«Эффективные способы организации урока математики в начальной школе».
Подготовила: учитель начальных классов
Избогамбетова Айжан Абайевна
Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира. (Слайд 1)
Цель использования активных методов обучения учителем – создание у учащихся
устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только
узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике
позволяет учащимся значительно повысить результативность в изучении школьных
предметов и развивает способности к обработке информации (классификация,
обобщение, сходство и различие и т.д.).
Китайская пословица гласит : «Скажите мне – я забуду, покажите мне
– я запомню, вовлеките меня – я пойму».
Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:
10% того, что читает;
20% того, что слышит;
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;
90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов. (Слайд 2)
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. Наиболее продуктивными считаю:
- проблемное обучение,
- работа в парах,
- групповая работа,
- учебно-игровая деятельность,
- дидактические игры,
- использование ИКТ. (Слайд 3)
Проблемные методы.
«Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию».
Проблемные методы способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.
Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.
Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.
Проблемные задания -задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений. (Слайд 4 – 8)
Пары и группы
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.(Слайд 9-10)
Метод проектов
Проект в переводе с латинского означает «брошенный вперед».
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата
Проект: «Числа в загадках, стихах, пословицах и поговорках»
Проект: «Весёлый счёт. Число и цифра 9»
Проект: «Узоры и орнаменты на посуде»
Проект: «Математическая сказка», «Меры длины»
Проект «Мир в движении» (Слайд 11-12)
Использование игровых методов
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Слайд 13 )
Значение дидактических игр:
• значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
• урок становится более ярким, эмоционально насыщенным;
• формируется положительная мотивация к обучению;
• развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособность;
• формируется умение работать в команде. (Слайд 14)
• По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
• – игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (придумать числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной).
• – игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков («Математическая рыбалка», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля»).
• – игры, включающие элементы поиска и творчества («Собери круговые примеры», «Математическая гусеница») (Слайд 15)
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
По функциям дидактические игры делятся на:
– обучающие;
– контролирующие;
– обобщающие. (Слайд 16)
Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.
(Примеры игр на слайдах 17 – 33)
Использование нетрадиционных уроков.
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.
- Урок – путешествие
Урок проводится в форме воображаемого путешествия.
Этапами урока являются остановки по пути следования.
Урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в
пределах 10»
(по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)
- Урок-сказка.
Как и в любой сказке, на таком уроке есть
положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино,
Карабас-Барабас).
В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация,
развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей.
Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.
- Урок-игра
Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды. (Слайд 34)
ИКТ
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего
школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в
учебный
процесс. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером
вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.
Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Эффективные методы обучения
- способствуют развитию младших школьников;
- активизируют их познавательную деятельность;
- формируют исследовательские умения и навыки;
- служат выработке умений работать в команде. (Слайд 35)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.