Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс
Оценка 4.8

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература +1
11 кл +1
23.04.2018
Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс
Цель урока: знакомить с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о творчестве, изучить его индивидуально-языковой стиль; отработка задания В 8 в подготовке к ЕГЭ. Тип урока: интегрированный (литература + русский язык) Оборудование: слайды, маршрутные листы (стихотворения) ХОД УРОКА I. Организация начала урока (1 мин.) – Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока? – Знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака. Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких изобразительно-выразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить. Кроме этого, продолжим отрабатывать навыки по выполнению задания В 8. Запишите тему урока «Борис Пастернак. Размышления о времени, жизни, любви… Индивидуально-языковой стиль поэта». (Слайд 1: портрет поэта) «Февраль. Достать чернил и плакать…» (читает учитель) Это стихотворение одно из самых любимых у поэта. Им он открывает свои поэтические сборники. Дома вы также учили стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наизусть (по выбору).
по творчеству Б.Пастернака..doc
Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс Цель урока: знакомить с биографией  поэта, разнообразием его дарований, дать представление о творчестве,  изучить его индивидуально­языковой стиль; отработка задания В 8 в подготовке к ЕГЭ. Тип урока: интегрированный (литература + русский язык) Оборудование: слайды, маршрутные листы (стихотворения) ХОД УРОКА I. Организация начала урока (1 мин.) – Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока?  – Знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака.  Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких  изобразительно­выразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить. Кроме этого, продолжим отрабатывать навыки по выполнению задания В 8. Запишите тему урока «Борис Пастернак. Размышления о времени, жизни, любви… Индивидуально­языковой  стиль поэта».  (Слайд 1: портрет поэта) «Февраль. Достать чернил и плакать…» (читает учитель) Это стихотворение одно из самых любимых у поэта. Им он открывает свои поэтические сборники.  Дома вы  также учили стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наизусть (по выбору). II. Проверка домашнего задания (5 мин.) (Выразительное чтение стихотворений Б. Пастернака наизусть) – Почему выбрано это стихотворение? О чём оно? III. Слово учителя (10 мин.) (Слайд 2: семья) Борис Пастернак – удивительный человек: замечательный поэт, тонкий философ, ценитель жизни. Он был  разносторонне одарённым человеком. Говорят, во многом человека делает семья. – Что вы знаете о семье Пастернака? Отец: Леонид Осипович Пастернак – известный художник. Мать: Роза Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка. В доме Пастернаков всегда царила атмосфера  любви и гармонии. Сюда часто приезжали известные люди искусства: Скрябин, Толстой, Серов, Врубель. Борис  Пастернак писал о своём детстве так: « Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к  высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии  оно для меня от рождения слилось с обиходом». Естественно то, что Пастернак впитал в себя с детства и музыку, и литературу, и умение размышлять. Долгое  время он не мог выбрать свой путь. – Как Пастернак пришёл в литературу? От отца он унаследовал способность рисовать, от матери заниматься музыкой. В 13 лет он оставляет живопись  ради музыки, и за 6 лет добивается высоких результатов в этой области искусства. Ему прочили будущее  блестящего композитора. В 1908г., окончив гимназию с золотой медалью, поступает на юридический факультет  Московского университета. Через год он переходит на философский факультет историко­филологического  факультета. Всё это время Пастернак пишет стихи, которые редко кому показывает. Пастернак серьёзно  увлёкся в 1912г. философией. Ему прочили  блестящую карьеру. Но и это занятие он оставляет. Сильнее всего  оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала  для него делом всей жизни. (Слайд 3) Первый сборник Пастернака вышел в 1914г. («Близнец в тучах»). Затем появились и другие: 1917г. – «Поверх барьеров» 1918г. – «Темы и вариации» 1922г. – «Сестра моя – жизнь» 1932г. – «Второе рождение» 1943г. – «На ранних поездах» 1956­59г. – «Когда разгуляется» (Слайд 4: связь с футуристами) Ранние стихотворения Пастернака могут показаться малопонятными: свою литературную деятельность поэт  связывал с футуристами («футурум» будущее). В 1914г. Он знакомится с Маяковским, который произвёл на него  огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуристов, Пастернак всё­таки искал  свой самостоятельный путь в литературе. Очень требовательный к себе, поэт ищет своё предназначенье.  «Единственное, что в нашей власти, – пишет он, – это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».  В своих стихотворениях Пастернак постоянно размышляет о назначении человека вообще, поэта в частности. Не  случайно нам трудно выделять стихотворения по темам: человек у Пастернака не отделим от природы, от  проявлений страстей.  Поэт очень требователен к себе, не случайно под стихотворениями раннего периода творчества стоит две даты:  первая – время написания, вторая – время доработки, шлифовки. IV. Анализ текста (15 мин.) 1) По заданию В 8 ЕГЭ (Слайд 5: текст стихотворения «Февраль…») Несколько раз Пастернак на протяжении всей своей жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь  ощущения лёгкости, сиюминутности впечатления. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией:  « И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд». Поэтическим принципом Пастернака становится подчинение не логике, норме, правилу, а ассоциациям, порыву  души. Постараемся определить, как достигается эта выразительность. (чтение и анализ текста) «…Выразительность стихотворения, во­первых, создаётся за счёт  использования назывного и безличных предложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая  смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия.  Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер  криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши»  дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины  чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и  подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]). С помощью каких художественных средств Пастернаку удаётся передать живость  и энергию стихотворения? 1) анафора 2) сравнение 3) ассонанс 4) назывное предложение 5) инфинитив 6) безличное предложение 7) эпитет 8) метафора 9) аллитерация 10) литота  Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9 (Слайд 6: ответы по тексту) 2) Работа в парах – Определите, какое изобразительно­выразительное средство использовано поэтом в данном отрывке. 1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение) За ним – скопленье облаков,  Нагромождённых белой грудой Суровых горных ледников. (Эпитет) 2) Дождь дороги заболотил, Ветер режет их стекло. Он платок срывает с вётел И стрижёт их наголо. (Метафора) 3) И опять зачертит иней, И опять завертит мной (олицетворение) Прошлогоднее унынье И дела зимы иной.  (Анафора, синт. параллелизм) 4) Не волнуйся, не плачь, не труди (бессоюзие) Сил иссякших и сердце не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай. (Сравнение) 5) Мчались звёзды. В море мылись мысы. Слепла соль. И слёзы высыхали. Были тёмны спальни. Мчались мысли, И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора) (Слайд 7) – Использование разнообразных средств выразительности позволяли Пастернаку найти словесное выражение  своим чувствам. Не случайно в одном из своих стихотворений Пастернак писал о том, что мечтал постичь тайну сути. (Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»). – Постоянное размышление о человеке, о его предназначении, месте в жизни, о любви проходит через всё  творчество Пастернака. Невозможно выделить отдельную тему: всё переплетено, всё взаимосвязано. Вынешь,  извлечёшь один элемент, и всё потеряет смысл, рассыплется.  Но и не терпел пустого сотрясания воздуха. (Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…») – У каждого человека есть жизненный выбор, который ему рано или поздно предстоит сделать. Пастернак свой  выбор сделал: всю жизнь он жил в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его  творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по  литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии  и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор  Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос о его  выдворении из страны, чего он не мог позволить. « Для меня это невозможно, – решительно заявлял он. – Я  связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор  травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия» (Чтение стихотворения «Нобелевская премия») V. Итог Сокровенный смысл человеческого существования, по мнению Пастернака, в слиянности, спаянности с миром, с  природой. В этом он видит источник силы, возможность приобщения к вечному круговороту жизни. Это даёт  возможность преодолеть ощущение одиночества, осознание кратковременности собственного земного бытия.  Последним стихотворением Пастернака стало стихотворение «Единственные дни». (Чтение стихотворения «Единственные дни») 1) Задание в тетрадях письменно (5 мин.) Ответьте письменно на вопрос: Что нового открылось мне в творчестве Б.Л. Пастернака? (Слайд 8) VI. Домашнее задание (2 мин.) Анализ стихотворения (по выбору) в форме сочинения: «Нобелевская премия» «Быть  знаменитым некрасиво» «Единственные дни». VII. Резерв Фонограмма песни «Метель», «Свеча горела» на стихотворение Б. Пастернака по выбору. Литература: 1. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, "Филин", 1993. 2. Борис Пастернак. Стихи. Россия – Родина моя. Москва: Художественная литература, 1967. 3. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988 4. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Москва: Полифакт, 1995. 5. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3­е изд., стереотип. – М.: Дрофа,  2011. – 252 с.

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс

Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018