«Из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации по математике»
Роль математики в современной жизни возрастает. Человек в современном обществе должен быть математически грамотным ,чтобы воплотить свою мечту , получить профессию , вести активную жизнь . В связи со стратегическими направлениями социально - экономического развития России : «Приоритетной государственной задачей является обеспечение качественного базового уровня математических и естественнонаучных знаний у всех выпускников школы, не только будущих ученых, но и будущих квалифицированных рабочих…»
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. В школе работаю 40 лет учителем математики и каждый год проходим с детьми государственную итоговую аттестацию в 9,11 классах (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ )
Цель моей работы – не только подготовить ученика к прохождению итоговой аттестации, но заложить фундамент знаний по математике, необходимый для продолжения образования в 10 - 11 классах и в ВУЗе.
И приходится делать каждый раз, когда начинаешь подготовку с очередным классом – это начать с подготовки себя самой, составлять рабочую программу. Каждый год происходят изменения в структуре КИМов , содержании материала В 11 классе материал разделен на два уровня : базовый и профильный . В 9 классе добавили практико- ориентированные задачи .Решение задач требует от учеников логического мышления ,умения представлять ситуацию ,сообразительность Плодотворно начинаем работать с сентября месяца в 9,11 классах. А к итоговой аттестации начинаю готовиться с 7 класса Заводим тетрадь по теории и практике В тетрадях по теории пишем алгоритмы ,приемы решений, формулы, а в тетрадях по практике решаем задания из открытого банка и сайтов решу ОГЭ,ЕГЭ,ГВЭ соответствующие темам из рабочей программы по математике. Эта работа продолжается на всем протяжении обучения. Каждый урок начинается с устных упражнений на применение таблицы умножения , вычислительных навыков и плавно переходим к сложным заданиям. Начиная подготовку, и в процессе подготовки всем учащимся рассказываю, как лучше организовать своё рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, как учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности, как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке. Для родителей проводим родительское собрание, где знакомим с организацией и проведением ГИА и с тем как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.
На первом занятии знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения КИМов. Знакомимся с содержанием работ, их особенностями В классе оформляю стенд с заданиями из КИМов, оценивание заданий и перевод баллов Подготовка к ЕГЭ требует индивидуального, личностно ориентированного подхода Повысить уровень обученности, качество знаний учащихся позволяет использование мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают работы которые провожу ежемесячно с ноября по апрель в 9-11 классах Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма Поэтому я решаю до 50 типов заданий по каждой теме ,но они отличаются друг от друга Ребятам приходится думать , использовать знания не в стандартной ситуации. Это укрепляет знания и снимает тревожность ,если задания будут не похожие Практика показывает, что прорешивание открытых вариантов ЕГЭ прошлых лет не даёт ожидаемого эффекта. Разобрав вариант в классе, учитель даёт аналогичный вариант для домашнего разбора. После удачного разбора в классе домашний вариант не представляет большого труда, и у обучающегося и учителя складывается ложное впечатление, что подготовка идет эффективно и цель достигнута. Многократное повторение этих манипуляций не улучшает ситуацию. Когда участник на ЕГЭ получает свой вариант, он обнаруживает, что этот вариант он с учителем не решал. Привычка повторять разобранные ранее варианты часто идет во вред обучению.
Правильным подходом является систематическое изучение материала, решение большого числа задач по каждой теме – от простых к сложным, изучение отдельных методов решения задач. Разумеется, варианты подготовительных сборников, открытые варианты можно и нужно использовать в качестве источника заданий, но их решение не должно становиться главной целью; они должны давать возможность иллюстрировать и отрабатывать те или иные методы. В любом случае, при проведении диагностических работ следует подбирать задачи, прямые аналоги которых в классе не разбирались. Только так учитель может составить верное представление об уровне знаний и умений своих учеников
Этот нелёгкий процесс более эффективен в случае, когда сами учащиеся осознанно прогнозируют результаты своего обучения. Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной тестовой работы, я вношу корректировку в календарно-тематическое планирование, организую уроки разноуровнего обобщающего повторения. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. По таким сборникам мы работаем в течение уже восьми лет. Предлагаю два способа использования готовых решений при подготовке. Первый способ – изучить решение, повторить самостоятельно, осмысленно и осознанно воспроизвести все логические шаги и вычисления. Затем взять задание того же плана , но без решения , и еще раз воспроизвести все логические построения и вычисления. Второй способ – изучить теорию и попробовать решить похожую задачу . Проверить ответ. У нас в школе по учебному плану провожу индивидуальные консультации по подготовке к итоговой аттестации.
Я работаю в сельской средней школе, мои ученики имеют разные учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение. Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы: В своей работе применяю следующие принципы для эффективной
подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
1. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным. 2. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое.
3. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
4. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение. 5. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя за какое время сколько заданий они успевают решить.
6. Нагрузки по содержанию и по времени для всехучащихсяодинаковы. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех вравные условия и предполагает объективный
контроль результатов. Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля. самостоятельной работы, Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески.
Стараюсь давать возможность
каждому школьнику расти настолько, насколько он способен. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных
вычислений, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Можно научить учащихся выполнять простейшие преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма,
на каждом уроке отвожу 5 7 минут для проведения упражнений устных вычислений, предусмотренных программой каждого
класса и изучение таблицы умножения на пальцах. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении
развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Если в 5 - 6 классах устный счет – это выполнение действий с числами:
натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших
классах – это могут быть:
7 класс: Формулы сокращенного умножения. Решение простейших линейных уравнений. Действия со степенью. График линейной
функции.
8 класс: Линейные неравенства и числовые промежутки.
Решение простейших линейных неравенств. Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета и частных случаев. Арифметический квадратный корень и его свойства. 9 класс: Решение неравенств 2 степени. Преобразование графиков функций. Формулы приведения. Значения тригонометрических функций.
10 - 11 классах: Вычисление производных. Простейшие тригонометрические неравенства. Тригонометрические формулы. Простейшие тригонометрические уравнения. Функции, обратные тригонометрическим. Преобразование графиков функций. Вычисление первообразных. Свойства логарифмов. Простейшие показательные уравнения
и неравенства. Простейшие логарифмические уравнения и неравенства. Практика показала, что систематическая работа с устным счетом способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, что переводит их из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становится инструментом для решения более сложных задач. Учитель по математике, знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяю большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ОГЭ. Правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей составляют суть специфики подготовки учащихся к итоговой аттестации. Думаю доверительные отношения между учителем и каждым учеником направлены на достижении главной цели на данный период времени – успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.