АА. Кириленко
Раздел «ГЕНЕТИКА»
тм Все типы задач
Тренировочная тетрадь
ЛЕГИОН
А.А. Кириленко
РАЗДЕЛ «ГЕНЕТИКА»
Все типы задач
10-11 классы
ТРЕНИРОВОЧНАЯ ТЕТРАДЬ
тм
ЛЕГИОН
Ростов-на-Дону
2016
ББК 28я721
«з
Смирнова ОБ. — кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики биологического образования Академии биологии и биотехнологии им. ДИ. Ивановского ЮФУ.
Кириленко, А. А.
К43 Биология. ЕГЭ. Раздел «Генетика». Все типы задач. 10—1 1 классы. Тренировочная тетрадь. [А. А. Кириленко. — Ростов н/Д : Легион, 2016. — 64 с. — (ЕГЭ).
lSBN 978-5-9966-0713-6
Предлагаемая читателям тетрадь является незаменимым помощником при овладении методикой решения задач по генетике. В книге представлены все типы задач данного раздела, которые встречаются на ЕГЭ по биологии, К каждому блоку задач даны примеры с решениями комментариями и большое количество заданий для самостоятельного выполнения.
Издание ориентировано на обучающихся 10-11 классов, планирующих сдавать ЕГЭ по биологии и интересующихся этой наукой. Пособие будет полезно учителям для организации подготовки к экзамену, работы в классе, составления контрольных и проверочных работ. Издание дополняет учебно-методический комплекс «Биология. Подготовка к ЕГЭ».
ББК 28я721
lSBN 978-5-9966-0713-6 © 000 «Легион», 2016
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуйте, дорогие старшеклассники!
Генетика изучает закономерности изменчивости и наследственности, даёт возможность прогнозировать и анализировать передачу наследственных признаков.
Данный раздел
является одним из самых сложных в школьном курсе общей биологии, причём
наибольшую трудность представляет умение решать задачи. Решение задач по
генетике разного уровня сложности поможет вам лучше усвоить материал этого
раздела, а также развить умения самостоятельно излагать и обосновывать свои
мысли, устанавливать причинно-следственные связи, приводить доказательства,
делать выводы, анализировать биологическую информацию, применять полученные
знания в новых нестандартных ситуациях.
Тетрадь, которую вы держите в руках, даст вам возможность эффективно подготовиться к экзамену и достичь высоких результатов. С помощью данного издания вы сможете самостоятельно отрабатывать алгоритм решения различных задач по генетике.
Тренировочная тетрадь является логическим дополнением учебнометодического пособия «Биология. ЕГЭ. Раздел «Генетика». Теория, тренировочные задания» и незаменимым помощником при изучении биологии, подготовке к олимпиаде и ЕГЭ по биологии. В издании подробно рассматриваются примеры решения всех типов задач по «Генетике» . В помощь выпускникам предложены «шпаргалки», помогающие запомнить, а при решении задач быстро вспомнить механизмы и закономерности наследования различных признаков у организмов. Издание имеет большой блок заданий для самостоятельной работы и краткие ответы к ним .
Если вы будете следовать ниже изложенным правилам, то вам легче будет преодолевать возникающие при решении генетических задач трудности.
Замечания и предложения, касающиеся данной книги, можно присылать почтой или на электронный адрес: legionrus@legionrus.gom.
Обсудить пособия, оставить замечания и предложения, задать вопросы можно на форуме издательства: http://f.legionr.ru.
1. Внимательно читаем условие задачи (лучше прочитать 2 раза).
2. Записываем его, выделяя доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (фенотипы записывать обязательно!). Вначале записываем, что дано (признаки родительских форм), а затем то, что требуется определить (признаки ПОТОМКОВ).
• Родительские организмы обозначаем латинской буквой Р, на первом месте ставим (так принято) женский пол — 9 (зеркало Венеры), на втором — мужской З (щит и копьё Марса).
•
Потомство от скрещивания (гибриды) обозначаем буквой F,
цифрой в индексе обозначаем порядок поколения, например, Р1 , F2, Рз,
• Доминантный признак обозначаем произвольно (если в условии задачи не даётся определённое обозначение признака) любой заглавной буквой латинского алфавита, а рецессивный признак (аллельный) — той же строчной буквой, например, А — а, В — Ь, С — с, D — d, L — 1 и т. д.
З. Вносим в условие известные гены: если проявляется доминантный признак — один ген (А ), а если рецессивный — оба фа). Выясняем, сколько пар генов кодируют перечисленные в задаче признаки, число фенотипических классов в потомстве и их количественное соотношение. Кроме этого, учитываем, связано ли наследование признака (-ов) с половыми хромосомами, сцепленное оно или независимое, а также какие гены взаимодействуют при наследовании — аллельные или неаллельные.
4. Уточняем генотипы родительских форм и потомков и приступаем к решению задачи, соблюдая определённую последовательность. Сначала составляем цитологическую схему скрещивания родительских форм (обязательно указываем фенотипы!).
5. Зная генотипы родителей, определяем, какие гаметы они дают.
При записи гамет мы должны помнить, что
• каждая гамета получает гаплоидный (одинарный) набор хромосом (генов);
• все гены имеются в гаметах;
• в каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары, то есть только один ген из каждой аллели;
• потомок получает одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) от отца, а другой аллельный ген — от матери;
•
![]() |
• буквенные обозначения того или иного типа гамет записываем под обозначениями генотипов, на основе которых они образуются.
6.Заполняем решётку Пеннета, находим в ней интересующие нас генотипы и фенотипы потомков и вычисляем вероятность их появления. В решётке Пеннета по горизонтали располагаем женские гаметы, а по вертикали — мужские. В ячейки решётки вписываем образующиеся сочетания гамет — зиготы. Затем записываем фенотипы потомства.
7.Даём ответы на все вопросы задачи (ответы убедительно аргументируем!).
Основные правила, помогающие в решении генетических задач
Правило |
Если ... |
то ... |
1 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 : 1, |
эти особи гетерозиготны (моногибридное скрещивание, полное доминирование). |
2 |
при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1 : 2 : 1, |
эти особи гетерозиготны (моногибридное скрещивание, неполное доминирование). |
з |
в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1 : 1, |
одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая — гомозиготна по рецессивному признаку (моногибридное анализирующее скрещивание). |
4 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : З : З : 1, |
родительские особи были дигетерозиготными (дигибридное скрещивание). |
5 |
в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков в соотношении 1 : 1 : 1 : 1, |
одна из родительских особей была дигетерозиготна, а другая — дигомозиготна по рецессивному признаку (дигибридное анализирующее скрещивание). |
6 |
в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков в соотношении 1 : 1, |
одна из родительских особей была дигетерозиготна, а другая — дигомозиготна по рецессивному признаку (дигибридное анализирующее скрещивание, проявляется закон Т. Моргана — закон сцепленного наследования). |
7 |
в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков, при чём |
одна из родительских особей была дигетерозиготна, а другая — дигомозиготна по рецессивному признаку (дигибридное анализирующее скрещивание, |
![]() |
|
особей с признаками родительских форм появляется значительно больше, чем особей с перекомбинированными признаками, |
проявляется закон Т. Моргана — закон сцепленного наследования, нарушение сцепления генов в результате кроссинговера). |
8 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношениях 9 : З : 4; |
это свидетельствует о комплементарном взаимодействии неаллельных генов. |
9 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношениях 12 : З : 1; |
это свидетельствует об эпистатическом взаимодействии неаллельных генов, |
10 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношениях 15 : 1; |
это свидетельствует о полимерном взаимодействии неаллельных генов. |
11 |
признаки от матери передаются сыновьям, а от отца — к дочерям («крисс-кросс» — наследование), |
гены, отвечающие за развитие этих признаков, находятся в половых хромосомах (в Х-хромосоме) и наследуются сцеплено с полом. |
12 |
признак наследуется только по линии отца, |
ген находится в У-хромосоме и наследуется сцеплено с полом, имеющим У-хромосому (голандрический признак). |
![]() |
Как получить максимальный балл за выполнение задания ЛЕ 40 (задача по генетике)?
Задание № 40 требует от
вас полного и развёрнутого ответа, поэтому необходимо
• правильно оформить решение задачи — составить схему (-ы) скрещивания (-ий);
• указать в каждом элементе ответа фенотипы и генотипы родителей и потомков, а также гаметы;
• ответить на все поставленные в задаче вопросы;
• результаты прокомментировать;
• указать законы, которыми вы пользовались при решении задачи.
Эксперт при проверке выставит вам:
• З балла — за абсолютно верный и полный ответ;
• 2 балла — за верное решение задачи в целом;
•
![]() |
• О баллов, если генотипы родителей указаны неверно.
Поэтому очень важно правильно оформлять решение задачи, отвечать на все вопросы и комментировать полученные результаты.
Итак, рассмотрим примеры решения и оформления некоторых генетических задач.
Пример 1. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови — над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства. Объясните полученные результаты.
1. Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
||
Р: |
Длинные ресницы Короткие ресницы Широкие пушистые брови Нормальные брови 8 длинные ресницы и широкие пушистые брови |
а в ААВВ |
|
Так как в условии задачи не даны буквы для обозначения генов, используем произвольное обозначение.
2.
Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы
родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
(Г длинные ресницы и х
8 длинные ресницы и широкие
широкие пушистые брови |
пушистые брови |
АаВЬ |
ААВВ |
АВ, АК), ав, аЬ |
АВ |
З. Заполняем решётку Пеннета:
|
АВ |
|
аВ |
|
|
ААВВ длинные ресницы и широкие пушистые брови |
ААВЬ длинные ресницы и широкие пушистые брови |
АаВВ длинные ресницы и широкие пушистые брови |
АаВЬ длинные ресницы и широкие пушистые брови |
4.
![]() |
|||
![]() |
|||
5. Записываем ответ. Ответ:
1) генотипы родителей: (длинные ресницы и широкие пушистые брови) — АаВЬ (гаметы АВ, АЬ, аВ, ab), 8 (длинные ресницы и широкие пушистые брови) — ААВВ (гаметы АВ);
2) фенотипы потомков — 100 0/0 с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями;
З) генотипы потомков — ААВВ, АаВВ, ААВЬ, АаВЬ.
Пример 2. У человека ген курчавых
волос (А) не полностью доминирует над геном прямых волос, а оттопыренные уши
(Ь) являются рецессивным признаком. Обе пары генов находятся в разных
хромосомах. В семье, где родители имели нормальные уши и один — курчавые
волосы, а другой — прямые, родился ребёнок с оттопыренными ушами и волнистыми волосами.
Их второй ребёнок имел нормальные уши. Составьте схему решения задачи.
Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего
появления детей с оттопыренными ушами и волнистыми волосами.
1.
Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Курчавые волосы Прямые волосы Волнистые волосы Нормальные уши Оттопыренные уши Р: 9 курчавые волосы, нормальные уши 8 прямые волосы, нормальные уши Щ : волнистые волосы, оттопыренные уши ? волосы, нормальные уши |
а Аа в ааВ |
При записи условия для обозначения генов используем буквы, данные в условии задачи.
2.
Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы
родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы. 9 курчавые волосы, 8
прямые волосы, нормальные уши нормальные уши ааВЬ
Ав, ЛЬ аВ, ab
З. Заполняем решётку Пеннета:
|
Ав |
|
аВ |
АаВВ волнистые волосы, нормальные уши |
АаВЬ волнистые волосы, нормальные уши |
ab |
Аавь волнистые волосы, нормальные уши |
Aabb волнистые волосы, оттопыренные уши |
4. Объясняем решение задачи. Дигибридное скрещивание (рассматривается наследование двух пар признаков — структура волос и форма ушей), гены находятся в разных хромосомах, доминирование признака структура волос неполное. Так как в семье появился ребёнок с оттопыренными ушами, то родители по этой аллели гетерозиготные и их генотипы: ААВЬ, (3' ааВЬ. Признак курчавые волосы доминирует не полностью, поэтому у всех детей в этой семье могут быть только волнистые волосы. Вероятность появления в дальнейшем детей с волнистыми волосами и оттопыренными ушами — 25 0/0 (1/4).
5. Записываем ответ. Ответ:
1) генотипы родителей: 9
(курчавые волосы, нормальные уши) ААВЬ (гаметы ДВ, ЛЬ), (З (прямые волосы,
нормальные уши) — ааВЬ (гаметы аВ, ab);
2) генотипы и фенотипы родившихся детей — 75 0/0 (3/4) волнистые волосы, нормальные уши (АаВ_), 25 0/0 (1/4) волнистые волосы, оттопыренные уши (Aabb);
З) вероятность рождения детей с волнистыми волосами и оттопыренными ушами — 2594 (1/4).
![]() |
1. Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Коричневая окраска семян Белая окраска семян Гладкая форма семян Морщинистая форма семян Р: 9 коричневые гладкие семена 8 белые морщинистые семена F1 : коричневые гладкие семена (400 растений) белые морщинистые семена (398 растений) |
а в aabb 9 |
При записи условия для обозначения генов используем буквы, данные в условии задачи.
2. Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: 9 коричневые гладкие семена х 8 белые морщинистые семена
|
АаВЬ |
aabb |
|
АВ, ab |
ab |
171: |
коричневые гладкие семена |
белые морщинистые семена |
|
АаВЬ |
aabb |
В данном случае решётка Пеннета не нужна.
![]() |
4. Записываем ответ. Ответ:
1) генотипы родителей: (коричневые гладкие семена) — АаВЬ (гаметы АВ, ab), 8 (белые морщинистые семена) — aabb (гаметы ab);
2) фенотипы потомков — коричневые гладкие семена (400 растений), белые морщинистые семена (398 растений); генотипы потомков — АаВЬ (коричневые гладкие семена) : aabb (белые морщинистые семена);
З) проявляет действие закон сцепленного наследования признаков (закон Т. Моргана)
Пример 4. У кошек и котов ген чёрной окраски шерсти (А) и рыжей окраски (В) локализованы в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование — черепаховую окраску (АВ). От чёрной кошки родились черепаховый и два чёрных котенка. Определите генотип кошки, фенотип и генотип кота, а также пол черепахового и чёрных котят. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
1. Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Чёрная окраска шерсти Рыжая окраска шерсти Черепаховая окраска шерсти Р: ? чёрная 8 ? F1: черепаховый 2 чёрных |
ХА хАхв х?хо |
При записи условия используем для обозначения генов буквы, данные в условии задачи.
2. Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
9 чёрная х (3' рыжий
ХАХА ХВУ
![]() |
Р1 : 1 черепаховый2 чёрных
9 хАхв 8 ХАУ
В данном случае решётка Пеннета не нужна.
З. Объясняем решение задачи.
Признаки наследуются сцеплено с полом. У кошек пол определяется так же, как у
человека, то есть самка гомогаметная, а самец — гетерогаметный. Генотип чёрной
кошки — ХАХА Среди котят один имеет черепаховую окраску
шерсти, а это возможно только при сочетании двух генов в генотипе: гена чёрной
окраски (ХА) и гена рыжей окраски (хв), следовательно,
черепаховый котёнок — кошечка с генотипом — ХАХВ. Так как
в потомстве появился котёнок с черепаховой окраской, то кот имел рыжую окраску,
его генотип — ХВУ. Чёрные котята — это котики с генотипом ХАУ.
4. Записываем ответ. Ответ:
1) генотип кошки: 9 (чёрная) — ХАХА (гаметы ХА);
2) генотип и фенотип кота: 8 (рыжий) — ХВУ (гаметы хв, У);
З) фенотипы, генотипы и пол котят: ХАХВ — черепаховая кошка, (З ХАУ — чёрные коты.
Пример 5. Группа крови и резус-фактор
— аутосомные, несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями
одного гена — IA IB . Аллели IA и доминируют над аллелем 10 .
Первую группу (0) определяют рецессивные гены 10, вторую группу (А)
определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) — доминантный
аллель I B, а четвёртую (АВ) — оба аллеля IAIB.
Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (О. Женщина со
второй резус-положительной кровью, имеющая сына с первой резус-отрицательной
кровью, подала заявление в суд на мужчину с третьей резус-положительной кровью
для установления отцовства. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы
родителей и ребёнка. Может ли этот мужчина быть отцом ребёнка? Объясните
механизм (характер) наследования признаков группа крови и резус-фактор.
1.
Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
(О) группа крови П (А) группа крови III (В) группа крови IV (АВ) группа крови Положительный резус-фактор Отрицательный резус-фактор Р: 9 П (А) полож. (+) (З III (В) полож. (+) Щ: I группа крови, отрицательный резус Установить отцовство Механизм наследования признаков |
10 9 |
При записи условия используем для обозначения генов буквы, данные в условии задачи.
2. Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
р: 9 П (А) полож. (+) х 3 ш (В) полож. (+)
IAIORr IBIORr
IAR, IAr, 10R, IBR,
IBr, 10R, IOr
З. Заполняем решётку Пеннета:
|
IAR |
IAr |
10R |
10r |
IBR |
IAIBRR полож. (+) |
IAIBRr полож. (+) |
IBIORR полож. (+) |
IBIORr полож. (+) |
IBr |
IAIBRr полож. (+) |
IAIBrr отр. (—) |
IBIORr полож. (+) |
IBIOrr отр. (—) |
IOR |
IAIORR полож. (+) |
IAIORr полож. (+) |
IOIORR полож. (+) |
IOIORr полож. (+) |
10r |
IAIORr полож. (+) |
IA10rr отр. (—) |
IOIORr полож. (+) |
|
4.
![]() |
5. Записываем ответ. Ответ:
1) генотипы родителей: П (А) полож. (+) — IA10Rr (гаметы IAR, IAr,
10R, 10r), 8 Ш (В) полож. (+) - IBIORr (гаметы IBR, IBr, 10R, РТ);
2) генотип сына: 8 1010rr (I группа крови, отрицательный резус); мужчину могут признать отцом этого ребёнка только в том случае, если женщина и мужчина гетерозиготны по обеим парам признаков;
З) группа крови по системе АВО наследуется по принципу кодоминирования, а резус-фактор — полного доминирования.
Пример б. На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.
О — жатщина
1
— дети одщкм•о фака
—проявление исследуе»юго примака
Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.
1.
Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Норма Патология Р: 9 больна 8 здоров 171 : 2 Г здоровы, 1 8 болен F;. 9 больна, $ здорова, 8 болен, 8 здоров |
ХА хаха ХАУ |
Так как в условии задачи не даны буквы для обозначения генов, используем произвольное обозначение.
2. Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: больна З здоров хаха ХАУ G: ха ХА, У
F1: 9 ХАха |
9 хАха |
здорова |
здорова болен |
(носитель гена патологии) |
(носитель гена патологии) |
|
8 ХАУ 9 хАха |
больна болен |
здоров здорова, носитель гена патологии |
В данном случае решётку Пеннета можно не использовать.
З. Объясняем решение задачи. Анализ родословной позволяет сделать следующий вывод: признак рецессивный, сцеплен с полом, так как признак передался от матери сыну, а дочери оказались здоровыми. Девочки (первое поколение) в этой семье являются носителями гена исследуемого признака, мальчик болен. Во втором поколении: двое детей (сын и дочь) больны, двое (сын и дочь) — здоровы, но девочка является носителем гена исследуемого признака.
4. Записываем ответ. Ответ:
1) признак рецессивный, сцеплен с полом;
2) генотипы детей первого поколения: девочки — носители гена патологии (генотип ХА№), мальчик болен (генотип №У);
З) генотипы детей второго поколения: девочки — ХАха (здорова, носитель гена патологии), (больна); мальчики — ХАУ (здоров), хаУ (болен).
Пример 7. Используя рисунок, определите, какой признак — длинный или короткий стебель — у гороха доминирует; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов и Ъ. Составьте схему решения задачи и определите характер наследования этой пары признаков.
х
1000/0
1
(из F1)
1. Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
Длинный стебель Короткий стебель Р 1: 9 длинный стебель 8 короткий стебель Щ: 100 0/0 длинный стебель : 9 длинный стебель 8 длинный стебель |
а 9 9 |
2. Составляем схемы скрещиваний. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы. 1-е скрещивание:
2 длинный стебель х короткий стебель аа а
10094
длинный стебель Аа
![]() |
9
длинный стебель 8 длинный стебель
З. Заполняем решётку Пеннета:
|
|
а |
|
длинный стебель |
длинный стебель |
|
длинный стебель |
аа короткий стебель |
4.
Объясняем решение задачи. Моногибридное скрещивание
(рассматривается наследование одной пары признаков — длина стебля). Анализ
рисунка позволяет сделать вывод, что длинный стебель — доминантный признак, а
короткий — рецессивный, так как в первом поколении все гибриды имеют длинный
стебель (первый закон Г. Менделя — закон доминирования). Во втором
поколении наблюдается расщепление признаков в соотношении З : 1 (по фенотипу) и
1 : 2 : 1 (по генотипу). Это иллюстрация второго закона Г. Менделя — закона
расщепления.
5. Записываем ответ. Ответ:
1) длинный стебель полностью доминирует над коротким, генотипы родительских форм (Р) — длинный стебель АА (гаметы А), короткий стебель аа (гаметы а);
2) генотипы и фенотипы F1 — Аа — длинный стебель (гаметы А, а);
![]() |
Мы с вами рассмотрели примеры решения и оформления различных генетических задач. Теперь можно приступать к самостоятельной работе. Готовыми ответами и решениями, приведёнными в конце тетради, пользуйтесь как можно реже, лишь для проверки правильности своего ответа.
Желаю вам уДачи!
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 У человека наличие ямочек на щеках доминирует над их отсутствием, а способность сворачивать язык в трубочку — над отсутствием этой способности. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Мужчина с ямочками на щеках и способный сворачивать язык в трубочку, мать которого имела ямочки на щеках и не была способна сворачивать язык в трубочку, женился на женщине без ямочек на щеках и не способной сворачивать язык в трубочку. Составьте схему скрещивания. Определите генотип родителей, генотипы и фенотипы потомков. Ответ поясните. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
2 |
Аниридия (отсутствие радужной оболочки глаза) у
человека и брахидактилия (укороченные фаланги пальцев) — аутосомно-доминатные
признаки. Могут ли родиться абсолютно здоровые дети в семье, где мать
страдает аниридией и имеет пальцы нормальной длины, а отец — с нормально
развитой радужной оболочкой глаза и короткими пальцами. Оба родителя по обеим
парам признаков дигомозиготны. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы
родителей, генотипы и фенотипы возможных потомков и вероятность рождения
абсолютно здоровых детей.
З |
![]() |
4 |
5 |
![]() |
![]() |
б Красная окраска венчика у львиного зева (А) неполно доминирует над белой, а широкий лист (Е) неполно доминирует над узким. Гены не сцеплены. Определите тип скрещивания, генотипы родительских растений, генотипы и фенотипы потомков, полученных от скрещивания растения львиного зева с розовыми цветками и промежуточной шириной листа с растением, которое имеет белые цветки и узкий лист. Составьте схему решения задачи.
7 |
![]() |
![]() |
9 |
![]() |
10
![]() |
11
![]() |
12
Женщина с тёмными зубами (её отец имеет белые зубы) вышла замуж за
перепончатопалого мужчину с белыми зубами. Потемнение зубов — доминантный
признак, сцепленный с Х-хромосомоЙ, а перепончатопалость передаётся через
У-хромосому (В). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей,
фенотипы и генотипы возможных потомков; вероятность рождения перепончатопалой
девочки с белыми зубами.
![]() |
![]() |
![]() |
16
![]() |
17
Группа крови и резус-фактор — аутосомные, не сцепленные
признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена —
IA
IB. Аллели ТА и IB доминируют над
аллелем 10 . Первую группу (О) определяют рецессивные гены 10,
вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу
(В) — доминантный аллель IB а четвёртую (АВ) — оба аллеля IAIB
. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).
Женщина со П группой крови (гомозиготна) и отрицательным резус-фактором,
родители которой имели такие же группу крови и резус-фактор, выходит замуж за
мужчину с третьей группой крови и положительным резус-фактором, мать которого
имела первую резус-отрицательную группу
![]() |
18 Серебристо-полосатая окраска оперения у кур породы виандот доминирует над золотисто-полосатой (Ь). Гены находятся в Х-хромосоме. Оперённые ноги (А) — аутосомно-доминантный признак. Серебристо-полосатую курицу с голыми ногами скрестили с золотисто-полосатым петухом с оперёнными ногами. В потомстве появились цыплята с серебристо-полосатым и золотисто-полосатым оперением, оперёнными и голыми ногами. Причём все курочки были золотисто-полосатыми, а петушки — серебристо-полосатыми. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните результаты скрещивания.
19
![]() |
20
![]() |
21
![]() |
22
![]() |
23
![]() |
24
![]() |
1-е скрещивание
![]() |
25 |
Используя рисунок, определите, как проявляется и наследуется окраска шерсти у тигров; каковы генотипы и фенотипы родителей и гибридов F1, F2 и F3. Составьте схемы решения задачи. Ответ поясните.
![]() |
2-е скрещивание
250/0
500/0
![]() |
3-е скрещивание
![]() |
![]() |
1 -е скрещивание
![]() |
27 |
Используя рисунки, составьте схемы скрещиваний. Определите характер проявления и наследования признаков у овец. Укажите тип 2-го скрещивания.
![]() |
![]() |
![]() |
2-е скрещивание
28 Используя рисунки, определите, сколько пар признаков исследу-
![]() |
![]() |
![]() |
1-е поколение
![]() |
![]() |
29
![]() |
30
![]() |
ОТВЕТЫ
1.
1) генотипы родителей: — aabb (гаметы
ab); (З — ААВЬ (гаметы АВ, АЬ);
2) фенотипы и генотипы детей: 50 0/0 — АаВЬ (с ямочками на щеках и способные сворачивать язык в трубочку), 5096 — Aabb (с ямочками на щеках и не способные сворачивать язык в трубочку);
З) гены находятся в разных хромосомах и наследуются независимо друг от друга (III закон Г. Менделя), появление только двух фенотипических групп потомков можно объяснить тем, что оба родителя по признаку «наличие/отсутствие ямочек на щеках» гомозиготны.
2.
1) генотипы родителей: 9 ААЬЬ (гаметы ЛЬ), (З ааВВ (гаметы аВ);
2)
![]() |
з.
1) генотипы родителей: ААЬЬ — зелёные
сжатые бобы (гаметы АЬ), ааВЬ жёлтые вздутые бобы (гаметы аВ, ab);
2) генотипы потомства: АаВЬ (зелёные вздутые бобы), Aabb (зелёные сжатые бобы);
З) характер наследования признаков — независимое наследование.
4.
1) генотипы родителей: ааВЬ (гаметы: аВ, ab); АаВЬ (гаметы: АВ, АЬ, аВ, ab);
2) ребёнок с тонкими губами и прямым носом — aabb; второй ребёнок с толстыми губами и «римским» носом — АаВВ или АаВЬ;
З) возможные генотипы детей: АаВВ, 2 АаВЬ, ааВВ, 2 ааВЬ, Aabb, aabb; вероятность рождения детей с тонкими губами и прямым носом — 12,5 % (aabb).
5.
1) генотипы родителей: Aabb — розовые цветки пилорической формы (гаметы АК), ab);
2) фенотипы и генотипы потомства: 1 ААЬЬ (красные пилорические цветки) : 2 Aabb (розовые пилорические цветки) : 1 aabb (белые пилорические цветки);
З) признаки окраски и формы цветков львиного зева наследуются независимо друг от друга, а появление цветков только пилорической формы можно объяснить тем, что пилорическая форма цветка — рецессивный признак, и расщепление не происходит.
6.
1) генотипы родителей: розовые цветки и промежуточная ширина листа
АаЁе (гаметы АЁ, Ае, аЁ, ае); белые цветки и узкий лист ааее (гаметы ае); 2) фенотипы и генотипы потомков: розовые цветки и лист средней ширины — АаЁе, розовые цветки и узкий лист — Ааее, белые цветки и лист средней ширины — ааЕе, белые цветки и узкий лист — ааее;
З) дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков и неполным доминированием.
7.
1) генотип родителей:
Р: 9 рыжие курчавые волосы х (З нерыжие прямые волосы ааЁЁ Ааее
2)
![]() |
З) нерыжие волосы наследуются по принципу полного доминирования, признак курчавые волосы — по принципу неполного доминирования, так как у детей фенотипически проявляется промежуточный признак — волнистые волосы.
8.
1) 1-е скрещивание:
Р: гладкие плоды, необлиственные х ребристые плоды, облиственсоцветия ные соцветия ААВВ aabb
G: ab
: 100 0/0 АаВЬ — гладкие
плоды, необлиственные соцветия;
2) 2-е скрещивание:
Р: гладкие плоды, необлиственные х ребристые плоды, облиственсоцветия ные соцветия АаВЬ aabb ab
F : 50 0/0 АаВЬ — гладкие плоды, необлиственные соцветия;
5094 aabb — ребристые плоды, облиственные соцветия;
З) в F1 проявляется закон доминирования (единообразия гибридов), так как у всех гибридов проявились признаки одного из родителей; в F2 — закон сцепленного наследования, так как при анализирующем скрещивании появляются только две фенотипические группы потомков, сцеплены гены АВ и ab.
9.
1) 1-е скрещивание:
? круглые плоды, нормальные
(З плоды с заострённым
листья концом, листья, поражённые ААВВ болезнью
aabb ab
Щ : 10094 АаВЬ — круглые плоды, нормальные листья
2) 2-е скрещивание:
9 круглые плоды, нормальные х 8
круглые плоды, нормаль-
![]() |
АВ, ab
Щ : 1 ААВВ — круглые плоды, нормальные листья;
2 АаВЬ — круглые плоды, нормальные листья;
1 aabb — плоды с заострённым концом, листья, поражённые болезнью
З) в F1 проявляется закон
доминирования (единообразия гибридов), в F2 закон сцепленного наследования
(сцеплены гены АВ и ab), что приводит к появлению 2-х фенотипических групп.
10.
1) генотипы родителей: (самка) — АаВЬ (прямые крылья без пятна у основания), В (самец) — aabb (аркообразные крылья с пятном у основания);
2) генотипы потомства: АаВЬ (прямые крылья без пятна у основания), aabb (аркообразные крылья с пятном у основания) — 104; Aabb (прямые крылья с пятном у основания), ааВЬ (аркообразные крылья без пятна у основания) — 22;
З) гены сцеплены (сцепление неполное), но в результате кроссинговера происходит нарушение сцепления, и у 22 потомков появляются перекомбинированные признаки.
11.
1) генотипы родителей: с нормальным зрением ХАУха (гаметы ХА, ха); 8 с атрофией зрительного нерва хау (гаметы ха, У);
2) фенотипы и генотипы потомков (F1): 9 — ХАха (нормальное зрение, носитель гена атрофии зрительного нерва); 9 — (с атрофией зрительного нерва); З — ХАУ (нормальное зрение); 8 — хаУ (с атрофией зрительного нерва);
З) вероятность рождения дочерей с атрофией зрительного нерва составляет 25 0/0 (1/4).
12.
1) генотипы родителей: 8 перепончатопалый с белыми зубами (№УВ), 9 с тёмными зубами (ХАха);
2) фенотипы и генотипы возможных потомков: девочки (9) — с тёмными зубами (ХА№), с белыми зубами (ХХ); мальчики (8) — перепончатопалый с тёмными зубами (ХАУВ), перепончатопалый с белыми зубами (ХаУВ);
З) вероятность рождения
перепончатопалой девочки с белыми зубами — 00/0 , так как ген перепончатопалости
локализован в У-хромосоме, а в генотипе женщины У-хромосома отсутствует.
13.
1)
![]() |
2) генотип самки, появившейся от скрещивания: 9 красноглазая с чёрным телом (aaXWXW)•
З) фенотипы и генотипы других потомков: 9 красноглазая с серым телом (AaXWXW); 8: белоглазый с серым телом (AaXWY), белоглазый с чёрным телом (aaXWY).
1) генотипы родителей:
Р: 9 нормальная пигментация х 8 альбинос, наличие потовых желёз и наличие потовых желёз
АаХВХЬ ааХВУ
Ф. АХВ, АХЬ, ахв, аХЬ ахв, аж
2) генотипы детей: 9 (девочки): АаХВХВ (нормальная пигментация, наличие потовых желёз), АаХВХЬ (нормальная пигментация, наличие потовых желёз), ааХВХВ (альбинизм, наличие потовых желёз), ааХВХЬ (альбинизм, наличие потовых желёз); (З (мальчики): АаХВУ (нормальная пигментация, наличие потовых желёз), АаХЬУ (нормальная пигментация, отсутствие потовых желёз), ааХВУ (альбинизм, наличие потовых желёз), aaXbY (альбинизм, отсутствие потовых желёз);
З) вероятность рождения ребёнка с нормальной пигментацией и отсутствием потовых желёз — 12,5 0/0 — АаХЬУ мальчик.
15.
1) генотипы родителей: (З (болен гемофилией, с I группой крови) — 1010Xhy,
$ (здорова, со П группой крови) — IAIOXHXH •
2) генотип дочери: (+) — 1010XHXh (здорова, с группой крови);
З) вероятность рождения больного гемофилией сына с IV группой крови (IAIBxhY) - 0 0/0 .
16.
1) генотипы родителей: 9 голубоглазая с группой крови aa1010 (гаметы a10),
(З кареглазый с IV группой крови AaIAIB (гаметы МА м в , ар, aIB);
2) генотипы детей: AaIA10 (кареглазые, П группа крови), aaIA10 (голубоглавые, П группа крови), AaIB10 (кареглазые, III группа крови), aalB10 (голубоглазые, III группа крови);
З) ребёнок с генотипом aa1010 (голубоглазый с I группой крови) родиться не может.
17.
1) генотипы родителей:
Р: П группа крови, резус полож. х З III группа крови, резус отриц.
IAIArr IBIORr
IAr IBr, 10r, IBR, 10R
2)
![]() |
IA10rr — П группа крови, резус отрицательный IAIBRr — IV группа крови, резус положительный
IAIORr — П группа крови, резус положительный
З) проявляется закон независимого наследования признаков.
18.
1) генотипы родителей:
9 серебристо-полосатая с х 8 золотисто-полосатый с
голыми ногами оперёнными ногами ааХВУ АаХЬХЬ ах в , ах AXb ахь
2) F: АаХВХЬ — серебристо-полосатый с оперёнными ногами
9АаХЬУ — золотисто-полосатая с оперёнными ногами (З ааХВХЬ — серебристо-полосатый с голыми ногами
АаХЬУ —
золотисто-полосатая с оперёнными ногами
З) расщепление произошло по признаку «оперённые — голые ноги», =>, петух по этой паре признаков гетерозиготен; все курочки имеют золотистополосатую окраску оперения (такую же, как и у петуха), а петушки — серебристо-полосатую (такую же, как и у курицы); это произошло потому, что у птиц гетерогаметными по полу являются самки.
19.
Обозначаем: правша — А, левша — а.
1) строим родословную и обозначаем фенотипы всех родственников, стрелочкой обозначаем пробанда — женщину, от которой начинали строить родословную;
2) на схеме подписываем генотипы тех, кто имеет рецессивный признак (левша), и закрашиваем;
правша правша левша правша
левша
3)
![]() |
4) пробанд 9 аа, её муж — Аа, их дочь — аа; родители женщины: Аа (и мать, и отец), так как их дочь — левша, — гетерозиготны; родители мужа: мать — аа, отец может иметь генотип как АА, так и Аа.
20.
1) признак «вздорный характер» рецессивный, с полом не сцеплен;
2) генотип пробанда — 8 аа (гаметы а);
З) генотипы и фенотипы возможных потомков — 50 0/0 Аа («мягкий характер») : 50 0/0 аа («вздорный характер»).
21.
Обозначаем: карие — А, голубые — а.
1) строим родословную и обозначаем фенотипы всех родственников, стрелочкой обозначаем пробанда — мужчину, от которого начинали строить родословную;
2) на схеме подписываем генотипы тех, кто имеет рецессивный признак
(голубые глаза), и оставляем их неокрашенными;
голубые ка ие
а
З) у лиц, имеющих доминантный признак, записываем в генотипе сначала один доминантный ген, затем анализируем схему с учётом того, что лица, имеющие рецессивный признак, передают (родители) или получают (дети) по одному рецессивному гену, поэтому эти гены записываем в генотипы родителей и детей; закрашиваем их на схеме.
22.
1) признак рецессивный, сцепленный с полом (с Х-хромосомой);
2) генотипы родителей и детей, обозначенных на схеме цифрой 1:
здорова В здоров хвхь хву
хв хь хв , У
9 хвхв -здорова
8 хву -здоров
9
![]() |
З ХЬУ-болен генотипы детей, обозначенных на схеме цифрой 4:
9 здорова |
З БОЛЕН |
хвхь |
xbY |
9 хвхь— здорова, носитель гена
9 xbxb— больна, умерла
8 хву— здоров
8 xbY -болен
З) в семье только мужчины страдают заболеванием; у девочки (третье поколение) должно было проявиться заболевание фенотипически, но она умерла; женщины в этой семье являются носителями гена. Анализ родословной позволяет сделать вывод, что родословная, возможно, отражает наследование гемофилии в этой семье.
23.
1) признак сцеплен с полом (с У-хромосомой), так как проявляется только у мужчин; ген представлен только одним аллелем и всегда проявляется; 2) определить, доминантный или рецессивный этот признак, невозможно;
З) генотип пробанда (пробанд на схемах родословных обозначается стрелкой) хуа , где а— ген, который отвечает за исследуемый признак.
24.
1) у моркови доминантными признаками являются жёлтая окраска и закруглённая форма корнеплодов; красная окраска и заострённая форма корнеплодов — рецессивные признаки; 2) 1-е скрещивание:
красные закруглённые |
З жёлтые заострённые |
корнеплоды |
корнеплоды |
ааВВ
100 0/0 АаВЬ — жёлтые
закруглённые корнеплоды
2-е скрещивание:
9 красные закруглённые |
8 жёлтые заострённые |
корнеплоды |
корнеплоды |
ааВВ |
Aabb |
аВ |
АЬ, ab |
АаВЬ — жёлтые закруглённые
корнеплоды; ааВЬ — красные закруглённые корнеплоды.
3) в 1-м скрещивании проявляется
закон доминирования (единообразия гибридов), во 2-м — закон независимого
наследования признаков, так как генотип растения с жёлтыми заострёнными
корнеплодами (2-е скрещи вание) гетерозиготен только по одной паре (по окраске) признаков, это
приводит к появлению 2-х фенотипических групп.
25.
1) признак наличия поперечных полос (нормальная окраска шерсти) неполно доминирует над наличием продольных полос; промежуточным является признак окраска шерсти «в клеточку» ;
2) фенотипы и генотипы родителей: 1-е скрещивание — 9 АА (нормальная окраска — поперечные полосы), аа (продольные полосы); 2-е скрещивание— 9 и (З Аа (окраска «в клеточку»); 3-е скрещивание — 9 и (З аа (продольные полосы);
З) фенотипы и генотипы гибридов: F1 — 100 0/0 окраска «в клеточку» Аа; F2 — 25 % нормальная окраска (поперечные полосы) АА, 50 0/0 - окраска «в клеточку» Аа, 2596 продольные полосы аа; Рз — 100 0/0 продольные полосы аа.
26.
1) 1 -е скрещивание
9
красные округлые плоды (З жёлтые удлинённые плоды
ААВВ aabb
ab
1000/0 АаВЬ красные
округлые плоды
2-е скрещивание
9
красные округлые плоды 8 жёлтые удлинённые плоды
АаВЬ aabb
АВ, М, ав, аь ab
25 0/0 АаВЬ красные
округлые плоды
![]() |
2594 ааВЬ жёлтые округлые плоды
2594 aabb жёлтые удлинённые плоды
2) доминантными признаками у томатов являются красная окраска и округлая форма плодов, рецессивными — жёлтая окраска и удлинённая форма плодов; признаки наследуются независимо друг от друга, так как во 2-м скрещивании наблюдается расщепление в соотношении 1 : 1 : 1 : 1 (анализирующее скрещивание);
З) в 1-м скрещивании проявляет действие закон доминирования (закон единообразия гибридов, закон Г. Менделя), во 2-м скрещивании — закон независимого распределения генов (Ш закон
Г. Менделя).
27.
1) 1-е скрещивание
длинноухая серая |
8 безухий чёрный |
ААвв |
aabb |
Ав 2-е скрещивание |
ab |
$2 короткоухая серая х |
З безухий чёрный |
Аавь |
aabb |
АВ, ЛЬ, аВ, ab |
ab |
2596 АаВЬ короткоухие серые
2596 Aabb короткоухие чёрные
25 0/0 ааВЬ безухие серые
25 0/0 aabb безухие чёрные
2) у овец серая окраска шерсти полностью доминирует над чёрной, а длинноухость неполно доминирует над безухостью, у гетерозигот проявляется промежуточный признак — короткоухость;
З) 2-е скрещивание — дигибридное анализирующее.
28.
1)
анализируются две пары признаков — особенности строения кисти (пятии
шестипалость) и стопы (нормальное строение и косолапость); 2) 1-е
поколение пятипалая, (З шестипалый, нормальная стопа косолапый ааВВ
и (З АаВЬ шестипалые с нормальной
стопой
![]() |
9 шестипалая, нормальная стопа х 8 пятипалый, нормальная
стопа ааВВ
АаВЬ
АВ, Ab, ав, аЬ аВ
АаВВ шестипалые, нормальная стопа
ааВВ пятипалые, нормальная стопа АаВЬ шестипалые, нормальная стопа ааВЬ
пятипалые, нормальная стопа
З) признаки аутосомные, с полом не сцеплены; шестипалость — доминантный признак, пятипалость — рецессивный; в 1 -ом поколении проявились доминантные признаки, =>, родители по доминантным признакам были гомозиготными; во 2-ом поколении происходит расщепление только по признаку строение кисти, =>, мать гетерозиготна по этому признаку.
29.
1) генотипы дедушек: ААВВ (близорукость, нормальное зрение), aabb (нормальное зрение, близорукость); генотипы бабушек: ааВВ (нормальное зрение по обеим парам признаков);
2) генотипы и фенотипы их детей: близорукий АаВВ (гаметы АВ, аВ) и с нормальным зрением по обеим парам признаков ааВЬ (гаметы аВ, ab);
З) генотипы и фенотипы возможных внуков: АаВВ и АаВЬ (близорукие, нормальное зрение), ааВВ и ааВЬ (нормальное зрение по обеим парам признаков);
4) вероятность рождения внуков с нормальным зрением по обеим парам признаков 50 0/0 .
30.
1)
![]() |
2) генотипы и фенотипы родительских форм
— овальные белые ААЬЬ (гаметы АЬ) и круглые жёлтые ааВВ (гаметы аВ); генотипы
гибридов F1 АаВЬ;
З) в F2 наблюдается расщепление, близкое к соотношению 9 : З : З : 1; круглые белые плоды (А_В_), круглые жёлтые плоды (А bb), овальные белые плоды (ааВ_), овальные жёлтые плоды (aabb).
Оглавление
Введение
Часть ,
Часть П .. 20
Ответы. 53
ЕГЭ
Учебное издание
![]() |
БИОЛОГИЯ. ЕГЭ
РАЗДЕЛ «ГЕНЕТИКА»
ВСЕ ТИПЫ ЗАДАЧ
10-11 КЛАССЫ
ТРЕНИРОВОЧНАЯ ТЕТРАДЬ
Обложка Н. Раевская
Компьютерная вёрстка В. Махчањян
Корректор М. Гребенникова
Налоговая льгота: издание соответствует коду 95 3000 ОК 005-93 (ОКП)
Подписано в печать 05.07.2016.
Формат 70х100 1/16. Бумага офсетная.
Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4 Тираж 5 ООО экз. Заказ №2771.
000 «ЛЕГИОН»
Для писем: 344000, г. Ростов-на-Дону, а/я 550.
Адрес редакции: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Согласия, 7. www.legionr.ru e-mail: legionrus@legionrus.com
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.