ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Марина Наумова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи
Файл:

200 упражнений для развития письменной речи Юрова.doc - Е. В. Юрова. 200 упражнений для развития письменной речи


Все файлы публикации > 200 упражнений для развития письменно....doc
Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Е. В. Юрова.
200 упражнений для развития письменной речи
Начальное обучение. – М.: Издательство «Аквариум»,
Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000 г.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
3. Придумай предложения по нарисованным ниже картинкам.
Запиши их.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
4. Прочитай предложения. В каждом предложении потерялось
слово. Подбери подходящее по смыслу слово и впиши его,
чтобы предложение стало законченным.
Например: Эту весёлую _________, вместе с друзьями
спою.
Пропущенное слово – песня.
Эту весёлую песню, вместе с друзьями спою.
­ Хитрая рыжая _______________ повадилась лазить в
курятник.
­ Мы _____________________ деревянный кораблик.
­ Этим летом мы отдыхали на _____________________ .
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Любое предложение состоит из слов, а все слова в
предложении нужно писать отдельно.
1. Посмотри на эти предметные картинки и составь
предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.
Например:
Девочка любит мороженое.
Обрати внимание, у нас две картинки и одна линейка
между ними. Следовательно в предложении должно
быть три слова.
2. Какое слово подобрал ты? Впиши его. Запиши
предложения, которые у тебя получились.
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

­ Я очень люблю __________________________, оно такое
вкусное.
­ Моя младшая __________________ очень аккуратная и
послушная девочка.
5. Прочитай предложение. Посчитай, сколько слов в
предложении?
Бабушка испекла вкусный пирог.
……………………………………………………………………
…………………………………………………………………….
Дети нарядили ёлку красивыми игрушками.
……………………………………………………………………
…………………………………………………………………….
7. Посмотрите на картинку. По картинке составлено
несколько предложений.
А теперь составим графическую схему этого
предложения. Одна большая длинная полоса обозначает
предложение. Короткая полоса обозначает слова в
предложении. Слова, которые пишутся с большой буквы,
указываются на схеме вертикальной черточкой. Каждому
слову будет соответствовать короткая полоска.
Например: |__________________.
|____ ____ ____ ____.
Бабушка испекла вкусный пирог.
6. Составь графическую схему для каждого предложения.
Мальчик купил собаку.
……………………………………………………………………
……………………………………………………………………
Девочка читает интересную книгу.
…………………………………………………………………….
…………………………………………………………………….
Маша гуляет.
……………………………………………………………………
…………………………………………………………………….
Мама приготовила вкусный суп.
Назови первое слово в предложении. Запиши его.
____________________________________________________
Какое второе слово в предложении? Запиши его.
____________________________________________________
Назови и запиши третье слово в предложении.
____________________________________________________
8. Разбери предложение.
Назови первое слово в предложении? Второе? Третье?
Четвёртое?
Послушай второе предложение.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Назови первое слово в предложении. Запиши его.
____________________________________________________
Назови второе слово. Запиши его.
____________________________________________________
Назови третье слово. Запиши его.
____________________________________________________
Назови четвёртое слово. Запиши его.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
|______________________.
|____ ____ ____ ____ ____.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Сколько слов в предложении?
9. Повтори вслух все предложения. Запиши их.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
10. К нарисованной схеме самостоятельно придумай
предложения. К каждой схеме придумай 2­3 предложения.
|__________________.
|____ ____ ____ ____.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
|_____________.
|____ ____ ____.
11. Прочитай предложение. Подходит ли оно к последней
схеме?
Паша потерял свою любимую книгу.
Закрась нужную звёздочку.
Да.
Нет.
12. Прочитай стихотворный текст. Закончи фразу, подобрав
слово, близкое по звучанию и смыслу. Нарисуй схемы к этим
предложениям.
Например: Ёлочка, ёлка, колкая ________ (иголка).
_____, _____, ______ _______ .
А возле этой ёлки бродили злые ________________________.
…………………………………………………………………….
Среди жирных голубей прыгал тощий __________________.
……………………………………………………………………

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Вынимает он из шкафа длинноногого ___________________ .
…………………………………………………………………….
13. Посмотри на схемы. Около каждого домика запиши
предлог, соответствующий картинке.
Запомни, такие слова называются предлогами. Между
словом и предлогом можно вставить другое слово или
вопрос.
Например: Заехать за (моим) другом.
Узнать о (чьём?) брате.
Составим схему этого предложения.
Девочка пошла в кино. |__________________.
|____ ____ ____ ____ .
15. Послушай предложение. Сколько слов в этом
предложении? Назови третье слово этого предложения.
Теперь назови четвёртое слово.

В русском языке несколько слов­предлогов. Прочитай
наиболее часто встречающиеся: НА, ЗА, ПОД, В, ИЗ.
16. Прочитай предложения. Подчеркни в них предлоги.
На столе стоит мамина чашка.
Бабушкин клубок укатился под кровать.
За домом построили детскую площадку.
Катя пошла в школу.
Машина поделка сделана из дерева.
17. Придумай и запиши свои предложения с предлогами.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Напиши предлоги, которые ты запомнил.
____________________________________________________
____________________________________________________
14. Послушай предложение. Какое здесь первое слово. Назови
его. Второе слово? Назови его. А какое третье слово? Запиши
его. _________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

18. Составь графическую схему для своих предложений.
……………………………………………………………………
……………………………………………………………………
……………………………………………………………………
……………………………………………………………………
19. Перепиши предложения, вставляя вместо точек
пропущенные предлоги.
Птенцы сидят ___ гнезде. ______________________________
______________________________
Котёнок играл ___ клубком. ____________________________
_____________________________
Книга лежит ___ столе. ________________________________
________________________________
Мальчик вышел ___ дома. _____________________________
________________________________
20. Запиши, сколько слов ты услышал в предложении.
1.
2. 3. 4. 5.
21. Игра «Составь словосочетания».

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
22. Послушай предложения. Сколько слов в этих
предложениях?
1.
2.
4. 5.

3.
23. Придумай предложения из 3­4­5 слов. Запиши их. Составь
схемы для этих предложений. Если в твоём предложении
встретился предлог, найди его место в схеме и подпиши.
Например: Мяч попал в лужу. |__________________.
|____ ____ ____ ____.
Предложения из 3 слов.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Предложения из 4 слов.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Предложения из 5 слов.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
24. Послушайте стихотворение и назовите предлоги, которые
в нём встретились.
25. Прочитай загадку. Подчеркни предлоги. Запиши загадку
под диктовку.
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
26. Послушай рассказ, который называется «Весна».
Весна.
Тает снег. Тепло и ласково светит солнце. Бегут
весёлые ручейки. Уже прилетели грачи. Скоро на ветках
деревьев появятся первые листочки.
Послушай ещё раз первое предложение. Сколько в нём слов?

Сколько слов во втором предложении?
Сколько слов в третьем предложении?
Сколько слов в четвёртом и пятом предложениях?

Самостоятельно прочитай этот текст. Перескажи его. Запиши
этот текст под диктовку.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
27. Придумай рассказ по сюжетной картинке.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
28. Допиши предложения подходящими по смыслу словами.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли _______________________.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько __________________________ .
Мишка плачет и ревёт:
Просит пчёл, чтоб дали ____________________.
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту ___________________.
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ______________________.
30. Игра «Составь предложение.
В маленьких тучках записаны слова. Прочитай их. Составь из
этих слов предложение и запиши его.
В
лесу
грибы

29. Ниже записано весёлое стихотворение Д. Хармса. Впиши
подходящие по смыслу слова.
дети
собирали
Очень­очень вкусный пирог.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ___________________.
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый __________________.
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что­то гости не ___________________.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек ______________________.
____________________________________________________
звёздочкой,
отмеченным
31. Послушай рассказ. Запиши его под диктовку. К
предложениям,
нарисуй
графическую схему. Подчеркни в тексте предлоги.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
СЛОГОВОЙ И ЗВУКО­БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И
СИНТЕЗ СЛОВ.
Каждое слово состоит из звуков. Каждому звуку
соответствует буква. Звук – это то, что мы слышим, а
буква – это то, как мы этот звук пишем. Звуки
объединяются в слоги. Из слогов получаются слова.
Что такое звук и буква?
Прочитай и повтори:
ЗВУК – МЫ СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ,
БУКВУ ВИДИМ, ПИШЕМ МЫ.

32. Давай вспомним какие бывают звуки?
_______________________ и ___________________________
Звуки бывают: гласные и согласные.
Давай подумаем, чем отличаются согласные и гласные звуки?
Произнеси любой гласный звук (например, А).
Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемая струя
не встречает препятствия.
Когда мы произносим согласный звук, выдыхаемый
воздух встречает в полости рта преграду.
33. Игра «Мыльные пузыри».
Закрась кружки мыльных пузырей красным цветом и запомни:
гласных букв 10.
А


О
У
Ы
Э
Я
Ё
Ю
И
Е
Произнеси звуки.

П
Т
А
У
К
О
В
Ж
Ы
Синим цветом закрась квадратик, в котором написан
согласный, а красным ­ гласный.
34. В словах пропущены гласные буквы. Впиши пропущенную
гласную, чтобы получилось слово.
ПА __ К
ЧЕРН __ КА
РОМ __ ШКА
Б __ РАТИНО
ЗВ __ РЬ
ЗАД __ ЧА
Запомни эти пары согласных звуков.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Согласные звуки
Звонкие
Б
В
Г
Д
Ж
З
Глухие
П
Ф
К
Т
Ш
С
Чтобы проверить, какая из парных согласных пишется в
корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в
котором после согласного стоит гласный звук.
Например: РЫБКА – РЫБА
Зачеркни неверную согласную букву. Впиши проверочное
слово.
КРУ(Ж, Ш)КА _______________________________________
КОРО(П, Б)КА _______________________________________
ЛО(Ж, Ш)КА ________________________________________
ТРУ(П, Б)КА
_________________________________________
ГЛА(З, С)КИ _________________________________________
ГРЯ(Т, Д)КИ _________________________________________
35. Впиши вместо точек пропущенный согласный. Подбери
проверочное слово и запиши его.
БЕРЁ __ КА
__________________________________________
СОСЕ __ КА _________________________________________
ВЕРЁ __ КА _________________________________________
СКОЛЬ __ КО
________________________________________
ПОВЯ __ КА _________________________________________
Запомни непарные звуки.
Звонкие
Л
М
Н
Р
Й
Глухие
Ц
Ч
Х
Щ
36. Вставь пропущенные согласные в словах. Подчеркни все
согласные в словах.
ЛО __ КА
С __ ОН
СТ __ ЕЛКА
КРУ __ ОК
ДЕВО __ КА
КА __ ТИНА
БА __ ОЧКА
Г __ УЗОВИК
В слове столько слогов, сколько гласных.
В одном слоге или слове (если это односложное слово),
может быть несколько согласных букв, а гласный только
один.
На схемах в тетради, будем использовать условные
обозначения.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Гласный звук
Твёрдый согласный
Мягкий согласный

Например: ЛОД – КА
________________ ­ это слово
_______ _______ ­ это слоги
­
это обозначение звуков.
Согласные могут быть твёрдыми или мягкими.
Согласный звук станет мягким, если после него стоят
гласные Е, Ё, Ю, Я, И или мягкий знак (Ь).
Согласный звук останется твёрдым, если после него стоят
гласные А, О, У, Ы, Э.
Исключения:
Всегда мягкие согласные Ч, Щ, Й.
Всегда твёрдые согласные Ш, Ж, Ц.
37. Прочитай слова. Выбери слова 1 – только с мягкими
согласными, 2 – только с твёрдыми согласными, 3 – и с
твёрдыми, и с мягкими согласными.
РЕЧКА, ЖИРАФ, ВЕСЕЛЬЕ, КАРАНДАШ, СИРЕНЬ,
ТИШИНА, МОЛОКО, КИСЕЛЬ, МЕЧТА, ОСЕНЬ,
КОРОБКА.
1 ___________________________________________________
____________________________________________________
2 ___________________________________________________
____________________________________________________
3___________________________________________________
____________________________________________________
38. На картинке нарисован ДОМ. Произнеси это слово.
Назови первый звук в этом слове. Впиши его _________.
Какой второй звук? Впиши его _______.
Какой третий звук? Впиши его _______.
Назови все звуки в слове ДОМ по порядку.
Назови гласный звук в этом слове и запиши его. _______
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Теперь назови согласные и запиши их. ______________
39. Рассмотри картинки. Вставь пропущенную букву, чтобы
получилось слово.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

40. Игра «Звук играет в прятки».
Подбери слова так, чтобы заданный звук стоял на первом
месте, на втором, третьем, четвёртом месте в слове.
Например: звук Р – рот, арбуз, карман, астра.
Звук К ______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Звук Ш ______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Звук У ______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Звук А ______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Звук Л ______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

41. Назови пропущенные в словах гласные буквы. Впиши
нужную букву.
М __ ЛИНА, Т __ ТРАДЬ, КН __ ГА, Р __ ЧКА, Д __ РЕВО,
КАРТ__НА, СВ__КЛА, ЦВЕТ__ К, В__ДРО, ЛЯГ __ УШКА.
42. Игра «Весёлые бусы».
Составь из букв, написанных в длинных бусах, слова. Запиши
получившиеся слова в коротких бусах.

Л
П
К
С
Р
Е
Ь
Т
О
Х
А
Н
И
Ниже написаны слова. Прочитай их. От написанного слова
отделяй буквы, как показано в примере. Какие новые слова у
тебя получились? Запиши их.
Например: ЯБЕДА – БЕДА – ЕДА – ДА
ГУСТОЙ ____________________________________________
____________________________________________________
УЛЕЙ
_______________________________________________
____________________________________________________
ЯГОДА _____________________________________________
____________________________________________________
КОЛЯ
_______________________________________________
____________________________________________________
Схема.
Слог может включать в себя:
Один гласный звук (О – ЗЕ – РО);
Один согласный и гласный звук (МИ – НУ – ТА);
Несколько согласных и гласный звук (КОШ – КА).
Слово состоит из слогов.
Слог – это часть слова.
Слог не содержит в себе смысла (если это не
односложное слово).
43. Игра «Как потерялась буква, но нашлось новое слово».
44. Игра «Найди место гласного звука в слове».
Произнеси слово, нарисованное на картинке. Укажи на схеме
место гласного звука в этом слове.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Например: МАК – А ­ 1 слог.
О

45. Составь схемы для двусложных и трехсложных слов.
Например: ТУЧА ­ У А ­ 2 слога.
О О

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

47. Посмотри на картинку. На ней изображены фрукты и
овощи. Сначала назови овощи. Красным карандашом линиями
соедини картинки, на которых они нарисованы. Из слогов,
записанных в овощах, сложи слово. Назови фрукты. Из
слогов, записанных в картинках с фруктами, составь слово.
Запиши получившиеся слова.
46. Произнеси слово по слогам. Определи, сколько слогов в
каждом слове? Впиши число слогов в солнышко.
МАШИНА
ЧАСЫ
КАРАНДАШ
ЦВЕТЫ
ЛАСТОЧКА
МАКАРОНЫ
ЗЕРКАЛО
ЛИНЕЙКА
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Р А __
Р А __ __
Р А __ __ __
Р А __ __ __ __
Р А __ __ __ __ __
51. Добавь букву к написанному слову так, чтобы получилось
новое слово.
Например: ЛУГ – ПЛУГ
ЛЁН ­ _______________________________________________
ОСЫ ­ ______________________________________________
УСЫ ­ ______________________________________________
РОТ ­ _______________________________________________
ОСА ­ _______________________________________________
МЕХ ­ ______________________________________________
ВОЛ ­ _______________________________________________
СТО ­ _______________________________________________
ЛЕНЬ ­ ______________________________________________
52. Что изображено на картинках? В подписях к картинкам
пропущен слог. Впиши его.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
48. Прочитай записанные слова. Устно определи количество
слогов в каждом слове. Распредели и запиши слова в нужные
графы таблицы.
ЛАНДЫШ, СЛОН, ЯБЛОНЯ, СУМКА, ТЕЛЕФОН, СЛИВА,
ТИГР, РУБАШКА, СТУЛ, ЛАМПА, КАЛЕНДАРЬ.
1 слог _______________________________________________
____________________________________________________
2 слога ______________________________________________
____________________________________________________
3 слога ______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
49. Составь слова из слогов. Ниже записаны цепочки слогов,
данных в беспорядке. Составь из них слова. Получившиеся
слова запиши.
НЕЙ – ЛИ – КА ______________________________________
ДАРЬ – КА – ЛЕН ____________________________________
СТРЕ – ЗА – КО ______________________________________
РАЛ – МИ – НЕ ______________________________________
ЛЕ – ЗОР – ТЕ – ВИ ___________________________________
50. Игра «Составь лесенку».
К написанным слогам добавь разное количество букв, чтобы
получилось слово.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

53. Диктант на определение количества слогов в слове.
Логопед прочитает тебе слова. Посчитай в уме и запиши
число слогов в каждом слове.
54. Изменяя один звук в слове, впиши новые слова.
Например: КИТ – КОТ – РОТ – РОМ – РИМ – РИС – ЛИС
СОМ _______________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
РАК_________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
ЛУК ________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
55. Под каждой картинкой напиши первую букву этого слова.
Какая загадка здесь зашифрована? Отгадай загадку, запиши
ее. Нарисуй отгадку.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
56. Игра «Составь предложение».
Выдели первый слог в словах, к которым нарисованы
картинки. Запиши эти слоги. Объедини их в слова. У тебя
должно получиться предложение. Запиши его.
Например: У Димы пила.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

__деяло
Убе __ __ ло,
У __ __ тела просты __ __,
И __ __ душка,
Как ля __ __ __ ка,
Уска __ __ ла от меня.
Я за свеч __ у,
__ __ __ __ ка в печ __ у!
Я за кн __ жку,
Та – бе __ ать
И вприп __ ы __ ку
Под кро __ __ ть!

57. Игра «Потерянные буквы и слоги».
Ниже написано стихотворение К. Чуковского. Допиши вместо
точек потерявшиеся буквы и слоги.
Мойдодыр.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Д – Т

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

58. Произнеси звуки Д и Т.
Разница между этими звуками в том, что звук Д –
звонкий, а звук Т – глухой.
Произнеси цепочки слогов.
ДА – ДУ – ДЫ – ДО
ТО – ТА – ТЫ – ТУ
АТ – ДУ – ОТ – АДА
59. Рассмотри картинки и прочитай слова к ним. В левой
колонке рисунки со словами, в которых есть звук Д, а в
правой колонке карточки со словами со звуком Т.
60. Назови картинки. Запиши эти слова, подчеркивая буквы Т
и Д. Сравни слова по смыслу и звучанию.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

61. Вставь пропущенную букву, в записанные ниже слова ( Д
или Т).
РА ___УГА
ВО___А
АВГУС___
БЕСЕ___А
___ОКТОР
КАЛЕН___АРЬ
С___ОЛ
___УЧА
ВА___А
С___АРИК
62. Запиши слова под диктовку, распределив их в нужные
графы таблицы.
Слова с буквой Д
Слова с буквой Т
63. Запиши словосочетания под диктовку, подчеркнув буквы
Д и Т.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
64. Прочитай стихотворение.
Дятел.
Дятел сел
На толстый сук.
Стал обедать:
«Тук – тук – тук!»
(Ш. Галиев)
Назови слова со звуком Д.
Запиши слова с буквой Д.
____________________________________________________
____________________________________________________
Назови и запиши слова с буквой Т.
____________________________________________________
____________________________________________________
65. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы.
Запиши эти предложения под диктовку.
1. З __ равствуй, осень золо __ ая.
2. Пру __ покрылся __онким ль __ом.
3. Ху __ ожник использовал и __ ёмные, и све __ лые краски.
4. В са __ у на __ еревьях вися__ сочные пло __ ы.
5. __ ятел, __ розд, те __ ерев – п __ицы наших лесов.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
66. Послушай стихотворение. Каждое слово со звуком Д,
отмечай на листе бумаги кружочком. Каждое слово со звуком
Т – вертикальной черточкой.
Закрепление пройденного материала.
67. Послушай тексты. Определи на слух, сколько звуков Т и
сколько звуков Д в предложении. Запиши тексты под
диктовку.
1.
2.
3.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
С – З
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
68. Прочитай слоги. Подчеркни синим цветом звонкий
согласный З и любым другим цветом глухой согласный С.
70. Игра «Придумай слова, начинающиеся на буквы С и З».
Запиши эти слова в облака.
АЗА – СА – ЗУ – СЫС
ОЗ – ОС – ОСЫ – ЗА
ЗА – СО – УЗ – СОС – ЗЫ
Слоговой диктант.
____________________________________________________
____________________________________________________
69. Перепиши слова в 2 колонки. В правую, слова с буквой С,
а в левую колонку, слова с буквой З.
СЛОВАРЬ, ЗИМА, ЗОНТ, СЛИВА, ВЕСЛО, ЗЕРКАЛО,
СОЛЬ, РАССКАЗ, ЗОЛОТО, СКАМЕЙКА, САМОСВАЛ,
КОРЗИНА, МОСТ, ЗВЕРИ, НЕЗАБУДКА, СНЕГИРЬ.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_____

______________
______________
______________
______________
______________
______________
______

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

71. Послушай слова. Напиши цифру, которая соответствует
месту звука С или З в слове. Рядом запиши это слово.
Пример: ОСЕНЬ – 2 осень
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
72. Прочитай пословицы и поговорки. Проговори слова, в
которых встретились звуки С или З.
1. Береги нос в сильный мороз.
2. Не велик соловей, да голос золотой.
3. У страха глаза велики.
4. Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Запиши эти предложения под диктовку.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
73. Словарный диктант.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Вспомни и запиши свои слова с этими двумя звуками.
С
З
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
74. Вставь пропущенную букву (С или З). Запиши три
предложения под диктовку.
1. У се__тры Сони ра__болелся __уб.
2. В моро__ном ле__у потре__кивали сучья.
3. Мы на__обирали в кор__ину грибов: ли__ички, гру__ди,
подо__иновики и __ыроежки.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

4. На__тупил моро__ный, __имний вечер, на улице
и__крился __нег.
5. Речка __аро__ла о__окой.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Ш – Ж.
75. Прочитай слова вслух. Подчеркни синим цветом
согласный Ш и любым другим цветом согласный Ж.
Проговори, в какой позиции (в начале, в середине или в конце
слова) стоят буквы Ш и Ж.
ШАПКА, ЖАЛОСТЬ, ЭТАЖИ, ГАЛОШИ, МАЛЫШ,
СНЕЖИНКА, ШАМПУНЬ, ПУШОК, ЖЕЛУДЬ, ВИШНЯ,
ЛАНДЫШ, НОЖ.
76. Прочитай слова, подумай и объясни, чем отличаются пары
слов по смыслу и звучанию. Подчеркни буквы, которыми
отличаются эти слова.
ШАР – ЖАР
ШИТЬ – ЖИТЬ
ШАЛЬ – ЖАЛЬ
КРУШИТЬ – КРУЖИТЬ
ТУШИТЬ – ТУЖИТЬ
77. Собери в одну корзину слова, которые пишутся с буквой
Ш, а в другую слова с буквой Ж.
78. Прочитай загадку и найди отгадку.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Если дождик,
Мы не тужим –
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой опять.
Выпиши слова с буквами Ш и Ж.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
79. Прочитай словосочетания, составь с ними предложения.
Запиши получившиеся предложения.
Например:
Жёлтый шарф. ­ Бабушка повязала жёлтый шарф.
поможешь бабушке
____________________________________________________
____________________________________________________
уложишь книжки
____________________________________________________
____________________________________________________
книжный шкаф
____________________________________________________
____________________________________________________
тяжёлый мешок
____________________________________________________
____________________________________________________
80. Прочитай стихотворение А. Берестова «Дождь». Вместо
пропусков вставь в слова буквы Ш или Ж.
До__дь по__ёл такой хоро__ий
Сразу о__или поля,
От восторга бьёт в ладо__и
Под око__ком тополя.
Света то__е ливню рада,
Только – надо же! – досада.
Говорит ей мама: «В до__дь
На прогулку не пойдё__ь».
ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
81. Закрепи написание этой орфограммы. Подпиши слова к
картинкам.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

1. Женя и Наташа собирали душистые ландыши.
2. Маша нашла под ёлкой ежа.
3. Прошёл дождь и на улице большие лужи.
4. Ежи ловят мышей.
5. Снежинка­пушинка в воздухе кружит.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
83. Диктант словосочетаний.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
84. Прочитай рассказ. Проговори сначала слова, в которых
есть буква Ш. Затем слова, в которых есть буква Ж. После
устной проработки – диктант.
82. Прочитай предложения. Выбери из текста и проговори
вслух слова, которые пишутся с буквой Ш. Затем произнеси
слова, которые пишутся с буквой Ж. Запиши эти
предложения под диктовку.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Прошли летние дожди. Серёжа и Алёша вышли на
улицу. После дождя большие лужи. Мальчики
шлёпали по лужам. Дедушка вышел на улицу в
галошах. Он грозил шалунам.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
С – Ш.
85. Произнеси звуки С и Ш. Объясни разницу в произнесении
этих двух звуков. Сравни свой ответ с записями в таблице.
С
При произнесении этого
звука губы растянуты в
лёгкой улыбке.
Кончик языка лежит у
нижних зубов.
По средней линии языка
образуется желобок, по
которому идет холодная,
узкая воздушная струя,
которую можно ощутить,
поднеся руку ко рту.
Ш

При произнесении этого
звука губы округлены в
«колечко»
слегка
выдвинуты вперед.
Кончик языка поднят, а
форма языка напоминает
«чашечку».
Выдыхаемая
струя сильная,
широкая.
воздушная
тёплая,
и


86. Прочитай вслух пары слов. Объясни разницу в звучании,
написании и значении.
КРЫСА – КРЫША
ШУМЕТЬ – СУМЕТЬ
МИШКА – МИСКА
БАСНЯ – БАШНЯ
КАШКА – КАСКА
СПОРЫ – ШПОРЫ
87. К нарисованным картинкам подбери слова со звуками С
или Ш. Запиши их.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

88. Перепиши предложения. Подчеркни в этих предложениях
буквы С и Ш.
1. Шура искал в лесу ягоды.
____________________________________________________
____________________________________________________
2. На полянке стало душно, и дети быстро пошли домой.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
3. В лесу Саша и Миша собирали каштаны.
____________________________________________________
____________________________________________________
4. Суп с капустой и картошкой был вкусный.
____________________________________________________
____________________________________________________
5. Туристы устроили привал. У костра они пожарили шашлык
и испекли картошку.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
89. Прочитай слова. Запиши их под диктовку, распределив в
нужные графы таблицы.
СТАРУШКА,
СЛАВА,
ВОЛОСЫ,
ШЕЛЕСТ,
СОЛНЫШКО,
ШИШКА, ХЛОПУШКА, СМЕТАНА, ПШЕНО, СПЕШКА,
СЛАДОСТИ, КЛАВИШИ, НАСМЕШКА.
Ш __________________________________________________
____________________________________________________
ШКАТУЛКА,
РОМАШКА,
АНАНАС,

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
С ___________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
С­Ш ________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
90. Вставь пропущенные буквы (С или Ш). Запиши
словосочетания под диктовку.
Ре__ил спро__ить
__ильно шуметь
По__тирать руба__ку
Бабу__кина __казка
Вы__итая __алфетка
Зату__ить ко__тёр
Опу__тить __тору
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Прочитай стихотворение.
91.
разноцветными ручками буквы С и Ш.
Подчеркни в тексте
Стеша спешила,
Рубашку шила,
Да поспешила –
Рукав не дошила.
92. Послушай стихотворение. Проговорите слова, в которых
есть буква С. Затем произнеси слова, которые пишутся с
буквой Ш. Выпиши пять слов с этими буквами.
Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Скроет шишки до весны. (А. Волобуев)
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Диктант.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
93. Прочитай слова. Что в этих словах интересного?
СУШКА, СМЕШНОЙ, СУША, СПЕШКА, СТРАШНЫЙ,
РАСШУМЕТЬСЯ, СЫНИШКА, ВЕСНУШКИ, ШЕЛЕСТ,
ПУШИСТЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ДУШИСТЫЙ, СТАРУШКА,
УСМЕШКА, СОЛНЫШКО, ШЕРСТЬ.
Словарный диктант.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
95. Запиши предложения под диктовку. Самостоятельно
проверь свой диктант.
94. Прочитай стихотворение, четко проговаривая слова, в
которых пишутся звуки Ш и С.
1.
Саша шапкой шишки сшиб,
Получил на лбу ушиб.
Медведь.
­ Ты куда идёшь. Медведь?
­ В город ёлку посмотреть.
­ А зачем тебе она?
­ Новый год встречать пора.
­ Где поставишь ты её?
­ В дом возьму к себе, в жильё.
­ Что ж не вырубил в лесу?
­ Жалко, лучше принесу.
Подчеркни буквы Ш и С в тексте. Перепиши это
стихотворение.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
2.
Весёлая старушка весь день сегодня шьет.
3.
За кругленькой катушкой следит пушистый кот.
Полночной порою в болотной глуши,
Чуть слышно. Бесшумно шуршат камыши.
4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
5. Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь как мяч.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
96. Послушай рассказ Е. Чарушина «Лиса», который тебе
прочитает логопед. Напиши изложение этого рассказа.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
С’ – Щ.
97. Прочитай предложения. Подчеркни слова, в которых
встречаются С’ и Щ. Запиши этот текст под диктовку.
1. У нас в клетке живёт щегол.
2. Сегодня в лесу мы слышали щебет птиц.
3. Щенок утащил сосиску.
4. В ящике хранились апельсины.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
98. Прочитай слоги.
АЩ – АСЬ
ОСЬ – ОЩ
ЩЕ – СЕ
СЮ –ЩУ
ИСЬ – ИЩ
АЩА ­ АСЯ

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

ЩИ – СИ
ЩА ­ СЯ
Постарайся придумать слова, в которых пишутся эти слоги.
Запиши несколько слов, которые ты подобрал.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
99. Подбери слова к картинкам, чтобы в них были бы буквы
Щ или С. Впиши эти слова в нужную карточку. Раскрась
нарисованные картинки цветными карандашами.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

102. Послушай стихотворение. Запомни и запиши слова, в
которых встретились звуки С’ или Щ.
С’
Щ
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
103. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни разноцветными
ручками пропущенные буквы С и Щ.
Семена ___авеля и ___веклы
Уго___у ки___елём
___егол сердил___я
___иний пла___
Ле___и и кара___и
___емья товари___а
Перепиши словосочетания.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
104. В написанных словах встречаются и буква С, и буква Щ.
Прочитай эти слова.
100. Логопед будет читать тебе слова, а ты будешь поднимать
карточку с той буквой (Щ или С), которая пишется в этом
слове.
101. Прочитай написанные ниже пословицы, поговорки и
чистоговорки. Перепиши их.
1. Всякой вещи – своё место.
2. Испил у друга воду – слаще мёду.
3. Щи да каша – пища наша.
4. У гусыни усов ищи, не ищи – не сыщешь.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
Согласный останется твёрдым, если после него
стоят гласные: А, О, У, Ы, Э
Согласный станет мягким, если после него стоят
буквы: Я, Ю, Е, Ё, И, Ь.
Но помни, что есть:
Всегда твёрдые согласные: Ш, Ж, Ц.
Всегда мягкие согласные: Щ. Ч, Й.
СТЕКОЛЬЩИК,
ВОСХИЩЕНИЕ,
ОСВЕЩЕНИЕ,
НОСИЛЬЩИК, НАСТОЯЩИЙ, УСИЩИ, БЛЕСТЯЩИЙ,
СВИСТЯЩИЙ, ПОСЕЩЕНИЕ.
Подчеркни разноцветными карандашами буквы Щ и С.
Запиши эти слова под диктовку.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
105. Диктант.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Ш – Щ.
Какой бы гласные не стоял за звуком Ш, он всегда будет
твёрдым.
Например: ШИНА, ШЕСТЬ, ДАЁШЬ.
Звук Щ всегда будет мягким, какой бы гласный за ним не
стоял.
Например: ЩАВЕЛЬ, ЩУКА, ПЛОЩАДЬ.
106. Прочитай слова, распредели их по столбикам.
КЛЕЩИ, ШИЛО, ОШЕЙНИК, УГОЩЕНИЕ, ОБЕЩАТЬ,
ОШИБКА, МЕШАТЬ, РАЗМЕЩАТЬ, ПЛЕЩУТ, ШЁПОТ,
ШЕЯ, УЩЕЛЬЕ, ЩЁКИ, ПОМОЩЬ, ХОЧЕШЬ
Ш
Щ
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

107. Прочитай написанные слова. Найди разницу в
произношении, написании и значении этих слов. Объясни ее.
ЧАША – ЧАЩА
ПОМЕШАТЬ – ПОМЕЩАТЬ
ЗАЩИТА – ЗАШИТА
ШЁЛК – ЩЁЛК
ПРОЩУ – ПРОШУ
УКРОЩАТЬ – УКРАШАТЬ
ПИШУ – ПИЩУ
Придумай предложения с этими словами (выборочно) и
запиши их.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
108. В словосочетаниях пропущены буквы Ш ли Щ. Ручкой
синего цвета впиши пропущенный твёрдый согласный Ш, а
зелёной ручкой впиши мягкий согласный Щ.
___ирокая пло___адь
Поло___у в воде ___ерстяное и ___ёлковое платья

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Боль___ой кипя___ий котёл
Выра___иваю и ку___аю ово___и
За___ищаю ово___ехранили___е
Запиши проработанные словосочетания под диктовку.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
109. Закончи предложения словами, в которых была бы буква
Ш или Щ.
ПИШУ,
ШЕСТЬ,
ЩЕКА,
ОБЕЩАТЬ,
ЗАЩИЩАТЬ,
ПРИШИТЬ,
ПИЩАТЬ,
РАЗМЕЩАТЬ.
МЕШАТЬ,
ЩАВЕЛЬ, ТРЕЩАТЬ, РЕШАТЬ, НАВЕЩАТЬ, ВЕШАТЬ,
УГОЩУ, УКУШУ, ЩЕБЕТ, ШЕЛЕСТ.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
1. На большой площади продаются разноцветные _________
111. Составь графические схемы для подчёркнутых слов.
________________________ .
2. Бабушка сорвала в огороде листья ____________________.
1. Кошка подошла к клетке, и щеглы всполошились.
2. Щенок Черныш тащит ящик с вещами.
3. Деревья шумели тревожным шумом, и не было слышно
3. Миша поймал в озере леща и большую _______________.
щебета птиц.
4. В нашем шкафу висит кожаный _____________________ .
5. Дедушка вытащил гвоздь клещами из _________________.
110. Прочитай слова. Еще раз вспомни: звук Ш – всегда
твёрдый, а звук Щ – всегда мягкий. После устной проработки
запиши словарный диктант.
4. Товарищи пришли на помощь другу.
5. Дедушка восхищался этим послушным ребенком.
6. Стоял страшный шум – на реке трещал лёд.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

112. Послушай стихотворение. Запиши в правый столбик
слова с буквой Ш, а в левый столбик с буквой Щ.
Щ
Ш
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Ч – Щ.
Ч и Щ – мягкие согласные звуки.
113. Прочитай вслух слоги.
ЧА – ЩА
ЧУ – ЩУ
ОЩ – ОЧ
ЧИ – ЩИ
ЩЕ – ЧЕ
ЕЧ – ЕЩ
АЩ – АЧ
ЧО – ЩО
ЯЧ – ЯЩ
Придумай и запиши слова, в которых встречаются эти слоги.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

ЧА – ЩА пиши с буквой А.
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У .
114. Перепиши слова и подчеркни в них слоги ЧА­ЩА, ЧУ –
ЩУ.
ЧУЛОК,
ПЛЕЩУТ, ОБЕЩАНИЕ, ЧАЙКА, ЩУКА,
ПЕЧАЛЬ, ТАЩУ, ЧУДЕСА, ПЛОЩАДКА, ДРАЧУН,
МОЧАЛКА, УГОЩУ.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
115. Прочитай слова. Какими звуками и буквами отличаются
пары слов? Подчеркни буквы, которыми отличаются эти
слова. Объясни разницу в значении этих слов.
ПЛАЩ – ПЛАЧ
ЗАЧИЩАТЬ – ЗАЩИЩАТЬ
ПОМЕЩАТЬ – ПОМЕШАТЬ
ПЛОЩ – ПЛАЧ
ЧЁЛКА – ЩЁЛКА

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

116. Из слов записанных ниже, выбери слова со звуком Щ, и
запиши в правый вагончик. Слова со звуком Ч запиши в левый
вагончик.
КАЧЕЛИ, ЩЕБЕТ, ПЕЧАТЬ, ЧАСЫ, ЯЩИК, ЩЕПКА,
ЧЕПЧИК, КЛЕЩИ, ПЛЕЧИ, ТРЕЩАТЬ.
117. Прочитай загадку и нарисуй отгадку. Подчеркни слова, в
которых есть звуки Ч и Щ.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.
Распредели продиктованные тебе слова по вагончикам.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

118. Прочитай вслух пословицы поговорки и потешки.
Перепиши их.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
____________________________________________________
____________________________________________________
Щучке плыть вокруг леща, плавниками треща.
____________________________________________________
____________________________________________________
Не кричи и не пищи,
Червячка поищи.
А под старым кирпичищем
Мы с тобой вдвоём поищем.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
119. Прочитай отрывок стихотворения А. Пушкина «Бесы».
Подчеркни слова с буквами Щ и Ч.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
120. Вставь пропущенную букву (Ч или Щ).
ДА___А, ВОЗВРА___ЕНИЕ, ___ЕМПИОН, ОСВЕ___АТЬ,
КА___АТЬ, УВЕЛИ___ЕНИЕ, ___ЕТИНА, РО___А.
121. Послушай, как звуча слова. В этих словах встречаются и
звук Ч, и звук Щ. Послушав каждое слово, напиши, какой по
счёту звук Ч и звук Щ.
Например: ЧУДОВИЩЕ – Ч – 1, Щ – 7.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
122. С каждым глаголом придумай предложения. Запиши эти
предложения.
УГОЩУ _____________________________________________
____________________________________________________
ЗАПЛАЧУ
___________________________________________
____________________________________________________
ИЩУ _______________________________________________
____________________________________________________
ХОЧУ ______________________________________________
____________________________________________________
ПРОЩУ _____________________________________________
____________________________________________________
НАЧЕРЧУ ___________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
126. Диктант.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
123. Послушай стихотворение, которое тебе прочитает
логопед. Назови слова, в которых пишутся буквы Ч и Щ.
Запиши эти слова.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
124. Вставь пропущенные буквы Ч и Щ в четверостишие из
стихотворения С. Маршака. Выпиши эти слова.
Побежала Мышка­мать,
Стала ___уку в няньки звать:
­ Приходи к нам тётя ___ука,
Нашу детку пока___ать.
____________________________________________________
____________________________________________________
125. Послушай сказку «Замечательный певец». Прочитай
сказку самостоятельно. Запиши изложение этой сказки.
­ Я самый лучший певец! – пищал Комар.
­ Почему ты так считаешь, чудак? – удивился Сверчок.
­ А вот почему, ­ пропищал Комар гордо, ­ люди, как только
услышат комариное пение, сразу начинают в ладоши хлопать.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Р сказала: «Варит рис».
Л сказала «Везу уголь».
Р сказала: «Возит угорь».
Л сказала: «Просят ламу».
Р сказала: «Вставить раму».
Л сказала: «Дай иглу».
Р сказала: «Кончай игру».
Р – Л.
127. Проговори слоги вслух.
РА – ЛА – РА
ЛЫ – РЫ – ЫЛ
РУ – УР – УЛ
РО – ЛО – ОЛ
ЛА – АР – РА
ЛО – РУ – РА
Придумай со слогами слова и запиши их.
РА _________________________________________________
ЛА _________________________________________________
РО _________________________________________________
РУ _________________________________________________
ЛУ _________________________________________________
РЫ _________________________________________________
128. Прочитай стихотворение. Подчеркни в словах буквы Р и
Л.
Буква Л, придя на сквер,
Повстречала букву Р.
Говорит: «Давай сыграем,
Ну хоть в рифмы, например…»
Л сказала: «Хитрый лис».
129. Прочитай слова. Назови звуки и подчеркни буквы,
которыми отличаются эти слова.
РОЖЬ – ЛОЖЬ
РОВ – ЛОВ
РАМКА – ЛАВКА
РАК – ЛАК
РОЖКИ – ЛОЖКИ
УКОР – УКОЛ

130. Прочитай стихотворение и подчеркни в тексте буквы Р и
Л. Перепиши стихотворение.
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

133. Внимательно рассмотри картинку. Выбери и запиши
слова, в составе которых есть звуки Р, Л или оба этих звука.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
131. Вставь пропущенные буквы (Р и Л). Прочитай
получившиеся словосочетания и запиши их под диктовку.
К___углый сто___
Спе___ое, к___асное яб___око
Тёп___ый вете___
Жё___лтый по___тфель
Весё___ая п___огу___ка
Спе___ый с___адкий а___буз
Сме___ый во___обей
___азбитая та___е___ка
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
132. Распредели слова в нужные столбцы.
ГРАЧ, ЗЕРКАЛО, РАДОСТЬ, КЛОУН, ШАЛУН, МАРКА,
ПРАВДА, СЛОВАРЬ, БУЛКА, УКОР, УКОЛ, ГОРЛО,
ПЛАМЯ, РЫБОЛОВ. БЕЛКА, МЕРКА, КРОТ, ПЛОТ.
Р
Л
Р­Л

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

134. Прочитай загадку и найди отгадку. Запиши слова со
звуками Р и Л.
Мой парус ветер ловит,
А волны режет киль.
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
135. Словарный диктант.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
136. Игра «Волшебная лесенка».
Вместо прочерков вставь нужные буквы, чтобы получились
слова.
Р __ __ __
Л __ __ __ __
Р __ __ __ __ __
Л __ __ __ __ __ __
Р __ __ __ __ __ __
Л __ __ __ __ __
Р ___________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Л ___________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Р­Л _________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Р __ __ __ __
Л __ __ __
137. Прочитай предложения. Подчеркни в тексте слова со
звуками Р и Л. Проговори эти слова. Запиши текст под
диктовку.
138. Послушай загадку. Повтори её. Запиши загадку под
диктовку. Нарисуй отгадку.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
1. Прилетели голуби,
Сели возле проруби.
2. По бревну, по брёвнышку проползла букашка,
Пролетела бабочка, пропорхала пташка.
3. Там пчёлы друг за другом
Летают взад – вперёд,
И стрекоза над лугом
Стоит как вертолёт.
4. Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
5. Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес.
6. Взял Егор в углу топор,
С топором пошёл во двор.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
139. Послушай рассказ «Волк и старуха», который тебе
прочитает логопед. Прочитай рассказ самостоятельно.
Напиши изложение этого рассказа.
Волк и старуха.
Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни он
услыхал – в избе плачет мальчик. А старуха говорит:
­ Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.
Волк не пошёл дальше и стал дожидаться, когда ему
отдадут мальчика.
Вот пришла ночь. Он слышит, старуха опять
проговаривает:

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

­ Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди
волк, убьём его. Волк подумал: «Видно, тут говорят одно, а
делают другое». – и пошёл прочь от деревни.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
140. Придумай предложения, в которых используй следующие
слова.
КАНИКУЛЫ, ПИРАМИДА, ВЕЛОСИПЕД, КОРМУШКА,
КЛУМБА.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
141. Прочитай загадку и найди отгадку. Проговори вслух
слова, в которых пишется буква Л, а после слова, в которых
пишется буква Р. Запиши загадку под диктовку. Подчеркни в
тексте буквы Л и Р.
Заря зарница,
Красная девица,
Врата запирала,
По полю гуляла,
Ключи потеряла.
Месяц видел,
А солнце скрало.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
142. Диктант.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
143. Прочитай стихотворение. Перепиши его.
Крапива.
Красиво выглядит крапива,
Но поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем, хитрая, больше кусается.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Написание слов с мягким знаком.
Мягкий знак служит для обозначения мягкости
согласных.
Я волшебник.
Захочу –
Появлюсь и превращу
МЕЛ, которым пишут в школе,
В МЕЛЬ, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай!
144. Прочитай слова. Объясни разницу в написании, звучании
и значении этих слов.
КОН – КОНЬ
УГОЛ – УГОЛЬ

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Мягкий знак, стоящий после согласных и смягчающий их
в существительных мужского и женского рода.
146. Перепиши слова и определи род имён существительных.
Например: ТЕНЬ – ж. р.
КИСЕЛЬ, ПЕНЬ, ФАСОЛЬ, СТЕПЬ, КОРОЛЬ, ШАЛЬ,
ИЗГОРОДЬ.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
147. В шариках вписаны слова, в которых потерялась одна
буква. Эта буква Ь. Она улетела на воздушном шаре. Поставь
мягкий знак в конце слов и получившиеся слова запиши в
воздушный шар.
ПЛАКАТ – ПЛАКАТЬ
СТАЛ – СТАЛЬ
МЕЛ – МЕЛЬ
КРОВ – КРОВЬ
Придумай и запиши предложения с некоторыми парами слов.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
145. В парах слов, написанных ниже, мягкий знак пишется не
в конце слова, а в середине. Звучание, значение и написание
также изменяется.
ГОРКИ – ГОРЬКИ
БАНКА – БАНЬКА
ГАЛКА – ГАЛЬКА
ПОЛКА – ПОЛЬКА
Придумай и запиши предложения с некоторыми парами слов.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
149. В записанные ниже словосочетания вставь пропущенный
мягкий знак.
Бол___шая л___дина
Пис___мо другу
Шал___ и пал___то
Мален___кий пал___чик
Бол___ной корол___
Придумай и запиши свои словосочетания, в которых
используй слова с мягким знаком.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от
стоящей перед ним согласной буквы.
Например:
ОГОНЬКИ – ОГОНЬ­КИ
ПИСЬМО – ПИСЬ­МО
БОРЬБА – БОРЬ­БА
150. Раздели слова для переноса (как указано в примере).
Мягкий знак, стоящий между двумя согласными и
смягчающий впереди стоящий согласный.
148. Прочитай слова вслух. Попробуй произнеси несколько
слов без мягкого знака.
МАЛЬЧИК. ХОДЬБА, ЛЬДИНА, ПИСЬМО, АЛЬБОМ,
ПАЛЬТО, ОСТАЛЬНОЙ, УЧИТЕЛЬНИЦА, ОГОНЬКИ.
Видишь, как изменилось звучание слов?
Без мягкого знака они звучат неверно.
Запиши эти слова под диктовку.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

СТРЕЛЬБА, ПОЛЬЗА, МАЛЬЧИК, ШКОЛЬНИК, ДЕНЬКИ,
ЗОРЬКА, КРЫЛЬЦО, ТЮЛЬПАН, ГАЛЬКА, ПАЛЬТО
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак стоит после согласных перед
гласными буквами: Я, Е, Ё, Ю, И.
Прочитай предложения.
151.
разделительным мягким знаком. Выпиши эти слова.
Подчеркни слова с
1. Осенью пожелтели листья на деревьях.
2. На новоселье было веселье.
3. Весной зазвенели ручьи.
4. Колосья склонились до самой земли.
5. У Наташи очень красивое бальное платье.
6. Суровая вьюга бьёт в стекло.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
152. Кроссворд в картинках.
В пустые квадратики подбери и впиши буквы, чтобы
получились слова с разделительным мягким знаком.
1. Животное. Прыгающее по деревьям.
2. Домики для пчёл.
3. Ягоды или фрукты, сваренные в сиропе.
4. Летом вырастают, а осенью опадают.
5. Один из братьев рос прямой,
Хлеба не принёс домой.
А другой ­ горбатый рос,
Каравай принёс домой.
6. Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спинке – щетинка.
7. Мы – лесные жители,

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
Ь
Ь
Ь
Ь
Ь
Ь
Ь
153. Игра «Имена».
Прочитай имена, в которых пишется разделительный мягкий
знак. Вспомни и запиши свои примеры с именами, в которых
пишется разделительный мягкий знак.
ТАТЬЯНА, ИЛЬЯ, ЛУКЕРЬЯ, МАРЬЯ, СОФЬЯ.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
154. Послушай стихотворение Кузьменкова «Кавалерия»,
которое тебе прочитает логопед. Запомни и назови слова, в
которых употребляется разделительный мягкий знак.
____________________________________________________
____________________________________________________
155. Вместо точек вставь в слова мягкий знак. Прочитай
получившиеся пары слов. Обрати внимание, что слова
отличаются по смыслу и по звучанию.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

КОЛЯ – КОЛ__Я
ПО ПОЛЮ – ПОЛ__Ю
СОЛЮ – СОЛ__Ю
СЕМЯ – СЕМ__Я
ПОЛЁТ – ПОЛ__ЁТ
156. Словарный диктант.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Мягкий знак – это не звук, а буква.
157. Посмотри внимательно на звуко­буквенную схему слова.
Например: 1 2 3 4 5 6 7
М А Л Ь Ч И К
О О О О О О
1 2 3 4 5 6
В этом слове 7 букв, а звуков – 6, так как мягкий знак не
является звуком.
1 2 3 4
П Ы Л Ь
О О О
1 2 3
В этом слове 4 буквы, но три звука.
1 2 3 4 5
В Ь Ю Г А
О ОО О О
В этом слове пять букв и пять звуков. Мягкий знак звука не
обозначает, но буква Ю обозначает два звука: ЙУ.
158. Составь звуко­буквенные схемы для записанных ниже
слов. Укажи количество букв и звуков в каждом слове.
ПРОСЬБА, СТАТЬЯ, АЛЬБОМ, ЗДОРОВЬЕ, КАРАСЬ,
АПРЕЛЬСКИЙ, АСФАЛЬТ, ЖИЛЬЁ.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Существительные женского рода, которые оканчиваются
на согласные Ш, Ж. Ч, Щ, всегда пишутся с мягким
знаком в конце слова.
У существительных мужского рода, оканчивающихся на
согласные Ш, Ж, Ч, Щ – мягкий знак не пишется.

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

159. Распредели слова мужского и женского рода в нужные
колонки.
ДОЧ__, ГРАЧ__, ОВОЩ__, МЫШ__, ЁЖ__, РОЖ__,
ВЕЩ__, НОЖ__, ПОМОЩ__.
М. р.
Ж. р.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
161. Прочитай вслух написанные слова. Выдели в словах
сочетание букв СТЬ. Придумай с несколькими словами
предложения или словосочетания и запиши их.
РАДОСТЬ, ШАЛОСТЬ, СЧАСТЬЕ, ВЛАСТЬ, ЗЛОСТЬ,
НЕНАСТЬЕ, ТРОСТЬ. ПРЕДЕСТЬ.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
160. Прочитай словосочетания. вставь в слова мягкий знак,
где это нужно.
162. Прочитай словосочетания.
Тёмная ноч__
Вкусный борщ__
Острый нож__
Серая мыш__
Золотистая рож__
Оказать помощ__
В ведре плавают ёрш__ и лещ__
Взрослая доч__
Лесная глуш__
Мягкий знак в сочетании букв СТЬ пишется в словах
только после буквы Т, несмотря на то. Что звук С
произносится мягко.
Большое счастье
На дворе ненастье
Радость в глазах
Власть короля
Настоящая лесть
163. Диктант.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
164. Найди на рисунке картинки, слова к которым пишутся с
мягким знаком. Раскрась эти картинки. Запиши слова с
мягким знаком в правый столбик. А слова, которые пишутся
без мягкого знака, в левый столбик.
Ь
Ь
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

Е. В. Юрова.  200 упражнений для развития письменной речи

Проверь написанный диктант и найди в нём ошибки. Исправь
их.
1. Летние месяцы июл и июн, я с радостю провьёл на даче.
2. Малчик повесил палто плащь в шкаф.
3. Осеню лйёт дожд.
4. В сети попались лещь и окун.
5. Радосьть и счасьтье: мне подарили не день рожденя щенка.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Закрепление пройденного материала.
165. Послушай пословицы и поговорки. Прочитай их
самостоятельно. Объясни, почему в том ли ином слове
пишется мягкий знак.
1. Знай больше, а говори меньше.
2. Красна птица перьями, а человек уменьями.
3. Ученье – свет, а неученье – тьма.
4. На печи не храбрись, а в поле не трусь.
5. Береги платье снову, а честь смолоду.
166. Вспомни названия дней недели, месяцев, в которых
пишется мягкий знак. Запиши эти слова.
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
167. Игра «Диктант с ошибками».

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл