Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры
Оценка 4.6

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
физическая культура
4 кл
29.04.2019
Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры
В данной статье рассматривается работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями первого варианта в коррекционной школе. Реализуется безоценочное обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями. Согласно ФГОС определены уровни усвоения обучающимися учебного материала: минимальный и достаточный. Мы предлагаем проводить зачет по нескольким разделам в форме полосы препятствий. В статье рассматривается методика проведения полосы препятствий.
Статья для ЗНАНИО.docx
Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры Ведерникова Ирина Владимировна, учитель физической культуры, г.Комсомольск­на­Амуре На   современном   этапе   развития   образования  детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   уделено   должное   внимание   индивидуальному развитию ребенка. В частности, введена новая система оценивания успехов обучающихся согласно варианту обучения по ФГОС [8]. Согласно положению, реализуется безоценочное обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями  по всем учебным предметам. Определены уровни   усвоения   обучающимися   учебного   материала:   минимальный   и достаточный. Успехи ученика сравниваются с его же личными достижениями за предыдущий период.  Для верной оценки развития двигательных навыков учителю физической культуры   необходимо   знать   особенности   их   развития.   А   также   вести наблюдения индивидуальных достижений обучающихся. На   физическое   развитие,   двигательные   способности,   обучаемость   и приспособляемость   к   физической   нагрузке   оказывает   влияние   тяжесть первичного   дефекта,   сопутствующие   заболевания,   вторичные   нарушения, особенности   психической   и   эмоционально­волевой   сферы   детей   с   легкой умственной отсталостью [7]. В связи с этими причинами физическое развитие происходит   качественно   своеобразно,   со   сдвигом   границ   сенситивных периодов [3]. Сенситивные периоды развития координационных способностей  у детей с умственной отсталостью в возрасте 8­15 лет (Горская И. Ю.) Координационные способности Девочки Дифференцирование  пространственных параметров  движения Дифференцирование силовых  параметров движения Реагирующая способность  (зрительно­моторная реакция) 11 ­ 12 лет Мальчики 10 ­ 11 лет 8­10 и 11 ­ 12 лет 8­10 и 13 ­ 14 лет 10 ­ 12 лет 10 ­ 12 лет Максимальная частота движений 13 лет Сохранение равновесия 9 ­ 10 лет Ориентировка в пространстве 10 ­ 11 и 13 ­ 14 лет 14 лет 10 ­ 11 лет 9 ­ 10 и 13 ­ 14  лет Кинестетическая способность  (точность воспроизведения  заданной амплитуды движения) 10 ­ 11 лет 10 ­ 11 лет Рисунок 1. Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется   в   замедленном   темпе   развития   локомоторных   функций, непродуктивности   движений,   двигательном   беспокойстве   и   суетливости. Движения   бедны,   угловаты,   недостаточно   плавны.   Особенно   плохо сформированы   тонкие   и   точные   движения   рук,   предметная   манипуляция, жестикуляция   и   мимика.   Мозговой   В.М.   в   статье   «Характеристика двигательных   нарушений…»   выделяет   нарушения   основных   движений   и двигательных способностей у детей начальной школы с легкой умственной отсталостью [6]. Специализированная   работа   по   предмету   способствует   коррекции вышеперечисленных   расстройств.   Для   начальной   коррекционной   школы   по предмету физическая культура по ФГОС предполагается работа с детьми по первому и второму варианту развития. В данной статье мы рассматриваем работу с обучающимися первого варианта коррекционной школы. По   итогу   усвоения   учебного   раздела   по   физической   культуре необходимо   проводить   проверку   формирования  базовых   учебных  действий (далее­БУД). Это могут быть контрольные упражнения, упражнения­тесты, контрольно­обобщающий   урок.   Мы   предлагаем   проводить   зачет   по нескольким разделам в форме обобщающего урока игры или соревнования. Для выбора формы проведения существуют следующие основания:  Ребятам   необходима   частая   смена   деятельности   и   им   неинтересно выполнять монотонное упражнение на оценку;  Стремление   к   победе   создает   высокую   мотивацию   к   выполнению двигательной программы на спортивном этапе.  При выполнении нескольких этапов обучающийся более самостоятелен в   рефлексии:   он   может   выразить   свои   ощущения   по   поводу   приложенных усилий,   приложенных   на   определенном   этапе.   Другими   словами,   ребенок может   сказать   на   каком   этапе   ему   было   легче   или   сложнее   и   в   чем   это выражалось.  В начальной школе осуществляется безоценочное обучение, и в ходе выполнения полосы препятствий мы видим личный прогресс обучающегося. Сам ребенок сравнивает свои успехи с предыдущими, которыми он владел при обучении двигательным навыкам. Методика   проведения   полосы   препятствий   предполагает   соблюдение следующих этапов: в к а   и   м о т и в и р о в а н и е   П о д г о т о в к а   с п о р т и в н о г о   П р о в е д е н и е   с п о р т и в н о г о   П о о д г б у ч о а т ю о щ и х с я   о ц е н и в а н и е ,   а н а л и з   Р р е е ф з у л л е ь к т с а и т я о , в и н в е н т а р я м Рисунок 2. е р о п р и я т и я Учитель может выбрать форму контрольного урока:  соревнование по этапам,  командная игра­путешествие с полосой препятствий. Какой   бы   вариант   проведения   не   был   выбран,   существуют   общие методические   приемы   для   организации   полосы   препятствий.   При планировании   полосы   препятствий   необходимо   учитывать   следующие моменты: 1. Организация   и   содержание   коррекционно­педагогического воздействия   должны   ориентироваться   на   возрастные   и   индивидуальные особенности и возможности учащихся. 2. Необходим   системный   подход   в   планировании   этапов   полосы препятствий, а именно, учет физического развития на каждом году обучения детей с ОВЗ, ориентирование на уровень двигательной подготовленности. 3. Содержание   этапов   полосы   препятствий   может   варьироваться   от целей контрольного урока, а также от пройденного программного материала по предмету физическая культура. 4. Давать   мотивационные   установки   по   владению   двигательными упражнениями. 5. Распределять обязанности между участниками полосы препятствий. В   связи   с   нарушением   умственной   деятельности   и   общей психофизической отсталости, учащимся коррекционной школы сложно сходу понять не только суть спортивной игры, но и невозможно принять участие в игре без специальной подготовки. При подготовке к полосе препятствий необходимо: учитывать степень тяжести первичного дефекта,  удлинять период подготовительных упражнений и игр для подготовки к   отдельным этапам полосы препятствий,  дробить   обучение   приемам   действий   и   выполнению   двигательно­ моторным навыкам,  применять   специальные   средства   развития,   эффективные   формы развития подготовки к этапам полосы. Подготовка   полосы   препятствий   длится   в   течение   всего   периода обучения. Помимо усвоения академического компонента по разделам (рис. 1), необходимо   проводить   психологическую   и   организационную   подготовку обучающихся к мероприятию. Психологическая   готовность   ребенка   к   данному   мероприятию выражается в готовности принятия собственного результата. Мотивирование не на победу (если это соревнование), а на выполнение задания, максимально эффективное   преодоление   препятствия,   обучение   взаимной   поддержке   и общению в команде. Не смотря на безоценочную систему обучения, каждый ученик жаждет получить высокую оценку своей деятельности, и учитель продумывает формы поощрения и фиксирования личных достижений ребенка. Организационная   готовность   участников   заключается   распределении обязанностей   между   членами   команды,   отработке   служебных   функций   в процессе   прохождения   полосы,   обучение   ребят   страховке   на   этапах. Страховку также осуществляет учитель, особенно при выполнении сложных заданий   (этапы   №   1,   3,   4,   см.   ниже   содержание   полосы   препятствий). Служебные   функции   выполняются   участниками   полосы   препятствий.   Это подготовка инвентаря для этапа в ходе мероприятия, уборка инвентаря после выполнения   участником   задания.   Служебные   функции   выполняет   каждый участник команды по очереди. Страховке одноклассников обучающийся учится в процессе выполнения физических   упражнений   в   течение   учебного   года.   Ребятам   необходимо подробно   объяснить   важность   страховых   действий   на   всех   этапах   полосы препятствий (рис. 3). Учитель осуществляет страховку на всех этапах (рис. 4). Страховку могут осуществлять старшие ребята из спортивного актива школы (рис. 5). Рисунок 3 Подготовку спортивного инвентаря могут готовить ребята спортивного Рисунок 5 Рисунок 4 актива, но учитель контролирует и проверяет исправность. Проведение полосы препятствий может варьироваться. Мы предлагаем следующее содержание. 1. Старт   –   с   рюкзаком   бегом   –   пройти   по   качелям   –   бегом   до шведской   стенки   –   подняться   по   ней,   перелезть   через   перекладину, спуститься. 2. Бегом   до   туннеля   –  пролезть   через   туннель   на   четвереньках   – бегом до фишки (обогнуть ее). 3. Подбежать к мостику, выполнить прыжок на козла с опорой на голени,   встать   на   2   ноги,   спрыгнуть   с   козла   –   бегом   до   стопки   матов, перекатиться через нее – обогнуть фишку. 4. Бегом   до   скамейки   –   пройти   по   скамейке,   которая   краями опирается на два стула – добежать до фишки – метнуть 2 дротика – обогнуть фишку. 5. Выполнить прыжок в высоту через резинку – бегом до фишки – обогнуть фишку. 6. Развернуть мешок, влезть в него двумя ногами и прыжками или бегом до средней линии зала – мешок снять, взять скакалку и выполнить 3 прыжка на месте на двух ногах – бегом до фишки, обогнуть ее, подбежать к первой   (стартовой)   фишке,   снять   рюкзак   и   передать   его   следующему участнику. Последний участник (после прохождения 6 этапов) подбегает к штабу (это может быть стол жюри), достает из рюкзака депешу и отдает ее члену жюри,  застегивает   рюкзак,  подбегает   к   первой   фишке  (старту),  поднимает руку вверх – фиксируется время команды. В депеше может быть написано: «МОЛОДЦЫ!». Оценивание результатов проводится для обучающихся и для учителя. Ученику важно увидеть свое достижение, почувствовать свои силы в преодолении   препятствия.   Получить   положительную   оценку   от   учителя. Получить награду по итогу мероприятия. Учитель   фиксирует   личные   успехи   обучающегося   в   формировании двигательного   навыка,   а   именно   учитывает   время   и   правильность прохождения этапа каждым учеником. Особенности   обучающихся   с   интеллектуальными   нарушениями затрудняют   рефлексию   обучающихся.   Учитель   с   помощью   наводящих вопросов выявляет затруднения ребенка в прохождении полосы препятствий, а также доводит до сознания каждого участника личный прогресс по итогу мероприятия. Ребенку начальной школы важно, чтобы его успех заметили, похвалили за труд. Радостью также станет награждение: грамота, сертификат преодоления полосы препятствий, медаль. Невозможно   недооценить   ценность   данного   мероприятия   как контрольного урока.   Полоса препятствий способствует 1) Осуществлению контроля формирования двигательных действий по итогам прохождения учебной программы. 2) Дифференциации   и   варьированию   сложности   заданий   в зависимости от готовности участников 3) Поддержанию   интереса   к   актуальной   для   учащихся   начальной школы формы деятельности – спортивной игры, соревнованию. 4) Расширению,   коррекции   программного   материала   с   целью применения различных форм формирования БУД по предмету. 5) Воспитанию нравственных качеств личности, развитию жизненных компетенций, деловым взаимоотношениям в команде учеников и ученическом коллективе.  В   заключении   хочется   еще   раз   отметить,   что   спортивная деятельность   в   коррекционной   школе   несет   огромный   воспитательный, развивающий   и   положительно­стимулирующий   потенциал   для обучающихся.  Использование   полосы   препятствий   способствует   эффективному контролю развития двигательных действий, создает ситуацию успеха. Дети демонстрируют   индивидуальный   уровень   физического,   нравственного, психологического   развития.   Быстро   меняющаяся   спортивная   ситуация заставляет   думать,   делает   ребят   активными   участниками   контроля,   учит страховать   и   выручать   партнеров,   обогащает   двигательный   опыт   каждого ребенка,   позволяет   выплескивать   свои   эмоции,   учит   радоваться   своим успехам и достижениям других ребят. Список литературы 1 Блинов,   Н.Г.   Практикум   по   психофизиологической   диагностике.   ­   М.: Физкультура и спорт, 2000. – 200 с. 2 Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6­ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. ­ М.: Педагогика, 1983. – 368 с. 3 Возрастные   закономерности   и  сенситивные   периоды   развития   базовых видов   координационных   способностей   у   детей   с   нарушением   речи   в сравнении   со   здоровыми   школьниками   8­15   лет   /   И.Ю.  Горская,   Л.А. Суянгулова, Н.П. Филатова, Е.Ф. Мухамедьярова  // Теория и практика физической культуры. – 2002. ­ №10. ­ С. 15­18. 4 Певзнер,  М.С.   Психическое   развитие   детей   с   нарушением   умственной работоспособности: (Вариант гидроцефалии) / М.С. Певзнер, Л.И. Ростя­ гайлова, Е.М. Мастюкова. М.: Педагогика, 1982. ­ 104 с. 5 Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. ­ СПб.: Речь, 2003. — 400 с. 6 Мозговой,   В.М.   Характеристика   двигательных   нарушений   у   умственно отсталых учащихся // Дефектология. – 1993. ­ №3. – С. 79 7 Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с. 8 Положение   о   системе   оценки   возможных   результатов   освоения адаптированной программы обучающимися с умственной отсталостью / КГК СКОУ СКОШ VIII вида общеобразовательной   основной     №1 – 30.05.2015.

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

Эффективные средства контроля формирования базовых учебных действий  у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019