Эффективность формативного оценивания учебных достижений учащихся в условиях обновления содержания среднего образования.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья об эффективности формативного оценивания обучающихся в школе
Иконка файла материала Эффективность формативного оценивания.docx

Эффективность формативного оценивания учебных достижений учащихся в условиях обновления содержания среднего образования.

Шовкович М.В.

учитель биологии

КГУ «Токаревская СОШ»

Карагандинская область, Бухаржырауский район, п Г.Мустафина

Шовкович О.Л.

учитель начальных классов

КГУ «Школа-лицей №66»

Карагандинская область, г.Караганда

 

Обновленное содержание образования – это образование, основанное на новых подходах к обучению и преподаванию, базирующееся на конструктивистской теории, предполагающей активное участие ученика в процессе учения.

Учение – сознательная деятельность учащихся, руководимая учителем, заключающаяся в восприятии ими определенных предметов и процессов, в осмыслении изучаемых фактов, предметов, явлений и связей между ними, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении знаний по заданиям учителя. В книге «Основы гуманной педагогики» Ш.Амонашвили отмечает «Учение не развлечение, а процесс преодоления трудностей, процесс организованный, упорный, целеустремленный. Учителю важно создать благоприятную образовательную среду, тогда ученик  по «своему хотению» будет отдаваться процессу обучения и учения и добровольно брать на себя труд овладения знаниями» [1, 10]. Учитель же работает как «рефлективный агент», оказывает поддержку, обеспечивает развитие обучающегося, ведя его по «Зоне ближайшего развития». Постепенно усиливающаяся поддержка, «подталкивающая» к завершению выполнения задания, названная Ж.Брунером «возведением лесов», развивает способности к обучению, рефлексии, самооцениванию, то есть способствует развитию метапознавательных способностей [2, 163].

Одним из инновационных  подходов в обновленном образовании является оценивание. Оно способствует развитию у учащихся желания и умения учиться, рефлексировать, оценивать учебную деятельность, устанавливать и устранять причины трудностей. Одним из основных видов нового критериального оценивания является формативное оценивание.

Формативное оценивание (ФО) – целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Благодаря различным приемам и технологиям ФО позволяет отслеживать достижения учащихся на индивидуальном уровне, помогает вовремя устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию, самостоятельность учащихся, что в свою очередь, помогает более полному, всестороннему развитию ученика и повышает качество образования.

Главным компонентом формативного оценивания, способствующим улучшению обучения является обеспечение результативной обратной связи с учеником. Она дает информацию, совет, инструкцию для помощи ученикам в улучшении их учения. Опираясь на разработанные критерии, четкая обратная связь помогает ученику самостоятельно найти путь решения проблемы, предоставляет возможность для самостоятельного мышления, мотивирует исправлять ошибки или улучшать свою работу, стимулируя делать следующие шаги в обучении, определяя пути их реализации, дает сведения о прогрессе, делая ученика активным участником учебного процесса. Формативное оценивание развивает важные навыки само- и взаимооценивания. Видя и оценивая свои знания, каждый ученик понимает, что еще необходимо изучить, над чем поработать, что сделать для того, чтобы улучшить результат, что способствует более глубокому понимания материала, так как заставляет анализировать. Рефлексия учебной деятельности позволяет учащимся понять, что успех или провал зависит не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилия, использования правильных методов и приемов в процессе обучения [3, 5].

В рамках формативного оценивания учителям предлагаются различные техники отслеживания достижений учащихся, которые становятся в настоящее время одним из важнейших способов новой системы оценки работы учителя. Одни из них используются при объяснении материала или выполнении задания учащимися, другие – на стадии осмысления и закрепления материала. Техники  «Сигналы рукой», «Светофор» дают возможность учителю, проанализировав сигналы, опросив учащихся с информацией из разных групп, в зависимости от сигнала, принять решение о повторном изучении материала или о его продолжении. Техника «Трехминутное эссе», позволяет отслеживать уровень освоения материала в определенном месте конкретной темы и своевременно вносить коррективы в учебную деятельность. Учитель, применяя технику «Трехминутная пауза», дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать новый материал с предыдущим материалом, знаниями, опытом, а также выяснить непонятные моменты. Техника «Письменные комментарии» применяется при проверке письменных работ учащихся и может включать напоминания, подсказки, примеры. При проверке письменной работы, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки - другим. Самым распространенным видом оценки является техника «Словесная оценка». Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, тем самым, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся понимает, что данный материал он усвоил успешно. Кроме того, учитель может указать на ошибки в выполнении задания  - это позволяет учащимся судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. Техника «Две звезды и желание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи) может применяться при оценивании творческих работ, сочинений, эссе. Учащиеся, комментируя работы друг друга, определяют два положительных момента в работе - «две звезды», - и один момент, который заслуживает доработки - «желание». Данная техника, как и техники «Внутренний и внешний круг», «Динамические пары» способствуют развитию как навыков взаимооценивания, так и коммуникативных навыков учащихся, а также создают благоприятную учебную атмосферу [4, 67-69].

Но особое внимание мы акцентируем на необходимость применения на уроках заданий формативного оценивания, которые могут  быть в форме тестов, текстового материала, таблиц или картинок, с разработанными критериями оценивания и дескрипторами. Учитель может использовать задания, предложенные в сборниках, разработанных Назарбаев Интеллектуальными школами. Кроме этого, учителя могут самостоятельно подготовить инструменты формативного оценивания, подойдя творчески к своей работе. Выполняя задания формативного оценивания,  как учащиеся, так и учителя могут своевременно оценить степень понимания или непонимания материала.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния формативного оценивания на активность учащихся на уроке, повышение уровня мотивации и самооценки, проводилась в 1 «Д» классе школе-лицее 101 г. Караганда с 22 января по 14 апреля  2017-18 уч. года и  7 классе Токаревской школы п. Г.Мустафина Бухаржырауского района Карагандинской области с 1 сентября по 28 октября 2017-18 уч. года.

На первом этапе изучены и проанализированы следующие документы и материалы:

–  Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан  от 6 июня 2017 года № 265 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»;

–  Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году»;

–  Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы;

–  Сборники заданий для формативного оценивания в разрезе классов, предметов и языков;

–  Сборники заданий по сумммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков;

–  Методические рекомендации по суммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков.

На втором этапе изучалась способность критически оценивать свою личность при помощи методик психодиагностики «Лесенка» психолога В.Г.Щур. Результаты исследования показали, что в первом классе КГУ «Школа-лицей № 101» и в седьмом классе КГУ «Токаревская СОШ» уровень самооценки большинства учащихся являлся завышенным.

 

 

Таблица 1

Результаты исследования уровня самооценки учащихся 1 «Д» класса КГУ «Школа-лицей №101» г.Караганды (I срез) и 7 «Б» классов КГУ «Токаревская СОШ» Бухаржырауского района. (I срез)

 

Уровни

 

Класс

Завышенная

(1)

Адекватная

(2)

Заниженная

(3)

Низкая

(4)

Очень низкая (5)

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1 «Д»

21

58,3

13

36,1

2

5,6

0

0

0

0

7 «Б»

11

57,9

7

36,8

1

5,3

0

0

0

0

 

Рисунок 1. Уровень самооценки учащихся 1 «Д» и 7 «Б» классов

 

Уровень мотивации учащихся выявлялся по анкете Н.Г.Лускановой (1993) и состоял из 10 вопросов. Ответы на вопросы отражали отношение учеников к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор методики отмечает, что при низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Результаты первого этапа исследования показали, что у учащихся наблюдается разный уровень мотивации.

Таблица 2

Результаты анкетирования уровня школьной мотивации  учащихся 1 класса КГУ «Школа-лицей №101» г.Караганды (I срез) и учащихся 7 «Б» класса КГУ «Токаревская СОШ» Бухаржырауского района.

Уровни

 

Класс

Max. Высокий (1)

Хороший

(2)

Средний

(3)

Низкий

(4)

Очень низкий

(5)

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1 «Д»

2

5,6

3

8,3

16

44,4

12

33,3

3

8,3

7 «Б»

2

10,5

3

15,8

10

52,6

3

15,8

1

5,3

 

 

Рисунок 2. Результаты анкетирования уровня школьной мотивации учащихся 1«Д» класса

Рисунок 3. Результаты анкетирования уровня школьной мотивации учащихся 7«Б» класса

Из данных диаграмм видно, что у большинства учащихся наблюдается средний уровень мотивации. Данному уровню соответствует положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Показателями учебного мотива являются первые два уровня (от 20 до 30 баллов). Уровни с баллами ниже 10 и до 19  показывают, что учебный мотив сформирован в меньшей степени или отсутствует.

В ходе исследования на уроках использовались как задания из сборника формативного оценивания, разработанные учителями НИШ, так и авторские. Совместно с учащимися составлялись критерии оценивания, обучающиеся учились самостоятельно оценивать свою работу и одноклассников. Навыки групповой работы повышали чувство взаимопомощи, коллективизма. Совместный анализ, обратная связь выявляли причины низких показателей работы и определяли пути их преодоления. В результате учащиеся стали активнее работать на уроках. В седьмом классе снизилась тревога за неверно выполненное задание. Развивая навык само– и взаимооценивания ученики стали лучше понимать что и как оценивает учитель, исчезло беспокойство за несправедливое оценивание учителем знаний и умений, что способствовало позитивному отношению к оцениванию и повышению мотивации обучения, подтверждением чему является повторное анкетирование учащихся.

Таблица 3

Результаты анкетирования уровня школьной мотивации  учащихся 1 класса КГУ «Школа-лицей №101» г.Караганды (II срез) и учащихся 7 «Б» класса КГУ «Токаревская СОШ» Бухаржырауского района.

Уровни

 

Класс

Max. Высокий (1)

Хороший

(2)

Средний

(3)

Низкий

(4)

Очень низкий

(5)

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1 «Д»

3

8,3

14

38,9

14

38,9

5

13,9

0

0

7 «Б»

2

10,5

8

42,1

7

36,8

2

10,5

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Результаты повторного анкетирования уровня школьной мотивации учащихся 1«Д» класса

Рисунок 5. Результаты повторного анкетирования уровня школьной мотивации учащихся 7«Б» класса

По данным исследования выявлено, что в экспериментальном 1 «Д» классе уровень учебной мотивации повысился на  33,3%, а в 7 «Б» - на 26,3%.

Взаимооценивание и самооценивание учащихся по критериям способствовало развитию навыков оценивания. По окончании экспериментального исследования уровень самооценки учащихся изменился.

Таблица 4

Результаты исследования уровня самооценки учащихся 1 «Д» и 7 «Б» классов  (II срез)

Уровни

Класс

Завышенная

Адекватная

Заниженная

Низкая

Очень низкая

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1 «Д»

15

41,7

20

55,6

1

2,8

0

0

0

0

7 «Б»

6

31,6

12

63,1

1

5,3

0

0

0

0

Уровень завышенной самооценки в 1 «Д» классе снизился. Количество учащихся, показавших завышенную самооценку, снизился на 6 человек (16,7%), что составило 15 человек (4,2%). Адекватная самооценка возросла, и составила 20 человек (5,5%). Заниженная самооценка снизилась  на 1 человека (2,8%) и составила 1 человека (2,8%). В 7 «Б» классе уровень с завышенной самооценкой снизился на 5 человек (26,3%). Количество учащихся с адекватной самооценкой возросло на 5 человек (26,3%), и составило 12 человек (63,1%).

 

Рисунок 6. Динамика уровня самооценки учащихся 7 «Б» класса

 

Рисунок 7. Динамика уровня самооценки учащихся 1 «Д» класса

 

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, формативное оценивание позволяет учителю и обучающемуся корректировать свою работу на каждом этапе урока, устранять возможные пробелы, недочеты, активно готовиться к суммативному оцениванию, констатирующему уровень сформированности ключевых компетенций учащихся. 

Да, формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. Поэтому учителям необходимо совершенствовать профессиональные навыки, вводить новые техники, осваивая их методику. Ведь знания и опыт, полученные в ходе обучения, основанного на обновлении содержания образования и применения современных форм и техник оценивания, позволяют ученикам применять полученные знания в жизни и способствуют развитию стремления к получению новых знаний на протяжении всей жизни.

 

Список использованной литературы

1 Основы гуманной педагогики. В 20 кн. – Кн. 4. Об оценках / Шалва Амонашвили. – 2-е изд. – М.: Свет, 2015. – 368 с.

2 Руководство для учителя. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016. – 163 с.

3 Формативное оценивание: само- и взаимооценивание: методические рекомендации в помощь педагогам. / Е.А.Онищенко, Б.М.Утегенова. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. – 34 с.

Формативное и суммативное оценивание результатов обучения: Методическое пособие. / Айтпукешев А.Т., Кусаинов Г.М., Сагинов К.М. Астана: «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. – 108 с.