Дыхание и кровообращение животных

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 20.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Дыхание и кровообращение животных

Цели

Дидактическая: изучить различные типы дыхания животных; особенности дыхательных систем; взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

Развивающая: развивать умение самостоятельного поиска информации, умение преобразовывать информацию из текстовой в графическую; формировать навыки группового вида деятельности;

Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию на открытие нового материала; познавательную активность на уроке; повысить биологическую грамотность.

Тип урока – урок ознакомления с новым материалом.

Основные понятия урока – дыхание, газообмен, кислород, жабры, трахеи, лёгкие, круги кровообращения.

Ход урока

 

  1. Организационный момент
  2. Актуализация и систематизация знаний и умений.
  1. Проверка домашнего задания

Биологический диктант

Правильность утверждений

  1. Кислород необходим для расщепления органических веществ до углекислого газа и воды.
  2. Углекислый газ необходим для расщепления органических веществ до углекислого газа и воды.
  3. Растения так же, как и животные, дышат и при дыхании выделяют углекислый газ.
  4. При фотосинтезе растения выделяют значительно большее количество кислорода, чем то, которое они используют при дыхании.
  5. В темноте растения выделяют кислород.

Дописать предложения

  1. Как называется процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ с выделением энергии.
  2. Как называется процесс противоположный фотосинтезу.
  3. Название бактерий не нуждающиеся в кислороде.
  4. Название бактерий нуждающихся в кислороде.
  5. Название процесса разложения сложных органических веществ(например, сахаров) на более простые органические вещества без потребления кислорода при участии бактерий и грибов.
  1. Вспомните (опрос):
  • Какая система органов обеспечивает дыхание животных?
  • Какой газ необходим животным для жизни?
  • Каковы особенности кровообращения в замкнутой кровеносной системе?

 

  1. Сообщение темы и цели урока.

 

  1. Изучение новой темы
  1. Рассказ с элементами беседы

Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми тканями организма обеспечивает кровеносная система.

Функции органов дыхания

В результате дыхания у животных, как и у растений, осуществляется газообмен: в организм поступает кислород, а из организма удаляется углекислый газ. У одноклеточных животных (амеба, инфузория) и просто устроенных многоклеточных (многие черви) газообмен происходит через покровы тела. У большинства многоклеточных животных существует потребность в транспорте кислорода к клеткам, расположенным далеко от покровов. Его обеспечивают органы дыхания и кровеносная система. Кровь служит переносчиком кислорода и углекислого газа. Она доставляет кислород ко всем клеткам организма животного и освобождает их от образовавшегося в процессе «работы» клеток углекислого газа.

Органы дыхания животных

Органы дыхания животных отличаются большим разнообразием. Жабры возникли у водных животных как производные глотки в виде выростов кожи по обеим сторонам тела. Жабры рыб расположены под жаберными крышками и состоят из жаберных дуг с жаберными лепестками. Они обильно пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами, через стенки которых идет газообмен.

Органы дыхания наземных животных — трахеи и легкие. Трахеи насекомых — это тонкие трубки, по которым кислород воздуха доставляется ко всем внутренним органам. Отверстия трахей — дыхальца — находятся обычно на брюшке насекомого. При сокращении мышц брюшка воздух выталкивается из трахей, а при их расслаблении поступает внутрь тела.

Лёгкие — органы дыхания наземных позвоночных животных. У лягушек они представляют собой полые мешки. В легких крокодилов, черепах, змей есть перегородки, которые увеличивают их поверхность. Легкие птиц и млекопитающих состоят из тонкостенных легочных пузырьков. Стенки пузырьков пронизаны мелкими кровеносными сосудами. Благодаря такому строению легких, поверхность газообмена увеличивается во много раз.

Круги кровообращения

Кровь животных, имеющих легкие, проходит по двум кругам кровообращения: малому и большому. По малому (легочному) кругу кровообращения кровь идет от сердца к легким. В легких совершается газообмен, кровь насыщается кислородом и поступает в сердце. Эта насыщенная кислородом кровь далее по большому кругу кровообращения поступает ко всем органам и тканям, а от них — обратно к сердцу.

Газообмен у животных обеспечивают органы дыхания, которые образуют дыхательную систему. Как вы припоминаете, процесс дыха­ния заключается в том, что кислород поступает в организм, а углекислый газ из него выводится. В организме кислород расщепляет органические соединения. Благодаря этому освобождается энергия, необходимая для обеспечения процессов жизнедеятельности организмов.

Строение органов дыхания зависит от того, в какой среде обитают животные. Многие обитатели водоемов дышат кислородом, растворен­ным в воде. Для этого они используют жабры. У некоторых мелких водных животных органы дыхания отсутствуют — газообмен осуществляется через тонкие покровы тела. Обитателям суши органами дыхания служат легкие (у позвоночных животных) и трахеи (у насеко­мых). Они позволяют эффективно использовать кислород атмосферного воздуха.

Атмосферным воздухом дышат и те водные животные, предки ко­торых когда-то обитали на суше (киты, дельфины). Именно от них они унаследовали органы, позволяющие дышать только атмо­сферным воздухом, поэтому вынуждены периодически подплывать к поверхности воды и захватывать воздух. Кровообращение обеспечивает кровеносная система. Она предна­значена для транспорта разнообразных веществ, в частности газов и питательных веществ, а также для защиты организма от паразитов и вредных веществ. У большинства животных имеется специализиро­ванный мышечный пульсирующий орган — сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам: артериям, венам и капиллярам.

Органы дыхания животных

Органы дыхания животных отличаются большим разнообразием. Жабры возникли у водных животных как производные глотки в виде выростов кожи по обеим сторонам тела. Жабры рыб расположены под жаберными крышками и состоят из жаберных дуг с жаберными лепестками. Они обильно пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами, через стенки которых идет газообмен.

Органы дыхания наземных животных — трахеи и легкие. Трахеи насекомых — это тонкие трубки, по которым кислород воздуха доставляется ко всем внутренним органам. Отверстия трахей — дыхальца — находятся обычно на брюшке насекомого. При сокращении мышц брюшка воздух выталкивается из трахей, а при их расслаблении поступает внутрь тела.

Лёгкие — органы дыхания наземных позвоночных животных. У лягушек они представляют собой полые мешки. В легких крокодилов, черепах, змей есть перегородки, которые увеличивают их поверхность. Легкие птиц и млекопитающих состоят из тонкостенных легочных пузырьков. Стенки пузырьков пронизаны мелкими кровеносными сосудами. Благодаря такому строению легких, поверхность газообмена увеличивается во много раз.

 

Круги кровообращения

Кровь животных, имеющих легкие, проходит по двум кругам кровообращения: малому и большому. По малому (легочному) кругу кровообращения кровь идет от сердца к легким. В легких совершается газообмен, кровь насыщается кислородом и поступает в сердце. Эта насыщенная кислородом кровь далее по большому кругу кровообращения поступает ко всем органам и тканям, а от них — обратно к сердцу.

  1. Физкультминутка (Дыхательная гимнастика)

«Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

  1. Самонаблюдение

Дети подсчитывают ЧСС на запястье

 

  1. Обобщение, систематизация и закрепление знаний
  2. Домашнее задание

Ответить на вопросы в учебнике на стр.109.