Дымковская игрушка

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задача: Научить лепить игрушку из глины по мотивам дымковских мастеров. Развивать умение работать с глиной, воспитывать интерес к народному творчеству. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Давно мы вас поджидаем, урок без вас не начинаем! У нас для каждого найдётся и местечко и словечко! Рассаживайтесь по удобнее, я расскажу вам сказку.
Иконка файла материала конспект.docx
Рисование 5 класс. Тема: Лепка игрушки по мотивам народных мастеров. Дымковская игрушка. Задача: Научить лепить игрушку из глины по мотивам дымковских мастеров. Развивать умение работать с глиной, воспитывать интерес к народному творчеству. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Давно мы вас поджидаем, урок без вас не начинаем! У нас для каждого найдётся и местечко и словечко! Рассаживайтесь по удобнее, я расскажу вам сказку. Слушайте… Жил был баран золотые рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – красных, синих, жёлтых, белых, чёрных. Гулял баран по полям и горам, по лугам и лесам. Никого баран Золотые рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей умная голова. ( Показ игрушки.) Окружили барана раз серые волки, да только баран Золотые рога не испугался, поглядел на серых волков и говорит: - пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые. А волчий круг всё уже. Баран и говорит: - ошибся я, есть и жирные головы. А волки всё ближе. Закричал баран Золотые рога на весь лес: - жирную пару волков на ужин выбрал! Сверкают при лунном свете Золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног на утёк. Эту сказку любят вспоминать Вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, весёлыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Потому такие весёлыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота! Нежно называют эти игрушки «Дымка», потому что делают их в заречной слободе Дымково на высоком берегу реки Вятки. Зимой слобода в дыму от того, что топят печи, а в пасмурные дни стелется туман от речки – отсюда и название – Дымковская слобода, а игрушка тоже именуется «дымковской». Жители этой слободы все от мало до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Посмотрите на эти игрушки. Чем они похожи? (Белым фоном.) Белые они от того, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг всё было белым- бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными. Сегодня у нас в гостях конёк Дымок из села Дымково. Ребята вы видите, это непростой конёк, а сказочный. А почему он похож на сказочного? Дымковский конёк украшен ярким узором. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие полосы, круги, похожие на солнце и его лучи. Задача: Сегодня на уроке мы будем лепить дымковскую игрушку. Рассмотрите конька. Из каких частей состоит игрушка? (Голова, туловища и конечности.) Какие детали можно выделить в игрушках. (Грива, хвост, уши.)У коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конической ноги. Дымковскую игрушку не тянут из кома глины, а лепят по частям, соединяя части в целое в определённой последовательности. Приёмы лепки. 1. Катают шар. (Чуть больше половины куска.) 2. Раскатывают в форме цилиндра туловище. 3. Из шара меньшего размера раскатывают удлиненные конус, придают ему 4. Ноги делают в форме усеченного конуса. 5. Раскатывают жгут для гривы и хвоста. Затем соединяют части в целое: к форму головы и шеи. туловищу присоединяют конечности, голову, затем отдельные детали: гриву, уши, хвост. Примазывают отдельные части. Следы примазки разглаживают сырыми пальцами. Посмотрите, всё ли готова к работе. Вам надо вылепить дымковскую игрушку. Затем вы покроете игрушку белой краской. (Помощь динамическая таблица.) (Во время работы звучит музыка.) Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. Назовите главные элементы геометрического узора украшающего дымку? (кружки, овалы, горошины и.т.д.) Какие цвета преобладают в росписи этих игрушек? Роспись фигурок начинают с опорных деталей – копыта, лапы. Работают кистью свободно. Итог. Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ. Пышут жаром самовары! А на ярмарке товары! Мы ребята удалые! Мы ребята озорные! Всех на ярмарку завеем! Мы игрушку продаём! А ну, честной народ! Покупай товар не робей! Подходи скорей! Давай – покупай! Выбирай – забирай! Ребята, не зевайте. Кто хочет, покупайте! Не ходите не куда. Подходите все сюда! Диво дивное! Чудо чудное, а не товар! Неходи не куда, а подходи вот сюда! Гляди, не моргай, рот не разевай! Ворон не считай, товар покупай Здесь игрушки знатные, складные да ладные! Всегда повсюду славятся, они и вам понравятся! Гости! Незевайте! Кто хочет – выбирайте! 2