В младшем дошкольном возрасте память у детей носит непроизвольный характер: малыши запоминают интересующую их информацию без усилий, не ставя перед собой таких целей. Процесс запоминания происходит настолько просто, что кажется, будто ресурсы памяти у ребят безграничны. Советский психолог Даниил Борисович Эльконин писал: «Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок. Объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует».
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста и процесс подготовки к школе знаменуют переход к произвольной памяти: новый материал на уроках придется уже заучивать. Поэтому начинать обучать запоминанию необходимо в детском саду. И делать это лучше всего через игру.
Условия обучения дошкольников запоминанию
Развивая память, умственную деятельность дошкольника нужно подпитывать образами, тактильными ощущениями, задействовать органы чувств: зрение, слух, вкус. Лучше всего использовать яркие, интересные, вызывающие эмоциональный отклик ребенка предметы, постепенно добавлять картинки, схемы, мнемотаблицы, инфографику.
Мнемотаблица — схема, в которую
заложена определенная информация.
Инфографика — графический способ подачи информации, данных и знаний.
Для эффективного развития памяти нужно помнить о трех составляющих:
ассоциация;
локация;
воображение.
Можно провести параллель с машиной: если ассоциация — это механизм или двигатель машины, тогда локация — навигатор, а детское воображение выступает топливом.
На основе этих составляющих работают эйдетические приемы развития памяти или запоминание на основе образов.
Эйдетика — методика развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Позволяет быстро и эффективно запоминать даже детали. Способствует формированию неординарного мышления.
Например, классическое «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — типичный прием эйдетики через шифровку в аббревиатуре. Ассоциация в ней — первая буква каждого слова стишка, с которой также начинается название цвета радуги. Локация — последовательность слов. Воображение — мысленное представление ребенком цветов друг за другом.
Существует немало игр, которые подключают различные механизмы развития памяти, в том числе и эйдетику. Применять их в детском саду просто и весело. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
«Вспомни пару»
Воспитатель предлагает ребенку различные карточки со словами. Например:
Кукла — играть
Курица — яйцо
Лошадь — сани
Книга — читать
Солнце — лето
Мышка — норка
Лампа — вечер
Затем одно слово из каждой пары закрывается. Ребенок должен восстановить цепочку по памяти, используя ассоциации, которые у него сформировались.
Игра также развивает логику. Дети учатся выстраивать связи между предметами и явлениями.
В процессе игры полезно поменяться ролями с ребенком: теперь пусть он сам придумывает смысловые связи к предметным картинкам. Усложнять игру можно также, увеличивая количество пар слов или подбирая пары с отдаленными связями.
«Чудесный мешочек»
В ярко оформленный непрозрачный мешочек воспитатель помещает различные предметы (мягкие игрушки, детали конструктора, карандаши, машинки).
Задача ребенка — не заглядывая в мешочек, на ощупь определить, что за предмет ему попался и назвать его, а затем проверить правильность своего ответа.
Дошкольники развивают таким образом тактильную память и мелкую моторику.
«Нарисуй фигуру»
По сути, эта игра является усложнением предыдущей. Только, определив на ощупь предмет, ребенок не сразу достает его из закрытого мешочка, а прежде рисует его по памяти.
Помимо тактильной, развивается зрительная память. Если пробовать рисовать с завязанными глазами, игра значительно усложняется.
«Чего не стало»
Воспитатель выставляет игрушки по какому-либо принципу: например, дикие или домашние животные, сказочные персонажи, овощи, фрукты. Желательно, чтобы появление каждой игрушки сопровождалось забавным рассказом.
Затем детей просят закрыть или завязать глаза и прячут одного из героев истории. Когда открыть глаза разрешается, нужно быстрее всех сообразить, какая игрушка пропала со своего места.
В игре присутствует соревновательный дух. Можно даже предусмотреть систему поощрений для самых быстрых и сообразительных.
«Радио»
Дети в садике закрывают или завязывают глаза. Из подручных средств (бумага, картон) воспитатель изготавливает «рупор» и делает объявление для всей группы: «Внимание, внимание...».
Можно импровизировать, как угодно. Например:
— В нашей группе есть девочка со светлыми волосами. Кто это, ребята?
Сначала называются признаки, которые подходят нескольким детям, далее перечень примет сужается:
— В нашей группе есть девочка со светлыми волосами и в красной футболке. Кто это?
И так пока дети не угадают, о ком идет речь.
Не имея возможности осмотреть друг друга, ребята подключают зрительную память и анализ.
Какую бы игру воспитатель ни выбрал, польза от нее будет огромная. Ведь память сравнима с мышцами: чем больше ее «качать», тем легче ребенку впоследствии будет запоминать, и воспроизводить большие объемы информации, которые предусмотрены школьной нагрузкой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.