Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.
Оценка 4.8

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
06.04.2019
Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.
Данная статья даёт методические рекомендации по применению личностно - ориентировочных технологий в работе с младшими классами. Используя данные рекомендации в работе, позволит педагогу, с помощью систематизированных активных методов включить в деятельность каждого обучающегося с ограниченными возможностями, поставив его в личную развивающую среду.
Тимофеева Елизавета Евгеньевна.docx
Методические рекомендации по применению личностно­ориентированных технологий в работе с младшими школьниками. Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина ЛПИ – филиал СФУ Личностно­ориентированный урок, по мнению автора Настерчук А. Ф.: «это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное   обращение   к   субъектному   опыту   школьников   как   опыту   их собственной   жизнедеятельности.   Работа   с   субъектным   опытом   на   уроке предполагает   использование   различных   форм   общения,   способствующих подлинному   сотрудничеству   учителя   и   учащихся,   направленному   на совместный   анализ   процесса   учебной   работы.   Ученик   как   носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально   использовать   его,   а   не   просто   безоговорочно   принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.» .  Так   же   Настерчук   А.   Ф.   добавляет:   «Профессиональная   позиция учителя   должна   состоять   в  том,  чтобы   знать   и   уважительно   относиться   к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать, не только какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные   характеристики   по   поводу   этого   материала   возможны   в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).».  Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций (правильно – неправильно). Это должен быть равноправный диалог, где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя – выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.  По мимо этого, как отмечает автор: «Важной особенностью личностно­ ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом» .  Если   на   традиционном   уроке   основное   внимание   учитель   уделяет сообщению  материала, то  на  личностно­ориентированном  уроке  он  должен принять   на   себя   роль   координатора,   организатора   диалога,   помощника   в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не   только   успеваемости)   в   целях   создания   максимально   благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.  Важным   является   совместный   поиск   и   анализ   оптимальных   условий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются. Анализируя на уроке результаты контрольной (самостоятельной) работы, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее   количество   ошибок,   но   обязательно   обсудить   те   способы, которыми   пользовались   ученики   при   выполнении   работы,   выявить   и поддержать наиболее рациональные, оригинальные.  Функция учителя здесь не столько авторитарная («повтори материал», «прорешай   побольше   задач»,   «посмотри   на   образец»   и   т.   п.),   сколько рекомендательная   («давай   подумаем   вместе»,   «расскажи,   каким   способом выполнял задание»). Как выражается автор: «Это позволяет работать на уроке с каждым учеником и с классом в целом». Учитель вместе с учащимися ищет и   находит   наиболее   эффективные   пути   усвоения   знаний,   поощряет интересные высказывания и находки, анализирует несостоятельные попытки, стимулирует   учащихся   к   осознанию   своих   ошибок,   их   причин,   обсуждает меры их устранения и т. п. Чем активнее на уроке дети – тем свободнее учитель: его не сковывает неподготовленность к уроку отдельных учащихся, не смущают нестандартные вопросы, которые иногда задают дети.  Особое   значение   в   личностно­ориентированном   обучении   имеет общение   с   детьми,   носящее   неформальный   характер.   Как   добавил   автор: «Этому   общению   мы   придавили   важное   значение   на   уроках,   экскурсиях   в природу, во внеклассной работе». Это позволило создать атмосферу радости познания и эмоциональной отзывчивости. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое личное переживание в творчестве.  Личностно­ориентированное   обучение   предполагает   предоставление учащимся возможностей для реализации и развития своих способностей. Все это позволит учащимся почувствовать положительное отношение к ним со стороны учителя, ощущение своей самоценности, что способствует развитию самоуважения, позитивной самооценки.  Таким образом, исходя из вышесказанного можно определить основные рекомендации для использования личностно­ориентированных технологий в работе с младшими школьниками: 1. Обучать всех детей установленной сумме знаний, умения и навыков; 2. Способствовать   накоплению   каждым   учеником   собственного личностного опыта; 3. Определять   учебные   задания,   форму   работы   детей,   а   так   же демонстрировать им образец правильного выполнения заданий; 4. Предлагать  детям   на   выбор   различные   учебные   задания   и   формы работы,   поощряет   ребят   к   самостоятельному   поиску   путей   решения   этих заданий; 5. Заинтересовывать детей в учебном материале; 6. Выявлять реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала; 7. Вести индивидуальную работу с каждым ребенком; 8. Помогать детям планировать самостоятельно свою деятельность; 9. Поощрять детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки; 10. Определять   правила   поведения   в   классе   и   следить   за   их соблюдением детьми; 11. Учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения, а так же контролировать их соблюдение; 12. Разрешать возникающие конфликты между детьми; 13. Побуждать детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения. Ниже приведен примерный алгоритм построения воспитательного часа с использованием личностно­ориентированного подхода: 1. Интересное начало — точка удивления  2.   Игры   на   систематизацию   знаний   (Чем   похожи?   Чем   отличаются? «Системный оператор», «Что сначала, что потом?»)  3. Сообщения детей  4. Метод эмпатии (физ. минутка)  5. Опытно­экспериментальная деятельность  6. Умозаключения детей на основе опытов и ранее полученных знаний  7. Решение проблемных задач, ситуаций  8. Продуктивная деятельность. Применение   этого   алгоритма   и,   в   целом,   использование   личностно­ ориентированного подхода в воспитательном процессе позволит педагогу с помощью систематизированных активных методов включить в деятельность каждого   обучающегося   с   ОВЗ,   поставить   его   в   личностно­развивающую ситуацию,   обеспечить   становление   личного   опыта,   выработку   знаний   и собственного   мнения,   что   будет   способствовать   максимально   комфортной адаптации обучающихся к социальной среде. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Настерчук   А.  Использование   технологии   личностно­ ориентированного обучения в организации учебного сотрудничества учителя   С. и   ученика   как средство   формирования   адекватной   самооценки младших школьников / А. С. Настерчук. – 2016. – Режим доступа:  https://interactive­ plus.ru(дата обращения: 29.01.2019)

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.

Е.Е.Тимофеева В.М. Ворошина Методические рекомендации по применению личностно-ориентированных технологий в работе с младшими школьниками.
Скачать файл