Эффект сказовой специфики в воспитании детей.
Оценка 4.6

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Оценка 4.6
Книги
doc
чтение
Детсад
23.04.2017
Эффект сказовой специфики в воспитании детей.
Педагогам всех поколений хорошо известно значение русских народных сказок. Прежде всего, сказки являются образцом русского литературного языка. Знакомясь со сказками, ребенок узнает много новых слов, образных выражений, которые отличаются специфичной сказовой меткостью и выразительностью, сравнениями, метафорами, эпитетами .По мере накопления сказового опыта, происходит его перенос в игровую деятельность, в игре появляется всё большая осмысленность, всё более ценностное содержательное, нравственное и эмоциональное взаимодействие играющих.
статья Дракункина Л.В..doc
Эффект сказовой специфики в воспитании детей.  Педагогам всех поколений хорошо известно значение русских народных Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, что  сказок. Прежде всего, сказки  являются  образцом русского литературного  языка. Знакомясь со сказками,  ребенок узнает много новых слов, образных  выражений, которые отличаются специфичной сказовой меткостью  и  выразительностью, сравнениями, метафорами, эпитетами.   делает их  образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения  проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в “живой” разговорной  речи. Например, “конь вороной”, “мороз трескучий”, “стрелец­молодец”,  “видимо­невидимо”, “мастер на все руки”,  и другие, образно характеризуют  поведение людей и явления природы. Чем чаще дети их слышат, тем больше  они впитывают гармонию слова, развивается слуховое восприятие, и, в том  числе,­ чуткость к выразительным средствам художественной речи.  “Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех  народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и  из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное  движения, жизни и интереса”(К.Д.Ушинский) Еще до школы, до осознанного освоения грамматических правил,  ребенок  воспринимает содержание слушаемого чувствами, душой, впитывает  грамматические особенности языка в единстве с его лексикой. На этом  чувственном,  тонком духовном уровне закладываются основы нравственных  оценочных суждений, создаётся прочный фундамент    нравственного  поведения, развивается иммунитет ко всему неподобающему, дурному.  «Сказка — ложь, да в ней намёк,­ добру молодцу урок. (Русская народная  поговорка).                Сила воздействия сказочного художественного образа настолько  велика для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, что способна  воспитать без скучных назиданий и развить умение говорить, «сказывать»  без  лишних  дидактических ухищрений.  Несогласие, конфликты, враждебное поведение, несправедливость и  подобные неприятные и опасные факторы реальной жизни неизбежны на  жизненном пути каждого человека. Вряд ли когда­нибудь люди избавятся от  этого. Но более стойко переносят жизненные неурядицы те, кто  с молоком  матери впитал  духовные, нравственные базовые ценности, позволяющие     ориентироваться и адекватно вести себя в любой ситуации. Русская народная  сказка (адаптированные авторские обработки) обладает  такой особенной   воспринимаемостью и мощью, которая позволяет образоваться, состояться   личности  с  менталитетом высокого уровня.   От того, как доносит до детей «сказочное богатство» педагог, зависит  успешность  процесса ознакомления  с русской народной сказкой. Что за  душой (менталитет), каков уровень профессионализма (нужно владеть техникой чтения и рассказывания и т.д.), всё это складывается в  педагогическое мастерство: не просто формально прочитать текст, а прожить  вместе с детьми, с героями произведения сказочные события, путешествия,  переживания, выразить собственные оценочные суждения и придти к общему  мнению. Умение  пробудить в детях желание  к творческому рассказыванию  сказок, а не принуждение  их к этому, также отличает  педагога ­ мастера. Ни  для кого не секрет, что не  каждому воспитателю удаётся успешно проводить  игры­драматизации. Часто всё заканчивается на скучном для детей  заучивании  и воспроизведении текста сказки по ролям.  Интерес  детей к   исполнению сказки быстро угасает.  Что же такого загадочного должно быть в мастерстве педагога, что делает драматизацию живой? На наш взгляд, ­ это  понимание   глубинности, значения  русской сказки и  владение «сказовой»  интонацией. В этом случае, получаем эффект сказовой специфики  в  воспитании детей, который достигается  сочетанием культурного  жанрового  компонента, специфической сказовой интонацией и  переносом сказовой  специфики в игру. Рассмотрим каждую составляющую педагогического  мастерства более конкретно.          Культурный компонент русской народной сказки. В процессе передачи сказок от одного поколения к другому отсеивается шелуха, нечто ненужное, незначительное, накапливается и концентрируется  важная и необходимая информация об окружающем, о сути бытия,  взаимодействии людей, нравственности... Сам процесс и способ передачи культурной информации — устно ­ через уста, предполагает высокий уровень развития мышления, памяти, нравственности   как рассказывающего, так и слушающего. Первый должен помнить, что  слышал сам, уметь воспроизвести знаемое, а второй — понять и запомнить.                   Специфическая сказовая интонация. Специфическая сказовая интонация побуждает слушателя к активному  слушанию (человек сначала просто  слышит, потом включается слушание —  не пропустить ни единого словечка, уследить за мыслью рассказчика).  Одновременно   у рассказчика появляется желание произвести впечатление на слушателя, донести важные мысли, значимую информацию. Возникает взаимодействие (тяготение друг к другу).      Перенос сказовой специфики в игру. По мере накопления сказового опыта, происходит его перенос в  игровую деятельность, в игре появляется всё большая осмысленность, всё  более ценностное содержательное, нравственное и эмоциональное  взаимодействие играющих.          Всё нами обозначенное  так же важно в первые минуты знакомства со  сказкой. Во многом от того, как оно произойдёт, зависит  качество  дальнейшей работы. Предлагаем вариант  первой встречи со сказкой,  организованной педагогом для  детей старшего дошкольного возраста.  Ознакомление детей со сказкой «Гуси­лебеди» Цель: создать интерес к жанру сказки, познакомить с содержанием  сказки, выявить уровень пересказывания у детей.  Тема: чтение сказки «Гуси­лебеди» и пересказ по иллюстрациям. План: 1) вводная часть, 2) чтение, 3) беседа, 4) повторное чтение, 5) пересказ по иллюстрациям, 6) заключение                                    Ход занятия. 1. Вводная часть. Как понять что такое сказка? Д ­   сказка ­ добрая история, волшебная. Воспитатель объясняет, что такое сказка. В ­  как вы понимаете русская и народная сказка? Д ­    народная , из народа. Воспитатель   рассказывает детям, что такое «Сказка».  В ­ с древних времен когда не было ваших бабушек и дедушек, люди сочиняли сказки и передавали их друг другу из уста в уста. Так дошло и до наших дней. В ­  как вы понимаете авторская сказка? Д ­ человек сочинил сказку В ­  даёт определение авторской сказки... В — А бывают сказки, которые сочинили сами дети? Д — нет, да. В ­ А есть и волшебные сказки? Как вы понимаете­ волшебные сказки? Д ­ есть колдуны, там исполняются желания, заклинания, превращения. В ­  даёт определение волшебной сказки­ знакомство с героями, с  частями  сказки: завязка, кульминация и развязка. В ­  еще есть и сказки о животных, кто в них может быть главным героем? Д — человек, доктор Айболит, звери, заяц.  В ­  рассказывает о сказках про животных,  о том, что в них подразумевают  людей, их недостатки и достоинства. В — вы знаете сказки о неодушевлённых предметах? Д ­  нет. Воспитатель приводит  пример... В ­  рассказывает, что  существуют социально­бытовые сказки , приводит   пример. Д ­ а мультфильмы это тоже сказки? В ­  нет, не совсем, а чем сказки отличаются от мультфильмов? Д — не знаем. В ­ мультипликатор берёт за основу сказку, но делает содержание по своему,  не всегда как в книге. 2. Чтение сказки гуси­лебеди. 3. Беседа. В ­ какая это сказка? Д ­ добрая, волшебная,  мышка  разговаривает. В ­ что перед отъездом говорили Маше родители? Д  ­ за братцем следить. В ­ послушалась ли Маша родителей? Д ­  нет В ­  кто унёс братца Иванушку? Д ­ налетели и украли., полетели в тёмный лес. В ­ что стала делать Маша? Д ­ побежала, бежит, бежит и увидела печку. В ­ что спросила Маша у печки? Д ­ куда гуси­лебеди полетели? В ­ что ответила печка? Д ­ съешь моего пирожка, тогда скажу. В ­ девочка съела пирожок? Д — нет. В ­  печка не сказала, где братец. В ­ побежала девочка дальше и увидела яблоню. Что она спросила у нее? Д ­ куда гуси­лебеди полетели? В ­ что ответила яблоня? Д ­ съешь моего яблочка, тогда скажу. В ­ девочка съела яблоко? Д – нет,  и яблоня не ответила. В ­ побежала девочка дальше и увидела речку, что спросила она у нее? Д ­ куда гуси­лебеди полетели? В ­ что ей ответила речка? Д ­ попей моего киселька, тогда скажу. В­ исполнила ли она просьбу речки? Д — нет. В ­ сказала ли речка куда гуси­лебеди полетели? Д ­ нет. В ­ побежала девочка дальше. Бежит, бежит и увидела избушку на курьях  ножек.  ­ А кого она там увидела? Д ­ Бабу Ягу и братца, он играл с золотыми яблоками. В ­ Баба­яга сказала девочки ­ ты попряди, а я пойду топить баню. ­  А кто помог девочке? Д ­ мышка. В ­ что попросила мышка у нее? Д ­ накорми меня кашей? В ­ покормила она ее? Д — да. В ­ и мышка сказала, что надо делать. Девочка схватила братца и побежала. А  баба­яга послала гусей­лебедей ей в вдогонку.  Оля   далее рассказывает одна.  Бежит, бежит, а гуси догоняют, увидела речку, ­ Речка, речка, спрячь меня.  Попей моего киселька, тогда спрячу. Девочка попила киселька и речка  их спрятала. В ­ а сказала девочка волшебное слово? О ­ Да. Спасибо. Бегут они дальше и увидели яблоню. Яблоня, яблоня спрячь меня.  Съешь моего яблочка, тогда спрячу. Девочка съела яблоко и она их  спрятала. Бегут  они дальше и увидели печку:   спрячь меня печка. ­ а печка сказала ­ съешь моего пирожка, тогда спрячу тебя. Девочка съела пирожок, сказала спасибо и печка её спрятала. В ­ гуси­лебеди покружились вокруг печки и  полетели домой одни. ­ А куда прибежала девочка с братцем? Д ­ домой. Бабушка с дедушкой встретили их и подарили подарки. 4.Повторное чтение 5.Пересказ по иллюстрациям. 6. Заключение В ­ какая это была сказка? Д ­ волшебная В ­ Теперь вы можете отличить волшебную сказку от других сказок.  А сказка «Гуси­лебеди»  вам понравилась? Д ­ да. Список литературы 1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку  дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. ­ М.: изд. центр  «Академия», 2000. – 400с.­ 30000 экз. – ISBN 5­7695­0521­4 2.Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева,  В.И.Яшина. ­ М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158с.­ 30000 экз. – ISBN 5­ 7695­0391­2 3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] /  Л.В.Артемова.­ М.: Просвещение, 1995. –127с.­150000 экз.­ ISBN 5­09­ 001627­5 4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981.­255с.­ – 390000 экз.  5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада  [Текст] / В.В.Гербова.­М.: Просвещение, 2003. ­ 175с.­ 10000 экз. 6. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] /  Н.С.Карпинская.– М.: Педагогика, 2002.­400с.­300000экз. 7. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию  [Текст] / Э.П.Короткова .– М.: Просвещение,­ 2004.­398с. 8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2004. 9. Львов, М.Р. Словарь­справочник по методике русского языка [Текст] /  М.Р.Львов.– М.: Просвещение,­ 2000.­10000 экз. 11. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 2001. 12. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] /  А.И.Максаков.­– М.: Просвещение,­ 2003. – 159с. 13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005. 14. Метод научной педагогики Марии Монтессори. – Киев, 2001. 15. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском  саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.­ М.: Школьная  пресса, 2003.­ 128с.­ 15000 экз.­ ISBN 5­9219­0142­3 16. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм  общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / Под ред.  А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 2004.­336с.­20000 экз. 17. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.:  Просвещение, 2000. – 223с.  18. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного  возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2002.­ 432с.­20000 экз. 19. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в  детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 1966.­176с.­ 200000 экз. 20. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста  [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.­М.: Владос, 2010.­ 288с.­20000 экз. 21.Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение,  2004.­323с.­10000 экз. 22. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. 23. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И.  Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001.­234 с.­10000 экз. 24. Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М.:  Просвещение, 2002.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.

Эффект сказовой специфики в воспитании детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017