Двигательное творчество дошкольников
Оценка 4.7

Двигательное творчество дошкольников

Оценка 4.7
docx
15.03.2024
Двигательное творчество дошкольников
Двигательное творчество дошкольников статья.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Баранчик О.В., педагог дополнительного образования (хореограф), высшей квалификационной категории, МАДОУ ДС№75 г.Челябинска

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение

под музыку. И научиться этому можно у ребенка».

А.И. Буренина

По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности дошкольника. Игра развивает его интеллектуально, физически, психически и, конечно, эстетически.

Само слово «игра» настраивает ребенка на позитивное «принятие» информации.  В своей работе мы используем музыкально-подвижные игры, которые помогают ребенку раскрыть и развить свои творческие способности, фантазию, воображение, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, настроение и характер музыки.

В психологии творчество рассматривают как процесс созидания нового, как способность человеческой личности, как производное интеллекта, как креативность личности, как совокупность свойств личности, обеспечивающих её включение в этот процесс. То есть творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

         Изучив и проанализировав опыт специалистов, А.И.Буренина, С.Л.Слуцкая, А.Е.Чибрикова-Луговская, Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина, В.Г. Шершнев, которые  работают над созданием наиболее адаптированных к работе  с дошкольниками методик, технологий в области музыкально-ритмического воспитания, и в частности, развития детского творчества в танцах, ритмических этюдах, музыкально-подвижных играх и упражнениях, поняла, что главным в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников является артистичность, выразительность движений, умение осмысленно воплощать танцевальный образ.

Свою методику работы построила на основе программы по ритмопластике А.И. Бурениной и методике по танцевально-игровой гимнастике Ж.Е.Фирилевой и Е.Г.Сайкиной.  Была создана программа «Ритмика и танец», которая утверждена на педагогическом совете ДОУ.

На первом этапе работы диагностические срезы музыкально-двигательных умений и навыков, а также танцевально-игрового творчества проводились по методике А.И.Бурениной:

1)      творческих качеств (- музыкальности, - эмоциональности, - творческих проявлений);

2)      психических процессов (- внимания, - памяти, - подвижности нервных процессов);

3)      двигательных качеств (- координации, ловкости движений, - гибкости, - пластичности).

Результаты срезов показали, что уровень творчества наших воспитанников довольно низкий. Таким образом, приоритетным направлением в моей работе стало повышение качества двигательного творчества детей.

Используя в своей работе музыкально-подвижные игры, решаю несколько задач. Интерес ребят к занятиям повышается, и в процессе игры отрабатываются элементы, бег, различные танцевальные движения.

За время работы мы собрали небольшую «копилку» музыкально-подвижных игр и классифицировали их:

v игры на согласование движений с музыкой (ритмические игры);

Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, помогают добиться красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку. Игры:  «Эхо», «Форте-пиано»,  «Найди предмет», «Круг и кружочки», «Прогулка», «Музыкальные стулья», «Лесная прогулка», «Дирижер-оркестр», «Найди предмет», «Определи характер», «Мальчики-девочки» и др.

v игры на перестроения и ориентацию в пространстве;

Игры, направленные на изучение построения и перестроения: «Встань в колонну, круг, линейку», «Найди свое место», «Ниточка-иголочка», «По местам!». 

v музыкально-подвижные  игры на развитие ловкости, силы, быстроты, внимания;

Игры для переключения внимания с одного вида деятельности на другой: «Волк во рву», «Пятнашки», «Горелки», «День-ночь», «Сова летит».

 

v игры-превращения (создание игрового образа);

Помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их, и, что особенно важно, развивать воображение, их  эмоциональную сферу: «Цапля и лягушки», «Воробышки», «Поезд», «Лошадки», «Зайчик», «Кукла», «Кот и мыши» и т.д. Дети учатся создавать пластический образ птиц, зверей, сказочных персонажей и даже предметов. Здесь на помощь мы призываем музыку. Существуют музыкальные произведения, специально написанные для детей с уже «прописанными» образами птиц, сказочных персонажей (П.Чайковский «Баба-яга», «Песня жаворонка», «Подснежник»,  С.Прокофьев «Дюймовочка», «Жаворонки» русская народная мелодия, А.Лядов «Кикимора»).

v музыкально-творческие игры или игры-импровизации

Творческие игры, направленные на развитие выдумки, фантазии, творческой инициативы. Это самый  любимый вид деятельности детей. Нет предела фантазии ребенка. В быстрой, подвижной мелодии они видят и зверушек, и оценки, и людей бегущих на работу, и детский смех... Иногда предлагаю им станцевать свое настроение или настроение музыки. Импровизируя, дети стараются двигаться, так как им подсказывает музыка. Часто ребята используют те танцевальные движения, которые мы разучили с ними на занятиях, другие придумывают что-то свое. Игры: «Невесомость», «Танец звезд», «Займи место»,  «Повтори за мной», «Танец с листьями», «Делай как я, делай лучше меня!», «Зеркало», «Творческая импровизация», «Дискотека».

Элементы импровизации стараюсь включать и в музыкально-ритмические разминки. Усложняю импровизацию тем, что предлагаю задействовать различные уровни пространства: партер, стулья, скамейки, подиум, стены и самое сложное – задействовать друг друга.

Деление музыкально-подвижных игр на группы, конечно же, условно. Каждая игра помогает мне решать не одну задачу, а целый комплекс. Это я решаею на что «сегодня» обратить внимание, какова цель игры и предлагаю детям играть с учетом новой интерпретации. Считаю, что музыкально-подвижные игры лучший помощник в нашей работе. Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка дает возможность самостоятельной деятельности. Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Как бы ни было важно техническое совершенство танца – это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, дети  не просто выучат определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии будут познавать своеобразный, выразительный язык хореографического искусства, получат представление о танце, где тесно переплетаются музыка и пластика.

Вот таким образом я  использую музыкально-подвижные игры для повышения качества двигательного  творчества детей дошкольного возраста.

Развитие творческой фантазии и  воображения детей  является вершиной мастерства любого педагога. И это остается главным направление моей  дальнейшей работы.


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫХ

Свою методику работы построила на основе программы по ритмопластике

Свою методику работы построила на основе программы по ритмопластике

Дирижер-оркестр», «Найди предмет», «Определи характер», «Мальчики-девочки» и др

Дирижер-оркестр», «Найди предмет», «Определи характер», «Мальчики-девочки» и др

Игры: «Невесомость», «Танец звезд», «Займи место», «Повтори за мной», «Танец с листьями», «Делай как я, делай лучше меня!», «Зеркало», «Творческая импровизация», «Дискотека»

Игры: «Невесомость», «Танец звезд», «Займи место», «Повтори за мной», «Танец с листьями», «Делай как я, делай лучше меня!», «Зеркало», «Творческая импровизация», «Дискотека»

Развитие творческой фантазии и воображения детей является вершиной мастерства любого педагога

Развитие творческой фантазии и воображения детей является вершиной мастерства любого педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2024