Экологическая игра "Что? Где? Когда?"

  • docx
  • 21.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Экологическая игра.docx

Экологическая игра "Что? Где? Когда?"

Цели:

  • активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний, интегрирование их с навыками и умениями по другим предметам;
  • формировать навыки овладение правилами игры, развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;
  • воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её;
  • воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: игровое поле: название секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, изображения животных, черный ящик с заданиями, таблички с названиями игры и команд, эмблемы, аудикассета “голоса животных”.

Ход игры

I. Организационный момент

Подготовить игровое поле: разложить название секторов, конверты с заданиями и установить вращающуюся стрелку. Подготовить игроков: команды придумывают название, выбирают эмблемы (заранее). Команды усаживаются за столом вокруг игрового поля.

II. Сообщение цели и темы игры

Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед! Мы проводим интеллектуальную игру для знатоков природы “Что? Где? Когда?” За столами собрались участники игры - это ребята из нашего отряда. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

III. Представление команд

Команда   “Друзья природы”

Капитан

Команда   “Юные натуралисты”

Капитан

IV. Сообщение правил игры

Приветствую всех членов команд и желаю вам победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

  1. Игра состоит из 10 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.
  2. В каждом секторе располагаются конверты с заданиями: письма ваших друзей - животных.
  3. На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, когда игрокам разрешается общаться между собой.
  4. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
  5. Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет компетентное жюри (представление членов жюри).
  6. Разрешается вращать барабан капитанам команд по очереди.

- Итак, начнем игру!

V. Игра по заданиям

Раунд I

(Гонг. Вращается стрелка)

Внимание! Уважаемые знатоки! Вам выпал сектор №1 “Зеленая аптека”.

(Открывается конверт под сектором 1, на котором изображен медведь).

- Мудрый Медведь, хозяин лесов, предлагает вам в своем письме несколько вопросов под названием “Зеленая аптека”. Каждая команда получает вопросы. На подготовку ответов дается 3 минуты.

Команда 1

1) Ты натер в пути ногу. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

2) Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (календула, мать-и-мачеха, шалфей, сосновые почки, душица)

3) Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (чай из шиповника, мяты, крапивы, листьев смородины, земляники)

4) Пословицы, поговорки, высказывания о здоровом образе жизни.

Команда 2

1) Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (лист подорожника)

2) “Жгуча крапива родится, да в щах пригодится”. Почему так говорят в народе? (крапива богата витаминами А, С, К)

3) Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

4) Пословицы, поговорки, высказывания о здоровом образе жизни.

Раунд II

Сектор 2 “Лесные ягоды”

Попугай Кеша предлагает вам свои веселые загадки о своих лесных друзьях. Каждой команде - по 3 загадки. Отгадайте загадку - напишите отгадку.

Команда 1

Задание 1

1) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

2)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

3)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

4) Найти среди отгадок односложное слово и сделать фонетический разбор его.

Команда 2

Задание 1

1)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)

2)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя:
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

3) В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка)

4) Найти среди отгадок двусложное имя сущ. и сделать фонетический разбор.

Раунд III

Сектор 3 “Отгадай по описанию”

Забавный пес Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется “Отгадай по описанию”. Каждой команде предлагается по 2 текста - описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь?

Команда 1

Задание 1

1) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро “с жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза. (Заяц)

2) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” сметают легкие пушинки. (Одуванчики)

Команда 2

Задание 1

1) Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”? (Муравьи)

2) Верхняя сторона листьев этого растения - холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (Мать-и-мачеха)

 Раунд IV

Сектор 5 “Экологические задачи”

В этом секторе в борьбу с игроками вступает царь зверей - Лев. Он предлагает командам знатоков обсудить и решить экологические задачи.

Команда 1

Задание 1

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.

- Что ты носишься с этой банкой? - услышал он. - Брось ее в воду - и дело с концом.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

Задание 2

Ребятам  другой команды  выделим участок прямоугольной формы, длина которого равна 50 м, а ширина 25 м.

Найти S и Р участка.

Сколько можно посадить кустиков клубники, если на каждом кв. м. высаживать по 5 кустиков.

Команда 2

Задание 1

- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.

- Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там удобнее, - возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

Задание 2

Ребятам другой команды  выделили участок квадратной формы, со стороной 40 м. Найти Р и S участка. Сколько можно посадить кустов помидоров, если на кв. м. высаживать по 2 куста?

Раунд V

Сектор 6. Конкурс капитанов.

“Петушки распетушились, но подраться не решились!” В секторе 6 соревнуются в знаниях 2 капитана - 2 петушка. (Можно надеть маски - шапочки)

- Капитаны бьются в блицтурнире “Вопрос - ответ”. Кто из петушков даст больше верных ответов?

Вопросы для капитана команды №1.

  1. У каких деревьев осенью листья красного цвета? (клен, рябина, осина)
  2. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
  3. Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)
  4. Сколько ног у паука? (8)
  5. Умываются ли звери? (да)
  6. Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)
  7. Какое ядовитое растение ты знаешь? (вороний глаз, вех, белена, дурман)
  8. Какой цветок весной появляется из - под снега? (подснежник)
  9. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (едкая жидкость)

Задание 2.

Расшифруй слова

http://festival.1september.ru/articles/515376/Image2710.jpghttp://festival.1september.ru/articles/515376/Image2709.jpg

Ответ: воробей.

Ответ: ворона.

Вопросы командиру II команды.

  1. Кто на себе свой дом носит? (улитка)
  2. У каких деревьев вместо листьев иголки? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница)
  3. Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)
  4. У какого растения семена напоминают парашюты? (одуванчик)
  5. Назови животное леса, у которого есть рога? (лось, олень, лань)
  6. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья? (лиственница)
  7. Какие ягоды мы собираем в лесу? (землянику, бруснику, чернику, костянику)
  8. Какие несъедобные, ядовитые грибы ты знаешь? (мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, свинушка)
  9. Назови всеядное животное? (медведь)

Задание 2

Расшифруй слова:

http://festival.1september.ru/articles/515376/Image2712.jpghttp://festival.1september.ru/articles/515376/Image2711.jpgОтвет: снегирь

Раунд VI

Сектор 7 “Край родной”

Свои вопросы в родном крае для знатоков прислала в письме рыжая красавица Лисица, каждая команда получает свои вопросы и задания.

Команда 1

Задание 1

1. Кого называют хозяином тайги? (медведь)

2. Смола каких деревьев обладает лекарственными свойствами? (лиственница, кедр)

3. Каким грибом лечится лось? (мухомором)

Задание 2

4. Составить - нарисовать картину о природе по отгадкам.

Команда 2

Задание 1

1. Каких змей можно встретить в наших краях? (уж, гадюка)

2. Назовите   грибы, которые растут   в нашем лесу? (гриб белый, лисички, )

3. Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)

Задание 2

4. Составить - нарисовать картину о природе по отгадкам.

Раунд VIII

Сектор 8 “Черный ящик”

Внести черный ящик! Что же в нем? Откроем! Это запасливая белочка для вас приготовила задания:

1) Собрать картину из разрезанной мозаики.

2) Составить из геометрических фигурок фигурки животных.

Раунд VIII

Сектор 9 “Загадочные кроссворды”

Умный Слоненок приготовил для вас слова. Ваша задача помочь ему составить кроссворд.  

Команда 1                                                              Команда 2

Задание 1

петух

капуста

снегирь

дерево

улитка

лист

сорока

подорожник

волк

колокольчик

медведь

одуванчик

белка

ромашка

Задание 2

1) Определить род, число, склонение имен существительных.

2) Ключевое слово - морфологический разбор.

Итоги игры

Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры “Что? Где? Когда?”

http://festival.1september.ru/articles/515376/Image2712.jpghttp://festival.1september.ru/articles/515376/Image2711.jpg

 

http://festival.1september.ru/articles/515376/Image2710.jpghttp://festival.1september.ru/articles/515376/Image2709.jpg