Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.
Анализ ошибок, допущенных младшими школьниками в письменных работах по русскому языку, свидетельствуют о том, что наибольшие трудности дети испытывают в правописании безударных гласных. Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.
Данные упражнения можно использовать не только в работе со словарными словами, но со словами на определённую орфограмму: с безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными и т.д.
Написание словарных слов.doc
Приемы усвоения младшими школьниками
написания словарных слов
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших
проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.
Анализ ошибок, допущенных младшими школьниками в письменных работах по
русскому языку, свидетельствуют о том, что наибольшие трудности дети испытывают в
правописании безударных гласных. Это объясняется самой природой гласных звуков. В
отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются
берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми
струями, принимая разнообразные формы.
В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются
преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными
элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под
ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между
гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается
соответствия.
Однако если проверяемую безударную гласную в корне слова можно проверить
способом подбора проверочных слов, то непроверяемые безударные гласные в основном
ориентированы на механическое запоминание.
Как же помочь младшим школьникам усвоить беспроверочные написания безударных
гласных?
Существует несколько приемов, которые рекомендуются разными методистами:
подбор слов по значению (овощи, ягоды, птицы, железная дорога, посуда и т.д.);
распределение слов по графическому сходству или по графическому контрасту
(пенал, тетрадь, берёза);
распределение слов по грамматическим темам (по типам склонений и спряжений, по
частям речи) и т.д.
По мнению Н.С. Рождественского, наиболее соответствующим характеру русского
правописания является подбор слов по признаку графического сходства и графической
противоположности: приученные к сопоставлениям, при изучении морфологических
написаний, учащиеся легко будут тот же прием применять и к беспроверочным написаниям.
Полезно использовать и следующие приемы работы:
объединение слов, сходных своей начальной гласной (отец, охота, осина);
группировка слов, имеющих непроверяемую безударную А в первом слоге (капуста,
картофель, тарелка);
группировка слов, имеющих непроверяемую безударную гласную О в первом слоге
(морковь, горох, столица).
Подобранные вначале по сходству написаний слова затем противопоставляются: слова
с О – слова с А (в первом слоге).
Следует использовать черты сходства и различия не только в отдельных буквах, но и в
целых сочетаниях букв: слова с –ОРО и слова с –АРА (ворона, сорока – барабан,
карандаш).
При проверке домашнего задания по учебнику непременно нужно спрашивать детей,
все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Нельзя оставлять без внимания ни
одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике «Русский
язык» или в учебнике по литературному чтению. Необходимо учить видеть такие слова в
рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, записывать в
индивидуальные словарики. Составление учениками в процессе урока своих словариков с «трудными» словами
является эффективным приемом работы со словами с непроверяемым написанием. Основное
в работе над такими написаниями сводится к тому, чтобы:
1) слова воспринимались различными анализаторами;
2) учащиеся чаще справлялись в словарях и справочниках, правильно произнося и
записывая эти слова.
В методике Н.П. Кононыкина и Н.А. Щербаковой указываются следующие виды
упражнений со словарем:
выписывание с разных страниц словаря слов, объединяемых какимлибо признаком;
образование однокоренных слов: специалист, специальный, специализироваться;
использование словарного материала для упражнений в фонетическом разборе слов,
в склонении и спряжении;
составление предложений с теми или иными словами и т.д.
Ряд методистов указывают на обращение к этимологии словарных слов.
Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при
сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно
повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит
человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к
словам можно взять в школьном этимологическом словарике Л. Успенского «Почему не
иначе?», в «Занимательной грамматике» А.Т. Арсия и Г.М. Дмитриевой.
Например, слово «малина» можно проверить словом «маленький». Кроме того, на
уроках русского языка выработке грамотного письма может оказать большую поддержку
знание иностранного языка: например немецкого, где при отсутствии редукции гласных
безударные гласные в словах произносятся «ясно» (кондуктор, трактор, революция).
Другой пример: слово «капуста» можно проверить словом «капут» («голова»).
Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей
интерес к трудным словам, развить у них орфографическую зоркость, чтобы они легче
усваивали их написание.
В технологии В.Н. Зайцева предлагается следующую систему работы по повышению
грамотности.
В первый день ученики знакомятся с написанием словарных слов.
Во второй день ученики пишут в рабочих тетрадях словарный диктант из 1015 слов.
Проверка диктанта осуществляется сразу же: слова записываются на классной доске, и
учитель поясняет их написание, ученики исправляют в тетрадях допущенные ошибки.
Домашнее задание: составить рассказ из 46 предложений с использованием нескольких слов
из словарного диктанта.
На третий день ученики обмениваются тетрадями для чтения составленных
товарищами рассказов, 12 работы оцениваются учителем. Домашнее задание: подготовиться
к контрольному диктанту, для чего записать под диктовку (товарища, родителей) 1015
изученных слов.
На четвертый день проводится контрольный словарный диктант.
Методика П.С. Тоцкого основана на орфографическом чтении.
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над
словарем удобнее брать слова тематическими блоками (510 слов) и изучать один блок в
течение недели.
Первый день
1. Самостоятельное чтение слов учащимися.
2. Прочтение слов учителем «орфографически».
3. Повторение детьми 23 раза.
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов. Второй день
1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.
3. Дети три раза произносят «орфографически».
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Третий день
1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».
Четвертый день
1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или ктото из
учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.
Пятый день
1. Диктант.
Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с изученными
словами не прекращается. На последующих уроках можно предложить детям написать
нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это
словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких
упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки
из художественных произведений.
Игра подсказка
_ о _ о _ _ _ (воробей)
_ е _ _ _ (петух)
Загадки
1. Забор стоит, а за забором огурцы и помидоры. (огород)
2. Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
3. Если б не было его не сказал бы ничего. (язык)
Пословицы и поговорки
1. Огород для семьи доход.
2. Мир, что огород в нем все растет.
Шутливые стихи детских поэтов
Ваня, Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Русская народная песня
Зайчишка трусишка
По полю бежал,
Морковку сорвал,
Капусту нашел
Сидит и грызет.
Ай, ктото идет.
Фразеологизмы Бросать камешки в огород намекать на коголибо в разговоре, отзываясь о нем
неодобрительно, насмешливо, иронически.
Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок
помогают им узнать «очень опасные» слова, учат писать правильно.
огород
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы.
Овощи пустились в путь.
С «О» писать их не забудь!
Огород
Помидор
Морковь
Горох
Необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы,
Огурцы
Овощи
Озорной
Озорник
говорить добрые слова. Часто такие слова являются результатом заполнения кроссвордов.
В кроссворд нужно вписать пять наречий и два существительных, одно из которых с
двойной согласной.
Д
О
Б
Р
О
Т
А
(Ответы: вдруг, хорошо, быстро, скоро, весело, пальто, класс)
Психологи рекомендуют следующие виды работ:
1. «Заколдованные слова».
Первый вариант. Эта игра основана на восприятии слуховых анаграмм: т.е. в словах
переставляются буквы или слоги таким образом, чтобы слуховое восприятие самого слова не
нарушалось, а было очень похожим. Попробуйте послушать такие слова: МОСАЛЁТ,
ЗАГЕТА, МОЧЕГАН.
Несмотря на то, что в этих словах слоги переставлены, тем не менее, само слово
улавливается, если внимательно слушать. И именно такие «заколдованные» слова учат детей
вслушиваться, чтобы определить слово, «расколдовать» его. Дети начинают более корректно
слышать слова, и процесс расколдовывания помогает им опираться при письме на
«тренированное в игре произношение», на опыт внутренней работы со словом.
Варианты анаграмм: СЯЦМЕ (месяц), ВЕРСЕ (север), ЛЮТСА (салют), РЕТПОРТ
(портрет), РОЗМО (мороз), ТУХПЕ (петух), ЯЦЗА (заяц), АЛВИТФА (алфавит), МЕРЕПЕНА
(перемена), РЁБЕЗА (берёза), ХОДПАРО (пароход).
Второй вариант. В игре используются анаграмма, воспринимаемые зрительными
анализаторами. На доске крупными печатными буквами пишутся анаграммы. Дети глазами
переставляют буквы с места на место и каждый раз читают, что получается. Продолжать
переставлять буквы следует до тех пор, пока слово не окажется очень хорошо знакомым и
привычным.
Варианты анаграмм: I II
ААЛТЕРК ДМОНЧЕА
ТИВОНКР РВЕЧТЕГ
РЕОХ ТРЕТЬДА
ШААДАКНР РДУЫЙЖЕН
УЛААК ЛОСОВЕЙ
РАМУВЕЙ ЛОКОДЕЦ
1 вариант: тарелка, вторник, орех, карандаш, акула, муравей;
2 вариант: чемодан, четверг, тетрадь, дежурный, соловей, колодец.
2. «Считаем буквы у доски».
Учитель называет слова, с которыми будут работать учащиеся, и цифры, которые
обозначают последовательность чередования букв.
Например, учитель говорит: «1я, 3я, 5я буквы слова «память». У себя в тетради дети
пишут следующие буквы: п, м, т.
Варианты заданий:
2, 5 буквы в слове САПОГ
2, 4, 5 буквы в слове МАГАЗИН
1, 3, 5 буквы в слове ОКОЛО
3. Словарные слова на карточках.
Первый тип карточек. На карточках печатными буквами или прописями пишутся
словарные слова, а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать,
пишутся цветными фломастерами.
Например:
ПЕНАЛ буква «е» выделяется синим фломастером
МЕДВЕДЬ буквы «е» – синим, а «д» – красным
МОЛОКО буквы «о, о, о» – розовым цветом
ВОКРУГ буквы «о» – жёлтым, «г» – красным
СУББОТА буквы «б, б» – зелёным
Второй тип карточек. Он отличается тем, что наиболее «ошибочные» буквы
выделяются с помощью рисунка: таким образом, создаются целостные зрительные образы
слов, которые ярче запоминаются детьми. Лучше, если рисунок будет связан со смыслом
слова. Учитель может заготовить карточки заранее. Другой метод заключается в следующем:
после проговаривания словарного слова по слогам детям предлагается выделить в нём
трудную букву, которую нужно запомнить, и нарисовать её в виде какогонибудь предмета.
Например, в слове САПОГИ буква «А» нарисована в красных резиновых сапогах
(буква получается вдвое выше самого слова).
В слове ПАЛЬТО буква «А» нарисована как два рукава пальто с перекладиной –
поясом с пряжкой.
ХОРОШО: буквы «О, О» в середине слова нарисованы как воздушные надувные шары
на верёвочках, а последняя буква «О» написана тем же цветом, только без верёвочки.
ЛОПАТА: буква «О» нарисована в виде лопаты.
ОГУРЕЦ: буква «О» нарисована в виде зелёного огурца продолговатой формы,
напоминающего букву «О» с пупырышками.
ОГОРОД: буквы «О, О, О» нарисованы в виде огурцов.
МОРКОВЬ: буква «О» нарисована в виде морковки.
ВОРОБЕЙ: буквы «О, О» нарисованы в виде воробья.
Методика запоминания словарных слов:
1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза. 2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при
написании. Например: береза.
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом)
сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.
4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его
напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу:
а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким
то общим признаком.
Модель: Сл.слово
признак
Ассоциативная связь может быть по: цвету; месту расположения; форме; звучанию;
Ас. образ
признак
действию; вкусу; материалу; назначению; количеству и.д.
б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений
букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Сл. слово
береза – по цвету
береза – кудрявая
результат:
Ас. образ
БЕлая
нужен грЕбень –
чтобы расчесать –
по форме, как буква Е
бЕреза – бЕлая
гребень (Е)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или
пересечение слов через сомнительную орфограмму).
б
б Е р ё з а
л
а
я
М Р К О В Ь
6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный
образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.
Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях:
связь и общая заданная орфограмма.
Эта методика – не догма, а источник творчества.
Примеры словарных слов и ассоциативный образ:
гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга кАрман – дырА
кОнцерт – нОта, дО, хОр
кОрабль – вОлны, бОцман, кОк
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
сОбака – хвОст
т
р
у
б
з А в о д
з
вод
4. Какого цвета ошибки?
Данное упражнение позволяет установить полный контроль над процессом письма.
Дети записывают словарные слова под диктовку учителя. После этого им предлагается
взять в руки ручку с зелёной пастой и внимательно прочитать слова про себя, проверяя и
исправляя допущенные ошибки. Затем каждый ученик заполняет первый столбик таблицы
зелёной пастой:
Ф.И.
Сколько ошибок я
нашёл у себя
Сколько ошибок нашёл
у меня сосед
Сколько ошибок нашла
учительница
На следующем этапе учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте. Каждый
ребёнок берёт ручку с чёрной пастой и аккуратно исправляет ошибки в тетради своего соседа
и заполняет второй столбик ручкой с чёрной пастой.
На третьем этапе словарный диктант проверяет учитель и ручкой с красной пастой
исправляет ошибки. После этого каждый ученик ручкой с красной пастой заполняет третий
столбик.
Данные упражнения можно использовать не только в работе со словарными словами,
но со словами на определённую орфограмму: с безударными гласными, с парными звонкими и
глухими согласными и т.д.
Список литературы
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего
школьника. – М., 1990.
2. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.
3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1989.
4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.
5. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. –
М., 1989.
6. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. – М., 1989.
7. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. – М., 1994.
8. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1985.
9. Методические основы языкового образования и литературного развития младших
школьников /под общ. ред. Т.Г. Рамзаевой. – СанктПетербург, 1997.
10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.
11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983. 12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.
13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.
14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.
15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. – М., 1991.
16. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.
17. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения
русскому языку. – М., 1978.
18. Тоцкий П.С.Орфография без правил. – М., 1997.
19. Федоренко Л.П. Методика русского языка. – М., 1984.
20. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.
21. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.