Джазовая импровизация и элементы джазовой музыки на уроках сольфеджио
Оценка 5

Джазовая импровизация и элементы джазовой музыки на уроках сольфеджио

Оценка 5
doc
23.04.2020
Джазовая импровизация и элементы джазовой музыки на уроках сольфеджио
Открытый урок Джаз.doc

 

 

 

 

                                                      О.В. Костюничева

 

 Джазовая импровизация и

элементы джазовой музыки

 на уроках сольфеджио

 

Открытый урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осинники

 

       Живая педагогическая практика современной детской музыкальной школы свидетельствует о том, что джаз, джазовая импровизация, фортепианный и ансамблевый репертуар в манере джаза, постепенно отвоёвывают своё законное место в профессиональном образовании.

       Джазовые навыки являются средством комплексного развития юного музыканта, способствуют расширению музыкального кругозора детей, дополняя классическое музыкальное воспитание.

       Введение джазового сольфеджирования в учебный процесс, превращает уроки сольфеджио в более увлекательные занятия, помогает юному музыканту вырабатывать артистизм, естественность, свободу музицирования.

       Джазовое сольфеджирование не уводит ученика от исторически сложившегося академизма музыкальной школы, а только открывает ему многоликость музыкального мира и самой жизни.

 

I.                   Для того, чтобы приобрести некоторые навыки джазового музицирования, в первую очередь нужно иметь представление об особенностях и своеобразии элементов языка джазовой музыки.

       Основным элементом является своеобразное ритмическое «произношение», так например ритм «свинг», с его бесконечно разнообразным синкопированием, с отклонением ритмов от метра и акцентированием слабых долей.

       Совершенно особая сфера – джазовая мелодика и её ладовая организация – так например блюзовая культура.

       И, наконец, обогащённая альтерациями, превращениями простых аккордов в сложные, гармония.

 

II.                Необычные для детей мелодические, гармонические и ритмические сочетания обогащают традиционный дидактический материал; в то же время, изучая новые оригинальные музыкальные средства, мы находим множество уже знакомых нам элементов музыкального языка из классической теории музыки.

1)    Так, блюзовые звуки (III b; VII b) образуют – moll пентатонику. Позднее к ним добавили V b ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)    Септаккорду каждой ступени dur гаммы соответствует определённый лад.

 

I M – натуральный мажор

II m – дорийский

III m – фригийский

IV M – лидийский

V x – миксолидийский

VI m – натуральный минор

VII o – локрийский

VIII o – уменьшенный лад (тон-полутон)

 

       Пение ладов от диатонических ступеней гаммы в ритме

 

 

 

 

 

 

       Импровизационная линия включает в себя различные гаммобразные построения, поэтому знание и практическое умение использовать соответствие аккордов и ладов необходимо музыканту-импровизатору.

3)    Основными аккордами в джазовой музыке являются 5 септаккордов, образующихся на ступенях dur гаммы.

M(I; IV)    m( II, III, VI)    х (V)    o (VII)   о (VII)

       Но, так как джазовая гармония в основном хроматическая, широко применяется альтерация аккордов, усложнение и превращение аккордов в нон, ундецим и терцдецимаккорды. В джазовой музыке приняты 12-тактовые гармонические конструкции, стандарты, или, как ещё их называют: гармонические сетки; свободные вариации на эти квадраты и являются принципом джазовой импровизации.

       4-х голосное пение гармонической сетки 12-ти тактового блюза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)    Важным моментом в занятиях является умение играть и петь джазовые темы в разных тональностях. Наилучшим способом для этого служат секвенции.

-         Б. Карлтон «Джа-да»

-         Ж. Косма «Осенние листья»

5)    Каждому, кто хочет приобрести навыки джазового музицирования, необходимо знание большого количества тем, умение воспроизвести эти мелодии в разных ритмах, характерах, даже стилях.

-         Рота «Крёстный отец» (джазовая баллада)

-         Рота «Крёстный отец» с ритмическим аккомпанементом в стиле боссанова.

-         2-х голосие (с басом) Карлсон Паркс

-         2-х голосие с ритмическим аккомпанементом в стиле боссанова.

6)    Одна из главных задач пения в джазовом стиле – научиться акцентировать слабые доли, добиваясь музыкальной ритмики, органично звучащей в каждом из музыкальных номеров.

       Сольфеджирование в манере «скэт» - это прекрасная и «весомая» добавка к классическому сольфеджированию.

       «Скэт» - техника бестекстового слогового пения, близкого к инструментальному исполнению.

1.     Хромушин «Вальс»

-         нотами

-         в манере «скэт»

-         с ритмическим аккомпанементом

-         с инструментальным аккомпанементом

2.     Хромушин «Хроматизмы»

-         нотами

-         в манере «скэт»

-         с ритмическим аккомпанементом

-         с инструментальным аккомпанементом

 

7)    Многоголосное хоровое пение сложной, поначалу непривычной для слуха гармонии, создаёт впечатление оркестрового звучания и в процессе работы доставляет огромное удовольствие.

          1. Р. Хендерсон «Прощай, чёрный дрозд»

2.     Спиричуэлс (духовная вокальная музыка) «Спустись с небес Моисей»

 

8)    Изначальной целью занятий по изучению Искусства джазовой импровизации является желание приобрести навыки джазового музицирования, а также возможность самостоятельного творчества.

 

Творческие работы (сочинения – импровизации):

 

1. Ярцева Оля 6 кл. «Регтайм»

2. Лаптева Катя 7 кл. «Весенний блюз»

3. Шуракова Злата 6 кл. «Регтайм»

4. Цуканова Аня 7 кл. «Маленький блюз»

5. Аллес Наташа 6 кл. «Буги-вуги»

6. Гребенчук Оля 7 кл. «Баллада»

7. Солодская Олеся 7 кл. «Утро», «Весеннее настроение»

 

 

Список используемой литературы:

 

1.     Григорий Файн «Искусство джазовой импровизации». Самара 1999г.

2.     Игорь Бриль «Практический курс джазовой импровизации для фортепиано». Москва «Кифара» 1997г.

3.     Олег Хромушин «Джазовое сольфеджио». Санкт-Петербург «Северный олень» 1998г.

4.     Э. Кунин «Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке». Москва «Мега-сервис» 1997г.

5.     Шпиц К.Ю. «импровизация».


6.    

О.В. Костюничева Джазовая импровизация и элементы джазовой музыки на уроках сольфеджио

О.В. Костюничева Джазовая импровизация и элементы джазовой музыки на уроках сольфеджио

Живая педагогическая практика современной детской музыкальной школы свидетельствует о том, что джаз, джазовая импровизация, фортепианный и ансамблевый репертуар в манере джаза, постепенно отвоёвывают своё законное…

Живая педагогическая практика современной детской музыкальной школы свидетельствует о том, что джаз, джазовая импровизация, фортепианный и ансамблевый репертуар в манере джаза, постепенно отвоёвывают своё законное…

V x – миксолидийский VI m – натуральный минор

V x – миксолидийский VI m – натуральный минор

Рота «Крёстный отец» с ритмическим аккомпанементом в стиле боссанова

Рота «Крёстный отец» с ритмическим аккомпанементом в стиле боссанова

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020