Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (PCЧC). Структура и задачи
Оценка 4.9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (PCЧC). Структура и задачи

Оценка 4.9
docx
17.07.2024
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (PCЧC). Структура и задачи
Тема 5.docx

Тема 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (PCЧC). Структура и задачи.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

Основные задачи, силы и средства РСЧС

Основными задачами РСЧС являются:

1.                 организация оповещения и информирование населения;

2.                 проведение мероприятий по защите населения и территорий;

3.                 ликвидация чрезвычайных ситуаций;

4.                 оказание гуманитарной помощи;

5.                 подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

6.                 пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

·                     на силы и средства наблюдения и контроля;

·                     силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

·                     подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);

·                     контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);

·                     службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;

·                     ветеринарную службу;

·                     сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;

·                     лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;

·                     службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд, призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

Структура РСЧС.  РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Органы управления по делам гражданской обороны и ЧС

 

Управление гражданской обороной осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Постоянно действующими органами управления гражданской обороны являются:

·        на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

·        на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);

·        на территориальном уровне - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

·        на местном уровне - структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

·        в организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Деятельность органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, регламентируется действующим законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также приказами, директивами и распоряжениями МЧС России, приказами и распоряжениями соответствующих руководителей гражданской обороны.

В целях обеспечения совместного функционирования Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации между МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации заключается соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Эти соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации.

По данным соглашениям МЧС России передает, а администрации субъектов Российской Федерации принимает на себя оперативное управление Главным управлением МЧС в части выполнения им полномочий по организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что касается полномочий в области гражданской обороны, то эти полномочия остаются за МЧС России, однако Главное управление МЧС принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оперативное управление предполагает временное (на период действия Соглашения) руководство органами управления, силами и средствами РСЧС ГПС, организацию их подготовки и применения в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. При этом исключается возможность использовать оперативно подчиненные органы управления и силы не по прямому назначению, изменять организационную структуру и переназначать руководящий состав.

В целях финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, являющихся расходным обязательством субъекта Российской Федерации, создается территориальное агентство по финансовому, материально-техническому обеспечению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Управление в области гражданской обороны на региональном и местном уровнях осуществляется на основании директивных указаний Правительства Российской Федерации.

Основными задачами органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, являются:

·        планирование и организация выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения;

·        подготовка руководящего состава в области гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·        обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;

·        контроль над планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания;

·        организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех видов разведки, сбор и обобщение данных обстановки;

·        оповещение населения по сигналам гражданской обороны;

·        обеспечение управления силами гражданской обороны в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

·        организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного командования.

На МЧС России в области гражданской обороны возлагается:

·        разработка основных направлений развития и совершенствования гражданской обороны Российской Федерации с учетом государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны;

·        разработка и представление на утверждение проекта Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

·        организация разработки проектов федеральных законов и нормативных правовых актов в области гражданской обороны;

·        организация и обеспечение оповещения органов гражданской обороны об угрозе нападения противника;

·        подготовка для утверждения проектов нормативных документов по структуре, составу войск гражданской обороны и штатной численности военнослужащих войск гражданской обороны, а также проекта Положения о войсках гражданской обороны;

·        организация обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также вследствие этих действий;

·        осуществление методического руководства планированием гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации;

·        организация взаимодействия органов управления гражданской обороной с командованием военных округов (флотов) при решении задач гражданской обороны;

·        организация и руководство силами и средствами гражданской обороны по наблюдению, прогнозированию и оценке обстановки, сложившейся на территории страны;

·        контроль над готовностью ведомственных служб наблюдения и лабораторного контроля над заражением объектов внешней среды;

·        контроль над накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений, индивидуальных средств защиты, техники и специального имущества гражданской обороны;

·        разработка предложений для доклада Правительству Российской Федерации о порядке накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов и резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

·        осуществление методического руководства созданием, хранением, использование и восполнением резервов материальных ресурсов для нужд гражданской обороны;

·        организация и методическое руководство мобилизационными мероприятиями гражданской обороны;

·        осуществление государственного надзора в области гражданской обороны за соблюдением требований гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

·        осуществление контроля над выполнением задач гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях, оказание им необходимой помощи;

·        осуществление мер по поддержанию сил, органов управления и средств гражданской обороны в постоянной готовности к действию;

·        осуществление функции государственного заказчика по закупкам материально-технических ресурсов для системы гражданской обороны в рамках государственного оборонного заказа;

·        организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных работ в интересах повышения эффективности ведения аварийно-спасательных работ;

·        организация и координация научных исследований, выполняемых в целях повышения устойчивости работы объектов экономики в военное время, создания новых средств и методов защиты населения, повышения эффективности аварийно-спасательных работ и сокращения возможных потерь, подготовка с участием федеральных министерств и ведомств Российской Федерации исходных данных для проведения этих исследований;

·        разработка с участием строительных и проектных организаций нормативных документов по проектированию и строительству защитных сооружений гражданской обороны;

·        рассмотрение и согласование в установленном порядке типовых проектов и выборочная экспертиза индивидуальных проектов защитных сооружений гражданской обороны;

·        организация и проведение совместных учений сил гражданской обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации, а также совместных учений по гражданской обороне дружественных стран.

На региональные центры МЧС России возлагается:

·        координация вопросов гражданской обороны на территории региона;

·        осуществление контроля над проведением мероприятий по гражданской обороне, участие в разработке и реализации планов гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления на территории региона;

·        контроль за осуществлением мер в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления на территории региона по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к действию;

·        организация и обеспечение оповещения подчиненных органов управления, организаций и сил гражданской обороны, органов управления субъектов Российской Федерации об угрозе нападения противника;

·        осуществление и контроль за организацией подготовки сил гражданской обороны, сил постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обучением населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·        осуществление контроля над состоянием и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления, связи и оповещения гражданской обороны и объектов гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории региона;

·        участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения учреждений;

·        участие в проведении мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

·        участие в создании и содержании в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории регионов в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;

·        организация взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории региона, территориальных органов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации с органами управления военного округа и военно-морского флота, округа внутренних войск МВД России, пограничного округа, ФАПСИ и общественными объединениями граждан по вопросам гражданкой обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·        руководство в пределах своих полномочий подчиненными соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, поисково-спасательной службой;

·        планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;

·        осуществление закупок материально-технических средств для содержания соединений и воинских частей гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;

·        обеспечение территориальных органов управления специальной связью, проведение мероприятий по сохранению сведений, составляющих государственную и служебную тайну.

·        На Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации возлагается:

·        планирование мероприятий гражданской обороны на мирное и военное время;

·        поддержание органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, на подведомственной территории, сил и средств в постоянной готовности к решению возложенных на них задач;

·        участие в создании, совершенствовании и обеспечении постоянной готовности систем управления, оповещения и связи гражданской обороны;

·        организация мероприятий по защите населения и его первоочередному обеспечению;

·        участие в организации и проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики на подведомственной территории в мирное и военное время;

·        участие в организации подготовки по гражданской обороне всех категорий населения;

·        организация и управление спасательными и другими неотложными работами в ходе ликвидации последствий военного нападения, аварий, катастроф и стихийных бедствий;

·        организация взаимодействия с органами военного управления и войсками при совместном выполнении задач в мирное и военное время;

·        организация и осуществление оповещения и информирования подчиненных органов управления, сил гражданской обороны и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, об угрозе нападения противника, о радиационном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении;

·        участие в организации повседневного наблюдения и лабораторного контроля над состоянием окружающей среды;

·        осуществление постоянного контроля над накоплением необходимого фонда защитных сооружений для населения, их содержанием, эксплуатацией, использованием в социальных целях, поддержанием их в готовности к приему укрываемых;

·        организация накопления резервов средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, средств управления, связи и оповещения, организации их хранения и содержания;

·        организация планирования эвакуационных мероприятий;

·        организация комплексной маскировки городов, муниципальных образований и объектов экономики;

·        организация разведки по обнаружению зон загрязнения и заражения на соответствующей территории;

·        организация всех видов обеспечения действий сил гражданской обороны и их взаимодействия при совместном выполнении задач;

·        использование в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственных систем и сетей связи, транспортных средств для доставки в районы поражения и возвращение в места постоянной дислокации сил, средств и специальных грузов, необходимых для ведения аварийно-спасательных работ, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями.


 

Тема 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации

Тема 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации

Силы и средства РСЧС подразделяются: · на силы и средства наблюдения и контроля; · силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Силы и средства РСЧС подразделяются: · на силы и средства наблюдения и контроля; · силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов

ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах

Деятельность органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, регламентируется действующим законодательством, нормативными правовыми актами

Деятельность органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, регламентируется действующим законодательством, нормативными правовыми актами

В целях финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, являющихся расходным обязательством субъекта

В целях финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, являющихся расходным обязательством субъекта

На МЧС России в области гражданской обороны возлагается: · разработка основных направлений развития и совершенствования гражданской обороны

На МЧС России в области гражданской обороны возлагается: · разработка основных направлений развития и совершенствования гражданской обороны

Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях

Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях

Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями; · осуществление контроля над выполнением задач гражданской обороны в субъектах

Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями; · осуществление контроля над выполнением задач гражданской обороны в субъектах

Вооруженных Сил Российской Федерации, а также совместных учений по гражданской обороне дружественных стран

Вооруженных Сил Российской Федерации, а также совместных учений по гражданской обороне дружественных стран

Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории регионов в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов; · организация взаимодействия органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории регионов в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов; · организация взаимодействия органов исполнительной власти субъектов

На Главные управления МЧС России по субъектам

На Главные управления МЧС России по субъектам

· организация и осуществление оповещения и информирования подчиненных органов управления, сил гражданской обороны и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, об угрозе нападения…

· организация и осуществление оповещения и информирования подчиненных органов управления, сил гражданской обороны и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, об угрозе нападения…

Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями

Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2024