ГБОУ ООШ №20 Структурное подразделение «Детский сад «Василёк»
(Немного истории)
Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния.
Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия
продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного
промысла. Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки, а затем и игрушки.
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века.
Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое
роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке.
Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне
Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать
масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы
добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились
«светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.
Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово.
В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую».
Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились
новые фабрики декоративной росписи, на которых художники
украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность. Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне.
Хорошо узнаваемая не только в России, но и во всем мире семеновская матрешка, на сегодняшний день, официально производится на нескольких
предприятиях небольшого города Семенов, расположенного в нижегородской
области. Версий появления семеновской матрешки, как самостоятельного по стилистике исполнения изделия народного промысла, существует несколько.
По одной из них, прототипом будущей игрушки-сувенира стала привезенная из
Японии художником-передвижником (неким С.Е. Малютиным) фигурка старцамудреца Фукуруму. Именно благодаря усилиям Малютина, а также
приглашенного им к участию в проекте российского мастера В. Звездочкина, на свет появилась забавная кукла из древесины. Основная фигурка первой
матрешки была выполнена в образе матери-Матрены, а остальные 8 фигурок, компактно вмещаемые друг в друга – в образе ее дочерей и спеленутого малыша.
Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал
иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого
и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже
миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера.
История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии.
В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. Родоначальником
палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую
лаковую миниатюру «Адам в раю». В работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе
яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой
порошок, разведенный в воде Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.
• Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень
Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Подготовленную посуду
мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному
дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные
и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо,
землю и подземный мир. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.
Кировская область — крупный центр художественной обработки дерева.
Широкую известность в России и за её пределами получила вятская
(кировская) матрёшка. Вятская матрёшка — наиболее северная из всех традиционных российских деревянных кукол. Она сформировалась вслед за сергиево-посадской, мериновской, семёновской и полхов-майданской
матрёшками. Как правило, вятская деревянная кукла изображает девушкусеверянку с мягкой застенчивой улыбкой и приветливым личиком в красочном платке и сарафане.
Бо́рецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале, как видно, существовал один центр
росписи — село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина
(возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый,
коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.