Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература +1
11 кл +1
23.04.2018
Цель урока: знакомить с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о творчестве, изучить его индивидуально-языковой стиль; отработка задания В 8 в подготовке к ЕГЭ.
Тип урока: интегрированный (литература + русский язык)
Оборудование: слайды, маршрутные листы (стихотворения)
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока (1 мин.)
– Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
– Знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака.
Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких изобразительно-выразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить.
Кроме этого, продолжим отрабатывать навыки по выполнению задания В 8.
Запишите тему урока «Борис Пастернак. Размышления о времени, жизни, любви… Индивидуально-языковой стиль поэта».
(Слайд 1: портрет поэта)
«Февраль. Достать чернил и плакать…» (читает учитель)
Это стихотворение одно из самых любимых у поэта. Им он открывает свои поэтические сборники. Дома вы также учили стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наизусть (по выбору).
по творчеству Б.Пастернака..doc
Интегрированный урок (литература + русский язык) по
творчеству Б.Пастернака. 11-й класс
Цель урока: знакомить с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о творчестве,
изучить его индивидуальноязыковой стиль; отработка задания В 8 в подготовке к ЕГЭ.
Тип урока: интегрированный (литература + русский язык)
Оборудование: слайды, маршрутные листы (стихотворения)
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока (1 мин.)
– Урок литературы. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
– Знакомство с лирикой замечательного поэта Б.Л. Пастернака.
Нам необходимо выяснить, каковы размышления Пастернака о времени, жизни, любви, с помощью каких
изобразительновыразительных средств удаётся поэту выразить свои мысли, красиво их оформить.
Кроме этого, продолжим отрабатывать навыки по выполнению задания В 8.
Запишите тему урока «Борис Пастернак. Размышления о времени, жизни, любви… Индивидуальноязыковой
стиль поэта».
(Слайд 1: портрет поэта)
«Февраль. Достать чернил и плакать…» (читает учитель)
Это стихотворение одно из самых любимых у поэта. Им он открывает свои поэтические сборники. Дома вы
также учили стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наизусть (по выбору).
II. Проверка домашнего задания (5 мин.)
(Выразительное чтение стихотворений Б. Пастернака наизусть)
– Почему выбрано это стихотворение? О чём оно?
III. Слово учителя (10 мин.)
(Слайд 2: семья)
Борис Пастернак – удивительный человек: замечательный поэт, тонкий философ, ценитель жизни. Он был
разносторонне одарённым человеком. Говорят, во многом человека делает семья.
– Что вы знаете о семье Пастернака?
Отец: Леонид Осипович Пастернак – известный художник.
Мать: Роза Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка. В доме Пастернаков всегда царила атмосфера
любви и гармонии. Сюда часто приезжали известные люди искусства: Скрябин, Толстой, Серов, Врубель. Борис
Пастернак писал о своём детстве так: « Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к
высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии
оно для меня от рождения слилось с обиходом».
Естественно то, что Пастернак впитал в себя с детства и музыку, и литературу, и умение размышлять. Долгое
время он не мог выбрать свой путь.
– Как Пастернак пришёл в литературу?
От отца он унаследовал способность рисовать, от матери заниматься музыкой. В 13 лет он оставляет живопись
ради музыки, и за 6 лет добивается высоких результатов в этой области искусства. Ему прочили будущее
блестящего композитора. В 1908г., окончив гимназию с золотой медалью, поступает на юридический факультет
Московского университета. Через год он переходит на философский факультет историкофилологического
факультета. Всё это время Пастернак пишет стихи, которые редко кому показывает. Пастернак серьёзно
увлёкся в 1912г. философией. Ему прочили блестящую карьеру. Но и это занятие он оставляет. Сильнее всего
оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни.
(Слайд 3) Первый сборник Пастернака вышел в 1914г. («Близнец в тучах»). Затем появились и другие:
1917г. – «Поверх барьеров»
1918г. – «Темы и вариации»
1922г. – «Сестра моя – жизнь»
1932г. – «Второе рождение»
1943г. – «На ранних поездах»
195659г. – «Когда разгуляется»
(Слайд 4: связь с футуристами)
Ранние стихотворения Пастернака могут показаться малопонятными: свою литературную деятельность поэт
связывал с футуристами («футурум» будущее). В 1914г. Он знакомится с Маяковским, который произвёл на него
огромное впечатление. Полюбив в нём первого поэта и явного главаря футуристов, Пастернак всётаки искал
свой самостоятельный путь в литературе. Очень требовательный к себе, поэт ищет своё предназначенье.
«Единственное, что в нашей власти, – пишет он, – это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».
В своих стихотворениях Пастернак постоянно размышляет о назначении человека вообще, поэта в частности. Не
случайно нам трудно выделять стихотворения по темам: человек у Пастернака не отделим от природы, от
проявлений страстей.
Поэт очень требователен к себе, не случайно под стихотворениями раннего периода творчества стоит две даты:
первая – время написания, вторая – время доработки, шлифовки.
IV. Анализ текста (15 мин.)
1) По заданию В 8 ЕГЭ
(Слайд 5: текст стихотворения «Февраль…»)
Несколько раз Пастернак на протяжении всей своей жизни возвращался к нему, дорабатывал, добиваясь
ощущения лёгкости, сиюминутности впечатления. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией:
« И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд».
Поэтическим принципом Пастернака становится подчинение не логике, норме, правилу, а ассоциациям, порыву
души.
Постараемся определить, как достигается эта выразительность.
(чтение и анализ текста)
«…Выразительность стихотворения, вопервых, создаётся за счёт
использования назывного и безличных предложений ( предложения 1, 2 ). Быстрая
смена инфинитивов (предложения 2,3) создаёт иллюзию движения, действия.
Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер
криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши»
дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины
чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и
подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).
С помощью каких художественных средств Пастернаку удаётся передать живость и энергию стихотворения?
1) анафора
2) сравнение
3) ассонанс
4) назывное предложение
5) инфинитив
6) безличное предложение
7) эпитет
8) метафора
9) аллитерация
10) литота
Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9
(Слайд 6: ответы по тексту)
2) Работа в парах
– Определите, какое изобразительновыразительное средство использовано поэтом в данном отрывке. 1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. (Эпитет)
2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. (Метафора)
3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной (олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Анафора, синт. параллелизм)
4) Не волнуйся, не плачь, не труди (бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. (Сравнение)
5) Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (Инверсия, метафора)
(Слайд 7)
– Использование разнообразных средств выразительности позволяли Пастернаку найти словесное выражение
своим чувствам.
Не случайно в одном из своих стихотворений Пастернак писал о том, что мечтал постичь тайну сути.
(Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»).
– Постоянное размышление о человеке, о его предназначении, месте в жизни, о любви проходит через всё
творчество Пастернака. Невозможно выделить отдельную тему: всё переплетено, всё взаимосвязано. Вынешь,
извлечёшь один элемент, и всё потеряет смысл, рассыплется.
Но и не терпел пустого сотрясания воздуха.
(Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»)
– У каждого человека есть жизненный выбор, который ему рано или поздно предстоит сделать. Пастернак свой
выбор сделал: всю жизнь он жил в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его
творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по
литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии
и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор
Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос о его
выдворении из страны, чего он не мог позволить. « Для меня это невозможно, – решительно заявлял он. – Я
связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор
травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия»
(Чтение стихотворения «Нобелевская премия»)
V. Итог
Сокровенный смысл человеческого существования, по мнению Пастернака, в слиянности, спаянности с миром, с
природой. В этом он видит источник силы, возможность приобщения к вечному круговороту жизни. Это даёт
возможность преодолеть ощущение одиночества, осознание кратковременности собственного земного бытия.
Последним стихотворением Пастернака стало стихотворение «Единственные дни».
(Чтение стихотворения «Единственные дни»)
1) Задание в тетрадях письменно (5 мин.)
Ответьте письменно на вопрос: Что нового открылось мне в творчестве Б.Л. Пастернака? (Слайд 8)
VI. Домашнее задание (2 мин.)
Анализ стихотворения (по выбору) в форме сочинения:
«Нобелевская премия»
«Быть знаменитым некрасиво»
«Единственные дни».
VII. Резерв
Фонограмма песни «Метель», «Свеча горела» на стихотворение Б. Пастернака по выбору.
Литература:
1. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, "Филин", 1993.
2. Борис Пастернак. Стихи. Россия – Родина моя. Москва: Художественная литература, 1967.
3. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988
4. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Москва: Полифакт, 1995.
5. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2011. – 252 с.
Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс
Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс
Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс
Интегрированный урок (литература + русский язык) по творчеству Б.Пастернака. 11-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.