Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Основная общеобразовательная школа № 7 имени Н. И. Кондратенко»
Единый Всекубанский классный час
«Гордимся, помним!»,
посвященный 75-й годовщине Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Номинация: Лучшая разработка Единого Всекубанского классного часа «Гордимся, помним!» в начальной школе
(1-4 классы);
Учитель:
Ефименко Екатерина Евгеньевна,
учитель начальных классов
Пластуновской БОУООШ № 7
Динского района
Класс: 3»А»
ст. Пластуновская 2020год
Цели:
1.Актуализировать знания учащихся о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны, о знаменательной дате – 70 –летии Великой Победы и её значении в истории человечества;
2.Расширить знания школьников о Великой Отечественной войне;
3.Способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою страну, уважительного отношения к ветеранам войны;
4.Активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать каждого ребёнка проблемой предстоящего диалога;
5.Способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;
6. Содействовать формированию представления учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека;
7.Способствовать воспитанию патриотических чувств детей, доброты, взаимопонимания и гордости за свою Родину;
8. Помочь школьникам понять и осознать очарование края, где они родились, растут,узнать его историю.
Технологии:
Оборудование:
· Плакаты: «9мая», «Дети- герои», «Герои- пионеры Кубани», стихотворение Рождественского, «Вечная слава героям войны».
Ход классного часа:
Вступительное слово классного руководителя.
Учитель:
Наше внеклассное мероприятие посвящено празднику, который для всех людей нашей страны является самым главным. Догадаться, что это за праздник вы сможете, если решите задачки в стихах.
Волна за волною на берег идет,
Из моря на пляж ракушки несет.
Таня и Надя по пляжу гуляли,
В ладошки ракушки они собирали.
Двенадцать ракушек всего у подружек,
Их пополам разделили они.
Сколько ракушек у каждой? Скажи!(6)д
Играли мальчики в футбол.
Забил сначала Петя гол,
Два гола забил Сережа,
Дима отличился тоже:
Вдвое больше он забил,
Чем Петя и Сережа.
А Стасик в воротах стоял.
Сколько мячей он не поймал?(9)е
В лес за грибами папа ходил,
Еле корзину домой притащил:
Шестнадцать лисичек, восемь маслят,
Три сыроежки, двадцать опят,
Один боровик да десять груздей.
Сколько грибов?
Посчитайте скорей!(58)н
Захотели мы блины
И на завтрак испекли
Со сметаной и вареньем –
Это просто объеденье!
До чего вкусны блины!
По три штуки съели мы:
Папа, мама, брат, сестра,
Наша бабушка и я.
Сколько съели мы блинов?
У кого ответ готов?(18)ь
Были вишенки у Саши.
Угощал он всех друзей:
По две вишни дал Наташе,
Васе, Игорю и Маше,
И еще две взял Андрей.
А сколько у Саши вишенок было?
Кто посчитал?
А то я забыла.(10)п
На клумбе красиво
Тюльпаны цвели.
Белых тюльпанов
Цвело тридцать три.
Если удвоить это число,
Можно узнать,
Сколько красных цвело.
Девятую часть
всех тюльпанов найдете –
И желтых цветов
мне число назовете.(11)о
На лугу – табун коней,
В нем сто двадцать лошадей:
Одна шестая – вороных,
Поровну всех лошадей остальных:
Пегих, каурых, буланых, гнедых.
По сколько лошадок было таких?(25)б
В тихой заводи реки
Жили-были окуньки.
Двух поймали рыбаки,
А семь в реке осталось.
Сколько окуньков сначала
В заводи плескалось?(9)е
Разноцветные клубки
Бабушка достала
И для внуков дорогих
Подарочки связала:
Шапочку – для Маши,
Кофточку – Наташе,
Варежки – Илюше,
Носочки – для Андрюши,
Шарфик – для Ромочки
Перчатки – для Томочки.
Рады внучата подаркам таким,
Сказали спасибо все как один.
Сколько же всего ребят
Бабушку благодарят?(6)д
Мама ребят за стол усадила,
Сладкими сливами всех угостила –
Иру, Наташу и Петю:
– Ешьте на здоровье, дети!
По десять слив ребята съели,
Лишь две незрелые остались.
Сколько слив было?
Вы догадались?(32)ы
б |
д |
е |
н |
о |
п |
ь |
ы |
25 |
6 |
9 |
58 |
11 |
10 |
18 |
32 |
- Что получилось?
- День Победы.
Учитель:
Итак, ребята, к какому знаменательному событию готовится наша страна?
(70-летие Великой Победы над фашистской Германией)
Какого числа Россия будет отмечать светлый праздник День Победы?
(9 Мая).
9 мая вся страна отмечает великий праздник - День Победы, победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война унесла более 20 миллионов жизней, превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе - он победил фашизм.
День Победы - это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.
9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.
Я желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.
- А кто помнит, когда началась Великая Отечественная война?
- 22 июня 1941 года.
Дети читают стихи
Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
Звучит аудиозапись «Священная война».
Учитель:
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В борьбу с фашистскими
захватчиками вступил весь советский народ. 7 августа 1942 года фашисты уже были
на кубанской земле. За полгода враг уничтожил всё, что было создано руками
человека: жилища, хозяйства, здания, сельхозинвентарь, посевы, сады. Оккупанты
разграбили всё зерно, угнали скот.
Страшно говорить об этом, но знать правду об историческом прошлом должен каждый
житель нашей станицы. С первых дней войны началось планомерное уничтожение
мирного населения.
На борьбу с врагом встал весь советский народ и среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Да, до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, которые учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья, но пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
По разным данным в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры - герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми.
За боевые заслуги они награждались орденами и медалями.
Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё не сломило народ. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.
Ученик:
Его я узнала не из книжки-
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Такие строки о своём военном детстве написал поэт А. Иоффе.
Учитель:
Кубанские пионеры в годы войны внесли большой вклад в победу над врагом. В годы войны зародилось и развернулось всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. Работали на заводах наравне со взрослыми, а чаще вместо них. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников. В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры.
Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились, занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в кино. Но сегодня, когда мы узнаём о героических поступках детей в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над сильным и жестоким врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12-15 –летнего возраста. Я хочу назвать имена хотя бы некоторых из них, показать большой вклад детей в победу над фашизмом, рассказать, почему они это делали.
Юные герои Кубани.
(учащиеся рассказывают заранее подготовленные сообщения)
ЛЁНЯ ОБЪЕДКО
Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.
НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА.
Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя.
ВАНЯ МАСАЛЫКИН.
Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.
ВИТЯ ГУРИН.
Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».
ТОЛЯ АЛЕХИН.
Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.
ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА.
Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.
ВОЛОДЯ ГУКОВ.
Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.
ЛЁНЯ ТАРАННИК.
Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.
ФЕДЯ ТОКАРЕВ.
Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.
ВОЛОДЯ ГУКОВ.
Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.
ЛЁНЯ ТАРАННИК.
Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.
Учитель:
Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. За боевые заслуги десятки тысяч детей и подростков были награждены орденами и медалями: Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами.
Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.
Ученик:
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!
Л.М.Голодяевская.
Завершающий этап
Учитель:
Ребята, не забывайте о славных подвигах героев Великой Отечественной войны,
гордитесь именами тех, кто ценою своей жизни отстоял наше Отечество, нашу
родную Кубань. Храните в сердцах их имена!
-Ребята, на какое место вы поставили бы такое понятие, как Родина?
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
- Как вы считаете, эти высказывания устарели или нет?
- Какое смысловое значение вы им придаёте сегодня?
- Согласны ли вы с осетинской пословицей, которая гласит: "Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни"?
- Попробуйте дописать предложения.
Чувство Родины для меня - это:
Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то:
Учитель:
- Ребята, а с чего, на ваш взгляд, начинается Родина?
Самое дорогое, родное и святое, что есть у каждого из нас - мама. Ребёнок ещё не родился, а мама уже любит его, с нетерпением ждёт появления на свет, первого плача после рождения. И, конечно же, мечтает о том, чтобы сын или дочь выросли достойными людьми.
Иногда мы без причин огорчаем своих родителей, не понимая, какую глубокую рану наносим им. Часто забываем о них, а вспоминаем тогда, когда уже бывает поздно.
Так будем же внимательными, чуткими, искренними к близким нам людям. Где бы мы ни были, куда бы нас ни забросила судьба, мы всегда будем помнить свой город, родной дом,
дорогих нашему сердцу людей.
Песня "Домик окнами в сад" (аудиозапись).
Размышление учителя.
- Родина: Удивительно и невыразимо это чувство: Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час отзвука.
И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли.
И не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Сила человека от матери - родной земли, нельзя забывать это.
И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность, душой мы постоянно дома, на своей малой родине.
Наша малая родина - наш район, наш город, наши маленькие сёла, которые сейчас мы называем малонаселёнными, бесперспективными, но нас тянет туда.
Наши бабушки и дедушки с неохотой едут в город, потому что они родились там, там мечтают и умереть.
Диалог с учащимися.
- Ребята, с какими из населенных пунктов связана ваша судьба и каким образом?
- А чем дорог он вам?
Ответы учащихся.
Ученица. - Именно здесь я родилась, впервые увидела солнце, просторы голубого неба, произнесла дорогое и близкое мне слово "мама":
Ученик. - Я люблю свою станицу, потому что это моя маленькая родина, и считаю, что нет смысла сравнивать её с другими станицами. Пластуновская для меня - святое и родное место, любовь к которой я сохраню на всю свою жизнь:
Ученица. - Я горжусь тем, что учусь в этой школе. Ведь она носит имя Н.И. Кондратенко, который внес огромный вклад в процветание и развитие нашей станицы и Кубани вцелом! В этой станице прошло его детство, в этой школе (БОУООШ37) он учился.
- Ребята, мы подошли к тому, чтобы ещё раз поговорить о понятии "патриотизм".
Работа со словарем С.И. Ожегова.
Патриотизм - это не только любовь к Родине. Это переживание с ней её счастливых и несчастных дней.
Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова "патрио"- Отечество).
В "Толковом словаре русского языка" С.И.Ожегова мы найдём следующее определение: "Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".
- Патриотами и героями не рождаются, ими становятся. Патриотические чувства закладываются и развиваются с детских лет в семье, в школе.
- Кого сегодня (в современном обществе) можно назвать патриотом?
- Что нужно человеку, чтобы стать личностью, гражданином?
- Каков путь к реальному обретению Родины?
- Можно ли сейчас встретить таких людей, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения других? Приведите примеры.
- А ведь недалёк тот день, когда и вам, мальчики, предстоит нести военную службу в рядах российской армии. Как вы себя готовите к этому?
Анализ высказываний о мужестве, героизме, долге.
Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. Н.Островский
Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно в интересах человеческого общества.
Ю.Фучик
Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы.
И.Гончаров
Обобщающее слово учителя.
- Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки совершаются не случайно. К ним идут через поступки, на первый взгляд, незначительные, через повседневность, которая временами становится трудным испытанием.
"Смелость, - по мнению заслуженного летчика-испытателя Владимира Терского, - это состояние человеческой души, внутренняя потребность испытать себя. Человек, - считает он,- должен иметь смелость не только на рискованный поступок. Остановиться, подумать, признаться себе, что сделал ошибку. Уйти с накатанной колеи, если она оказалась не твоей. Начать с нуля. Смелость нужна и для того, чтобы, спросив у своих друзей: что же произошло со мной в критической ситуации? - выслушать нелицеприятный ответ".
Звучит песня "Позови меня тихо по имени" в исполнении группы "Любэ" (аудиозапись).
Подведение итогов классного часа.
- Наш классный час подошёл к концу. Самое время подвести итоги.
- Насколько актуальна (значима) и доступна для вас была тема сегодняшнего классного часа?
- Почему патриотическое воспитание не может быть изолировано от других аспектов развития личности?
- Что вам особенно запомнилось, нашло отклик в ваших сердцах во время диалога, размышления?
- Довольны ли вы своим участием в сегодняшней встрече? Над чем, на ваш взгляд, ещё стоит поработать? Ваша дальнейшая деятельность, связанная с проблемой патриотического воспитания?
- Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в классном часе, разговоре-размышлении, за искреннее мнение. Желаю вам всего самого наилучшего, о чём только может мечтать человек: яркого солнца, ясного и мирного неба над головой, здоровья, счастья, добрых и верных друзей. Хочу, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей Кубани и огромной России.
Учитель:
У наших побед нет срока давности, на них воспитывались, и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.
Учащийся: Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Учащийся: Не
плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Учащийся: Встречайте
трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!
Учащийся: Мечту
пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, - помните!
Звучит песня «Песня о пионерах героях»
Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.
Ученица:
Прошло уж более полвека,
С тех пор, как кончилась война…
Но память о герое-парне
В людских сердцах всегда жива…
Увековечив в камне имя,
Склоняем головы свои,
И в майский день, на День Победы
Несём к подножию цветы.
Отчизну грудью защищая,
Ты пал, солдат, но ты живой:
В сердцах людских, в рассказах деда,
В морщинках матери родной.
Пройдут года, пройдут столетья,
Не смоет имя со стены,
И будущие поколенья,
Напишут о тебе стихи.
О том, каким ты был героем,
Как честь страны ты отстоял,
Как землю матушки России
Себе в невесты ты избрал...
Учитель:
Вечная память героям!
В честь 70-летия Великой Победы силами детей, родителей и педагогов оформлена
школьная галерея портретов героев-наших земляков. Давайте продолжим традиции по
сбору материалов о героическом подвиге советского народа!
Список использованной литературы.
1. «Говорят погибшие герои». Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.). Изд. 2. М.,Госполитиздат, 993г.
2. «История Великой Отечественной войны». Т. 6. Воениздат, М., 2003г.
3. Газета "Первое
сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная
школа") № 13/2003, стр.13.
4. Стихи Татьяны Шарыгиной.
RSRyo1.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/304/109304802_R
http://www.matrony.ru/neperelicovannaya-zhizn-nashix-babushek-2/#ixzz3X4kZctLr
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.