Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе
Как показывает практика подготовки детей дошкольного возраста (далее – дошкольники) среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, наиболее важным является двигательная активность. С точки зрения определения двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой, является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка [1].
В ходе проведения практических занятий с дошкольниками очевидным становиться тот факт, что особенно большую потребность в движении требуется растущему организму. В нашем случае такими растущими организмами являются маленькие дети дошкольного возраста.
Следует отметить, наблюдая за дошкольниками очевидным становиться интересный факт, что в противоположность подвижной (мышечной) деятельности, неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости к заболеваниям.
При этом разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
В свою очередь, развитие физиологических функций организма в целом, путем ежедневной и плановой работы по поддержанию двигательной активности дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе. Так как, физическая готовность ребенка к школьному обучению – это естественное состояние здоровья, способствующее поддержанию определенного уровень зрелости организма ребенка, необходимого уровня развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонкой моторной координаций, физической и умственной работоспособности.
Тогда рассматривая определение физической активности, становиться очевидным, что ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Таким образом можно сформулировать главную цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) – заблаговременная физическая подготовка детей дошкольного возраста к уменьшению периода адаптации в школе, путем повышения двигательной активности, в период формирования его организма в ДОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо направить физкультурно-оздоровительную деятельность в ДОУ на реализацию следующих задач [1, 2]:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).
- Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
При этом, одним из основных элементов физкультурно-оздоровительной деятельности следует выделить физическую подготовку, направленную на увеличение закаленности и общего физического развития дошкольников, повышающих бодрое и активное состояние организма.
Как известно, хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Однако необходимо понимать, что положительных результатов в развитии физической готовности дошкольника и в воспитании здорового ребенка можно достичь в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная, систематическая работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.
И как следствие, все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.
Систематических подход физического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу. Элементами учебной работы, при организации форм физического воспитания, являются [1, 2]:
а) физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках;
б) сюжетно-тематические мероприятия: физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.
Все они в совокупности способствуют не только развитию физического здоровья дошкольника, но и оставляют яркие эмоциональные впечатления, поддерживающие интерес к творческой активности ребят.
Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно в этот период наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. В том числе, к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.
Как правило, в совокупности воспитательного воздействия и самостоятельной двигательной активности, к концу шестого года жизни основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления.
Одновременно, дети знакомятся с более сложными техническими элементами различных видов спорта, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.), которые также требуют воспитательного воздействия со стороны специалистов, в нашем случае инструктора по физической культуре.
Только тогда у дошкольника к моменту поступления в школу будет развиваться способность дифференцированно переносить статические нагрузки, умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.
При этом, несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях, закреплять умения по выполнению известных упражнений и получать навыки в освоении новых физических упражнений.
Если ребенок в дошкольном возрасте освоит различные виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это будет являться предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно занятия физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста могут внести значительный вклад в подготовку к обучению в школе. От успешности этой подготовки будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и самочувствие.
Двигательная активность ребенка в детском саду / Рунова М.А. – Издательство МОЗАИКА – Синтез : Москва 2000 г.
Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений // Степаненкова Э.Я. – Издательский центр «Академия»: Москва, 2001 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.