Эффективные приемы в организации урочной деятельности по английскому языку на уровне основного общего образования
Подготовила:
Польщикова
А.Е.,
учитель английского языка
МБОУ «Пригородная СОШ №1
Оренбургского района»
Среди многообразия приемов, представленных в учебниках и дополнительных учебных пособиях, каждый учитель найдет соответствующие задачам его уроков. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащегося наиболее эффективным приемам работы, максимально мобилизующим все виды памяти. Остановлюсь подробнее на некоторых приемах, пользующихся особым спросом у моих учащихся.
1. Прием «Word cloud»
Word Cloud -это ресурс, позволяющий создать визуальный образ ключевых слов текста в привлекательной форме. Вводите в специальное поле текст или URL (адрес сайта), и программа генерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом.
В своей работе я использую, в основном, следующие ресурсы:
http://www.wordle.net
www.tagul.com
http://tagxedo.com
http://www.abcya.com
Прием работы с word cloud необычен, забавен, весьма полезен для визуалов. С одной стороны, это просто возможность создать красивую картинку для доклада или презентации. С другой — полезный в обучении иностранным языкам инструмент, которому можно найти массу интересных применений.
Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить в классе. Яркие картинки будут привлекать внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти. Кроме того, можно составлять и распечатывать словесные изображения, когда ученики готовят пересказ или реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл.
Я вижу большие возможности использования «Word clouds» на уроках английского языка:
• При введении в тему
• При повторении в начале урока
• При систематизации, повторении материала
• При работе с текстом
• При работе с языковым и грамматическим материалом и.т.д.
• При контроле.
В своей работе я использую эти “облака” для достижения различных целей.
I. Warming up/ Prediction
- Организовать «мозговой штурм» в результате, которого ученик может сформулировать содержание по ключевым словам тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать.
II. Введение и первичное закрепление лексического материала.
- На этапе введения новой лексики можно составить “облако” из слов одной темы, например, названий видов транспорта, показывая картинки, попросить детей найти соответствующие названия из “ облака”.
- На этапе тренировки использования новых лексических единиц моим ученикам очень нравится следующая игра - найти в облаке слова по какой-либо теме. Например, для своих восьмиклассников при изучении темы “The World of Shopping” я составила облако по 3 темам: фрукты/ овощи, контейнеры, магазины и дети находят лексику сначала по одной теме, потом по второй и третьей.
- Ученики могут выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего запоминания или анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа или презентации.
III. Для отработки грамматического материала.
- из “облака слов” нужно составить длинное предложение, содержащее грамматическую структуру, которую Вы хотите повторить (изучить) или проверить (I have never been so happy in the whole life) или порядок слов в предложении.
- сделайте “облако слов” из вопросов, объединяющих определенную тему по грамматике для повторения, н-р conditionals.
- учащиеся должны составить вопросительные условные предложения, используя все слова из «облака», сравнивают свои предложения с предложениями партнера или ученика из другой группы.
IV. Для работы с текстом для чтения или аудирования
Pre-reading Tasks.
- Показать «облако» слов, взятых из незнакомого текста. Выделяя курсором ключевые слова, можно предсказать идею текста, тему…
- Создать облако на основе текста по теме, которую Вы планируете обсуждать, либо по теме, на которую кто-то из учащихся планирует делать небольшой доклад. Очень интересно сопоставить прогнозы учащихся о тексте, глядя на «облака» c фактическим содержанием текста. Далее спросить, что учащиеся уже знают об этом событии, почему именно те или иные слова выделены.
Этот вид работы может осуществляться как со всем классом, так и в группах (учитель может распечатать «облака» заранее и раздать их в группах).
- Включить в «облако» все слова, которые необходимо разобрать перед чтением нового текста/прослушиванием аудио, составить предложения с ними.
- Составить и ответить на вопросы для понимания из «облака», затем сравнить ответы после чтения фактического текста
- Подвести итоги предсказания
While-reading Tasks
- Превратить текст (эссе, сообщение, абзац, статья, и т.п.) в «облако», где выделенные ключевые слова можно использовать для расширения словарного запаса, найти определения, синонимы, антонимы…
Попросите ваших учеников при прослушивании текста делать пометки, чтобы позже ключевые слова из «облака» помогли им вспомнить содержание текста.
Post-reading tasks.
- Ученик выбирает одно слово из «облака» для обсуждения
- Если ученики имеют хороший уровень знаний, можно попросить их реконструировать текст по ключевым словам.
- Учащиеся составляют свои предложения и делают свои «облака слов», обмениваются и восстанавливают текст по рисунку друга.
- Создать «облака» из ключевых слов изучаемого текста, распечатать и развесить в классе для запоминания.
- Написать слова и фразы, которые ассоциируются у учащихся с определённой темой, создайте. Студентам должны обсудить словарное облако, уделяя особое внимание самым популярным словам.
V. Для совершенствования речи
- Написать рассказ о себе в «word cloud». Ученики будут иметь возможность видеть ключевые слова, слушать другого ученика и представлять все то, что важно для их сверстников. Сравните слова, которые используются чаще всего мальчиками или девочками, по возрастным группам. Эти уроки желательно проводить на интерактивной доске.
Использование этого ресурса можно распространить на изучение пословиц, идиом (например, с определённым словом или на определённую тему) и просто для составления рассказов. Вместе с тем их можно использовать для реализации мини-проектов.
Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности.
Результативность
Использование сервиса «Облака слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на урок, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов – это замечательный способ стимулировать беглую речь.
2. Прием «Backronym»
В английском языке т термин «Backronym» (бэкроним) представляет собой противовес понятию «Acronym». Backronym — это фраза, построенная таким образом, что уже существующее слово рассматривается как аббревиатура какого-либо понятия:
взять имя или предмет и раскрыть значение каждой буквы, стараясь подобрать как можно более релевантные понятия. Можно добавить условия: только существительные или прилагательные, только полные предложения и т.д.
3. Прием «Quick facts», как форма рефлексии. Прием редукции теста при чтении и пересказа после аудирования, когда учащиеся фиксируют графично или текстом содержание прочитанного, увиденного. После чего предъявляют краткий пересказ. Предварительно может быть предложен шаблон ответа.
4. Прием «Crossens»
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Он представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Перед обучающимися стоит следующая задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Читать «Кроссенс» нужно слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «клубком». Центральная картинка, по желанию учителя, может быть связана по смыслу со всеми изображениями в «Кроссенсе».
При создании «Кроссенса» можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Определить тематику (общую идею).
2. Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
3. Найти связи между элементами.
4. Определить последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».
5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр – 5-й квадрат).
6. Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
7. Заменить выбранные элементы (образы) картинками.
Кроссенс может применяться не только в начале урока, но и на этапах:
Для проверки домашнего задания (с помощью «Кроссенса» рассказать о материале прошлого урока, опираясь на картинки);
организовать групповую работу (составление «Кроссенса» на заданную тему из предложенных изображений, сравнение «Кроссенсов» групп);
творческое домашнее задание (составление «Кроссенса» в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему)
построение структуры урока (девять элементов «Кроссенса» могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Кроссенс – это головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: загадка, ребус, головоломка. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.
Список используемой литературы:
1. Бьюзен Т. Думайте эффективно. – Мн.: Попурри, 2009. – 96 с
2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика - М.: Академия, 2004.
3. Давыдова, Э.М. Игра как метод обучения иностранным языкам/ Давыдова Э.М.// Иностранный язык в школе. – 2010. - №6. – С. 34-38.
4. Ломб Като. Как я изучаю языки. – М.: Аргамак, 1993. – 273 с
5. Марчан, Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики/ Марчан Н.Б.// Иностранный язык в школе. – 2004. - №5
6. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие. – Мн: Выш. шк., 2001. – 445 с
7. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/Н.И. Гез, Г.В. Лиховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М.: Высш.шк., 1982. – 373с
8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с
9. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (Из опыта работы). Пособие для учителя./М.Ф. Стронин. 2-е изд. –М.:Просвещение, 1984. – 112 с
10. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с
11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.237-238.
12. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.