Программа профилактики негативных проявлений у младших подростков с истероидным типом акцентуации
«Улыбнись другому»
Цель: содействие формированию позитивного отношения к другим людям
Гипотеза заключается в том, что подростки, у которых выявлен истероидный тип акцентуации отличаются чувствительностью к реакциям других людей, легкостью перестраивания, стремлением любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти.
Задачи:
1) Изучить уровень акцентуаций характера подростков
2) Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу с выявлением группы риска
3) Провести групповую и индивидуальные консультации
4) Разработать и реализовать программу просветительской работы с подросткам, педагогами, родителями
5) Определить эффективность программы через повторную диагностику и обсуждение результатов профилактики ее субъектов
Принципы профилактики
Принцип предотвращения гиперчувтвительности |
|
Принцип формирования учебной мотивации |
|
Принцип реализации учебной функции |
Принцип реализации положительных отношений в классе |
Принцип учета возрастных особенностей |
Программа диагностики
Показатели измерения |
Методики
|
Уровень агрессивности и враждебности
|
Опросник Басса – Дарки диагностика уровня агрессии. |
Уровень тревожности |
Шкала личностной тревожности Кондаш – Прихожан.
|
Межличностные отношения в детском коллективе и социометрический статус ребенка |
Социометрия диагностика структуры детского коллектива.
|
Тип акцентуации характера воспитанника |
Тест акцентуации характера «Чертова дюжина».
|
Уровень коммуникативных умений |
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой) |
Заключение
Результаты диагностики показали, что характерной особенностью пятиклассников является низкий уровень коммуникативных особенностей проявления. Школьниками не полностью усвоены способы формирования и формулирования мысли, складывающегося в результате выбора языковых средств в соответствии с целью задачи и ее условиями, нет полного, точного и правильного отражения действительности в тексте решения коммуникативных задач. Недостаточная сформированность коммуникативных умений может выступать одним из факторов, затрудняющих адаптацию к среднему звену школы.
По результатам методики Басса-Дарки , были выявлены шкалы с высокими результатами. Это такие шкалы как «косвенная агрессия», «обида» и «вербальная агрессия». Можно предположить, что школьники отличаются агрессией, которая не прямо направлена на другое лицо или возможно ни на кого не направленная. Так же они могут испытывать зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, выражая негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Что касается подсчетов индексов, то здесь высоким оказался индекс агрессивности. Это говорит о том, что для пятиклассников типична модель поведения, где поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо.
Результаты диагностики тревожности показали, что характерными особенностями пятиклассников являются проявления тревожности разной степени, выраженная общая, страх проверки знаний, трудности во взаимодействии с учителем. Школьники имеют трудности преодоления социальных стрессов, то есть, возникающих в результате различных конфликтов, не соответствия оценке окружающих, критического отношения. Менее выраженной чертой является страх самовыражения.
На основании полученных результатов была подобрана коррекционно-развивающая программа, направленная на создание условий по формированию у младших подростков готовности к эффективному общению
Просветительская работа
Формы профилактической работы с обучающимися
· Акция «Я выбираю жизнь»
· Воспитательный час «Поиск позитивных путей разрешения
конфликтных ситуаций»
· Конкурс сочинений о смысле жизни (например, «Несколько слов о
поиске смысла в жизни» или «Классики литературы о смысле жизни»)
· Проблемные мастерские для педагогов, родителей, учащихся «Нормы
неконфликтного общения», «Пути получения помощи в ситуации
дискомфорта или стресса»
· Тренинговые занятия «Дорога к спасению души»
· Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества
личности учащегося в социуме и дома)
· Конференция «Наше духовное богатство»
· Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?»
· Психолого-педагогические групповые консультации на темы «Умей
владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения»,
· «Экзамен без стресса» и др.
· Кинолекторий на тему «Нравственные ценности» и др.
· Час информирования «10 сентября – Всемирный день предотвращения
самоубийств»
· Цикл классных часов (3 занятия) для учащихся 8 – 11 классов «Жизнь
прекрасна!»
Формы профилактической работы с родителями
· Родительский лекторий «Подростковый суицид»
· Информационные листы и памятки для родителей
· Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам
проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми. Психолого-
педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии
ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и
эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и
способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.
· Работа с семьѐй ребѐнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию
или испытывающего кризисное состояние
· Работа "Телефона доверия"
· Консультации для родителей по определенному графику
· Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на инди-
видуальные беседы с юристом, педагогом, психологом
· Работа по профилактике отрицательных привычек: курение,
токсикомания, наркомания
· Педагогические поручения, например, организация труда в семье,
семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или
написание письма своему ребенку и т.д.
· Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы
родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок»,
· «Претензии к моему ребенку» и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.