О.В. Костюничева
Джазовая импровизация и
элементы джазовой музыки
на уроках сольфеджио
Открытый урок
Живая педагогическая практика современной детской музыкальной школы свидетельствует о том, что джаз, джазовая импровизация, фортепианный и ансамблевый репертуар в манере джаза, постепенно отвоёвывают своё законное место в профессиональном образовании.
Джазовые навыки являются средством комплексного развития юного музыканта, способствуют расширению музыкального кругозора детей, дополняя классическое музыкальное воспитание.
Введение джазового сольфеджирования в учебный процесс, превращает уроки сольфеджио в более увлекательные занятия, помогает юному музыканту вырабатывать артистизм, естественность, свободу музицирования.
Джазовое сольфеджирование не уводит ученика от исторически сложившегося академизма музыкальной школы, а только открывает ему многоликость музыкального мира и самой жизни.
I. Для того, чтобы приобрести некоторые навыки джазового музицирования, в первую очередь нужно иметь представление об особенностях и своеобразии элементов языка джазовой музыки.
Основным элементом является своеобразное ритмическое «произношение», так например ритм «свинг», с его бесконечно разнообразным синкопированием, с отклонением ритмов от метра и акцентированием слабых долей.
Совершенно особая сфера – джазовая мелодика и её ладовая организация – так например блюзовая культура.
И, наконец, обогащённая альтерациями, превращениями простых аккордов в сложные, гармония.
II. Необычные для детей мелодические, гармонические и ритмические сочетания обогащают традиционный дидактический материал; в то же время, изучая новые оригинальные музыкальные средства, мы находим множество уже знакомых нам элементов музыкального языка из классической теории музыки.
1) Так, блюзовые звуки (III b; VII b) образуют – moll пентатонику. Позднее к ним добавили V b ст.
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Септаккорду каждой ступени dur гаммы соответствует определённый лад.
I M – натуральный мажор
II m – дорийский
III m – фригийский
IV M – лидийский
V x – миксолидийский
VI m – натуральный минор
VII o – локрийский
VIII o – уменьшенный лад (тон-полутон)
Пение ладов от диатонических ступеней гаммы в ритме
Импровизационная линия включает в себя различные гаммобразные построения, поэтому знание и практическое умение использовать соответствие аккордов и ладов необходимо музыканту-импровизатору.
3) Основными аккордами в джазовой музыке являются 5 септаккордов, образующихся на ступенях dur гаммы.
M7 (I; IV) m7 ( II, III, VI) х (V) o (VII) о (VII)
Но, так как джазовая гармония в основном хроматическая, широко применяется альтерация аккордов, усложнение и превращение аккордов в нон, ундецим и терцдецимаккорды. В джазовой музыке приняты 12-тактовые гармонические конструкции, стандарты, или, как ещё их называют: гармонические сетки; свободные вариации на эти квадраты и являются принципом джазовой импровизации.
4-х голосное пение гармонической сетки 12-ти тактового блюза.
|
|
|
|
|
|
|
|
4) Важным моментом в занятиях является умение играть и петь джазовые темы в разных тональностях. Наилучшим способом для этого служат секвенции.
- Б. Карлтон «Джа-да»
- Ж. Косма «Осенние листья»
5) Каждому, кто хочет приобрести навыки джазового музицирования, необходимо знание большого количества тем, умение воспроизвести эти мелодии в разных ритмах, характерах, даже стилях.
- Рота «Крёстный отец» (джазовая баллада)
- Рота «Крёстный отец» с ритмическим аккомпанементом в стиле боссанова.
- 2-х голосие (с басом) Карлсон Паркс
- 2-х голосие с ритмическим аккомпанементом в стиле боссанова.
6) Одна из главных задач пения в джазовом стиле – научиться акцентировать слабые доли, добиваясь музыкальной ритмики, органично звучащей в каждом из музыкальных номеров.
Сольфеджирование в манере «скэт» - это прекрасная и «весомая» добавка к классическому сольфеджированию.
«Скэт» - техника бестекстового слогового пения, близкого к инструментальному исполнению.
1. Хромушин «Вальс»
- нотами
- в манере «скэт»
- с ритмическим аккомпанементом
- с инструментальным аккомпанементом
2. Хромушин «Хроматизмы»
- нотами
- в манере «скэт»
- с ритмическим аккомпанементом
- с инструментальным аккомпанементом
7) Многоголосное хоровое пение сложной, поначалу непривычной для слуха гармонии, создаёт впечатление оркестрового звучания и в процессе работы доставляет огромное удовольствие.
1. Р. Хендерсон «Прощай, чёрный дрозд»
2. Спиричуэлс (духовная вокальная музыка) «Спустись с небес Моисей»
8) Изначальной целью занятий по изучению Искусства джазовой импровизации является желание приобрести навыки джазового музицирования, а также возможность самостоятельного творчества.
Творческие работы (сочинения – импровизации):
1. Ярцева Оля 6 кл. «Регтайм»
2. Лаптева Катя 7 кл. «Весенний блюз»
3. Шуракова Злата 6 кл. «Регтайм»
4. Цуканова Аня 7 кл. «Маленький блюз»
5. Аллес Наташа 6 кл. «Буги-вуги»
6. Гребенчук Оля 7 кл. «Баллада»
7. Солодская Олеся 7 кл. «Утро», «Весеннее настроение»
Список используемой литературы:
1. Григорий Файн «Искусство джазовой импровизации». Самара 1999г.
2. Игорь Бриль «Практический курс джазовой импровизации для фортепиано». Москва «Кифара» 1997г.
3. Олег Хромушин «Джазовое сольфеджио». Санкт-Петербург «Северный олень» 1998г.
4. Э. Кунин «Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке». Москва «Мега-сервис» 1997г.
5. Шпиц К.Ю. «импровизация».
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.