Учитель начальных классов: Супруненко Е.П.
Учебный предмет: математика
- Класс: 1
- УМК: Школа России
- Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова
- Тема урока: «Сантиметр – единица измерения длины»
- Тип урока: изучение нового материала
Цель: путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
- Задачи:
- обучающие
ввести понятие «сантиметр» через организацию побуждающего диалога; организовать работу по обучению умению анализировать представленный материал путем наблюдения; учить измерять и сравнивать длину предметов разными способами;
-развивающие
способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
-воспитательные
воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников.
- Планируемые результаты деятельности учащихся:
предметные: учащиеся научатся использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения - сантиметр; научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, делать выводы;
метапредметные:
познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие; научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в работе группы и пары; получат возможность научиться сотрудничать, договариваться, работая в паре, группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; формирование адекватной самооценки; личностной и социальной активности в достижении поставленной цели.
- Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
- Наглядные пособия: презентация, полоски бумаги, кружочки разного цвета
№ п\п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Теоретическое обоснование |
1 |
Организационный момент
Ц: настроить на восприятие , привлечь внимание учащихся |
Прозвенел звонок, Начинается урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Я желаю вам успешного труда, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать. -А что нам необходимо уметь на уроке математики? |
Начинается урок (дети хором).
Уметь считать, думать, рассуждать, слушать и слышать других.
|
Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока
Коммуникативные УУД: слушают и понимают, выполняют требования учителя |
2 |
Актуализация знаний
Устный счет Ц: создание условий для воспроизведения в памяти имеющихся знаний и понятий (счет в пределах 10)
Слайд 2 |
-Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите? -Тогда сначала повторяем то, что знаем: а) Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; индивидуально посчитает от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9. -Назовите соседей числа 7? -Какое число при счете идет за числом 4? -Назовите, число, которое больше 4 на 1; меньше 4 на 1; которое следует за числом 7; стоит перед числом 2; между числами 5 и 7; справа от числа 8; слева от числа 5.
б) Посмотрите на эти записи, что необходимо сделать? Поставьте знаки сравнения. -На какие группы можно разбить записи? -Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. |
Дети дают ответы на вопросы учителя.
Считают хором.
Считают индивидуально.
6 и 8
5
5, 3, 8, 1, 6, 9, 4
На 2 группы, примеры на сложение и вычитание |
Метапредметные (УУД): познавательные: -выполнять классификацию; -обосновывать основание для классификации; - выполнять анализ; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
3
4
5
6 |
Первичное усвоение материала
Ц: организация поиска решения учебной задачи
Знакомство со старинными мерами длины Слайд 3, 4
Слайд 5
Слайд 6 Введение понятия «сантиметр»
Слайд 7
Физкультминутка
|
-Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру) Работа в парах и малых группах. -Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом) -Совпали? -Теперь положите полоски обратной стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. -Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное). -Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске). Для измерения длины раньше использовались разные мерки и были всегда при себе: локоть, пядь, сажень, вершок, ладонь, дюйм, фут). -Эти мерки были неудобны, потому что получались разные результаты, т.к. у каждого человека индивидуальное строение тела. - Значит, эти мерки нужно усовершенствовать. – Как же быть, какой выход вы можете предложить? -С помощью какого инструмента мы можем измерять? Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю. - Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Слово длинное, сокращенно см. - Кто знает, как измерять длину отрезков?
-Какие еще есть инструменты для измерения длины? -Рулетка, линейка, сантиметр- это нужные нам инструменты?
- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр.
Так кто догадался, какая тема нашего урока? (Сантиметр) - Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться?
Ветер дует нам лицо Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше, выше! |
-У детей на парте цветные полоски, дети сравнивают по цвету, форме, размеру.
Делают вывод о размере своих полос.
Да.
Дети считают мерки, делают вывод.
Ребята приходят к выводу о применении различных мерок.
Просматривают слайды о старинных мерках.
Дети делают вывод о том, что эти мерки неудобные. Разные мерки – разные результаты.
Отвечают на вопрос, приходят к выводу, что нужен инструмент!
Нужна линейка.
Рассматривание линейки. Знакомятся со шкалой на линейке.
Узнают, что такое 1 см.
Совместить начало отрезка с "0" и посмотреть, на какой цифре заканчивается.
Дети называют виды инструментов для измерения длины (рулетка, сантиметр), говорят, где их применяют.
Отвечают хором "Сантиметр"
С помощью линейки чертить и находить длину отрезков.
Повторяют движения за учителем |
Предметные УУД: - владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением; - владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры.
Метапредметные (УУД) регулятивные: - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД: -повышать интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов.
Коммуникативные УУД: -вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); -планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи.
Личностные УУД: -формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность.
|
7
8
9
|
Работа с учебником с.66
Практическая работа
Ц: Учить решению практических задач.
Физкультминутка |
Откройте учебник на странице 66. - Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух (1ученик).
- Прочитайте задание в учебнике на странице 66 (слева), авторы учебника предлагают вам еще один способ сравнения. Как легче сравнить предметы по длине? - Сравнить предметы по длине легче, если они нарисованы на клетчатой бумаге. Почему? - Что вы видите на рисунках? Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.
- Сколько клеточек по длине занимает отвертка? - Сколько клеточек по длине занимает шуруп? - Какую мерку вы использовали, чтобы измерить отвертку и шуруп? - Полученные числа – это результат измерения предметов с помощью клеточки-меры. - Давайте еще раз вспомним, как можно сравнивать предметы по длине?
-Рассмотрите задание в клеточном поле. -Сколько клеточек занимает 1 см? -Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков. -С помощью линейки измерьте красный отрезок, зеленый, синий, оранжевый. -Какой отрезок самый длинный? -Какие отрезки имеют одинаковую длину? -Сколько см их длина? Рассмотрите красного цвета отрезок. Сколько мерок по 1см поместилось на нем? Рядом в окошечко карандашом впишите 7. Эта запись читается так: 7СМ Уберите учебник на уголок.
На каждой парте лежит еще одна полоска. -Измерьте парой ее длину. -Сколько см ваша полоска?
Раз, два, три, четыре, пять- Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже- Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. |
Дети открывают учебник. Формулируют тему и цель урока, определяют задачи.
Измеряют и сравнивают предметы. Дети повторили известные способы сравнения (наложением, на глаз).
Отвертку и шуруп. Обучающиеся самостоятельно нашли нужную информацию для решения задачи, все выполнили сравнение предметов с помощью клеточки-меры. (12)
(6) Клеточку.
1) на глаз 2) приложением 3) с помощью мерки - палочки 4) с помощью клеточки - мерки
Рассматривают задание.
2
Измеряют длины отрезков. (4см, 3см, 2см, 3см) Называют самый длинный, равные по длине. (4см, 3см, 2см, 3см)
Ребята работают с раздаточным материалом в паре. Выполняют измерения, сообщают свои результаты.
Повторяют движения за учителем |
Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД: -формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность. |
10 |
Первичное закрепление изученного. Работа в парах
Ц: Создание условий для оценки результатов своей деятельности |
А сейчас мы продолжим нашу работу. - Наши знания необходимо применить на практике.
1)Задание: от ленты нужно отрезать часть длиной 7 см. Покажи соседу по парте, где нужно сделать разрез. - У каждого на парте лежит лента. От нее надо отрезать часть длиной 7 см. - Сравните свой результат с результатом соседа по парте.
2) Начертить отрезок 6 см. |
Дети обсуждают и рассказывают, где надо сделать разрез, используя линейку.
Дети выполняют практическую работу. Дети в парах сравнивают полученные результаты, поднимают руки вместе, если они пришли к общему мнению и отрезали часть ленты одинаково. Дети повторяют, как пользоваться линейкой и сделать необходимое отмеривание.
Чертят в тетради отрезок 6 см. |
Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи; - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. |
11 |
Рефлексия. Итог урока
Ц: Подвести итог совместной деятельности
Слайд 8 |
–
Что вы можете сказать о своей работе на уроке? |
Поднимают кружочки
|
Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
16
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.