Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика.
Оценка 5

Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика.

Оценка 5
docx
31.05.2021
Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика.
Меджидова Заира.docx

Эффективность

урока-стимул к успеху учителя и ученика.

Учитель математики Меджидова Заира Меджидовна

 

 

 

Эффективность урока — стимул к успеху учителя и ученика.

Слово” эффективность” в переводе с латинского —” эфектос” — означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Таким образом, эффективность урока — это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:

-понят ли учащимися теоретический материал,

-научились ли применять полученные знания на практике,

-сформировались ли навыки по теме урока, -проведена ли учителем коррекционная работа,

-проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

От чего же зависит эффективность урока?

1. На первом этапе, прежде всего, от конкретности поставленной цели и задач.

Затем установления средств — которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определения способа — как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Целью изучения предмета математики в целом, о которой я говорю постоянно своим ученикам, является развитие умственных способностей. На нынешнем этапе образования одной из целей изучения математики является подготовка к успешной сдаче Единого Государственного экзамена. А также умение применять математические знания при изучении других предметов и в жизненных ситуациях. И если учащиеся понимают, зачем они пришли на урок, ставят перед собой свои конкретные цели, то эффективность урока повышается.

Для достижения эффективности урока посредством целеполагания я привожу учащимся в пример высказывания великих учёных: «Математика —гимнастика ума», «Математика ум в порядок приводит». Большинство учёных древности свои познания не развивали в одном направлении, а были всесторонне развиты и занимались многими науками одновременно. И среди этих наук обязательно была математика. Для расширения понимания значимости математики в жизни человека учащиеся готовят сообщения, знакомятся с работами учёных, исследуют как их родители применяют математику в своей работе. На уроках с целью пропедевтики обязательно сообщаю учащимся при изучении, каких школьных дисциплин им придётся применить изучаемую тему. К сожалению, не всегда наша школьная программа построена так, что в ней чётко соблюдается преемственность и межпредметные связи. Мы столкнулись с такой проблемой, когда на уроках географии нужно строить графики в начале 6 класса, а по математике с этой темой учащиеся знакомятся только в конце учебного года.

Что касается целей, которые я ставлю на конкретном уроке при изучении определённой темы, от них также зависит эффективно пройдёт урок или нет. Например, для учащихся 5 класса на данном этапе обучения основной целью является научить детей вьшолнять действия с десятичными дробями. Поэтому все уроки направлены на отработку данных умений. В учебнике Н.Я.Виленкина очень хорошо подобраны упражнения для устного счёта, представлены разные виды заданий. Чтобы научиться решать примеры надо знать правила и много тренироваться. Поэтому на уроке мы много работаем с правилами. Сначала я подвожу ребят к тому, чтобы они сами сформулировали правило, затем мы сравниваем с тем, что нам даёт учебник, закрепляем решая примеры и проговаривая правила, дома учим наизусть, на следующий урок обязательно устный или письменный опрос правил. Но если ребёнок правило не выучил, то вся работа на предыдущем уроке идёт насмарку, придя, домой он не закрепил, а забыл то, что усвоил на уроке. И эффективность, которая вроде бы была на предыдущем уроке, на следующий день исчезла бесследно. Конечно, усвоения всех правил невозможно без практического их применения. Для отработки практических умений использую задания тренажёры, где учащиеся должны порешать однотипные задания. Особенно сейчас при подготовке учащих к сдаче ЕГЭ тренажёры наиболее актуальны. Поэтому приходится искать целые блоки однотипных заданий. (Приложение 1 ) Использую индивидуально-дифференцированные карточки, эстафеты, организую, взаимопомощь сильных учеников слабым, провожу дополнительные занятия, но и это не всегда приносит свои результаты, остаётся кто то, кто не усвоил тему и самое главное не желает её усваивать.

Что же делать дальше?

2.Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка.

Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения; Виды нетрадиционных уроков:

урок-викторина, урок-поиск, урок экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок спектакль, урок-игра, урок-соревнование, урок-суд,

урок-экзамен, урок-тестирование, урок рассказ, урок-праздник, урок-путешествие,

урок-аукцион, урок-смотр, урок-устный журнал, урок-КВН, урок-отчет и т. д.

К сожалению, с каждым годом в моей практике таких нетрадиционных уроков становится всё меньше. В основном такой урок стараешься подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока. Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме. За последние пять лет мною проведены такие нетрадиционные уроки как Интегрированный урок: - «Применение арифметической и геометрической прогрессии» в 9 классе, связывающий математику с экономикой и информатикой.

-Урок — расширения представлений о параллельных прямых: «Параллельные прямые>> в 7 классе.

-Урок-знакомство с историей арифметики: «Действия с десятичными дробями>> в 5 классе.

-Урок-путешествие с Маленьким принцем: «Длина окружности и площадь круга» в 6 классе.

-Интегрированный урок математика география: «Пропорция и масштаб» в 6 классе

З. Эффективность урока зависит от использования методических приёмов.

Методические приемы — это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Прием — это организация определенного вида работы на конкретном уроке.

Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации.

1.                 Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует модели или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию объекта или процесса. Такой приём особенно эффективно использовать на уроках геометрии, при изучении геометрических фигур, тел и их свойств.

2.                 Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают вьщелить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию. На уроках математики к каждому правилу составляется схема, алгоритм, буквенная запись правила или краткая запись свойства и теоремы, Дома, запоминая правило, ученик должен обращаться к предложенной схеме и наоборот. Это способствует эффективному запоминанию, а не зазубриванию правил.

З. Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников. Для формирования логического мышления я использую логические задачи, которые интересны всем детям, потому что дают возможность даже слабому ученику найти правильный ответ. Чаще такие задачи решаем в начале или в конце урока, на внеклассных мероприятиях и при выполнении домашних заданий, при подготовке к олимпиадам и математическим чемпионатам. (Приложение 12)

4. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. По мере возможности на своих уроках я стараюсь уделить время для сообщений, которые подбираю сама или предлагаю найти их учащимся. В этом учебном году учащиеся готовили сообщения

• <<Архимедовы тела» - расширяющее тему

«Правильные многогранники» в 10 классе, «Построение правильного пятиугольника>> дополнение к построению правильных многоугольников в 9 классе, «Пифагор» при изучении теоремы Пифагора в 8 классе, «Сечения цилиндра» в 1 1 классе. Интерес к поиску такой информации на первой стадии возникает у многих учащихся. Скорее всего это обусловлено стимулом получения дополнительной оценки, но в результате сообщение приносит только один, действительно способный не только найти, но и обработать полученную информацию, а также представить её на суд учащихся. (Приложение З)

5.                 Прием семантизации — это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. Ребятам всегда интересно откуда произошёл тот или иной термин и что он означает. Расшифровка терминов, позволяет лучше запомнить не только новое слово, но и его смысловое значение. А если ребёнок понимает язык математики, умеет оперировать математическими терминами это ещё один шаг к его успеху в обучении. Даже среди слабых детей есть те, которые могут записать под диктовку учащихся решение задания, а есть и те которые не могут понять что им подсказывают другие ученики.

Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. В математике этот приём достаточно сложно использовать в его прямом значении. Но всё же динамику можно проследить как процесс изучения одной и той же темы на протяжении всего школьного курса. Так, например линия изучение уравнений начинается ещё с начальной школы и продолжается на протяжении всего учебного процесса. И изучение в 1 1 классе логарифмических уравнений сводится к решению уравнения из начальной школы. И когда ребёнок, усвоив как перейти от логарифмического уравнения к линейному, не может его решить, тут то и пропадает весь эффект от того, что он понял тему 1 1 класса. Поэтому приходится изо дня в день повторять ранее изученные темы. Обращать особое внимание учащихся на то, что все темы в математике тесно связаны друг с другом, и пропустив одну можно навсегда потерять ту ниточку, которая даёт путь к успеху в изучении математики.

7.                 Приемы создания проблемной ситуации. Это особый приём, который даёт свой положительный эффект в большинстве случаев, но затрачивает очень много времени на подготовку и при использовании его на уроке. Так, например, при изучении темы <<Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии» в 9 классе учащимся рассказывается легенда об изобретателе шахмат, который попросил в награду определённое количество зёрен. Ставится задача, подсчитать, сколько зёрен должны были выдать учёному? В ходе решения задачи возникает проблема, что подсчитать количество зёрен достаточно сложно. Решая эту проблему нестандартным путём, ребята приходят к выводу формулы. И остаётся надежда, что, забыв саму формулу, они не забудут её вывод.

8.                 Прием адаптации к жизненным ситуациям. На уроках алгебры я часто использую прием сравнения буквенной величины с конкретными предметами. Например, 3х + 4х, мы говорим складываем З яблока и 4 яблока. Часто в старших классах десятичные и обыкновенные дроби приходится переводить в рубли и копейки. При сложении отрицательных чисел используем понятие «долг».

Методические приемы, активизирующие деятельностью учащихся, используются на разных этапах урока:

на этапе проверки домашнего задания;

на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;

на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала;

на этапе воспроизведения полученных знаний; на этане домашнего задания.

4.Эффективности урока способствует развитие познавательного интереса учащихся. Познавательный интерес — это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п. Над темой: «Развитие познавательного интереса на уроках математики» я работала 5 лет. И на своих уроках применяла различные формы и методы, которые собраны в папке обобщения опыта работы.

Методисты выделяют З уровня развития познавательных интересов учащихся.

Первый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в наличии у школьников интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а творческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен младшим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика

Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика

Целью изучения предмета математики в целом, о которой я говорю постоянно своим ученикам, является развитие умственных способностей

Целью изучения предмета математики в целом, о которой я говорю постоянно своим ученикам, является развитие умственных способностей

Что касается целей, которые я ставлю на конкретном уроке при изучении определённой темы, от них также зависит эффективно пройдёт урок или нет

Что касается целей, которые я ставлю на конкретном уроке при изучении определённой темы, от них также зависит эффективно пройдёт урок или нет

Что же делать дальше? 2.Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения

Что же делать дальше? 2.Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих,…

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих,…

Интегрированный урок: - «Применение арифметической и геометрической прогрессии» в 9 классе, связывающий математику с экономикой и информатикой

Интегрированный урок: - «Применение арифметической и геометрической прогрессии» в 9 классе, связывающий математику с экономикой и информатикой

Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует модели или слайды

Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует модели или слайды

Приложение 12) 4. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных

Приложение 12) 4. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных

Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике

Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике

Прием адаптации к жизненным ситуациям

Прием адаптации к жизненным ситуациям

Методисты выделяют З уровня развития познавательных интересов учащихся

Методисты выделяют З уровня развития познавательных интересов учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021