жену Тамару. Женщина
вбежала в мастерскую мужа с криком «Война!», и тот остановил ее, чтобы нарисовать лучшее свое
произведение. Тамара Тоидзе позировала для плаката несколько дней и стала олицетворением всех женщин,
вынужденных провожать на войну самых близких людей: слайд № 23).
2. А теперь предлагаем вам узнать автора и его произведение (слайд № 24). (Леонид Голованов. Плакат
«Дойдем до Берлина!», 1944 год, Плакат «Дошли до Берлина», 1945 год: слайд № 25).
3. Помимо плакатов писались более серьёзные произведения живописи, изображающие события Великой
Отечественной войны. Назовите известные вам картины (слайд №26). (Павел Рыженко, «Битва под Москвой»:
слайд № 27), Сергей Герасимов «Мать партизана» (вопрос: слайд № 28, ответ– слайд № 29), Александр
Дейнека «Оборона Севастополя» (вопрос: слайд № 30, ответ: слайд № 31).
4. Назовите имя советской поэтессы, (слайд № 32), которая три года прожила в блокадном Ленинграде и
посвятила ему поэму «Пулковский меридиан». (Анна Андреевна Ахматова, слайд № 33).
5. Назовите имя девочки, которая вела дневник в блокадном Ленинграде (слайд № 34). Позже её маленькая
записная книжка, в которой было сделано всего 9 записей об убийстве её семьи, была предъявлена на
Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм. (Таня Савичева (слайд № 35). Это
«Дневник Тани Савичевой». Татьяна погибла в 1994 году).
6. Назовите единственное уцелевшее зданием среди руин Сталинграда (слайд № 36). (Дом Павлова – символ
защиты уличных боёв. Его защищали в течение нескольких месяцев: слайд № 37).
7. Назовите имя генераластроителя, попавшего в плен к немцам (слайд № 38). Они хотели переманить генерала
на свою сторону, но безрезультатно. Тогда его облили водой, он три дня простоял на морозе и умер
непокорённым. (Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев: слайд № 39).
8. Назовите имя татарского поэта, Героя Советского Союза, находившегося в фашистских застенках, в
Моабитской тюрьме, и писавшего там стихи. Этот сборник называется «Моабитская тетрадь» (слайд № 40).
(Муса Джалиль: слайд № 42). 9. Назовите имя лётчика, самолёт которого назад был сбит в воздушном бою (слайд № 42). Этот человек в
течение 18 суток мучительно продвигался ползком до линии фронта вследствие чего потерял обе ноги, но
спустя 14 месяцев вернулся в строй. Какая книга посвящена подвигу этого героя? (Лётчик, Герой Советского
Союза Алексей Маресьев. Книга, повествующая о подвиге этого героя, – повесть Б. Полевого «Повесть о
настоящем человеке»: слайд № 43 ).
10. Как называется величественный монумент, возведённый в Болгарии советским солдатам (слайд № 44)?
(«Алёша» – памятник советскому солдатуосвободителю в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик
(«Холм Освободителей»). Памятник Солдату, о котором поётся в песне «Алёша» (советская песня на стихи поэта
Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского): слайд № 45).
11. В какие слова свято верил весь советский народ? («Дело наше правое. Враг будет разбит и победа будет за
нами»: слайд № 46).
12. Назовите официальный Символ Победы? (Знамя Победы – штурмовой флаг 150й ордена Кутузова II степени
Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый около 3х часов утра 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в
городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном
Кантария (слайд № 47).
Физкультминутка
Учитель: С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Они писали о том, что
видели и что чувствовали.
Невозможно говорить о силе слова, не вспомнив стихотворение Константина Симонова «Жди меня», написанное
в первые дни войны (слайд № 48).
4.3. Чтение учащимися стихотворения Константина Симонова «Жди меня»
4.4. Беседа по вопросам:
Учитель:
1. Какова, по вашему мнению, основная мысль стихотворения?
2. Как вы считаете, какая мысль занимает сердце солдата, героя этого стихотворения?
3. Что поддерживает его боевой дух?
– Ну а сейчас мы послушаем стихотворение Владислава Занадворова, поэта, геолога, погибшего под
Сталинградом в 1942 году. Стихотворение называется «Война» (слайд № 49)
4.5. Чтение обучающимся стихотворения Владислава Занадворова «Война»
4.6. Беседа по вопросам:
1. Какова основная мысль стихотворения?
2. Какой поэт увидел войну?
3. В чём видит поэт смысл войны?
5.Закрепление материала:
5.1. Работа в группах (анализ стихотворений) (слайд № 49)
Задания группам:
Первая группа: анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня».
Вторая группа: анализ стихотворения В. Занадворова «Война»
Третья группа: сравнительный анализ стихотворений К. Симонова «Жди меня» и В. Занадворова «Война».
План анализа стихотворения:
1. Время написания стихотворения.
2. Тема стихотворения.
3. Основная мысль стихотворения.
4. Как стихотворение связано с эпохой, о каких явлениях жизни говорит поэт?
5. Как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом в описываемым явлениям?
6. Какие изобразительно – выразительные средства использует автор?
7. Ваше собственное восприятие стихотворения. 5.2. Проверка выполненных работ;• обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
6. Подведение итогов
Беседа по вопросам (слайд № 50):
Учитель:
1. Вся страна стала единым военным фронтом. Что означают эти слова?
2. Чем явилась война для её участников?
3. Что давало силы людям: поэтами и не потами, что поднимало их на борьбу?
4. В чём причины популярности поэзии в годы ВОВ?
5. Можно ли сказать, что поэты и их произведения тоже внесли весомый вклад в дело Победы?
6. А каково отношение к войне в наши дни?
– Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной
войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе:
«Нам было всё отпущено сверх нормы:
любовь, и гнев, и мужество в бою».
– Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих
себя.
Война затронула каждую семью, оставив глубокий шрам в сердцах выживших. Наверняка во всех наших семьях
есть погибшие на войне. Предлагаю память героев, павших в бою за свободу и независимость нашей великой
Родины, почтить минутой молчания (длится минута молчания).
7. Оценивание учащихся
8. Домашнее задание (выбрать одно: слайд № 51):
1. Выучить и проанализировать любое стихотворение периода ВОВ.
2. Написать сочинение на тему «Письмо фронтовику»
3. Написать сочинение на тему «Письмо фронтовика потомкам»)
Учитель: Урок мне хотелось бы закончить отрывком из стихотворения А. Т. Твардовского «Я убит подо
Ржевом…», которые звучат как завещание:
Я вам жить завещаю, –
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина – врата,
Что погиб за неё.
– Погиб во имя Победы. Этим героям посвятил Роберт Рождественский поэму «Реквием», ставшую гимном. В ней
есть замечательные строки:
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово:
Победа!
Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живущих – Победа!
Во имя грядущих – Победа!
Предлагаю всем спеть песню “День Победы” (слайд № № 52, 53).
"Вставай, страна огромная!"
"Вставай, страна огромная!"
"Вставай, страна огромная!"
"Вставай, страна огромная!"
"Вставай, страна огромная!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.