Эффективные методические идеи . "Обучение учащихся самооцениванию"
Оценка 4.7

Эффективные методические идеи . "Обучение учащихся самооцениванию"

Оценка 4.7
docx
09.01.2021
Эффективные методические идеи . "Обучение учащихся самооцениванию"
Аукцион идей Аджигельдиева З.Э..docx

Отдел образования администрации Сакского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уютненская средняя школа-гимназия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: « Обучение учащихся самооцениванию»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Аджигельдиева Зенуре Эскендеровна,

 

                                                          учитель начальных классов, 4 класс,

 

                                                           первая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Отличительной особенностью нового стан­дарта является его деятельностный харак­тер, ставящий главной целью развитие лич­ности учащегося. Система образования от­казывается от традиционного предоставле­ния результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Сегодня важно сформи­ровать у учащихся не только предметные знания, умения и навыки, но и универсаль­ные учебные действия, которые дадут им возможность самосовершенствоваться и саморазвиваться.

Такой этап урока, как работа над ошиб­ками, всегда имел огромное значение. Ос­новная цель заключалась в анализе допу­щенных ошибок и предупреждении их. В настоящее время работа над ошибками ме­няет свое содержание и приобретает более масштабное значение. При правильной ор­ганизации на этом этапе урока или на целом уроке анализа контрольной работы появля­ется возможность формирования познава­тельных, коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий и навыков самоконтроля и само­оценки, внимательного и неравнодушного отношения к своей работе.

Предлагаю такой опыт по обучению уча­щихся самооцениванию.

1.     Проверяя контрольные работы, ана­лизируя их, заносить результа­ты в таблицу, в которой необходимо отмечать допущен­ные учащимися орфографические ошибки и ошибки в грамматических заданиях, т.е. классифицировать их. Эта работа, во-первых, позволяет выявить пробелы в определен­ных темах отдельных учащихся и постро­ить индивидуальную работу с ними. Во- вторых, может «просигнализировать», что большинство учащихся не усвоили матери­ал и необходима повторная отработка той или иной темы. Пример такой таблицы (вертикальной чертой  отмечается количе­ство ошибок, допущенных в работе) .

Анализируя данные этой таблицы, мож­но сделать вывод, что необходима отработ­ка со всем классом темы «Раздельное пра­вописание предлогов со словами», а работа над другими орфограммами будет прово­диться индивидуально на уроках (карточ­ки, тренажеры и т.д.).

2.   В III классе или со второго полугодия II класса (если класс сильный) можно познакомить учащихся со своей, «учительской» деятель­ностью по анализу их контрольных работ. Обычно учеников это удивляет, ведь рань­ше они считали, что учитель проверяет тет­ради, исправляет ошибки, ставит отметку и закрывает тетрадь. То, что учитель внима­тельно относится к каждому слову, напи­санному ими, анализирует каждую ошибку, фиксирует все ошибки — это становится для них целым открытием! Учащимся пред­лагается после проверки учителем контрольных работ анализировать свою работу лично.

3.   Учащиеся получают тетради с выпол­ненными накануне контрольными работа­ми. Работы уже проверены учителем, вы­ставлена отметка. Задача учащихся: класси­фицировать собственные ошибки, выпол­нить работу, предупреждающую такие ошибки, и оценить свои работы. Каждый получает «Индивидуальный лист ученика», где в графе «Орфографические правила и грамматические задания» перечислены только те, которые присутствовали в теку­щей контрольной работе .

В графе «Ошибки» учащиеся отмечают наличие ошибок вертикальной чертой | (как и в таблице учителя). Во II классе можно использовать смайлики  .

4. Самостоятельно с индивидуальным листом учащиеся работают примерно 10 ми­нут. За это время сильные и средние учащиНадпись: Томск
эте) (см.
щы, мож- отработ- ьное пра- , а работа гт прово- : (карточ-
юлугодия знакомлю ► деятель- сых работ, ведь рань- *еряет тет- отметку и 1ль внима- ову, напи- ю ошибку, ггановится имея пред- нтрольных г лично.
[И с выпол- ми работа- ггелем, вы- icя: класси-ки, выпол- ную такие ы. Каждый гг ученика»,
! правила и фечислены или в теку- 23).
'л отмечают тертой|(как [ассе можно . ошибка), ©
видуальным мерно 10 ми- дние учащи¬
еся успевают выполнить работу, а вот сла­бые учащиеся испытывают трудность. Поэ­тому на следующем этапе урока идет работа в парах (сильный — слабый), где сильные учащиеся помогают затрудняющимся това­рищам классифицировать ошибки, привес­ти примеры слов на орфограммы, в которых допущены ошибки. Конечно же учитель в ходе урока оказывает помощь парам, если это необходимо.

5.     На этапе рефлексии учитель предлага­ет каждому оценить свою контрольную рабо­ту на «лесенке успеха». Кроме того, учащему­ся нужно представить себя в роли учителя и подумать, что бы он пожелал ученику, вы­полнившему данную контрольную работу.

6.   . В IV классе в конце четверти можно за­носить результаты в сводную таблицу, где будет видно, как происходит освоение той или иной темы .

         Опыт показывает, что такая работа нра­вится учащимся: они не только с интересом анализируют свою работу, но и с удоволь­ствием работают «в роли учителя», помогая своим одноклассникам понять материал, в ходе такой работы у них формируется на­вык самооценивания.

На вопрос: «Если бы ты был учителем, как бы ты оценил контрольную работу? Что сказал бы ученику о выполненной работе?» учащиеся дают раз­ные ответы, например: «Молодец! Ты от­лично поработал!», «Умница! Замечатель­ная работа!», «В следующий раз будь вни­мательнее!», «Старайся!», «Я считаю, что перед тем, как начать работу, надо сначала внимательно прочитать задание»... В этих комментариях обычно отражается стиль ра­боты учителя, ведь ученики оценивают себя (и других) теми же словами, что слышат от своего учителя.

 

Надпись: Формируемые УУД

 

 

Личностные

 

Регулятивные

 

Познавательны

 

Коммуникативные

 

Формируются мотиваци­онная основа учебной де­ятельности и способность к самооцениванию

 

 

Принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

 

 

Учатся анализировать, классифицировать, рабо­тать с информацией

 

 

 

Учатся взаимодействовать в социуме, приобре­тают умения вступать в диалог, участвовать в об­суждении

 

 

 

 


 

Характеристика этапов урока анализа контрольной работы

Этап урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

Деятельность ученика

 

1. Мотивация деятельности

Предлагает сформулировать тему урока, учитывая выполнение контрольной работы на предыдущем уроке.

Дает общую характеристику всех

контрольных работ.

 

 

Контрольных работконтроль­ных работ.

Предлагает прогнозировать свой личный ре­зультат

Формулируют тему урока «Анализ контрольной работы».

Прогнозируют свой результат

 

2. Актуализация знаний и умений

Организует фронтальную работу: краткое повторение

Отвечают на вопросы, вспоминают изученные правила

3. Работа по теме урока

Организует самостоятельную работу уча­щихся с индивидуальными таблицами.

Учит навыкам самопроверки

Работают с таблицами, классифици­руют свои ошибки, заносят их в таб­лицу (отмечают ошибки знаком I)

 

4. Закрепление изученного

 

Организует работу в парах по типу силь­ный — слабый ученик.

Продолжает обучать приемам работы в па­рах/группах

Сильный ученик оказывает помощь слабому в классификации его оши­бок.

Ученики в паре подбирают слова с те­ми орфограммами, в которых допус­тили ошибки, находят проверочные слова

 

проверочные слова

 

 

5. Рефлексия

Дает задание каждому оценить свою работу по шкале, отметить это в таблице; написать краткий отзыв о работе, обязательно напоми­нает о том, что успешную работу необходимо похвалить, а ученика, выполнившего работу с ошибками — словесно поддержать

 

Оценивают свою работу по шкале, пишут отзыв о работе с точки зрения учителя, дают рекомендации

 

 

6. Итог урока

 

Ставит перед учащимися итоговые вопросы: Для чего нужна была проделанная нами ра­бота?

Трудно ли было выполнять данную работу? Как вы думаете, принесет ли пользу ваш труд на этом уроке?

Как вы считаете, каких ошибок вы больше не допустите в последующих работах?

 

 

Отвечают на вопросы, подводят итог выполненной работы

 

Индивидуальный лист ученика____________________________________

Анализ контрольной работы. Дата_____________________

Орфографические правила и грамматические задания

Ошибки

Примеры слов с орфограммой или задания, в которых допустил ошибки

Безударные гласные, проверяемые ударением

 

 

 

Парные согласные в корне слова

 

 

 

Правописание жи-ши, ча-ща, чу –щу, чк-, чн-

 

 

 

Непроизносимые согласные

 

 

Перенос слов

 

 

 

Допустил пропуск, замену букв

 

 

 

Допустил исправление

 

 

 

 

Разбор слов по составу

 

 

 

 

Склонение имен существительных

 

 

Главные члены предложения

 

 

 

 

Оцени с помощью «лесенки успеха »контрольную работу

 

Если бы ты был учителем ,какое бы пожелание ты дал ученику выполнившему работу:

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

 

 

Фамилия имя

учащегося

 

Орфограммы в контрольной работе

Безударная гласная, проверяемая ударением

Парная согласная в корне слова

Сочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Падежные окончания имен существительных

Арифова Н.

 

| |

 

 

||

 

Бугаев Р

 

|

 

| |

 

 

|

Бекиров З

 

 

|

 

 

| |

Гудаева Д.

 

|

 

 

 

Диденко Н.

 

 

|

 

 

Зубатенко А.

 

|

 

 

 

Исатов А.

 

||

 

 

 

|

Корсакова С.

 

 

 

 

Козлова А.

 

 

|

 

 

 


 

Отдел образования администрации

Отдел образования администрации

Отличительной особенностью нового стан­дарта является его деятельностный харак­тер, ставящий главной целью развитие лич­ности учащегося

Отличительной особенностью нового стан­дарта является его деятельностный харак­тер, ставящий главной целью развитие лич­ности учащегося

Опыт показывает, что такая работа нра­вится учащимся: они не только с интересом анализируют свою работу, но и с удоволь­ствием работают «в роли учителя», помогая своим…

Опыт показывает, что такая работа нра­вится учащимся: они не только с интересом анализируют свою работу, но и с удоволь­ствием работают «в роли учителя», помогая своим…

Характеристика этапов урока анализа контрольной работы

Характеристика этапов урока анализа контрольной работы

Индивидуальный лист ученика____________________________________

Индивидуальный лист ученика____________________________________

Фамилия имя учащегося

Фамилия имя учащегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2021