Доклад на тему:
"Эффективные приёмы работы по формированию
читательской грамотности в начальной школе".
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим небольшим опытом, который, надеюсь, вам также пригодится. Тема моего выступления: "Эффективные приёмы работы по формированию
читательской грамотности в начальной школе".
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать».
Дени Дидро
В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в соцсетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
В начальной школе возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Данные задачи решаются на уроках литературного чтения.
В современном мире переизбытка информации
проблема понимания текстов особенно актуальна. Ребенок, испытывающий проблемы в
понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь
текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой
задачи. Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова
и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская грамотность.
Читательская грамотность
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
· умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
· умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
· найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
· основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
· устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
· интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Формирование читательской грамотности
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.
Существует несколько особенностей формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
· умение правильно прочитывать слова;
· понимать смысл текста;
· выразительно читать;
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов.
Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Приемов очень много, например:
- Приём «Мозговой штурм» ;
- Приём «Уголки» ;
- Приём «Написание творческих работ» ;
- Приём «Создание викторины».
- Приём «Логическая цепочка».
- Приём «Тонкие и толстые вопросы» и т.д.
Также выделяют следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
- репродуктивный,
- проблемного изложения,
- частично-поисковый (эвристический) ,
- исследовательский,
- активный. На уроке я использовала активный метод обучения. Этот метод направлен на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем. При этом методе деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Я хочу вам показать Приём – «Чтение с остановками» на примере урока во 2 классе . Литературное чтение Э. Успенский «Чебурашка», которое я часто использую.
Материалом для его проведения
служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
1. Оценка уровня сформированности читательской грамотности
Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.
1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
3. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
4. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003.
5. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
6. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.
7. Круглова Т.А. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
8. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч. 3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.
9. Селевко. Г.К. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование, 2004. – № 4.
10. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Оспипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.
11. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.
12. Диагностика учебной успешности в начальной школе/Под ред. П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина. – М.: Открытытй институт «Развивающее образование», 2009.
13. Интернет – ресурсы:
- http://mcbs.ru/chtenie/
- http://www.openclass.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
- http://pedsovet.su/
- http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.html
http://www.school2100.ru/upload/iblock/234/23417d35027c6e951eaa656deb230e8d.pdf
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.