«Эффективные формы работы с родителями»
Оценка 5

«Эффективные формы работы с родителями»

Оценка 5
docx
25.01.2024
«Эффективные формы работы с родителями»
Эффективные формы работы с родителями выступление.docx

Усачева Наталья Владимировна,

                                                              учитель начальных классов

                                                              МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1»

                                                                 города Ярцево

 

 

 «Эффективные формы работы с родителями»

 

         Старый школьный афоризм гласит:

«Самое сложное в работе с детьми –

это работа с их родителями».

         Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи.

         Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодёжной среде.

         И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно – воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдёт отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.

         Школа была, есть и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

         К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

- познавательная сфера жизни

- поддержка физического здоровья учащихся

- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей

- поддержка одарённых детей

- социальная поддержка и профилактика безнадзорности

         Вся работа с родителями осуществляется в 3 этапа:

         1 этап – ежедневно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт.

         2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

Трудности в адаптации

Агрессивность

Страхи

Проблемы общения со сверстниками

Не усвоение программы и другие.

         3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

         Сегодня выделяют примерно три группы родителей:

         Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.

         Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

         Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

         Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требования школы в учебно – воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще – скрыто.

         Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. Поэтому чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

         «Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в воспитании функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

         Наиболее распространёнными методами работы с родителями являются:

Диагностика

Консультация, тренинг

Наблюдение

Беседа

Тестирование и анкетирование

Сочинение как метод изучения семьи

Метод обобщения независимых характеристик

Педагогическая гостиная

         Вся работа школы с семьёй делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные.

         К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно – педагогическая конференция, родительское собрание др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Лучший лектор – сам учитель – воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребёнка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать её структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции – непринуждённый разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

         Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно – практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

         Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это взаимный обмен мнениями, идеями.

         Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.

         Таким образом, деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

         «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский

        


 

Усачева Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Усачева Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Вся работа с родителями осуществляется в 3 этапа: 1 этап – ежедневно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав

Вся работа с родителями осуществляется в 3 этапа: 1 этап – ежедневно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав

Тестирование и анкетирование

Тестирование и анкетирование

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024