Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе
Оценка 4.7

Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +2
11 кл +1
19.04.2018
Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе
Форма предлагаемого занятия – урок-конференция, рассчитанная на 2 учебных часа. Задачи урока – определить художественные функции использования образа ангела в русской литературе, выявить его смысловые оттенки в произведениях разных эпох, понять традиционное и индивидуально-авторское в его создании, расширить культурный кругозор учащихся за счет привлечения искусствоведческой информации, актуализировать ведущие литературоведческие понятия в сознании школьников (литературное направление, стиль, художественный образ, средства его создания и др.). Обозначенная тема дает возможность применить ранее полученные знания о святочной прозе в рамках самостоятельного анализа произведений (Н.С. Лесков “Запечатленный ангел”, Л. Андреев “Ангелочек”) и обсудить вопрос эволюции исследуемого жанра в русской литературе. В процессе подготовки к конференции учащиеся выбирают тему для индивидуального доклада. Выступления школьников включают анализ художественного текста и репродукций картин, искусствоведческий, биографический и теоретико-литературный комментарий, выразительное чтение поэтических текстов и фрагментов прозаических произведений. Ниже представляем развернутый план урока с тезисами ученических докладов.
Образ ангела в русской живописи и литературе.doc
Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе Форма предлагаемого занятия – урок­конференция, рассчитанная на 2 учебных часа. Задачи урока –  определить художественные функции использования образа ангела в русской литературе, выявить его  смысловые оттенки в произведениях разных эпох, понять традиционное и индивидуально­авторское в его  создании, расширить культурный кругозор учащихся за счет привлечения искусствоведческой информации,  актуализировать ведущие литературоведческие понятия в сознании школьников (литературное направление,  стиль, художественный образ, средства его создания и др.). Обозначенная тема дает возможность применить  ранее полученные знания о святочной прозе в рамках самостоятельного анализа произведений (Н.С. Лесков  “Запечатленный ангел”, Л. Андреев “Ангелочек”) и обсудить вопрос эволюции исследуемого жанра в русской  литературе. В процессе подготовки к конференции учащиеся выбирают тему для индивидуального доклада. Выступления  школьников включают анализ художественного текста и репродукций картин, искусствоведческий,  биографический и теоретико­литературный комментарий, выразительное чтение поэтических текстов и  фрагментов прозаических произведений. Ниже представляем развернутый план урока с тезисами ученических  докладов. Введение в проблематику занятия начинается с выявления ассоциативного ряда к слову “ангел”: неземной,  чистый, белый, возвышенный, добрый и др. Учитель с опорой на издание “Мифология. Большой  энциклопедический словарь” под ред. Е.М. Мелетинского поясняет: ангелы – это человекоподобные крылатые  создания, которые отождествляются с божественной волей, это символ посредничества между Горним и  дольним, Богом и человеком, материальным и духовным уровнями. В христианском вероучении ангелам отведены роли вестников, воителей, охранников или защитников, их назначение – служить Богу, воюя с его врагами,  воздавая ему честь, неся его волю стихиям и людям. В толковом словаре В.И. Даля слово “ангел” представлено  как многозначное. В определенном контексте (Ангел Велика Совета) оно обозначает Спасителя, кроме того,  есть разделение: ангел света (благой, добрый) и ангел тьмы (злой дух). Существует поверье о том, что ангелы –  попавшие в рай детские души. Это поверье нашло художественное воплощение в сказке Г.Х. Андерсена “Ангел”.  К этому образу обращались художники и писатели в разные времена, обогащая данный образ новыми  смысловыми оттенками. Доклад 1. Иконописные образы ангелов. Особый мир православной иконы. Система условностей церковной живописи: нарушение пропорций,  плоскостное изображение, символика цвета, пластики и композиции иконописных изображений. “Прочтение”  икон “Архангел Михаил” Андрея Рублева (XV век) и “Архангел Гавриил” (“Ангел Златые власы”, XII век): образы  светлых ангелов­хранителей всех живущих, средства раскрытия их значимости и принадлежности к духовному  миру. Доклад 2. Ангелы в изображении М. Врубеля и А. Иванова. Общая направленность творчества двух выдающихся художников. Интерес А. Иванова, живописца середины XIX века, к библейским сюжетам, реалистические традиции. Христианские и демонические темы в творчестве М.  Врубеля, художника к. XIX – нач. XX века, традиции символизма. “Явление Ангела пастухам”, “Архангел Гавриил  поражает Захарию немотой” А. Иванова и “Ангел с кадилом и свечой” М. Врубеля. Традиционное воплощение  образа ангела у А. Иванова (ангелы – вестники, их служба – осуществлять связь между небом и землей),  специфика раскрытия темы М. Врубелем (бездеятельность, одиночество ангела, близость к демонам). Доклад 3. Образы ангелов в романтической поэзии. Причины интереса к данному образу в литературе романтизма. Близость художественного воплощения образа  ангела в произведениях В.А. Жуковского (поэма “Пери и ангел”), П.А. Вяземского (“Молитва Ангелу­хранителю”),  А.С. Пушкина (“Ангел”), М.Ю. Лермонтова (“Ангел”): мотив одиночества, романтическое двоемирие, трагическая  противопоставленность небесного и земного. Соединение ангельской и демонической тем у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Индивидуально­авторские средства создания образа ангела. Поэма М.Ю. Лермонтова “Ангел  смерти” как романтическая поэма. Идея противостояния добра и зла в произведении. Доклад 4. “Ангел в душе человечьей” (образ ангела в повести Н.С. Лескова “Запечатленный ангел”). “Запечатленный ангел” – самое “церковное” произведение Н.С. Лескова. Иконописная тема в повести как способ  раскрытия русского национального характера (талантливость, способность ценить красоту, сохранение  благочестивых традиций). Художественная функция в тексте образа иконы ангела­хранителя  (сюжетообразующая и символическая). Переведение ангельской темы во внутренний план: “ангел в душе  человечьей”. “Запечатленный ангел” как святочный рассказ (обозначение автором жанровой принадлежности).  Рождественское чудо, рождаемое самой жизнью: прорыв раскольничьей замкнутости в большой мир, отказ от  религиозного догматизма, единение людей. Общая христианская направленность произведения. Доклад 5. “Созданья хрупкие мечты” (рассказ Л. Андреева “Ангелочек” и стихотворение А. Блока “Сусальный  ангел”). Рассказ Л. Андреева “Ангелочек” и поэтический отклик на него – стихотворение А. Блока “Сусальный ангел”.  Символическое звучание образа ангела в произведениях. Объединяющий центральный мотив: возвышающая  человека над земной обыденностью мечта, порыв к возвышенному. Интерпретация открытого финала текстов и  образа тающего ангела (воскового у Л. Андреева и сахарного у А. Блока): трагическая безысходность земного  бытия. Место произведений в творческой эволюции авторов, особенность стиля, приметы литературного  направления. Произведение Л. Андреева как святочный рассказ: депоэтизация традиционных образов  (семейный очаг, мать, рождественская елка), специфика рождественского чуда. Чеховские традиции в рассказе Л. Андреева. Обобщающая часть занятия включает в себя обсуждение художественного воплощения образа ангела в  творчестве сибирских художников и писателей. Учитель представляет школьникам репродукцию картины А.И.  Волокитина “Ангелы Творения”. В ходе беседы старшеклассники делятся своими впечатлениями и пытаются  определить основную мысль картины: вера художника в победу добра и света. Учащиеся обращаются к рассказу В.П. Астафьева “Ангел­хранитель” из сборника “Последний поклон”  (знакомство с ним проходит в рамках изучения региональной литературы) и комментируют специфику  воплощения этой темы у писателя. Определение, вынесенное в название рассказа, связано с образом бабушки.  Рассуждая о значении этого человека в своей жизни (автобиографичность повествования – центральная  особенность сборника), В.П. Астафьев использует высокий, неземной образ. В этом контексте можно говорить о ведущей роли бабушки в формировании духовного облика будущего писателя (единство и гармония с природным миром, категория памяти и семейных традиций, нравственный стержень, четкие представления о добре и зле). В качестве дополнительного обобщающего задания учащимся предлагается продолжить наблюдения по  обозначенной теме (с опорой на роман В. Брюсова “Огненный ангел”, рассказ Л. Чарской “Подарок ангела” и др.). Выполнение домашнего задания носит добровольный характер.

Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе

Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе

Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе

Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018