Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова
Оценка 4.7

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
26.12.2019
Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова
Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю
Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс ПНШ 4часа.docx

Пичаевский филиал

муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения

«Жердевская средняя общеобразовательная школа № 2»

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании методического

совета и рекомендована  к утверждению     Протокол № 1 от «26» августа 2019 г

 

   Утверждаю:

   Директор школы___________Г.С. Чернышова

   Приказ № 399 от «26» августа 2019 г.                                             

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета

по русскому языку

 для 1-4 классов

 

(реализующая федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования)

 

срок реализации:  4 года

 

 

 

 

 

 

 

составитель:

учитель

Гаврилова Мария Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Пичаево,  2019 год

 

Пояснительная записка

 

Программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного Стандарта начального общего образования второго поколения,   программы по русскому языку  М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова,Н.М.Лаврова  (УМК «Перспективная начальная школа») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

 Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Для учета особенностей образования одаренных детей и детей с ОВЗ предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты освоения программы.

Программа  по обучению грамоте рассчитана на 4 года

 

Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

 

Ценностные ориентиры

        В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

 

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс. В 1-ом классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 50 часов, во 2-ом, — по 170 часов в год (5 часов в неделю), 3-ем и 4-ом классах – по 136 часов в год (4 часавнеделю).

 

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

        • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

        •  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

        • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

        •  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

 

Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен  следующими содержательными линиями:

        • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

        • орфография и пунктуация;

        • развитие речи.

        Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

        Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

.

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 1-го года обучения

 

        Предметные результаты:

        Раздел «Фонетика и графика»

        Обучающиеся научатся:

        • различать звуки и буквы;

        • различать буквы и их основные звуковые значения;

        • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

        • делить слова на слоги, определять ударный слог;

        • пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;

        • пользоваться способом обозначения звука [йۥ ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);

        • пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

        Раздел «Орфоэпия»

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • соблюдать известные орфоэпические нормы речи;

        • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

        Раздел «Морфология»

        Обучающиеся научатся:

        • различать слова названия предметов, признаков, действий;

        • различать главные и неглавные слова - названия предметов;

        • определять в тексте слова — помощники.

        Раздел «Синтаксис»

        Обучающиеся научатся:

        • различать предложение и слово;

        • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

        Обучающиеся научатся:

        • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

        • писать прописную букву в именах собственных;

        • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

        • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

        • выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ.

        • писать словарные слова, определенные программой;

        • писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

        • списывать небольшой текст по правилам списывания;

        • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

  

 Метапредметные результаты:

        В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

        • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

        • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

        • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

        

Личностные результаты:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;

        • выполнять работу по цепочке;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

        В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:

        • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;

        • выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 2-го года обучения

 

        Предметные результаты:

        Раздел «Фонетика и графика»

        Обучающиеся научатся:

        • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;

        • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

        Раздел «Орфоэпия»

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

        • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).

        Раздел «Морфемика и словообразование»

        Обучающиеся научатся:

        • различать изменяемые и неизменяемые слова;

        • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

        • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

        • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

        • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

        • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);

        • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

        • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

        • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

        Раздел «Лексика»

        Обучающиеся научатся:

        • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

        • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

        Раздел «Морфология»

        Обучающиеся научатся:

        • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;

        • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

        • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;

        

Раздел «Синтаксис»

        Обучающиеся научатся:

        • различать предложение, словосочетание и слово;

        • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

        • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

        • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;

        • задавать вопросы к разным членам предложения.

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

        Обучающиеся научатся:

        • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

        • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

        • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

        • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);

        • различать на письме приставки и предлоги;

        • употреблять разделительные ь и ъ;

        • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

        Содержательная линия «Развитие речи»

        Обучающиеся научатся:

        • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

        • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

        • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

        • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

        • соблюдать орфоэпические нормы речи;

        • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

        • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

 

        Метапредметные результаты:

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

        • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

        • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

        • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

        • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

      

 Личностные результаты

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

        • выполнять работу по цепочке;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

        • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

        В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

        • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

        • научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 3-го года обучения

 

        Предметные результаты:

        Раздел «Фонетика и графика»

        Обучающиеся научатся:

        • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).

        Раздел «Орфоэпия»

        Обучающиеся научатся:

        • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

        • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).

        Раздел «Морфемика и словообразование»

        Обучающиеся научатся:

        • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);

        • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

        • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).

        Раздел «Лексика»

        Обучающиеся научатся:

        • отличать прямое и переносное значения слова;

        • находить в тексте синонимы и антонимы;

        • отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.

        Раздел «Морфология»

        Обучающиеся научатся:

        • различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

        • различать на письме приставки и предлоги;

        • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

        • различать названия падежей.

        • изменять прилагательные по числам, падежам и родам;

        • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

        Раздел «Синтаксис»

        Обучающиеся научатся:

        • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;

        • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения(дополнение, обстоятельство, определение);

        • задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

        Обучающиеся научатся:

        • определять орфограммы;

        • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);

        • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

        • писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;

        • писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;

        • писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;

        • писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

        • писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;

        • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

        Содержательная линия «Развитие речи»

        Обучающиеся научатся:

        • определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном

сочинении;

        • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

        • грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;

        • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);

        • работать со словарями;

        • соблюдать орфоэпические нормы речи;

        • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

        • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.        

 

Метапредметные результаты:

        • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

        • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

        • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

        • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

        

Личностные результаты:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

        • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

        В области регулятивных учебных действий:

        • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 4-го года обучения

 

        Раздел «Фонетика и графика»

        Выпускник научится:

        • различать звуки и буквы;

        • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

        • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

                Выпускник получит возможность научиться:

        • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

        Раздел «Орфоэпия»

        Выпускник получит возможность научиться:

        • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

        • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

        • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

        • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

        • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

        Раздел «Морфемика и словообразование»

        Выпускник научится:

        • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

        • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

        Раздел «Лексика»

        Выпускник научится:

        • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

        • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;

        • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

        • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

        • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

        Раздел «Морфология»

        Выпускник научится:

        • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

        • определять три типа склонения существительных;

        • определять названия падежей и способы их определения;

        • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

        • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе ссуществительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы иано, частицу не при глаголах.

        Раздел «Синтаксис»

        Выпускник научится:

        • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);

        • определять однородные члены предложения;

        • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;

        • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

        • различать простые и сложные предложения.

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

        Выпускник научится:

        • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

        • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

        • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).

        • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;

        • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами аино.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

        • подбирать примеры с определенной орфограммой;

        • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

        • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее

в последующих письменных работах.

        Содержательная линия «Развитие речи»

        Выпускник научится:

        • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

        • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование,рассуждение;

        • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

        • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

        • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

        • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

        • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

        • писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • создавать тексты по предложенному заголовку;

        • подробно или выборочно пересказывать текст;

        • пересказывать текст от другого лица;

        • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

        • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

        • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

        • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

 

Метапредметные результаты:

        • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.

        • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;

        • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

        • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).

        

Личностные результаты:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

        • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

        В области регулятивных учебных действий:

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета по русскому языку 1-4 класс (492 часа)

 

Название раздела

Темы занятий

Основные виды

 учебной деятельности

Кол-во часов

1класс (50 ч)

1

Фонетика и графика

Алфавит. Правильное название букв.  Расположение слов в алфавитном порядке. Практическое использование последовательности букв алфавита.

Знакомство со звуковым столбиком.  Гласные и согласные звуки. Различение буквы и звука. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Звуковой анализ слов. Звуковая схема слова.

Звук [й’] и буква Й. Работа букв Ю, Я, Е, Ё. Работа букв Е, Ё, Ю, Я  в начале слова.          Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкие и твёрдые согласные в начале и середине слова. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. Распознавание   твёрдых и мягких согласных. Особенности звуков [ж], [ш]. Сочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Особенности звука [ц].  Сочетания ЦИ, ЦЕ, ЦЫ. Особенности звуков [ч’], [щ’]. Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.  

Работа букв Ь и Ъ. Мягкий знак на конце и в середине слова. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

Осознавание алфавита как определённой последовательности букв и воспроизведение его. Восстановлениеалфавитного порядка слов.

Различение звуков (разных их качеств) и буквы. Различение  гласных и согласных звуков.

Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твёрдых и мягких согласных звуков (парных и непарных).

Объяснение (характеристика)особенностей  гласных, согласных звуков.

Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путём многократного обращения к звуковому столбику. Определение звука по его характеристике.  Соотношение звука и его характеристики. Устная характеристика звука. Группировка звуки по заданному основанию.

Оценивание правильности предложенной характеристики звука, умение находить допущенные в ней ошибки.

Нахождение (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками.

Чтение и составление звуковой схемы слова. Анализ заданной звуковой схемы слова. Соотношение  звучащего слова с его звуковой схемой.

Решение  звукобуквенной проблемы («Давайте найдём, как обозначаются эти звуки в звуковом столбике!»)

Деление слова на слоги.

Умение обнаруживать особенности русской графики: работа Ь и букв Е, Ё., Ю, Я.

28

2

Орфоэпия

Орфоэпические нормы речи. Нормы речевого этикета. Нормы речевого этикета в ситуациях общения (приветствие, прощание и т.д.)

Соблюдение орфоэпической нормы речи.

4

3

Морфология

Слова-названия предметов.   Слова-названия действий. Слова-названия  признаков. Слово-предмет, на которое направлено действие.  Слова-помощники. Графическая схема слова.

Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков.

Различение слов-предметов главных и неглавных.

Определение в тексте слов-помощников.

4

4

Синтаксис

Предложение. Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания). Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Графическая схема предложения.

Различение особенностей письменной и устной речи. Чтение предложений с разными логическими ударениями.

Чтение и составление графической схемы предложения.

Анализ текста: определение границы предложения, выбор знака в конце предложения.

Определение (и чтение) в тексте предложения по цели высказывания, по интонации.

6

5

Орфография и пунктуация

Прописная буква в именах собственных.

Правило переноса слов: по слогам с одной строчки на другую.

Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЦИ- ЦЕ-ЦЫ.

Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Правило написания буквы парного согласного на конце слова.

Написание Ь как обозначащего мягкость согласных на конце слов и в середине слов перед согласными.

Правильное обозначение на письме границы предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения).  Правописание словарных слов.

Правила списывания текста.

Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов.

Контроль правильности написания слова и  записи текста.

Оценка собственной работы (диктанта),анализ допущенных ошибок.

Различение деление слова  на слоги и деление для переноса.

Словарь:

Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово).

6

6

Развитие речи

«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета.

Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета.Умение обосновывать целесообразность выбора

6

2 класс (170 ч)

1

Фонетика и орфография.  

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды — в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к],ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Словарные слова

Определение в слове количества слогов,определение ударных и безударных слогов.

Характеристика гласных и согласных звуков.

Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах, формулирование орфографического правила; упражнения в правильном написании слов.

Различение периферических звуковых оппозиций (свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные), важные для освоения круга орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, а также звонких-глухих парных согласных.

Формирование фонематического слуха (звуковая работа), которая приведёт к пониманию многих закономерностей, например: как и почему используются приставки о- и об-; зачем используются Ь и Ъ,  правильное определение корней и окончаний.

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

67

2

Лексика

Понятие о слове как основной номинативной единице языка.Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Определение основного представления о слове (форма слова,  изменение по числам и по команде вопросов, родственные слова, многозначные слова и слова-омонимы, слова-синонимы, этимология слова). 

Понимание смысла ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

Распознавание формы слова и родственных слов.

 Различение многозначных слов и омонимов.

4

3

Морфемика и словообразование

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Различение ЭТОГО слова и ДРУГОГО слова; формирование понятия родственных слов и выделение корня слова.

Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания).  Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания.

Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

Нахождение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

Выделение в слове окончания и основы.

Определение образования слова. Выполнение разбора слова по составу. Определение исторических чередований.

4

4

Морфология

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Различение прямого и переносного значения слова.

Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания).  Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания.

Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

Определение начальной формы слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий.

Изменение слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определение их рода.

Изменение слов-названий признаков по числам, команде вопросов и родам.

50

5

Синтаксис

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Рассмотрение слова в контексте. Различение предложения, словосочетания и слова. Упражнения в нахождении в составе предложения все словосочетания. Определение в словосочетании главного и зависимого слова, постановка вопроса от главного к зависимому слову.

Оценка значения окончания в слове (связывать слова в предложении).

Оценка значения предлогов (связывать слова в предложении).

Определение типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.Нахождение в предложении основы (главных членов) и неглавных членов.Постановка вопросов к разным членам предложения.

15

6

Лексикография

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим). Ориентировка в алфавитном столбике.Использование словарной информации как справочной и как способ проверки орфограмм. Осознание особенностей каждого вида словаря. Чтение словарной статьи (в толковых и энциклопедических словарях) и понимание системы обозначений и сокращений в словарях.

Работа со 2-ой частью учебника, где размещаются словари.

Проверка правильного написания слов в орфографическом словаре учебника.Выяснение значения слов в толковом словаре учебника. Рассмотрение слов старославянского и древнерусского происхождения в этимологическом словаре учебника. Решение определённых грамматических задач с помощью обратного словаря. Упражнения по произношению слов с помощью орфоэпического словаря.

4

7

Развитие речи с элементами культуры речи

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от  адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- ио- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Устное и письменное изложение короткого текста. Определение темы текста и основной мысли текста.Составление плана текста ииспользование его при устном и письменном изложении. Членение текста на абзацы, оформление абзаца на письме.

Употребление формул вежливости в поздравительной открытке и письме.

Устные ответы на вопросы по произведению живописи (сравнение содержания и названия живописного произведения, тема произведения и основное переживание автора, обнаружение сходств приёмов, которыми пользуются поэты и художники).

26

3 класс (136 ч)

1

Фонетика и орфография

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставкис-, приставок на -с, -з.

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

Написание суффикса -ок- после шипящих.

Звукобуквенный разбор слова.

Словарные слова

Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков,  характеристика согласных и гласных звуков).

Словарь

Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (всего 75 слов).

16

2

Лексика

Многозначность словаПрямое и переносное значение слова. Омонимы.Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов;различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.

11

3

Морфемика и словообразование

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).

16

4

Морфология

Понятие о частях речи

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

Различение названия падежей.

Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

56

5

Синтаксис

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения.Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.

Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения(дополнения, обстоятельства, определения).

Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.

11

6

Лексикография

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

4

7

Развитие речи с элементами культуры речи

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Сравнение научно-популярных и художественных текстов(интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования.Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.

Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.

Оформление писем элементарного содержания

22

4 класс (136 ч)

1

Фонетика и орфография

Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).

Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.

Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»).

Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).

Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).

Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

Звукобуквенный разбор слова.

Словарные слова

Упражнения в различении звуков и букв.

Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).

Словарь

Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 45 слов).

21

2

Лексика

Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значения; разновидности переносных значений).

Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.

Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.

Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.

Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значение слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника.

Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов.

Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении.

Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

4

3

Морфемика и словообразование

Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии.

Морфемная структура русского слова.

Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени).«Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.

Разбор слов разных частей речи по составу.

Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ.

Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано,нахождение словообразовательного аффикса, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

11

4

Морфология

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).

Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.

Синтаксическая роль местоимений в предложении.

Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.

Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.

Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа «выпишете-выпишите».

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов аино в предложении с однородными членами.

Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза.

Упражнения в  определении трёх типов склонения существительных.

Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора.

Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы иано, частицу не при глаголах.

52

5

Синтаксис и пунктуация

Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.

Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Представления о сложном предложении (наблюдения).

Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.

Определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение).

Определение однородных членов предложения.

Составление схем предложений с однородными членами ипостроение предложения по заданным моделям.

Различение второстепенных членов предложения – дополнения, обстоятельства, определения.

Выполнение в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический),оценивание правильности разбора.

Различение простых и сложных предложений.

21

6

Лексикография

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

5

7

Развитие речи с элементами культуры речи

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии), без введения термина «рецензия».

Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежикеоб уткеоб этомо томоб изумрудномо рубиновом).

Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

Различение особенностей разных типов текста (повествование, описание,рассуждение).

Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.

Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.

Различение художественного и научно-популярного текстов.

Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.

Создание текста по предложенному заголовку.

Подробный  или выборочный пересказ текста.

Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков.

Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи.

Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом.

Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

22

 

 

Тематическое планирование:

 

1 класс:

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1

Фонетика и графика

24

2

Орфоэпия

4

3

Морфология

4

4

Синтаксис

6

5

Лексикография

6

6

Развитие речи

6

 

2 класс:

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1

Фонетика и орфография.  

67

2

Лексика

4

3

Морфемика и словообразование

4

4

Морфология

50

5

Синтаксис

15

6

Лексикография

4

7

Развитие речи с элементами культуры речи

26

 

3 класс:

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1

Фонетика и орфография

16

2

Лексика

11

3

Морфемика и словообразование

16

4

Морфология

56

5

Синтаксис

11

6

Лексикография

4

7

Развитие речи с элементами культуры речи

22

 

4 класс:

 

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1

Фонетика и орфография

21

2

Лексика

4

3

Морфемика и словообразование

11

4

Морфология

52

5

Синтаксис и пунктуация

21

6

Лексикография

5

7

Развитие речи с элементами культуры речи

22

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение программы:

 

Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»

1.     Программы по учебным предметам: 1-4 кл.: в 3 –х частях– М.: Академкнига/Учебник, 2014.

2.     Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/Сост. Р.Г.Чуракова. – 6-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3.     Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник.

4.     Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.

5.     Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература

1 класс

1.     Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2,  № 3. – М.: Академкнига/Учебник.

2.     Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник.

3.     Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению: 1 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.

4.     Гольфман Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

5.     Лаврова Н.М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради № 1, № 2. – М.: Академкнига/Учебник.

6.     Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно-тематические разработки. 1 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.

7.     Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

8.     Лаврова Н.М. Руссский язык. Оценка достижения планируемых результатов. 1-2 классы. Методическое пособие— М.: Академкнига/Учебник.

9.      Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

10.Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык: 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

2 класс

1.     Байкова Т.А.,  Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1.  2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

2.     Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

3.     Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

4.     Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

5.     Лаврова Н.М. Руссский язык. Оценка достижения планируемых результатов. 1-2 классы. Методическое пособие— М.: Академкнига/Учебник.

6.     Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

7.     Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.

8.     Чуракова Н.А., Каленчук М.Л.,  Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

3 класс

1.     Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

2.     Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

3.     Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

4.     Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

5.     Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.

6.     Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

7.     Лаврова Н.М. Руссский язык. Оценка достижения планируемых результатов. 3-4 классы. Методическое пособие— М.: Академкнига/Учебник.

4 класс

1.     Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

2.     Г. Граубин  Наша малая родина. Книга для чтения в начальной школе в 2 частях. Чита: Экспресс-издательство, 2008г

3.     Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

4.     Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.

5.     Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

6.     Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

7.     Лаврова Н.М. Руссский язык. Оценка достижения планируемых результатов. 3-4 классы. Методическое пособие— М.: Академкнига/Учебник.

8.     Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение:

 

ü таблицы,

ü учебные модели, 

ü компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)

ü DVD-фильмы,

ü раздаточные карточки;

ü  проектор;

ü  цветной телевизор;

ü  видеомагнитофон;

ü  компьютер.

 

 

 

 

 

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 часа в неделю к учебнику Н. А. Чуракова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2019