30. Тема: Единицы времени. Год.
Цели: систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год); развивать умение определять время по часам; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться изученными единицами времени; определять время по часам; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; проводить сравнение по заданным критериям.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая задача
В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды черноволосый сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой - брюнет, а третий - рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». Какой цвет волос у каждого из мальчиков? (Белов -рыжий, Чернов - белокурый, Рыжов — брюнет.)
1. Работа по учебнику
№8-10 (ч. 2, с. 106). (Индивидуальная работа. Выполняют учащиеся, хорошо освоившие тему.)
3. Устный счет
— Найдите значения выражений.
(80 : 4 - 60 : 30) • 5 + 96 : 3
56:4 +2-(120:6-80: 20)
— Сосчитайте.
1 м 6дм 9 см+ 47 дм 2 см 8т36ц-4т18ц
3 км 865м+ 7 км 105м 7км2100м2-4км256м2
III. Самоопределение к деятельности
— Решите задачи устно.
• Голубая ель живет до 1200 лет, а береза — только до 80 лет. Какую часть от продолжительности жизни ели составляет продолжительность жизни березы.
• За 30 мин в кастрюле сварились 6 картофелин. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина? (30мин.)
— Какие единицы измерения встретились в этих задачах? Назовите их. (Единицы времени: год, минута.)
— Какие еще единицы времени вы знаете?
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить изученные единицы времени, их соотношения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 47. Ответьте на вопросы и выполните задания.
№217 (с. 47). (Устное выполнение.)
№218 (с. 47).
— Прочитайте задачу.
— Из каких частей состояли каникулы Юры? (У бабушки, на турбазе и время, которое осталось.)
— Как найти общую продолжительность каникул? (Сложить время, которое Юра провел у бабушки, на турбазе, и время, которое осталось: 30 + 31 + 12 • 2 + 7 = 92 (д.).)
№219 (с. 47).
— Прочитайте задачу.
— Что нужно сравнить? (Цену ткани.)
— Как найти цену? (Стоимость разделить на количество.)
— Запишем задачу кратко в таблице.
|
Цена |
Количество |
Стоимость |
|
Ситец |
7 |
На?><П |
6м |
сруб. |
Шерстяная ткань |
? |
|
4м |
А: руб. |
— Как найти цену ситца? (с: 6.)
— Как найти цену шерстяной ткани? (к: 4.)
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа вычесть меньшее.)
— Запишите выражение, (к: 4 —с: 6.)
(Один ученик записывает выражение на доске.)
№220 (с. 47).
— Как найти делимое? (Частное умножить на делитель и прибавить остаток.)
— Выполните задание. (Коллективная проверка.)
V. Физкультминутка
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже..
Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.)
Вот по веткам белка мчится,
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка. (Прыжки на месте.)
А куда медведь идет?
Ищет ягоды и мед. (Шаги на месте.)
Ну а нам пора садиться,
Заниматься, не лениться. (Сесть за парту.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 48, чем мы будем сейчас заниматься. (Учиться узнавать время по часам.)
— Прочитайте текст рядом с красной чертой.
— Чем отличается время 2 ч и 14 ч? (2ч - ночь, 14ч — это 2ч дня.)
№223-225 (с. 48). (Устное выполнение.)
№226 (с. 48). (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)
№222 (с. 47), 228 (с. 48) - базовый уровень.
№ 229, 230 (с. 48) — уровень повышенной сложности.
(Самостоятельное выполнение. Уровень выбирают учащиеся.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 47,48). Проверка.)
Ответы
С. 47: 4 года = 48 мес, 2 года 3 мес. = 27 мес.
С. 48: 19.05 - вечер, 00.30 - ночь.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую величину мы вспомнили сегодня на уроке?
— Какими единицами измеряют время?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 88-90 (с. 42).
Дополнительный материал
Старик-годовик (сказка-загадка)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
В. Даль
Как люди учились измерять время
Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто — один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день — не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).
Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!
А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:
суббота — день Сатурна;
воскресенье — день Солнца;
понедельник - день Луны;
вторник — день Марса;
среда — день Меркурия;
четверг — день Юпитера;
пятница — день Венеры.
Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.
Итак, самое сложное — найти мерки времени — было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только называют их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от порядкового номера дня:
понедельник — по неделе, день, начинающий неделю;
вторник — второй день;
среда — середина недели;
четверг — четвертый день;
пятница — пятый день;
суббота, воскресенье — эти названия взяты из церковного словаря.
Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.
«Начальная школа», 2004, № 6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.