Проектирование проблемного урока. Разработка технологической карты урока.
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 2 «А».
Тема урока: «Слова с двойными согласными».
Используемая педагогическая технология: проблемного обучения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении слов с двойными согласными.
Задачи урока |
Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне. 2. Формирование умения правильного написания слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.
|
Предметные: 1. Учащиеся получат представление о навыке правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне. 2. Учащиеся получат возможность научиться применять правило правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне. |
Развивающие: 1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; оценивать правильность выполнения действия;
2. Формировать умения: осуществлять анализ объектов; - осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать аналогии; осуществлять обобщение изученного.
3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; контролировать действия партнёра. |
1.Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учитывать выделенные учителем ориентиры действий; оценивать правильность выполнения действия; 2. Познавательные: - Учащиеся научатся осуществлять анализ объектов, осуществлять обобщение изученного. - Учащиеся получат возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей. 3.Коммуникативные: Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи. Учащиеся получат возможность научиться контролировать действия партнера. |
Воспитательные: - вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы проблемного урока. |
Этапы ТДМ. |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации |
Дидактические средства, ИКТ |
Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные (П, Р, К) |
Предметные |
||||||||
1. Проблемная ситуация. |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Словесный (беседа).
Наглядный (иллюстрации). |
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку.
¾ Я сейчас прочитаю несколько пословиц, а вы мне скажете, о чём они.
Больше дела – меньше слов. Без труда – нет плода. Делу – время, потехе – час.
¾ О чём же они? ¾ Будем трудиться с вами и познавать русский язык. |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Отвечают, о чем пословицы. |
Фронтальная |
Смарт доска, презентация. |
|
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию. |
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. |
Практический (упражнение).
Словесный (беседа). |
Организует словарную работу.
¾ Ребята, обратите внимание на новые словарные слова на доске. У меня для вас сюрприз: к нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали, как? Всегда быть с большой буквы – место занято другими. Непроизносимых согласных у них нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать. Прислушайтесь: ваННа, каССа, Жжётся, груППа. Как мы можем различать слова и правильно писать с удвоенными согласными и одной согласной?
|
Записывают словарные слова, проверяю.
Предлагают разные варианты.
|
Индивидуальная.
Фронтальная. |
Презентация.
Карточки со словами. |
Самоконтроль.
|
Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
К: владеть диалогической формой речи.
|
|||
2. Постановка учебной проблемы. |
3. Выявление места и причины затруднения. |
Словесный (беседа). |
Проводит подводящий к теме диалог.
¾ Как вы думаете, что общего в данных словах?
¾ Предположите, как называются эти слова?
¾ Какая тема нашего урока?
Организует постановку цели урока. ¾ Какую цель мы поставим перед собой? |
Участвуют в диалоге.
¾ У них у всех есть двойная согласная.
Предполагают, как называются слова.
¾ Слова с двойными согласными.
¾ Узнать правила правописания слов с двойными согласными в корне слова.
|
Фронтальная. |
Презентация. Смарт доска. |
|
К: владеть диалогической формой речи
К.: слушать и понимать речь других.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному. |
|
3. Поиск решения. Выдвижение гипотез. Выражение решения учебной проблемы. Доказательство или опровержение гипотезы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
Словесный (беседа). |
Предлагает спланировать действия обучающихся на урок. |
Составляют план действий. 1. Сформулировать гипотезу в словах с удвоенными согласными в корне слова. 2. Поиск решений. 3. Проверка и доказательство. |
Фронтальная. |
Презентация, смарт доска. |
|
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
|
5. Реализация построенного проекта. |
Практический (упражнение). Словесный (беседа). |
Организует устную работу в учебник на странице 30, упражнение 1. ¾ Давайте вслух произнесем данные имена. Сначала говорю я, затем вы все вместе.
¾ Что вы заметили в написании этих имен?
¾ Хорошо, а теперь давайте произнесем имена только с одной согласной и сравним звучание, опять же, сначала я, потом вы.
¾ Давайте сделаем вывод, зависит ли написание слова, от того, как оно произноситься?
¾ Для того чтобы выяснить нам как мы можем различать наши новые слова и правильно писать их с удвоенными согласными и одной согласной, предлагаю выдвинуть гипотезу. В помощь учебник стр. 30.
Задаёт задание со словосочетаниями на правильность вставки согласных букв.
Словосочетания: Су(б,бб)отний вечер, килогра(м,мм) огурцов, крупная су(м.мм), те(н,нн)исный мяч, а(л,лл)ея деревьев.
Предлагает обменяться корочками и проверить правильность выполнения задания. Задает вопрос, когда будут писать двойную согласную.
¾ Сделанный, собственно, нами вывод противоречит поставленной гипотезе или нет?
¾ Всё верно, нужно писать удвоенные согласные буквы или нет можно только в нескольких словах русского языка. В большинстве таких слов эти согласные звуки слышатся так же, как и остальные. Например, ПЕРРОН, ХОККЕЙ, ВАННА. Написание слов с удвоенными согласными буквами нужно запомнить. Удвоенные согласные буквы в корне слова – это орфограмма. |
Произносят все вместе слова с двойными согласными вслух.
¾ У этих слов есть по два повторяющихся согласных.
Произносят те же имена, только с одной согласной.
¾ Да.
Читают правило и выдвигают гипотезу. ¾ Предполагаем, что, если в слове слышен долгий согласный звук, на письме он обозначается двумя согласными.
Ученики выполняют задание на карточках.
Проверяют правильность выполнения задания. Отвечают на поставленный вопрос учителя про двойные согласные на письме.
¾ Не противоречит. |
Фронтальная.
Парная.
|
Учебник. Презентация.
Карточка со словосочетанием.
|
Взаимоконтроль.
|
Учащиеся получат представление о навыке правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне.
Учащиеся получат навык правильного написания слов с удвоенными согласными в корне слова. |
П: осуществлять анализ объектов.
К.: контролировать действия партнера |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
|
4. Проверка правильности решений. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Словесный (беседа). Практический (упражнение). |
Проводит физминутку.
Предлагает выполнить упражнение 5 в тетрадке и около доски по цепочке и проверить выполненное задание.
¾ Давайте еще раз проговорим гипотезу написания слов с двойными согласными.
Задает упражнение № 3 по парам. ¾ Ребята, вам, нужно составить предложение, где первым словом будет прилагательное, которое образовалось от данных существительных. Например, касса-кассовый. Далее к данному прилагательному, вам, нужно придумать слова так, чтобы у вас получилось словосочетание. Организует проверку упражнения.
¾ Что можем сказать про гипотезу? Верна ли она у нас или противоречит выдвинутому нашему предположению? |
Выполняют физминутку.
Осуществляют работу с учебником и около доски и проверяют.
Проговаривают гипотезу написания слов.
¾ Гипотеза оказалась верна и можно сказать, что правило русского языка правдиво. |
Фронтальная.
Индивидуальная.
Парная. |
Устный контроль.
Взаимоконтроль. |
Презентация, смарт доска, доска, учебник.
Документ камера. |
Учащиеся получат представление о навыке правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне. |
Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
К.: владеть диалогической формой речи.
П.: осуществлять синтез как составление целого из частей.
Р.: оценивать правильность выполнения действия. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
5. Воспроизведение и применение материала. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
Практический (упражнение). |
Организует самостоятельную работу с учебником в тетрадях. - Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На слайде слова, вам нужно вставить пропущенные буквы, связанные с изучением новой орфограммы и записать в тетрадь. Организует самоконтроль по эталону на слайде.
|
Осуществляют самостоятельную работу с учебником в тетрадях.
Осуществляют самопроверку. |
Индивидуальное. |
Учебник.
Презентация. |
Самоконтроль. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторения. |
Практический (упражнение).
Словесный (беседа). |
Организовывает работу в группах на повторение в Learning Apps.
Возвращается к правилу написание слов с двойными согласными. ¾ Доказали мы поставленную гипотезу или опровергли? ¾ Какой сюрприз в русском языке мы получили благодаря новым словам?
Подводит итоги по цели и плану урока. |
Работают в парах в Learning Apps.
¾ Доказали.
Отвечают на вопрос о новых правилах.
Подводят итоги урока, отвечая на обобщающие вопросы. |
Групповая.
|
Планшеты, Learning Apps.
|
Самоконтроль. |
П.: осуществлять обобщение изученного.
К.: владеть диалогической формой речи. |
|||
6. Рефлексия. |
9. Рефлексия учебной деятельности. |
Словесный (беседа). |
¾ Вернемся к пану. Всё ли мы выполнили? Подтвердили гипотезу? ¾ Добились цели нашего урока?
Проводит рефлексию учебной деятельности с помощью «Трех М». |
Отвечают на вопросы учителя.
Проводят самооценку учебной деятельности с помощью «Трех М». |
Фронтальная. Индивидуальная. |
Самоконтроль. |
|
Р: осуществлять самооценку деятельности. |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.