Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе
Оценка 4.7

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Оценка 4.7
docx
11.01.2024
Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе
ПЕЧАТЬ 11. 01 24 .docx

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

(из опыта работы)

Функциональная грамотность –это способность применять знания, умения, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, и что очень важно- перекладывать на собственный опыт

Каковы же требования к функциональной грамотности младшего школьника, какими качествами должен обладать учащийся начальной школы?

1.Самостоятельность, ответственность, инициативность.

2.Способность принимать   нестандартные решения в различных жизненных ситуациях.

3.Готовность взаимодействовать с окружающим миром.

4.Готовность к получению новых знаний в течение всей жизни.

5.Умение легко адаптироваться в любом социуме.

6.Отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими. 

 

На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.

Формирование грамотного письма –одно из самых сложных задач на уроках русского языка. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функциональной грамотности младшего школьника.

Какие же приёмы я использую на уроках русского языка, которые позволяют повысить мотивацию обучающихся, создадут обстановку творческого поиска, активизируют мыслительную деятельность?

          Приёмы для формирования функциональной грамотности:

1. «Нахождение орфограмм»

Начиная с 1 класса учим детей находить орфограммы, выделяя их зеленым цветом: это орфограммы буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА -ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ, заглавная буква в словах. К 2 классу обучающиеся уже умеют не только находить и выделять изученные орфограммы, а так   же их классифицировать. Формой организации деятельности обучающихся могут быть «работа в парах», когда дети меняются тетрадями и проверяют наличие орфограмм друг у друга. А также могут быть такие формы, как игра «Кто найдёт больше орфограмм в данном тексте» или «Выдели все орфограммы по заданной теме».

2.Приём «Исправь ошибки».

 В тексте допущены ошибки (можно назвать и количество ошибок). Обучающиеся, обнаружив их, исправляют. Форма работы групповая и работа в парах. Можно использовать и индивидуальную форму работы с отстающими или одарёнными детьми. Текст «Спас птицу» 2 класс.

        Стоял тёплый ден. пушыстый кот васка грелся на крылце. варабей клевал крошки хлеба. чюет кот добычю. глазки у васки заблестели Кот бросился на птицу.
       это заметил алёша. малчик стал гнат васку. Кот злился  алёша спас птицу. варабей скрылся в кустах

 3.Приём «Проблемная ситуация»

Проблемная ситуация –это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса обучающихся к изучаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, самостоятельного принятия решений.

Например, на уроке в 4 классе   дети изучают тему «Неопределённая форма глагола».

На доске записаны глаголы: садились, читать, плакал, вставать, перелистывать, благодарил, идти, изучают, приходит.

Задание: определить у данных глаголов время и число.

Проблема: У каких глаголов ты не смог определить время и число?

Поиск решения: Чем похожи все эти глаголы? Как бы вы назвали такие глаголы?

Форма работы групповая: выписать из стихотворения «Не мешайте мне мечтать» все глаголы в неопределённой форме:

Не мешайте мне мечтать, мне б мешок конфет достать,

развернуть, жевать, сосать, чавкать, чмокать, уплетать,

долго-долго не глотать, наслаждаться, смаковать,

мне не надо в рот смотреть, совесть надобно иметь,

так могу я подавиться и на месте умереть.

4.Словарная работа.

Работа со словарными словами –одна из важнейших на уроках русского языка. Чтобы обучающиеся лучше запоминали эти слова, можно использовать разные задания:

1.Выписать словарные слова на темы «Школа», «Овощи», «Инструменты».

2.Слова на разные орфограммы.

3.Слова-существительные мужского, женского, среднего рода.

3.Слова –одушевленные и неодушевленные имена существительные

5.Проектная деятельность.

В конце изучения   большего раздела обучающиеся пишут небольшие проекты. В 1 классе проект «Мой Алфавит», во 2 классе проекты «Опасные гласные», В 3 классе «Рассказ о слове»», «Составляем орфографический словарь». в 4 классе «Говорите правильно», «Пословицы и поговорки»

 

 

Рассмотренные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяет повысить мотивацию к учению, создают обстановку творческого поиска.

 


 

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Стоял тёплый ден. пушыстый кот васка грелся на крылце

Стоял тёплый ден. пушыстый кот васка грелся на крылце

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024