Конспект урока
Класс: 2
Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных».
Цель: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам.
Задачи урока (способы достижения цели):
Личностные:
- мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формирование социальной роли ученика.
Метапредметные:
- формулировать и удерживать учебную задачу.
Предметные:
- определять число имен существительных;
- употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять грамматический признак имен существительных – число;
- изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
- использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции;
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь слушать и понимать речь друг друга.
Средства:
В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.
В.П. Канакина. «Рабочая тетрадь» на печатной основе, часть 2.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Психологический настрой.
- Ребята, слышали звонок?
Это начинается наш урок. (садитесь)
Много интересного будем изучать,
Значит, будут нам нужны книжка и тетрадь.
Хорошо известно всем, что должен ученик
При себе всегда иметь ручку и дневник.
А теперь, ребята, ротики закрыть,
Будем мы по теме только говорить.
(картинка «Солнышко»)
- Солнышко смеётся, и вы улыбнитесь друг другу. Попробуйте с помощью передать своё настроение товарищам. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Приступим к работе.
Отгадайте загадку:
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нём
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена. (цирк)
- Сегодня на уроке мы побываем в цирке. Его артисты уже приготовили вам задания.
II. Актуализация знаний.
(Для начала необходимо провести пальчиковую гимнастику. Особое внимание следует уделить на обучающихся, которые имеют нарушения письменной речи).
1. Орфографическая минутка.
- Весёлый клоун жонглирует разноцветными мячами и просит вас подсказать, какие буквы нужно написать на мячах, чтобы получились слова.
(с…ва, туч…, ж…раф, щ…ка)
(Ребята вставляют буквы, объясняя выбор буквы)
2. Минутка чистописания.
(о, а, и, у)
- А теперь весёлый клоун просит угадать, какую букву мы будем писать сегодня на чистописании. Посмотрите на мячи и скажите, какая буква лишняя. Почему?
- Приступаем к чистописанию. (Показать на доске)
Ии Ии Ии …
(Для обучающихся, которые имеют нарушения письменной речи предполагается раздача карточек-прописей, которые позволят в полной мере справиться с заданием и побывать в ситуации успеха).
- Вставьте в слова заглавную или строчную букву и.
…ван …ванов …ва …ваново
Самопроверка по образцу (учащиеся объясняют свой выбор)
3. Словарная работа
- Дрессированная собачка предлагает вам написать картинный диктант.
(Картинки – на доске)
- Запишите словарные слова в столбик.
картина
сапог
обезьяна
- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- К какой части речи относятся слова?
- Докажите!
- Какие из них относятся к одушевлённым именам существительным?
- Почему?
-Какие из них относятся к неодушевлённым именам существительным?
- Почему?
- Слова, которые мы записали, обозначают один предмет или много?
III. Самоопределение к деятельности
(Выявление места и причины затруднения)
(Открываю картинки во втором столбике на доске)
- Подпишем картинки во втором столбике.
картины
сапоги
обезьяны
- Как изменились слова?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Попробуйте сами сформулировать тему урока.
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?
(Построение проекта выхода из затруднения)
- Слонёнок хочет нам помочь и приготовил опорную схему.
(Выяснить, в каком числе могут употребляться имена существительные.
Учиться определять число имён существительных)
IV. Работа по теме урока
(Реализация построенного проекта)
1. Карточка (работа в парах)
Карточка
1). Город, улица, река.
Вывод: существительные обозначают _______ предмет.
2). Города, улицы, реки.
Вывод: существительные обозначают _______ предметов.
- Делаем вывод: (помогайте мне)
- Итак, если существительное обозначает один предмет, то это существительное единственного числа.
- Если существительное обозначает два или несколько предметов, то это существительное множественного числа.
2. Работа с правилом (с.61)
- А совушка нам приготовила правило в учебнике и просит, чтобы мы его прочитали.
(Читают учащиеся)
- Она вам дарит памятки (Одна на доске, а остальные учитель раздаёт детям)
V. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре —
Буду всех сильнее в мире,
Буду в цирке выступать.
Бегемота поднимать.
VI. Первичное закрепление материала.
1. № 105 с. 61 – письменно с комментированием.
2. Игра «Один – много»
- Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете одну руку.
- Если я назову слово во множественном числе, вы поднимаете две руки.
(Заяц, лиса, белки, стул, парты, ягоды, карандаши, корова, коньки)
3. Работа с карточками – дифференцированное обучение (приложение)
1. Спишите имена существительные, вставляя пропущенные буквы. Напишите проверочные слова. Определите число имён существительных.
З…мля - …, ч…сло - …, с…ва - …, тр…па - …, ст…на - … .
2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой имена существительные. Определите их число.
Ст…ят ч…десные д…ньки. В л…су спят з…мой д…ревья. Под н…гами хрустел сне… .
3. Составьте и запишите предложения. Подчеркните одной чертой имена существительные. Определите их число.
1). Землю, холод, сковал.
2). Инеем, деревья, покрыты.
3). Снежинки, с, берёз, сыпались.
4). Прыгали, по, елей, снегири, шишкам.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какие учебные задачи мы перед собой ставили?
- Удалось нам их выполнить?
- Проверим!
- Медвежонок даёт вам задание. Распределите слова в два столбика.
Малина, берлога, ягоды, реки, мёд, пчёлы.
Выполняют взаимопроверку, сверяя с контрольным листом.
(Учащиеся обмениваются тетрадями)
Оцените свою работу.
- «!» - молодец, все выполнил верно;
- «+» - хорошо, но есть ошибки;
- «?» - ошибок много, нужна помощь учителя.
VIII. Итог урока
- Закончите одно из предложений:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне было интересно …
Мне удалось …
Теперь я знаю …
Домашнее задание: Упр.107, правило на стр.64
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Я благодарю вас, дети, за хорошую работу на уроке.
- Самыми активными были …
- Самыми внимательными …
- Старались помочь друг другу …
- Молодцы!
Схема оценки работы в форме разработки конспекта урока
Компетенции / Этапы урока |
В области постановки целей, задач педагогической деятельности |
В области мотивации учебной деятельности |
В области обеспечения информационной основы деятельности |
В области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений |
В области организации учебной деятельности |
Оценка max 20 |
Организационный момент |
|
|
|
|
|
|
Опрос учащихся по заданному ранее материалу |
|
|
|
|
|
|
Изучение нового учебного материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление учебного материала |
|
|
|
|
|
|
Здание на дом |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.