Задача: Научить лепить игрушку из глины по мотивам дымковских мастеров. Развивать умение работать с глиной, воспитывать интерес к народному творчеству.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Давно мы вас поджидаем, урок без вас не начинаем! У нас для каждого найдётся и местечко и словечко! Рассаживайтесь по удобнее, я расскажу вам сказку.
Рисование 5 класс.
Тема: Лепка игрушки по мотивам народных мастеров.
Дымковская игрушка.
Задача: Научить лепить игрушку из глины по мотивам дымковских мастеров.
Развивать умение работать с глиной, воспитывать интерес к народному творчеству.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Давно мы вас поджидаем, урок без вас не
начинаем! У нас для каждого найдётся и местечко и словечко! Рассаживайтесь по
удобнее, я расскажу вам сказку.
Слушайте…
Жил был баран золотые рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках –
красных, синих, жёлтых, белых, чёрных. Гулял баран по полям и горам, по лугам и
лесам. Никого баран Золотые рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых
зверей умная голова.
( Показ игрушки.)
Окружили барана раз серые волки, да только баран Золотые рога не испугался,
поглядел на серых волков и говорит:
- пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.
А волчий круг всё уже. Баран и говорит:
- ошибся я, есть и жирные головы.
А волки всё ближе. Закричал баран Золотые рога на весь лес:
- жирную пару волков на ужин выбрал!
Сверкают при лунном свете Золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног
на утёк.
Эту сказку любят вспоминать Вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи
обжигают, весёлыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Потому
такие весёлыми и получаются у них игрушки.
Смотрите, какая красота!
Нежно называют эти игрушки «Дымка», потому что делают их в заречной слободе
Дымково на высоком берегу реки Вятки.
Зимой слобода в дыму от того, что топят печи, а в пасмурные дни стелется туман от
речки – отсюда и название – Дымковская слобода, а игрушка тоже именуется
«дымковской». Жители этой слободы все от мало до велика, лепили глиняную
игрушку к весенней ярмарке.
Посмотрите на эти игрушки.
Чем они похожи? (Белым фоном.)
Белые они от того, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг всё было белым-
бело. В тех местах зима длинная и снега много.
Сидит мастер у окна, видит – вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку
такой же белой и чистой.
Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и
нарядными.
Сегодня у нас в гостях конёк Дымок из села Дымково. Ребята вы видите, это
непростой конёк, а сказочный.
А почему он похож на сказочного?
Дымковский конёк украшен ярким узором.
Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными
гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу солнца. Солнце несло
людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие полосы,
круги, похожие на солнце и его лучи.
Задача: Сегодня на уроке мы будем лепить дымковскую игрушку.
Рассмотрите конька.
Из каких частей состоит игрушка? (Голова, туловища и конечности.)
Какие детали можно выделить в игрушках. (Грива, хвост, уши.)У коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре
конической ноги.
Дымковскую игрушку не тянут из кома глины, а лепят по частям, соединяя части в
целое в определённой последовательности.
Приёмы лепки.
1. Катают шар. (Чуть больше половины куска.)
2. Раскатывают в форме цилиндра туловище.
3. Из шара меньшего размера раскатывают удлиненные конус, придают ему
4. Ноги делают в форме усеченного конуса.
5. Раскатывают жгут для гривы и хвоста. Затем соединяют части в целое: к
форму головы и шеи.
туловищу присоединяют конечности, голову, затем отдельные детали: гриву,
уши, хвост. Примазывают отдельные части. Следы примазки разглаживают
сырыми пальцами.
Посмотрите, всё ли готова к работе. Вам надо вылепить дымковскую игрушку. Затем
вы покроете игрушку белой краской.
(Помощь динамическая таблица.)
(Во время работы звучит музыка.)
Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна.
Назовите главные элементы геометрического узора украшающего дымку?
(кружки, овалы, горошины и.т.д.)
Какие цвета преобладают в росписи этих игрушек?
Роспись фигурок начинают с опорных деталей – копыта, лапы. Работают кистью
свободно.
Итог.
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
Пышут жаром самовары!
А на ярмарке товары!
Мы ребята удалые!
Мы ребята озорные!
Всех на ярмарку завеем!
Мы игрушку продаём!
А ну, честной народ!
Покупай товар не робей!
Подходи скорей!
Давай – покупай!
Выбирай – забирай!
Ребята, не зевайте.
Кто хочет, покупайте!
Не ходите не куда.
Подходите все сюда!
Диво дивное!
Чудо чудное, а не товар!
Неходи не куда, а подходи вот сюда!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай
Здесь игрушки знатные, складные да ладные!
Всегда повсюду славятся, они и вам понравятся!
Гости! Незевайте! Кто хочет – выбирайте!
2