АА. Кириленко


Раздел «ГЕНЕТИКА»
тм Все типы задач
Тренировочная тетрадь
ЛЕГИОН
А.А. Кириленко
РАЗДЕЛ «ГЕНЕТИКА»
Все типы задач
10-11 классы
ТРЕНИРОВОЧНАЯ ТЕТРАДЬ
тм
ЛЕГИОН
Ростов-на-Дону
2016
ББК 28я721
«з
![]()
Смирнова ОБ. — кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики биологического образования Академии биологии и биотехнологии им. ДИ. Ивановского ЮФУ.
Кириленко, А. А.
К43 Биология. ЕГЭ. Раздел «Генетика». Все типы задач. 10—1 1 классы. Тренировочная тетрадь. [А. А. Кириленко. — Ростов н/Д : Легион, 2016. — 64 с. — (ЕГЭ).
lSBN 978-5-9966-0713-6
Предлагаемая читателям тетрадь является незаменимым помощником при овладении методикой решения задач по генетике. В книге представлены все типы задач данного раздела, которые встречаются на ЕГЭ по биологии, К каждому блоку задач даны примеры с решениями комментариями и большое количество заданий для самостоятельного выполнения.
Издание ориентировано на обучающихся 10-11 классов, планирующих сдавать ЕГЭ по биологии и интересующихся этой наукой. Пособие будет полезно учителям для организации подготовки к экзамену, работы в классе, составления контрольных и проверочных работ. Издание дополняет учебно-методический комплекс «Биология. Подготовка к ЕГЭ».
ББК 28я721
lSBN 978-5-9966-0713-6 © 000 «Легион», 2016
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуйте, дорогие старшеклассники!
Генетика изучает закономерности изменчивости и наследственности, даёт возможность прогнозировать и анализировать передачу наследственных признаков.
Данный раздел
является одним из самых сложных в школьном курсе общей биологии, причём
наибольшую трудность представляет умение решать задачи. Решение задач по
генетике разного уровня сложности поможет вам лучше усвоить материал этого
раздела, а также развить умения самостоятельно излагать и обосновывать свои
мысли, устанавливать причинно-следственные связи, приводить доказательства,
делать выводы, анализировать биологическую информацию, применять полу
ченные
знания в новых нестандартных ситуациях.
Тетрадь, которую вы держите в руках, даст вам возможность эффективно подготовиться к экзамену и достичь высоких результатов. С помощью данного издания вы сможете самостоятельно отрабатывать алгоритм решения различных задач по генетике.
Тренировочная тетрадь является логическим дополнением учебнометодического пособия «Биология. ЕГЭ. Раздел «Генетика». Теория, тренировочные задания» и незаменимым помощником при изучении биологии, подготовке к олимпиаде и ЕГЭ по биологии. В издании подробно рассматриваются примеры решения всех типов задач по «Генетике» . В помощь выпускникам предложены «шпаргалки», помогающие запомнить, а при решении задач быстро вспомнить механизмы и закономерности наследования различных признаков у организмов. Издание имеет большой блок заданий для самостоятельной работы и краткие ответы к ним .
Если вы будете следовать ниже изложенным правилам, то вам легче будет преодолевать возникающие при решении генетических задач трудности.
Замечания и предложения, касающиеся данной книги, можно присылать почтой или на электронный адрес: legionrus@legionrus.gom.
Обсудить пособия, оставить замечания и предложения, задать вопросы можно на форуме издательства: http://f.legionr.ru.

1. Внимательно читаем условие задачи (лучше прочитать 2 раза).
2. Записываем его, выделяя доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (фенотипы записывать обязательно!). Вначале записываем, что дано (признаки родительских форм), а затем то, что требуется определить (признаки ПОТОМКОВ).
• Родительские организмы обозначаем латинской буквой Р, на первом месте ставим (так принято) женский пол — 9 (зеркало Венеры), на втором — мужской З (щит и копьё Марса).
•
Потомство от скрещивания (гибриды) обозначаем буквой F,
цифрой в индексе обозначаем порядок поколения, например, Р1 , F2, Рз, ![]()
• Доминантный признак обозначаем произвольно (если в условии задачи не даётся определённое обозначение признака) любой заглавной буквой латинского алфавита, а рецессивный признак (аллельный) — той же строчной буквой, например, А — а, В — Ь, С — с, D — d, L — 1 и т. д.
З. Вносим в условие известные гены: если проявляется доминантный признак — один ген (А ), а если рецессивный — оба фа). Выясняем, сколько пар генов кодируют перечисленные в задаче признаки, число фенотипических классов в потомстве и их количественное соотношение. Кроме этого, учитываем, связано ли наследование признака (-ов) с половыми хромосомами, сцепленное оно или независимое, а также какие гены взаимодействуют при наследовании — аллельные или неаллельные.
4. Уточняем генотипы родительских форм и потомков и приступаем к решению задачи, соблюдая определённую последовательность. Сначала составляем цитологическую схему скрещивания родительских форм (обязательно указываем фенотипы!).
![]()
5. Зная генотипы родителей, определяем, какие гаметы они дают.
При записи гамет мы должны помнить, что
• каждая гамета получает гаплоидный (одинарный) набор хромосом (генов);
• все гены имеются в гаметах;
• в каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары, то есть только один ген из каждой аллели;
• потомок получает одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) от отца, а другой аллельный ген — от матери;
•
• буквенные обозначения того или иного типа гамет записываем под обозначениями генотипов, на основе которых они образуются.
6.Заполняем решётку Пеннета, находим в ней интересующие нас генотипы и фенотипы потомков и вычисляем вероятность их появления. В решётке Пеннета по горизонтали располагаем женские гаметы, а по вертикали — мужские. В ячейки решётки вписываем образующиеся сочетания гамет — зиготы. Затем записываем фенотипы потомства.
7.Даём ответы на все вопросы задачи (ответы убедительно аргументируем!).
Основные правила, помогающие в решении генетических задач
|
Правило |
Если ... |
то ... |
|
1 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 : 1, |
эти особи гетерозиготны (моногибридное скрещивание, полное доминирование). |
|
2 |
при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1 : 2 : 1, |
эти особи гетерозиготны (моногибридное скрещивание, неполное доминирование). |
|
з |
в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1 : 1, |
одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая — гомозиготна по рецессивному признаку (моногибридное анализирующее скрещивание). |
|
4 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : З : З : 1, |
родительские особи были дигетерозиготными (дигибридное скрещивание). |
|
5 |
в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков в соотношении 1 : 1 : 1 : 1, |
одна из родительских особей была дигетерозиготна, а другая — дигомозиготна по рецессивному признаку (дигибридное анализирующее скрещивание). |
|
6 |
в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков в соотношении 1 : 1, |
одна из родительских особей была дигетерозиготна, а другая — дигомозиготна по рецессивному признаку (дигибридное анализирующее скрещивание, проявляется закон Т. Моргана — закон сцепленного наследования). |
|
7 |
в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков, при чём |
одна из родительских особей была дигетерозиготна, а другая — дигомозиготна по рецессивному признаку (дигибридное анализирующее скрещивание, |
|
|
особей с признаками родительских форм появляется значительно больше, чем особей с перекомбинированными признаками, |
проявляется закон Т. Моргана — закон сцепленного наследования, нарушение сцепления генов в результате кроссинговера). |
|
8 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношениях 9 : З : 4;
|
это свидетельствует о комплементарном взаимодействии неаллельных генов. |
|
9 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношениях 12 : З : 1;
|
это свидетельствует об эпистатическом взаимодействии неаллельных генов, |
|
10 |
при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношениях 15 : 1;
|
это свидетельствует о полимерном взаимодействии неаллельных генов. |
|
11 |
признаки от матери передаются сыновьям, а от отца — к дочерям («крисс-кросс» — наследование), |
гены, отвечающие за развитие этих признаков, находятся в половых хромосомах (в Х-хромосоме) и наследуются сцеплено с полом. |
|
12 |
признак наследуется только по линии отца, |
ген находится в У-хромосоме и наследуется сцеплено с полом, имеющим У-хромосому (голандрический признак). |
Как получить максимальный балл за выполнение задания ЛЕ 40 (задача по генетике)?
Задание № 40 требует от
вас полного и развёрнутого ответа, поэтому необходимо
• правильно оформить решение задачи — составить схему (-ы) скрещивания (-ий);
• указать в каждом элементе ответа фенотипы и генотипы родителей и потомков, а также гаметы;
• ответить на все поставленные в задаче вопросы;
• результаты прокомментировать;
• указать законы, которыми вы пользовались при решении задачи.
Эксперт при проверке выставит вам:
• З балла — за абсолютно верный и полный ответ;
• 2 балла — за верное решение задачи в целом;
•
• О баллов, если генотипы родителей указаны неверно.
Поэтому очень важно правильно оформлять решение задачи, отвечать на все вопросы и комментировать полученные результаты.
Итак, рассмотрим примеры решения и оформления некоторых генетических задач.
Пример 1. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови — над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства. Объясните полученные результаты.
1. Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
|
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
||
|
Р:
|
Длинные ресницы Короткие ресницы Широкие пушистые брови Нормальные брови 8 длинные ресницы и широкие пушистые брови |
а в
ААВВ |
|
Так как в условии задачи не даны буквы для обозначения генов, используем произвольное обозначение.
2.
Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы
родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.![]()
(Г длинные ресницы и х
8 длинные ресницы и широкие
|
широкие пушистые брови |
пушистые брови |
|
АаВЬ |
ААВВ |
|
АВ, АК), ав, аЬ |
АВ |
З. Заполняем решётку Пеннета:
|
|
АВ |
|
аВ |
|
|
|
ААВВ длинные ресницы и широкие пушистые брови |
ААВЬ длинные ресницы и широкие пушистые брови |
АаВВ длинные ресницы и широкие пушистые брови |
АаВЬ длинные ресницы и широкие пушистые брови |
4.
5. Записываем ответ. Ответ:
1) генотипы родителей: (длинные ресницы и широкие пушистые брови) — АаВЬ (гаметы АВ, АЬ, аВ, ab), 8 (длинные ресницы и широкие пушистые брови) — ААВВ (гаметы АВ);
2) фенотипы потомков — 100 0/0 с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями;
З) генотипы потомков — ААВВ, АаВВ, ААВЬ, АаВЬ.
Пример 2. У человека ген курчавых
волос (А) не полностью доминирует над геном прямых волос, а оттопыренные уши
(Ь) являются рецессивным признаком. Обе пары генов находятся в разных
хромосомах. В семье, где родители имели нормальные уши и один — курчавые
волосы, а другой — прямые, родился ребёнок с оттопы
ренными ушами и волнистыми волосами.
Их второй ребёнок имел нормальные уши. Составьте схему решения задачи.
Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего
появления детей с оттопыренными ушами и волнистыми волосами.
1.
![]()
Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
|
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
|
Курчавые волосы Прямые волосы Волнистые волосы Нормальные уши Оттопыренные уши Р: 9 курчавые волосы, нормальные уши 8 прямые волосы, нормальные уши Щ : волнистые волосы, оттопыренные уши ? волосы, нормальные уши |
а Аа в ааВ |
При записи условия для обозначения генов используем буквы, данные в условии задачи.
2.
Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы
родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы. 9 курчавые волосы,
8
прямые волосы, нормальные уши нормальные уши ааВЬ
Ав, ЛЬ аВ, ab
З. Заполняем решётку Пеннета:
|
|
Ав |
|
|
аВ |
АаВВ волнистые волосы, нормальные уши |
АаВЬ волнистые волосы, нормальные уши |
|
ab |
Аавь волнистые волосы, нормальные уши |
Aabb волнистые волосы, оттопыренные уши |
4. Объясняем решение задачи. Дигибридное скрещивание (рассматривается наследование двух пар признаков — структура волос и форма ушей), гены находятся в разных хромосомах, доминирование признака структура волос неполное. Так как в семье появился ребёнок с оттопыренными ушами, то родители по этой аллели гетерозиготные и их генотипы: ААВЬ, (3' ааВЬ. Признак курчавые волосы доминирует не полностью, поэтому у всех детей в этой семье могут быть только волнистые волосы. Вероятность появления в дальнейшем детей с волнистыми волосами и оттопыренными ушами — 25 0/0 (1/4).
5. Записываем ответ. Ответ:
1) генотипы родителей: 9
(курчавые волосы, нормальные уши)
ААВЬ (гаметы ДВ, ЛЬ), (З (прямые волосы,
нормальные уши) — ааВЬ (гаметы аВ, ab);
2) генотипы и фенотипы родившихся детей — 75 0/0 (3/4) волнистые волосы, нормальные уши (АаВ_), 25 0/0 (1/4) волнистые волосы, оттопыренные уши (Aabb);
З) вероятность рождения детей с волнистыми волосами и оттопыренными ушами — 2594 (1/4).
1. Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
|
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
|
Коричневая окраска семян Белая окраска семян Гладкая форма семян Морщинистая форма семян Р: 9 коричневые гладкие семена 8 белые морщинистые семена F1 : коричневые гладкие семена (400 растений) белые морщинистые семена (398 растений) |
а в aabb
9 |
При записи условия для обозначения генов используем буквы, данные в условии задачи.
2. Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: 9 коричневые гладкие семена х 8 белые морщинистые семена
|
|
АаВЬ |
aabb |
|
|
АВ, ab |
ab |
|
171: |
коричневые гладкие семена |
белые морщинистые семена |
|
|
АаВЬ |
aabb |
В данном случае решётка Пеннета не нужна.
4. Записываем ответ. Ответ:
1) генотипы родителей: (коричневые гладкие семена) — АаВЬ (гаметы АВ, ab), 8 (белые морщинистые семена) — aabb (гаметы ab);
2) фенотипы потомков — коричневые гладкие семена (400 растений), белые морщинистые семена (398 растений); генотипы потомков — АаВЬ (коричневые гладкие семена) : aabb (белые морщинистые семена);
З) проявляет действие закон сцепленного наследования признаков (закон Т. Моргана)
Пример 4. У кошек и котов ген чёрной окраски шерсти (А) и рыжей окраски (В) локализованы в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование — черепаховую окраску (АВ). От чёрной кошки родились черепаховый и два чёрных котенка. Определите генотип кошки, фенотип и генотип кота, а также пол черепахового и чёрных котят. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
1. Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
|
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
|
Чёрная окраска шерсти Рыжая окраска шерсти Черепаховая окраска шерсти Р: ? чёрная 8 ? F1: черепаховый 2 чёрных |
ХА хАхв х?хо
|
При записи условия используем для обозначения генов буквы, данные в условии задачи.
2. Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
9 чёрная х (3' рыжий
ХАХА ХВУ
Р1 : 1 черепаховый
2 чёрных
9 хАхв
8 ХАУ
В данном случае решётка Пеннета не нужна.
З. Объясняем решение задачи.
Признаки наследуются сцеплено с полом. У кошек пол определяется так же, как у
человека, то есть самка гомогаметная, а самец — гетерогаметный. Генотип чёрной
кошки — ХАХА
Среди котят один имеет черепаховую окраску
шерсти, а это возможно только при сочетании двух генов в генотипе: гена чёрной
окраски (ХА) и гена рыжей окраски (хв), следовательно,
черепаховый котёнок — кошечка с генотипом — ХАХВ. Так как
в потомстве появился котёнок с черепаховой окраской, то кот имел рыжую окраску,
его генотип — ХВУ. Чёрные котята — это котики с генотипом ХАУ.
4. Записываем ответ. Ответ:
1) генотип кошки: 9 (чёрная) — ХАХА (гаметы ХА);
2) генотип и фенотип кота: 8 (рыжий) — ХВУ (гаметы хв, У);
З) фенотипы, генотипы и пол котят: ХАХВ — черепаховая кошка, (З ХАУ — чёрные коты.
Пример 5. Группа крови и резус-фактор
— аутосомные, несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями
одного гена — IA IB . Аллели IA и
доминируют над аллелем 10 .
Первую группу (0) определяют рецессивные гены 10, вторую группу (А)
определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) — доминантный
аллель I B, а четвёртую (АВ) — оба аллеля IAIB.
Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (О. Женщина со
второй резус-положительной кровью, имеющая сына с первой резус-отрицательной
кровью, подала заявление в суд на мужчину с третьей резус-положительной кровью
для установления отцовства. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы
родителей и ребёнка. Может ли этот мужчина быть отцом ребёнка? Объясните
механизм (характер) наследования признаков группа крови и резус-фактор.
1.
![]()
Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
|
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
|
(О) группа крови П (А) группа крови III (В) группа крови IV (АВ) группа крови Положительный резус-фактор Отрицательный резус-фактор Р: 9 П (А) полож. (+) (З III (В) полож. (+) Щ: I группа крови, отрицательный резус Установить отцовство Механизм наследования признаков |
10
9
|
При записи условия используем для обозначения генов буквы, данные в условии задачи.
2. Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
р: 9 П (А) полож. (+) х 3 ш (В) полож. (+)
IAIORr IBIORr
IAR, IAr, 10R, IBR,
IBr, 10R, IOr
З. Заполняем решётку Пеннета:
|
|
IAR |
IAr |
10R |
10r |
|
IBR |
IAIBRR
полож. (+) |
IAIBRr
полож. (+) |
IBIORR полож. (+) |
IBIORr полож. (+) |
|
IBr |
IAIBRr
полож. (+) |
IAIBrr
отр. (—) |
IBIORr полож. (+) |
IBIOrr отр. (—) |
|
IOR |
IAIORR полож. (+) |
IAIORr полож. (+) |
IOIORR полож. (+) |
IOIORr полож. (+) |
|
10r |
IAIORr полож. (+) |
IA10rr отр. (—) |
IOIORr полож. (+) |
|
4.
5. Записываем ответ. Ответ:
1) генотипы родителей: П (А) полож. (+) — IA10Rr (гаметы IAR, IAr,
10R, 10r), 8 Ш (В) полож. (+) - IBIORr (гаметы IBR, IBr, 10R, РТ);
2) генотип сына: 8 1010rr (I группа крови, отрицательный резус); мужчину могут признать отцом этого ребёнка только в том случае, если женщина и мужчина гетерозиготны по обеим парам признаков;
З) группа крови по системе АВО наследуется по принципу кодоминирования, а резус-фактор — полного доминирования.
Пример б. На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.
О — жатщина
1

— дети одщкм•о фака
—проявление исследуе»юго примака
Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.
1.
![]()
Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
|
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
|
Норма Патология Р: 9 больна 8 здоров 171 : 2 Г здоровы, 1 8 болен F;. 9 больна, $ здорова, 8 болен, 8 здоров |
ХА хаха ХАУ |
Так как в условии задачи не даны буквы для обозначения генов, используем произвольное обозначение.
2. Составляем схему скрещивания. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы.
Р: больна З здоров хаха ХАУ G: ха ХА, У
|
F1: 9 ХАха |
9 хАха |
|
здорова |
здорова болен |
|
(носитель гена патологии) |
(носитель гена патологии) |
|
|
8 ХАУ 9 хАха |
|
больна болен |
здоров здорова, носитель гена патологии |
В данном случае решётку Пеннета можно не использовать.
З. Объясняем решение задачи. Анализ родословной позволяет сделать следующий вывод: признак рецессивный, сцеплен с полом, так как признак передался от матери сыну, а дочери оказались здоровыми. Девочки (первое поколение) в этой семье являются носителями гена исследуемого признака, мальчик болен. Во втором поколении: двое детей (сын и дочь) больны, двое (сын и дочь) — здоровы, но девочка является носителем гена исследуемого признака.
4. Записываем ответ. Ответ:
1) признак рецессивный, сцеплен с полом;
2) генотипы детей первого поколения: девочки — носители гена патологии (генотип ХА№), мальчик болен (генотип №У);
З) генотипы детей второго поколения: девочки — ХАха (здорова, носитель гена патологии), (больна); мальчики — ХАУ (здоров), хаУ (болен).
Пример 7. Используя рисунок, определите, какой признак — длинный или короткий стебель — у гороха доминирует; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов и Ъ. Составьте схему решения задачи и определите характер наследования этой пары признаков.
х 
1000/0
1
(из F1)
![]()
1. Записываем условие задачи (переводим его на язык генетики):
|
Признак, фенотип |
Ген, генотип |
|
Длинный стебель Короткий стебель Р 1: 9 длинный стебель 8 короткий стебель Щ: 100 0/0 длинный стебель : 9 длинный стебель 8 длинный стебель
|
а 9
9 |
2. Составляем схемы скрещиваний. Обязательно записываем фенотипы родителей, строго под ними генотипы, а затем гаметы. 1-е скрещивание:
2 длинный стебель х короткий стебель аа а
10094
длинный стебель Аа
9
длинный стебель 8 длинный стебель
З. Заполняем решётку Пеннета:
|
|
|
а |
|
|
длинный стебель |
длинный стебель |
|
|
длинный стебель |
аа короткий стебель |
4.
Объясняем решение задачи. Моногибридное скрещивание
(рассматривается наследование одной пары признаков — длина стебля). Анализ
рисунка позволяет сделать вывод, что длинный стебель — доминантный признак, а
короткий — рецессивный, так как в первом поколении все гибриды имеют длинный
стебель (первый закон Г. Менделя — закон доми
нирования). Во втором
поколении наблюдается расщепление признаков в соотношении З : 1 (по фенотипу) и
1 : 2 : 1 (по генотипу). Это иллюстрация второго закона Г. Менделя — закона
расщепления.
5. Записываем ответ. Ответ:
1) длинный стебель полностью доминирует над коротким, генотипы родительских форм (Р) — длинный стебель АА (гаметы А), короткий стебель аа (гаметы а);
2) генотипы и фенотипы F1 — Аа — длинный стебель (гаметы А, а);
Мы с вами рассмотрели примеры решения и оформления различных генетических задач. Теперь можно приступать к самостоятельной работе. Готовыми ответами и решениями, приведёнными в конце тетради, пользуйтесь как можно реже, лишь для проверки правильности своего ответа.
Желаю вам уДачи!
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 У человека наличие ямочек на щеках доминирует над их отсутствием, а способность сворачивать язык в трубочку — над отсутствием этой способности. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Мужчина с ямочками на щеках и способный сворачивать язык в трубочку, мать которого имела ямочки на щеках и не была способна сворачивать язык в трубочку, женился на женщине без ямочек на щеках и не способной сворачивать язык в трубочку. Составьте схему скрещивания. Определите генотип родителей, генотипы и фенотипы потомков. Ответ поясните. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

![]()

|
2 |
Аниридия (отсутствие радужной оболочки глаза) у
человека и брахидактилия (укороченные фаланги пальцев) — аутосомно-доминатные
признаки. Могут ли родиться абсолютно здоровые дети в семье,
где мать
страдает аниридией и имеет пальцы нормальной длины, а отец — с нормально
развитой радужной оболочкой глаза и короткими пальцами. Оба родителя по обеим
парам признаков дигомозиготны. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы
родителей, генотипы и фенотипы возможных потомков и вероятность рождения
абсолютно здоровых детей.

![]()

|
З |

|
4 |
|
5 |


б Красная окраска венчика у львиного зева (А) неполно доминирует над белой, а широкий лист (Е) неполно доминирует над узким. Гены не сцеплены. Определите тип скрещивания, генотипы родительских растений, генотипы и фенотипы потомков, полученных от скрещивания растения львиного зева с розовыми цветками и промежуточной шириной листа с растением, которое имеет белые цветки и узкий лист. Составьте схему решения задачи.
![]()

|
7 |




|
9 |


10


11

12
![]()
Женщина с тёмными зубами (её отец имеет белые зубы) вышла замуж за
перепончатопалого мужчину с белыми зубами. Потемнение зубов — доминантный
признак, сцепленный с Х-хромосомоЙ, а перепончатопалость передаётся через
У-хромосому (В). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей,
фенотипы и генотипы возможных потомков; вероятность рождения перепончатопалой
девочки с белыми зубами.




16

17
Группа крови и резус-фактор — аутосомные, не сцепленные
признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена —
IA
IB. Аллели ТА и IB доминируют над
аллелем 10 . Первую группу (О) определяют рецессивные гены 10,
вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу
(В) — доминантный аллель IB а четвёртую (АВ) — оба аллеля IAIB
. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).
Женщина со П группой крови (гомозиготна) и отрицательным резус-фактором,
родители которой имели такие же группу крови и резус-фактор, выходит замуж за
мужчину с третьей группой крови и положительным резус-фактором, мать которого
имела первую резус-отрицательную группу

18 Серебристо-полосатая окраска оперения у кур породы виандот доминирует над золотисто-полосатой (Ь). Гены находятся в Х-хромосоме. Оперённые ноги (А) — аутосомно-доминантный признак. Серебристо-полосатую курицу с голыми ногами скрестили с золотисто-полосатым петухом с оперёнными ногами. В потомстве появились цыплята с серебристо-полосатым и золотисто-полосатым оперением, оперёнными и голыми ногами. Причём все курочки были золотисто-полосатыми, а петушки — серебристо-полосатыми. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните результаты скрещивания.

19


20



21


22


23



24
![]() |
1-е скрещивание




|
25 |
Используя рисунок, определите, как проявляется и наследуется окраска шерсти у тигров; каковы генотипы и фенотипы родителей и гибридов F1, F2 и F3. Составьте схемы решения задачи. Ответ поясните.


2-е скрещивание

250/0

500/0

![]() |

3-е скрещивание



1 -е скрещивание




|
27 |
Используя рисунки, составьте схемы скрещиваний. Определите характер проявления и наследования признаков у овец. Укажите тип 2-го скрещивания.


2-е скрещивание



28 Используя рисунки, определите, сколько пар признаков исследу-
1-е поколение




29


30

ОТВЕТЫ
![]()
1.
1) генотипы родителей: — aabb (гаметы
ab); (З — ААВЬ (гаметы АВ, АЬ);![]()
2) фенотипы и генотипы детей: 50 0/0 — АаВЬ (с ямочками на щеках и способные сворачивать язык в трубочку), 5096 — Aabb (с ямочками на щеках и не способные сворачивать язык в трубочку);
З) гены находятся в разных хромосомах и наследуются независимо друг от друга (III закон Г. Менделя), появление только двух фенотипических групп потомков можно объяснить тем, что оба родителя по признаку «наличие/отсутствие ямочек на щеках» гомозиготны.
2.
1) генотипы родителей: 9 ААЬЬ (гаметы ЛЬ), (З ааВВ (гаметы аВ);
2)
з.
1) генотипы родителей: ААЬЬ — зелёные
сжатые бобы (гаметы АЬ), ааВЬ
жёлтые вздутые бобы (гаметы аВ, ab);
2) генотипы потомства: АаВЬ (зелёные вздутые бобы), Aabb (зелёные сжатые бобы);
З) характер наследования признаков — независимое наследование.
4.
1) генотипы родителей: ааВЬ (гаметы: аВ, ab); АаВЬ (гаметы: АВ, АЬ, аВ, ab);
2) ребёнок с тонкими губами и прямым носом — aabb; второй ребёнок с толстыми губами и «римским» носом — АаВВ или АаВЬ;
З) возможные генотипы детей: АаВВ, 2 АаВЬ, ааВВ, 2 ааВЬ, Aabb, aabb; вероятность рождения детей с тонкими губами и прямым носом — 12,5 % (aabb).
5.
1) генотипы родителей: Aabb — розовые цветки пилорической формы (гаметы АК), ab);
2) фенотипы и генотипы потомства: 1 ААЬЬ (красные пилорические цветки) : 2 Aabb (розовые пилорические цветки) : 1 aabb (белые пилорические цветки);
З) признаки окраски и формы цветков львиного зева наследуются независимо друг от друга, а появление цветков только пилорической формы можно объяснить тем, что пилорическая форма цветка — рецессивный признак, и расщепление не происходит.
6.
1) генотипы родителей: розовые цветки и промежуточная ширина листа
АаЁе (гаметы АЁ, Ае, аЁ, ае); белые цветки и узкий лист ааее (гаметы ае); 2) фенотипы и генотипы потомков: розовые цветки и лист средней ширины — АаЁе, розовые цветки и узкий лист — Ааее, белые цветки и лист средней ширины — ааЕе, белые цветки и узкий лист — ааее;
З) дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков и неполным доминированием.
7.
1) генотип родителей:
Р: 9 рыжие курчавые волосы х (З нерыжие прямые волосы ааЁЁ Ааее
2)
З) нерыжие волосы наследуются по принципу полного доминирования, признак курчавые волосы — по принципу неполного доминирования, так как у детей фенотипически проявляется промежуточный признак — волнистые волосы.
8.
1) 1-е скрещивание:
Р: гладкие плоды, необлиственные х ребристые плоды, облиственсоцветия ные соцветия ААВВ aabb
G: ab
: 100 0/0 АаВЬ — гладкие
плоды, необлиственные соцветия;
2) 2-е скрещивание:
Р: гладкие плоды, необлиственные х ребристые плоды, облиственсоцветия ные соцветия АаВЬ aabb ab
F : 50 0/0 АаВЬ — гладкие плоды, необлиственные соцветия;
5094 aabb — ребристые плоды, облиственные соцветия;
З) в F1 проявляется закон доминирования (единообразия гибридов), так как у всех гибридов проявились признаки одного из родителей; в F2 — закон сцепленного наследования, так как при анализирующем скрещивании появляются только две фенотипические группы потомков, сцеплены гены АВ и ab.
9.
1) 1-е скрещивание:
? круглые плоды, нормальные
(З плоды с заострённым
листья концом, листья, поражённые ААВВ болезнью
aabb ab
Щ : 10094 АаВЬ — круглые плоды, нормальные листья
2) 2-е скрещивание:
9 круглые плоды, нормальные х 8
круглые плоды, нормаль-
АВ, ab
Щ : 1 ААВВ — круглые плоды, нормальные листья;
2 АаВЬ — круглые плоды, нормальные листья;
1 aabb — плоды с заострённым концом, листья, поражённые болезнью
З) в F1 проявляется закон
доминирования (единообразия гибридов), в F2
закон сцепленного наследования
(сцеплены гены АВ и ab), что приводит к появлению 2-х фенотипических групп.
10.
1) генотипы родителей: (самка) — АаВЬ (прямые крылья без пятна у основания), В (самец) — aabb (аркообразные крылья с пятном у основания);
2) генотипы потомства: АаВЬ (прямые крылья без пятна у основания), aabb (аркообразные крылья с пятном у основания) — 104; Aabb (прямые крылья с пятном у основания), ааВЬ (аркообразные крылья без пятна у основания) — 22;
З) гены сцеплены (сцепление неполное), но в результате кроссинговера происходит нарушение сцепления, и у 22 потомков появляются перекомбинированные признаки.
11.
1) генотипы родителей: с нормальным зрением ХАУха (гаметы ХА, ха); 8 с атрофией зрительного нерва хау (гаметы ха, У);
2) фенотипы и генотипы потомков (F1): 9 — ХАха (нормальное зрение, носитель гена атрофии зрительного нерва); 9 — (с атрофией зрительного нерва); З — ХАУ (нормальное зрение); 8 — хаУ (с атрофией зрительного нерва);
З) вероятность рождения дочерей с атрофией зрительного нерва составляет 25 0/0 (1/4).
12.
1) генотипы родителей: 8 перепончатопалый с белыми зубами (№УВ), 9 с тёмными зубами (ХАха);
2) фенотипы и генотипы возможных потомков: девочки (9) — с тёмными зубами (ХА№), с белыми зубами (ХХ); мальчики (8) — перепончатопалый с тёмными зубами (ХАУВ), перепончатопалый с белыми зубами (ХаУВ);
З) вероятность рождения
перепончатопалой девочки с белыми зубами — 00/0 ,
так как ген перепончатопалости
локализован в У-хромосоме, а в генотипе женщины У-хромосома отсутствует.
13.
1)
2) генотип самки, появившейся от скрещивания: 9 красноглазая с чёрным телом (aaXWXW)•
З) фенотипы и генотипы других потомков: 9 красноглазая с серым телом (AaXWXW); 8: белоглазый с серым телом (AaXWY), белоглазый с чёрным телом (aaXWY).
1) генотипы родителей:
Р: 9 нормальная пигментация х 8 альбинос, наличие потовых желёз и наличие потовых желёз
АаХВХЬ ааХВУ
Ф. АХВ, АХЬ, ахв, аХЬ ахв, аж
2) генотипы детей: 9 (девочки): АаХВХВ (нормальная пигментация, наличие потовых желёз), АаХВХЬ (нормальная пигментация, наличие потовых желёз), ааХВХВ (альбинизм, наличие потовых желёз), ааХВХЬ (альбинизм, наличие потовых желёз); (З (мальчики): АаХВУ (нормальная пигментация, наличие потовых желёз), АаХЬУ (нормальная пигментация, отсутствие потовых желёз), ааХВУ (альбинизм, наличие потовых желёз), aaXbY (альбинизм, отсутствие потовых желёз);
З) вероятность рождения ребёнка с нормальной пигментацией и отсутствием потовых желёз — 12,5 0/0 — АаХЬУ мальчик.
15.
1) генотипы родителей: (З (болен гемофилией, с I группой крови) — 1010Xhy,
$ (здорова, со П группой крови) — IAIOXHXH •
2) генотип дочери: (+) — 1010XHXh (здорова, с группой крови);
З) вероятность рождения больного гемофилией сына с IV группой крови (IAIBxhY) - 0 0/0 .
16.
1) генотипы родителей: 9 голубоглазая с группой крови aa1010 (гаметы a10),
(З кареглазый с IV группой крови AaIAIB (гаметы МА м в , ар, aIB);
2) генотипы детей: AaIA10 (кареглазые, П группа крови), aaIA10 (голубоглавые, П группа крови), AaIB10 (кареглазые, III группа крови), aalB10 (голубоглазые, III группа крови);
З) ребёнок с генотипом aa1010 (голубоглазый с I группой крови) родиться не может.
17.
1) генотипы родителей:
Р: П группа крови, резус полож. х З III группа крови, резус отриц.
IAIArr IBIORr
IAr IBr, 10r, IBR, 10R
2)
IA10rr — П группа крови, резус отрицательный IAIBRr — IV группа крови, резус положительный
IAIORr — П группа крови, резус положительный
З) проявляется закон независимого наследования признаков.
18.
1) генотипы родителей:
9 серебристо-полосатая с х 8 золотисто-полосатый с
голыми ногами оперёнными ногами ааХВУ АаХЬХЬ ах в , ах AXb ахь
2) F: АаХВХЬ — серебристо-полосатый с оперёнными ногами
9АаХЬУ — золотисто-полосатая с оперёнными ногами (З ааХВХЬ — серебристо-полосатый с голыми ногами
АаХЬУ —
золотисто-полосатая с оперёнными ногами
З) расщепление произошло по признаку «оперённые — голые ноги», =>, петух по этой паре признаков гетерозиготен; все курочки имеют золотистополосатую окраску оперения (такую же, как и у петуха), а петушки — серебристо-полосатую (такую же, как и у курицы); это произошло потому, что у птиц гетерогаметными по полу являются самки.
19.
Обозначаем: правша — А, левша — а.
1) строим родословную и обозначаем фенотипы всех родственников, стрелочкой обозначаем пробанда — женщину, от которой начинали строить родословную;
2) на схеме подписываем генотипы тех, кто имеет рецессивный признак (левша), и закрашиваем;
правша правша левша правша

левша
3)
4) пробанд 9 аа, её муж — Аа, их дочь — аа; родители женщины: Аа (и мать, и отец), так как их дочь — левша, — гетерозиготны; родители мужа: мать — аа, отец может иметь генотип как АА, так и Аа.
20.
1) признак «вздорный характер» рецессивный, с полом не сцеплен;
2) генотип пробанда — 8 аа (гаметы а);
З) генотипы и фенотипы возможных потомков — 50 0/0 Аа («мягкий характер») : 50 0/0 аа («вздорный характер»).
21.
Обозначаем: карие — А, голубые — а.
1) строим родословную и обозначаем фенотипы всех родственников, стрелочкой обозначаем пробанда — мужчину, от которого начинали строить родословную;
2) на схеме подписываем генотипы тех, кто имеет рецессивный признак
(голубые глаза), и оставляем их неокрашенными;

голубые ка ие
а
З) у лиц, имеющих доминантный признак, записываем в генотипе сначала один доминантный ген, затем анализируем схему с учётом того, что лица, имеющие рецессивный признак, передают (родители) или получают (дети) по одному рецессивному гену, поэтому эти гены записываем в генотипы родителей и детей; закрашиваем их на схеме.
22.
1) признак рецессивный, сцепленный с полом (с Х-хромосомой);
2) генотипы родителей и детей, обозначенных на схеме цифрой 1:
здорова В здоров хвхь хву
хв хь хв , У
9 хвхв -здорова
8 хву -здоров
9
З ХЬУ-болен генотипы детей, обозначенных на схеме цифрой 4:
|
9 здорова |
З БОЛЕН |
|
хвхь |
xbY |
9 хвхь— здорова, носитель гена
9 xbxb— больна, умерла
8 хву— здоров
8 xbY -болен
З) в семье только мужчины страдают заболеванием; у девочки (третье поколение) должно было проявиться заболевание фенотипически, но она умерла; женщины в этой семье являются носителями гена. Анализ родословной позволяет сделать вывод, что родословная, возможно, отражает наследование гемофилии в этой семье.
23.
1) признак сцеплен с полом (с У-хромосомой), так как проявляется только у мужчин; ген представлен только одним аллелем и всегда проявляется; 2) определить, доминантный или рецессивный этот признак, невозможно;
З) генотип пробанда (пробанд на схемах родословных обозначается стрелкой) хуа , где а— ген, который отвечает за исследуемый признак.
24.
1) у моркови доминантными признаками являются жёлтая окраска и закруглённая форма корнеплодов; красная окраска и заострённая форма корнеплодов — рецессивные признаки; 2) 1-е скрещивание:
|
красные закруглённые |
З жёлтые заострённые |
|
корнеплоды |
корнеплоды |
ааВВ
100 0/0 АаВЬ — жёлтые
закруглённые корнеплоды
![]()
2-е скрещивание:
|
9 красные закруглённые |
8 жёлтые заострённые |
|
корнеплоды |
корнеплоды |
|
ааВВ |
Aabb |
|
аВ |
АЬ, ab |
АаВЬ — жёлтые закруглённые
корнеплоды; ааВЬ — красные закруглённые корнеплоды.
3) в 1-м скрещивании проявляется
закон доминирования (единообразия гибридов), во 2-м — закон независимого
наследования признаков, так как генотип растения с жёлтыми заострёнными
корнеплодами (2-е скрещи
вание) гетерозиготен только по одной паре (по окраске) признаков, это
приводит к появлению 2-х фенотипических групп.
25.
1) признак наличия поперечных полос (нормальная окраска шерсти) неполно доминирует над наличием продольных полос; промежуточным является признак окраска шерсти «в клеточку» ;
2) фенотипы и генотипы родителей: 1-е скрещивание — 9 АА (нормальная окраска — поперечные полосы), аа (продольные полосы); 2-е скрещивание— 9 и (З Аа (окраска «в клеточку»); 3-е скрещивание — 9 и (З аа (продольные полосы);
З) фенотипы и генотипы гибридов: F1 — 100 0/0 окраска «в клеточку» Аа; F2 — 25 % нормальная окраска (поперечные полосы) АА, 50 0/0 - окраска «в клеточку» Аа, 2596 продольные полосы аа; Рз — 100 0/0 продольные полосы аа.
26.
1) 1 -е скрещивание
9
красные округлые плоды
(З жёлтые удлинённые плоды
ААВВ aabb
ab
1000/0 АаВЬ красные
округлые плоды
2-е скрещивание
9
красные округлые плоды
8 жёлтые удлинённые плоды
АаВЬ aabb
АВ, М, ав, аь ab
25 0/0 АаВЬ красные
округлые плоды
2594 ааВЬ жёлтые округлые плоды
2594 aabb жёлтые удлинённые плоды
2) доминантными признаками у томатов являются красная окраска и округлая форма плодов, рецессивными — жёлтая окраска и удлинённая форма плодов; признаки наследуются независимо друг от друга, так как во 2-м скрещивании наблюдается расщепление в соотношении 1 : 1 : 1 : 1 (анализирующее скрещивание);
З) в 1-м скрещивании проявляет действие закон доминирования (закон единообразия гибридов, закон Г. Менделя), во 2-м скрещивании — закон независимого распределения генов (Ш закон
Г. Менделя).
27.
1) 1-е скрещивание
|
длинноухая серая |
8 безухий чёрный |
|
ААвв |
aabb |
|
Ав 2-е скрещивание |
ab |
|
$2 короткоухая серая х |
З безухий чёрный |
|
Аавь |
aabb |
|
АВ, ЛЬ, аВ, ab |
ab |
2596 АаВЬ короткоухие серые
2596 Aabb короткоухие чёрные
25 0/0 ааВЬ безухие серые
25 0/0 aabb безухие чёрные
2) у овец серая окраска шерсти полностью доминирует над чёрной, а длинноухость неполно доминирует над безухостью, у гетерозигот проявляется промежуточный признак — короткоухость;
З) 2-е скрещивание — дигибридное анализирующее.
28.
1)
анализируются две пары признаков — особенности строения кисти (пятии
шестипалость) и стопы (нормальное строение и косолапость); 2) 1-е
поколение
пятипалая, (З шестипалый, нормальная стопа косолапый ааВВ
и (З АаВЬ шестипалые с нормальной
стопой
9 шестипалая, нормальная стопа х 8 пятипалый, нормальная
стопа ааВВ
АаВЬ
АВ, Ab, ав, аЬ аВ
АаВВ шестипалые, нормальная стопа
ааВВ пятипалые, нормальная стопа АаВЬ шестипалые, нормальная стопа ааВЬ
пятипалые, нормальная стопа
З) признаки аутосомные, с полом не сцеплены; шестипалость — доминантный признак, пятипалость — рецессивный; в 1 -ом поколении проявились доминантные признаки, =>, родители по доминантным признакам были гомозиготными; во 2-ом поколении происходит расщепление только по признаку строение кисти, =>, мать гетерозиготна по этому признаку.
29.
1) генотипы дедушек: ААВВ (близорукость, нормальное зрение), aabb (нормальное зрение, близорукость); генотипы бабушек: ааВВ (нормальное зрение по обеим парам признаков);
2) генотипы и фенотипы их детей: близорукий АаВВ (гаметы АВ, аВ) и с нормальным зрением по обеим парам признаков ааВЬ (гаметы аВ, ab);
З) генотипы и фенотипы возможных внуков: АаВВ и АаВЬ (близорукие, нормальное зрение), ааВВ и ааВЬ (нормальное зрение по обеим парам признаков);
4) вероятность рождения внуков с нормальным зрением по обеим парам признаков 50 0/0 .
30.
1)
2) генотипы и фенотипы родительских форм
— овальные белые ААЬЬ (гаметы АЬ) и круглые жёлтые ааВВ (гаметы аВ); генотипы
гибридов F1
АаВЬ;
З) в F2 наблюдается расщепление, близкое к соотношению 9 : З : З : 1; круглые белые плоды (А_В_), круглые жёлтые плоды (А bb), овальные белые плоды (ааВ_), овальные жёлтые плоды (aabb).
Оглавление
Введение![]()
Часть ,![]()
Часть П .
. 20
Ответы
. 53
ЕГЭ
Учебное издание
БИОЛОГИЯ. ЕГЭ
РАЗДЕЛ «ГЕНЕТИКА»
ВСЕ ТИПЫ ЗАДАЧ
10-11 КЛАССЫ
ТРЕНИРОВОЧНАЯ ТЕТРАДЬ
Обложка Н. Раевская
Компьютерная вёрстка В. Махчањян
Корректор М. Гребенникова
Налоговая льгота: издание соответствует коду 95 3000 ОК 005-93 (ОКП)
Подписано в печать 05.07.2016.
Формат 70х100 1/16. Бумага офсетная.
Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4 Тираж 5 ООО экз. Заказ №2771.
000 «ЛЕГИОН»
Для писем: 344000, г. Ростов-на-Дону, а/я 550.
Адрес редакции: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Согласия, 7. www.legionr.ru e-mail: legionrus@legionrus.com
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.