Дыхательная гимнастика как средство голосообразования, формирование звуков и мелодики у дошкольников
Оценка 4.6

Дыхательная гимнастика как средство голосообразования, формирование звуков и мелодики у дошкольников

Оценка 4.6
docx
16.11.2023
Дыхательная гимнастика как средство голосообразования, формирование звуков и мелодики у дошкольников
Дыхательная гимнастика речевое дыхание.docx

«Дыхательная гимнастика как средство голосообразования, формирование звуков и мелодики у дошкольников»

Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции- осуществления газообмена, дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание.

От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания ребенка в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

·         Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда ребенок пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз.

·         Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».

·         Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.

·         Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Как правильно дышать?

При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с ребенком, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

·         Короткий вдох через нос;

·         Плавный выдох, воздух выходит через рот;

·         Выдох осуществляется до конца;

·         После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания.

Физиологическое дыхание

Речевое дыхание

Непроизвольное

Произвольное

Вдох – выдох - пауза

Вдох – пауза - выдох

 

Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Формирование правильного выдоха;

Упражнения для развития силы и длительности выдоха

·         Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите ребенку подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.

·         Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.

·         Лети, перышко! Пусть ребенок подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.

·         Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.

·         Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.

·         Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.

·         Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка.

·         Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.

·         Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Вывод

Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха.


 

Дыхательная гимнастика как средство голосообразования, формирование звуков и мелодики у дошкольников»

Дыхательная гимнастика как средство голосообразования, формирование звуков и мелодики у дошкольников»

Листопад . Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья

Листопад . Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2023