Статья
«Рекомендация о педагогических условиях преодоления агрессивного поведения младших школьников»
Волошко А. Р., НПК №1 им. А. С. Макаренко
В настоящее время важно учитывать условия преодоления агрессивного поведения младших школьников, на основе того, что учитель при поступлении школьника сталкивается с адаптацией к школе, сопровождающей повышенной утомляемостью и возбудимостью нервной системы, что зачастую приводит к появлению агрессии и агрессивно-деструктивного поведения, демонстрируемого детьми, в начальные годы обучения в школе. Данная статья актуальна для учителей начальной общеобразовательной школы. А также предусматриваются в основной общеобразовательной программе начального общего образования (далее – ООП НОО).
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной и считается, как ведущая деятельность младшего школьного возраста. На данном этапе у ребенка формируются психические новообразования. С поступлением ребенка в школу центром социальной ситуации становится учитель. Происходит изменение требований взрослых к ребенку. Дети достаточно часто сталкиваются с повышенными ожиданиями взрослых. На этом фоне и нее только, может проявляться агрессивное поведение. Дети, которые демонстрируют высокий уровень агрессивно-разрушительного поведения, подвергаются повышенному риску возникновения ряда личных и социальных трудностей. Учащиеся, с высоким уровнем агрессивного поведения в течение первых лет обучения в школе, чаще чем другие повторяют результативность обучения, требуют создания специальных образовательных условий и демонстрируют серьезные проблемы с поведением в подростковом возрасте.
Следует различать понятия «агрессивное поведение», которое является внешне выраженным действием, и понятие «агрессия», которое является более широким в психологическом смысле [3].
В переводе с латинского языка слово «агрессия» обозначает «нападение». Данное явление связано с негативными эмоциями, с отрицательными мотивами и разрушительными действиями.
В психологическом словаре термин «агрессия» обозначает индивидуальное или коллективное действие, целью которого является нанесение психологического или физического ущерба, либо даже уничтожение определенного человека или группы [7].
Агрессия характеризуется направлением, проявлением, выраженностью. Цель агрессии – это причинение страданий. Если агрессию используют как способ достижения целей, то под этим подразумевают инструментальную агрессию [5].
Агрессивность может иметь положительное значение, что связано со способностью субъекта защитить самого себя, своих близкий и людей, находящихся рядом, в способности отстаивать собственные позиции. В этом случае агрессия – это возможность следования принятым ценностям, и это является типичным признаком лидера.
Так же стоит отметить, что агрессия – это поступок, а под агрессивностью понимаются личностные черты, которые определяют склонность реагирования на окружающее вокруг преимущественно враждебно.
Формирование агрессивности происходит при развитии сознания у детей, а проявляется ещё в дошкольном возрасте.
При рассмотрении различных аспектов агрессии следует принимать во внимание следующие факторы:
1. Место агрессии в комплексе индивидуальной и коллективной деятельности. В данном аспекте важно установить, не является ли агрессия неадекватной защитной реакцией или это самостоятельная деятельность, которая направлена на достижение собственных целей.
2. Отслеживание взаимосвязей агрессии с насилием как с направленностью разрушительного характера на определённые объекты.
3. Установление сходств или различий в оценках действий участниками ситуации, а также выявление причин отмеченных различий [5].
К настоящему времени психологами, педагогами, а также специалистами в области медицины исследованы различные особенности проявления агрессии в детском возрасте.
Выявлено три основных вида агрессии у детей младшего школьного возраста:
1. Ситуативная агрессия, которая возникает как реакция на конкретную ситуацию, объективно представляющую опасность для ребёнка. Может это быть появление опасного животного, поведение агрессивного человека, возникновение опасного для жизни явления природы [2].
2. Стойкая агрессия перед определёнными людьми, предметами и явлениями. Данный вид агрессии может возникать при периодически повторяющихся неблагоприятных событиях, при однократном или повторяющемся действии сильного психологического стрессора, а также быть причиной психических особенностей ребёнка [1].
3. Е.В. Демко говорит о внушённой агрессии, которая проявляется у детей в условиях повышенной тревожности и эмоциональности, усвоения чужого жизненного опыта, «чужой» агрессии. Проявлению внушённых форм агрессии может способствовать запугивание детей родителями ил другими взрослыми людьми [6].
Агрессивность усиливается в критические возрастные периоды. Начало обучения в школе совпадает с физиологическим кризом 7 лет. Наиболее подвержены агрессивному поведению единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог.
Г.Б. Монина заявляет, что почти в каждом классе встречается ребенок с признаками агрессивного поведения: он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает школьные принадлежности, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива. [5]
Возможно наблюдать, как говорилось раннее, агрессивность в виде самозащиты у ребенка играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, а также добиваться успеха.
Агрессивное поведение является деструктивной формой поведения. Оно характеризуется негативным воздействием на одноклассников, на самого себя или на какой-либо предмет. Причины агрессивного поведения различны и связаны как с индивидуальными личностными особенностями ребенка, так и с условиями, в которых проходит жизнь.
Перед образовательными организациями стоит ряд задач по преодолению агрессивного поведения учащихся. Основными среди них являются поиск эффективных технологий, форм и методов работы с агрессивными младшими школьниками.
В педагогической практике широкое распространение получило психолого-педагогическое сопровождение. С целью преодоления агрессии у младших школьников психолого-педагогическое сопровождение необходимо начинать с исследования личности детей, а также жизненных условий, в которых дети находятся [4].
Далее необходимо выявить и теоретически обосновать условия жизнедеятельности. И только потом необходимо идти по пути реализации условий жизнедеятельности, которые исключают появления любых видов агрессивного поведения. Стратегией педагога является: групповая работа, индивидуальная педагогическая работа и рассмотрение коррекции отклонений на ранних стадиях зарождения агрессивного поведения.
Социальная и педагогическая работа входит составным компонентом в формирование социально важных навыков – устойчивости к негативному социуму, развитии навыков общения, поддержки, дружбы, конструктивного выхода из конфликта.
В последнее время можно наблюдать значительное возрастание интереса к использованию метода игровой терапии в нашей стране. Это связано с продуктивным творческим переосмыслением и обогащением теории и практики на основе теории психического развития ребенка, разработанных в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Младших сложных школьников всё больше и активнее включают в активную деятельность различных кружков дополнительного образования, внеклассной работы. Также проводятся работы с семьёй, даются подсказки родителям о наиболее эффективных формах занятости детей. Педагоги, используют воспитательные меры, со стороны обучающего процесса делая акцент на индивидуальный подход в обучении.
Была подобрана и реализована программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников. Автор данной программы – О.В. Блескина. Актуальность программы заключается в своевременной коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Таблица 1. Тематическое планирование занятий
с детьми младшего школьного возраста
по коррекции агрессивного поведения
Занятие |
Цели |
1 |
Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию. |
2 |
Научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы |
3 |
Научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; 1 36 установить положительный эмоциональный настрой в группе |
4 |
Установить положительный эмоциональный настрой в группе; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения. |
5 |
Установить положительный эмоциональный настрой в группе; побуждать участников быть внимательными к действиям других; побуждать участников искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения; развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию |
6 |
Развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции. |
7 |
Создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль. |
8 |
Создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; отреагировать отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками. |
В современных условиях развития социума проявление агрессивности в младшем школьном возрасте становится обыденным явлением, которое требует серьёзной педагогической работы. Как правило, агрессивное поведение детей младшего школьного возраста выражается в драках, оскорблениях, телесных повреждениях, в повреждении имущества.
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется активным развитием и неустойчивостью, подверженностью внешним влияниям эмоциональной сферы и, как следствие, большим количеством возрастных (нормативных) и социокультурно обусловленных видов агрессии.
Список используемой литературы
1. Адлер А. О невротическом характере. СПб.: Университет, 2017.
2. Алексеева Л. А. Последствия страха, тревоги и гнева. // Директор школы. 2000.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2015.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Издательский дом ПЭРСЭ, 2018.
5. Башкайкина С. В. Изучение негативных реакций и проявление агрессивности младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2016.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016.
7. Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика, 2003.
8. Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. 2000
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.