Отдел образования администрации Сакского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уютненская средняя школа-гимназия»
Тема: « Обучение учащихся самооцениванию»
Аджигельдиева Зенуре Эскендеровна,
учитель начальных классов, 4 класс,
первая квалификационная категория.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного предоставления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Сегодня важно сформировать у учащихся не только предметные знания, умения и навыки, но и универсальные учебные действия, которые дадут им возможность самосовершенствоваться и саморазвиваться.
Такой этап урока, как работа над ошибками, всегда имел огромное значение. Основная цель заключалась в анализе допущенных ошибок и предупреждении их. В настоящее время работа над ошибками меняет свое содержание и приобретает более масштабное значение. При правильной организации на этом этапе урока или на целом уроке анализа контрольной работы появляется возможность формирования познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий и навыков самоконтроля и самооценки, внимательного и неравнодушного отношения к своей работе.
Предлагаю такой опыт по обучению учащихся самооцениванию.
1. Проверяя контрольные работы, анализируя их, заносить результаты в таблицу, в которой необходимо отмечать допущенные учащимися орфографические ошибки и ошибки в грамматических заданиях, т.е. классифицировать их. Эта работа, во-первых, позволяет выявить пробелы в определенных темах отдельных учащихся и построить индивидуальную работу с ними. Во- вторых, может «просигнализировать», что большинство учащихся не усвоили материал и необходима повторная отработка той или иной темы. Пример такой таблицы (вертикальной чертой отмечается количество ошибок, допущенных в работе) .
Анализируя данные этой таблицы, можно сделать вывод, что необходима отработка со всем классом темы «Раздельное правописание предлогов со словами», а работа над другими орфограммами будет проводиться индивидуально на уроках (карточки, тренажеры и т.д.).
2. В III классе или со второго полугодия II класса (если класс сильный) можно познакомить учащихся со своей, «учительской» деятельностью по анализу их контрольных работ. Обычно учеников это удивляет, ведь раньше они считали, что учитель проверяет тетради, исправляет ошибки, ставит отметку и закрывает тетрадь. То, что учитель внимательно относится к каждому слову, написанному ими, анализирует каждую ошибку, фиксирует все ошибки — это становится для них целым открытием! Учащимся предлагается после проверки учителем контрольных работ анализировать свою работу лично.
3. Учащиеся получают тетради с выполненными накануне контрольными работами. Работы уже проверены учителем, выставлена отметка. Задача учащихся: классифицировать собственные ошибки, выполнить работу, предупреждающую такие ошибки, и оценить свои работы. Каждый получает «Индивидуальный лист ученика», где в графе «Орфографические правила и грамматические задания» перечислены только те, которые присутствовали в текущей контрольной работе .
В графе «Ошибки» учащиеся отмечают наличие ошибок вертикальной чертой | (как и в таблице учителя). Во II классе можно использовать смайлики .
4. Самостоятельно с индивидуальным листом учащиеся работают примерно 10 минут. За это время сильные и средние учащиеся успевают выполнить работу, а вот слабые учащиеся испытывают трудность. Поэтому на следующем этапе урока идет работа в парах (сильный — слабый), где сильные учащиеся помогают затрудняющимся товарищам классифицировать ошибки, привести примеры слов на орфограммы, в которых допущены ошибки. Конечно же учитель в ходе урока оказывает помощь парам, если это необходимо.
5. На этапе рефлексии учитель предлагает каждому оценить свою контрольную работу на «лесенке успеха». Кроме того, учащемуся нужно представить себя в роли учителя и подумать, что бы он пожелал ученику, выполнившему данную контрольную работу.
6. . В IV классе в конце четверти можно заносить результаты в сводную таблицу, где будет видно, как происходит освоение той или иной темы .
Опыт показывает, что такая работа нравится учащимся: они не только с интересом анализируют свою работу, но и с удовольствием работают «в роли учителя», помогая своим одноклассникам понять материал, в ходе такой работы у них формируется навык самооценивания.
На вопрос: «Если бы ты был учителем, как бы ты оценил контрольную работу? Что сказал бы ученику о выполненной работе?» учащиеся дают разные ответы, например: «Молодец! Ты отлично поработал!», «Умница! Замечательная работа!», «В следующий раз будь внимательнее!», «Старайся!», «Я считаю, что перед тем, как начать работу, надо сначала внимательно прочитать задание»... В этих комментариях обычно отражается стиль работы учителя, ведь ученики оценивают себя (и других) теми же словами, что слышат от своего учителя.
Формируемые УУД
Личностные |
Регулятивные |
Познавательны |
Коммуникативные |
Формируются мотивационная основа учебной деятельности и способность к самооцениванию
|
Принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
|
Учатся анализировать, классифицировать, работать с информацией
|
Учатся взаимодействовать в социуме, приобретают умения вступать в диалог, участвовать в обсуждении
|
Характеристика этапов урока анализа контрольной работы
Этап урока
Этапы урока |
Деятельность учителя
Деятельность учителя |
Деятельность учеников
Деятельность ученика |
1. Мотивация деятельности |
Предлагает сформулировать тему урока, учитывая выполнение контрольной работы на предыдущем уроке. Дает общую характеристику всех контрольных работ.
Контрольных работконтрольных работ. Предлагает прогнозировать свой личный результат |
Формулируют тему урока «Анализ контрольной работы». Прогнозируют свой результат |
2. Актуализация знаний и умений |
Организует фронтальную работу: краткое повторение |
Отвечают на вопросы, вспоминают изученные правила |
3. Работа по теме урока |
Организует самостоятельную работу учащихся с индивидуальными таблицами. Учит навыкам самопроверки |
Работают с таблицами, классифицируют свои ошибки, заносят их в таблицу (отмечают ошибки знаком I) |
4. Закрепление изученного |
Организует работу в парах по типу сильный — слабый ученик. Продолжает обучать приемам работы в парах/группах |
Сильный ученик оказывает помощь слабому в классификации его ошибок. Ученики в паре подбирают слова с теми орфограммами, в которых допустили ошибки, находят проверочные слова
проверочные слова |
5. Рефлексия |
Дает задание каждому оценить свою работу по шкале, отметить это в таблице; написать краткий отзыв о работе, обязательно напоминает о том, что успешную работу необходимо похвалить, а ученика, выполнившего работу с ошибками — словесно поддержать |
Оценивают свою работу по шкале, пишут отзыв о работе с точки зрения учителя, дают рекомендации |
6. Итог урока |
Ставит перед учащимися итоговые вопросы: Для чего нужна была проделанная нами работа? Трудно ли было выполнять данную работу? Как вы думаете, принесет ли пользу ваш труд на этом уроке? Как вы считаете, каких ошибок вы больше не допустите в последующих работах?
|
Отвечают на вопросы, подводят итог выполненной работы |
Индивидуальный лист ученика____________________________________ Анализ контрольной работы. Дата_____________________ |
||
Орфографические правила и грамматические задания |
Ошибки |
Примеры слов с орфограммой или задания, в которых допустил ошибки |
Безударные гласные, проверяемые ударением
|
|
|
Парные согласные в корне слова
|
|
|
Правописание жи-ши, ча-ща, чу –щу, чк-, чн-
|
|
|
Непроизносимые согласные |
|
|
Перенос слов
|
|
|
Допустил пропуск, замену букв
|
|
|
Допустил исправление
|
|
|
Разбор слов по составу
|
|
|
Склонение имен существительных |
|
|
Главные члены предложения
|
|
|
Оцени с помощью «лесенки успеха »контрольную работу
|
||
Если бы ты был учителем ,какое бы пожелание ты дал ученику выполнившему работу: ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
|
Фамилия имя учащегося
|
Орфограммы в контрольной работе |
|||
Безударная гласная, проверяемая ударением |
Парная согласная в корне слова |
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Падежные окончания имен существительных |
|
Арифова Н. |
| | |
|
|| |
|
Бугаев Р |
| |
| | |
|
| |
Бекиров З |
|
| |
|
| | |
Гудаева Д. |
| |
|
|
|
Диденко Н. |
|
| |
|
|
Зубатенко А. |
| |
|
|
|
Исатов А. |
|| |
|
|
| |
Корсакова С. |
|
|
|
|
Козлова А. |
|
| |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.