Единый Всекубанский классный час «Гордимся, помним!», посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1.Актуализировать знания учащихся о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны, о знаменательной дате – 70 –летии Великой Победы и её значении в истории человечества; 2.Расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; 3.Способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою страну, уважительного отношения к ветеранам войны; 4.Активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать каждого ребёнка проблемой предстоящего диалога; 5.Способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся; 6. Содействовать формированию представления учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека; 7.Способствовать воспитанию патриотических чувств детей, доброты, взаимопонимания и гордости за свою Родину; 8. Помочь школьникам понять и осознать очарование края, где они родились, растут,узнать его историю. Технологии: • личностно ориентированная; • ИКТ. • игровая Оборудование: • ИКТ; • рисунки учащихся на патриотическую тему: «Мир глазами детей», «Миру - мир», «Нам не нужна война»; • аудиозапись песен: «Священная война», "Домик окнами в сад". • Плакаты: «9мая», «Дети- герои», «Герои- пионеры Кубани», стихотворение Рождественского, «Вечная слава героям войны».
Иконка файла материала классный час.docx

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Основная общеобразовательная школа № 7 имени Н. И. Кондратенко»

 

 

Единый Всекубанский классный час

«Гордимся, помним!»,

посвященный 75-й  годовщине Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 

 

Номинация: Лучшая разработка Единого Всекубанского классного часа «Гордимся, помним!» в начальной школе

(1-4 классы);

                                                                       Учитель:

                                                                        Ефименко Екатерина Евгеньевна,

                                                        учитель начальных классов

                                                                        Пластуновской БОУООШ № 7

                                                                        Динского района

                                                                         Класс: 3»А»

 

 

 

 

 

 

 

ст. Пластуновская 2020год

Цели:

1.Актуализировать  знания  учащихся о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны, о знаменательной дате – 70 –летии  Великой Победы и её значении в  истории человечества;

2.Расширить знания школьников о Великой Отечественной войне;

3.Способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою страну,  уважительного отношения к ветеранам войны;

4.Активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать каждого ребёнка проблемой предстоящего диалога;

5.Способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;

6. Содействовать формированию представления учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека;

7.Способствовать воспитанию патриотических чувств детей, доброты, взаимопонимания и гордости за свою Родину;

8. Помочь школьникам понять и осознать очарование края, где они родились, растут,узнать его историю.

Технологии:

  • личностно ориентированная;
  • ИКТ.
  • игровая

Оборудование:

  • ИКТ;
  • рисунки учащихся на патриотическую тему: «Мир глазами детей», «Миру - мир», «Нам не нужна война»;
  • аудиозапись песен: «Священная война», "Домик окнами в сад".

· Плакаты: «9мая», «Дети- герои», «Герои- пионеры Кубани», стихотворение Рождественского, «Вечная слава героям войны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход классного часа:

Вступительное слово классного руководителя.

Учитель:

Наше внеклассное мероприятие посвящено празднику, который для всех людей нашей страны является самым главным. Догадаться, что это за праздник вы сможете, если решите задачки в стихах.

Волна за волною на берег идет,

Из моря на пляж ракушки несет.

Таня и Надя по пляжу гуляли,

В ладошки ракушки они собирали.

Двенадцать ракушек всего у подружек,

Их пополам разделили они.

Сколько ракушек у каждой? Скажи!(6)д

 

Играли мальчики в футбол.

Забил сначала Петя гол,

Два гола забил Сережа,

Дима отличился тоже:

Вдвое больше он забил,

Чем Петя и Сережа.

А Стасик в воротах стоял.

Сколько мячей он не поймал?(9)е

 

В лес за грибами папа ходил,

Еле корзину домой притащил:

Шестнадцать лисичек, восемь маслят,

Три сыроежки, двадцать опят,

Один боровик да десять груздей.

Сколько грибов?

Посчитайте скорей!(58)н

 

Захотели мы блины

И на завтрак испекли

Со сметаной и вареньем –

Это просто объеденье!

До чего вкусны блины!

По три штуки съели мы:

Папа, мама, брат, сестра,

Наша бабушка и я.

Сколько съели мы блинов?

У кого ответ готов?(18)ь

 

 

 

Были вишенки у Саши.

Угощал он всех друзей:

По две вишни дал Наташе,

Васе, Игорю и Маше,

И еще две взял Андрей.

А сколько у Саши вишенок было?

Кто посчитал?

А то я забыла.(10)п

 

На клумбе красиво

Тюльпаны цвели.

Белых тюльпанов

Цвело тридцать три.

Если удвоить это число,

Можно узнать,

Сколько красных цвело.

Девятую часть

всех тюльпанов найдете –

И желтых цветов

мне число назовете.(11)о

 

На лугу – табун коней,

В нем сто двадцать лошадей:

Одна шестая – вороных,

Поровну всех лошадей остальных:

Пегих, каурых, буланых, гнедых.

По сколько лошадок было таких?(25)б

 

В тихой заводи реки

Жили-были окуньки.

Двух поймали рыбаки,

А семь в реке осталось.

Сколько окуньков сначала

В заводи плескалось?(9)е

 

Разноцветные клубки

Бабушка достала

И для внуков дорогих

Подарочки связала:

Шапочку – для Маши,

Кофточку – Наташе,

Варежки – Илюше,

Носочки – для Андрюши,

Шарфик – для Ромочки

Перчатки – для Томочки.

Рады внучата подаркам таким,

Сказали спасибо все как один.

Сколько же всего ребят

Бабушку благодарят?(6)д

 

Мама ребят за стол усадила,

Сладкими сливами всех угостила –

Иру, Наташу и Петю:

– Ешьте на здоровье, дети!

По десять слив ребята съели,

Лишь две незрелые остались.

Сколько слив было?

Вы догадались?(32)ы

 

б

д

е

н

о

п

ь

ы

25

6

9

58

11

10

18

32

 

- Что получилось?

-  День Победы.

 

Учитель:
Итак, ребята, к какому знаменательному событию готовится наша страна?
(70-летие Великой Победы над фашистской Германией)
Какого числа Россия будет отмечать светлый праздник День Победы?
(9 Мая).

9 мая вся страна отмечает великий праздник - День Победы, победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война унесла более 20 миллионов жизней, превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе - он победил фашизм.

День Победы - это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.

9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.

Я  желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.

- А кто помнит, когда началась Великая Отечественная война?

- 22 июня 1941 года.

Дети читают стихи

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною, 
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

http://kladraz.ru/upload/blogs/6088_189477c773c09cc29c675b5fc8d31d03.jpg

Звучит аудиозапись «Священная война».
Учитель:

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В борьбу с фашистскими захватчиками вступил весь советский народ. 7 августа 1942 года фашисты уже были на кубанской земле. За полгода враг уничтожил всё, что было создано руками человека: жилища, хозяйства, здания, сельхозинвентарь, посевы, сады. Оккупанты разграбили всё зерно, угнали скот.
Страшно говорить об этом, но знать правду об историческом прошлом должен каждый житель нашей станицы. С первых дней войны началось планомерное уничтожение мирного населения.

На борьбу с врагом встал весь советский народ и среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Да, до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, которые учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья, но пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

По разным данным в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры - герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми.

За боевые заслуги они награждались орденами и медалями.

Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё  не сломило народ. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.

Ученик:

Его я узнала не из книжки-

Жестокое слово - война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Такие строки о своём военном детстве написал поэт А. Иоффе.

 Учитель:

Кубанские пионеры в годы войны внесли большой вклад в победу над врагом. В годы войны зародилось и развернулось всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. Работали на заводах наравне со взрослыми, а чаще вместо них. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников. В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры.

Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились, занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в кино. Но сегодня, когда мы узнаём о героических  поступках  детей  в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над сильным и жестоким врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12-15 –летнего возраста. Я хочу назвать имена хотя бы некоторых из них, показать большой вклад детей в победу над фашизмом, рассказать, почему они это делали.

Юные герои Кубани.

(учащиеся рассказывают заранее подготовленные сообщения)

ЛЁНЯ ОБЪЕДКО

         Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.

НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА.

 Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя.

ВАНЯ МАСАЛЫКИН. 

Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

ВИТЯ ГУРИН.

Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».

         ТОЛЯ АЛЕХИН. 

  Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был     радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.

ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. 

         Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.

         ВОЛОДЯ ГУКОВ. 

Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.

         ЛЁНЯ ТАРАННИК.

 Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

ФЕДЯ ТОКАРЕВ.

 Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.

ВОЛОДЯ ГУКОВ. 

Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.

ЛЁНЯ ТАРАННИК. 

Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

Учитель:

Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. За боевые заслуги десятки тысяч детей и подростков были награждены орденами и медалями: Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами.

Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.

            Ученик:

           Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания!

Л.М.Голодяевская.

Завершающий этап

Учитель:
Ребята, не забывайте о славных подвигах героев Великой Отечественной войны, гордитесь именами тех, кто ценою своей жизни отстоял наше Отечество, нашу родную Кубань. Храните в сердцах их имена!

-Ребята, на какое место вы поставили бы такое понятие, как Родина?

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

- Как вы считаете, эти высказывания устарели или нет?

- Какое смысловое значение вы им придаёте сегодня?

- Согласны ли вы с осетинской пословицей, которая гласит: "Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни"?

- Попробуйте дописать предложения.

Чувство Родины для меня - это:

Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то:

Учитель:

 - Ребята, а с чего, на ваш взгляд, начинается Родина?

Самое дорогое, родное и святое, что есть у каждого из нас - мама. Ребёнок ещё не родился, а мама уже любит его, с нетерпением ждёт появления на свет, первого плача после рождения. И, конечно же, мечтает о том, чтобы сын или дочь выросли достойными людьми.

Иногда мы без причин огорчаем своих родителей, не понимая, какую глубокую рану наносим им. Часто забываем о них, а вспоминаем тогда, когда уже бывает поздно.

Так будем же внимательными, чуткими, искренними к близким нам людям. Где бы мы ни были, куда бы нас ни забросила судьба, мы всегда будем помнить свой город, родной дом,

дорогих нашему сердцу людей.

Песня "Домик окнами в сад" (аудиозапись).

 Размышление учителя.

- Родина: Удивительно и невыразимо это чувство: Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час отзвука.

И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли.

И не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Сила человека от матери - родной земли, нельзя забывать это.

И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность, душой мы постоянно дома, на своей малой родине.

Наша малая родина - наш район, наш город, наши маленькие сёла, которые сейчас мы называем малонаселёнными, бесперспективными, но нас тянет туда.

Наши бабушки и дедушки с неохотой едут в город, потому что они родились там, там мечтают и умереть.

Диалог с учащимися.

- Ребята, с какими из населенных пунктов связана ваша судьба и каким образом?

- А чем дорог он вам?

Ответы учащихся.

Ученица. - Именно здесь я родилась, впервые увидела солнце, просторы голубого неба, произнесла дорогое и близкое мне слово "мама":

Ученик. - Я люблю свою станицу, потому что это моя маленькая родина, и считаю, что нет смысла сравнивать её с другими станицами. Пластуновская для меня - святое и родное место, любовь к которой  я сохраню на всю свою жизнь:

Ученица. - Я горжусь тем, что учусь в этой школе. Ведь она носит имя Н.И. Кондратенко, который внес огромный вклад в процветание и развитие нашей станицы и Кубани вцелом! В этой станице прошло его детство, в этой школе (БОУООШ37) он учился.

- Ребята, мы подошли к тому, чтобы ещё раз поговорить о понятии "патриотизм".

Работа со словарем С.И. Ожегова.

Патриотизм - это не только любовь к Родине. Это переживание с ней её счастливых и несчастных дней.

Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова "патрио"- Отечество).

В "Толковом словаре русского языка" С.И.Ожегова мы найдём следующее определение: "Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".

- Патриотами и героями не рождаются, ими становятся. Патриотические чувства закладываются и развиваются с детских лет в семье, в школе.

- Кого сегодня (в современном обществе) можно назвать патриотом?

- Что нужно человеку, чтобы стать личностью, гражданином?

- Каков путь к реальному обретению Родины?

- Можно ли сейчас встретить таких людей, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения других? Приведите примеры.

- А ведь недалёк тот день, когда и вам, мальчики, предстоит нести военную службу в рядах российской армии. Как вы себя готовите к этому?

Анализ высказываний о мужестве, героизме, долге.

Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. Н.Островский

Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно в интересах человеческого общества.

Ю.Фучик

Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы.

И.Гончаров

 Обобщающее слово учителя.

- Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки совершаются не случайно. К ним идут через поступки, на первый взгляд, незначительные, через повседневность, которая временами становится трудным испытанием.

"Смелость, - по мнению заслуженного летчика-испытателя Владимира Терского, - это состояние человеческой души, внутренняя потребность испытать себя. Человек, - считает он,- должен иметь смелость не только на рискованный поступок. Остановиться, подумать, признаться себе, что сделал ошибку. Уйти с накатанной колеи, если она оказалась не твоей. Начать с нуля. Смелость нужна и для того, чтобы, спросив у своих друзей: что же произошло со мной в критической ситуации? - выслушать нелицеприятный ответ".

Звучит песня "Позови меня тихо по имени" в исполнении группы "Любэ" (аудиозапись).

 Подведение итогов классного часа.

- Наш классный час подошёл к концу. Самое время подвести итоги.

- Насколько актуальна (значима) и доступна для вас была тема сегодняшнего классного часа?

- Почему патриотическое воспитание не может быть изолировано от других аспектов развития личности?

- Что вам особенно запомнилось, нашло отклик в ваших сердцах во время диалога, размышления?

- Довольны ли вы своим участием в сегодняшней встрече? Над чем, на ваш взгляд, ещё стоит поработать? Ваша дальнейшая деятельность, связанная с проблемой патриотического воспитания?

- Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в классном часе, разговоре-размышлении, за искреннее мнение. Желаю вам всего самого наилучшего, о чём только может мечтать человек: яркого солнца, ясного и мирного неба над головой, здоровья, счастья, добрых и верных друзей. Хочу, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей Кубани и  огромной России.

Учитель:

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались, и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Учащийся: Помните!
Через века, через года – 
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Учащийся: Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!

Учащийся: Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!

Учащийся: Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, - помните!

Звучит песня «Песня о пионерах героях»

Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.

Ученица:
Прошло уж более полвека,
С тех пор, как кончилась война…
Но память о герое-парне
В людских сердцах всегда жива…
Увековечив в камне имя,
Склоняем головы свои,
И в майский день, на День Победы
Несём к подножию цветы.
Отчизну грудью защищая,
Ты пал, солдат, но ты живой:
В сердцах людских, в рассказах деда,
В морщинках матери родной.
Пройдут года, пройдут столетья,
Не смоет имя со стены,
И будущие поколенья,
Напишут о тебе стихи.
О том, каким ты был героем,
Как честь страны ты отстоял,
Как землю матушки России
Себе в невесты ты избрал...
Учитель:
Вечная память героям!
В честь 70-летия Великой Победы силами детей, родителей и педагогов оформлена школьная галерея портретов героев-наших земляков. Давайте продолжим традиции по сбору материалов о героическом подвиге советского народа!

http://kladraz.ru/upload/blogs/6088_bb31fa7c0a426cd83f59645743edc3f9.jpg

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. «Говорят погибшие герои». Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.). Изд. 2. М.,Госполитиздат, 993г.

2. «История Великой Отечественной войны». Т. 6. Воениздат, М., 2003г.

3. Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.
4. Стихи Татьяны Шарыгиной.

RSRyo1.jpg

 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/304/109304802_R

http://www.matrony.ru/neperelicovannaya-zhizn-nashix-babushek-2/#ixzz3X4kZctLr


 

Скачано с www.znanio.ru