ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА.
Автор: Алена Владимировна Кирюшина
учитель географии МБОУ МО г. Нягань "Гимназия"
Актуальность педагогической работы раскрывается основным нормативным документом - Федеральным государственным стандартом, главная ценность которого заключается в том, что позволяет педагогу определится - что получит ребенок для своего развития и социального становления.
Образовательные стандарты нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, трактуют обучение как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета. Внешние предметные действия, в ходе «вращивания», преобразуются во внутренние когнитивные процессы (мышление, память, восприятие).
Согласно Федеральному базисному учебному плану, внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведённое для неё, используется по желанию учеников в формах, отличных от уроков. Внеурочная деятельность обладает большим психолого-педагогическим потенциалом.
Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на окружающую среду становилось все более значительным. Техника и промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом, создали реальную угрозу живому на планете. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Важно, чтобы школьники понимали необходимость создания технических устройств, не разрушающих природу, учились не только видеть экологические проблемы, но и предлагать пути их решения.
Разрабатывая мероприятия по экологическому воспитанию во внеурочной деятельности, педагог должен чётко представлять результат своей работы, подбирать такие её формы, которые гарантируют желаемый результат. Это могут быть традиционные формы, такие как:
· работа с информационными источниками позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемных ситуаций;
· игра даёт опыт принятия правильных решений, учит кооперации и взаимопомощи, работе в группе;
· экскурсии позволяют на практике увидеть то, о чём рассказывает теория, и самостоятельно оценить увиденное.
Актуальна организация различных типов коммуникативной и исследовательской, проектной деятельности учащихся на всех занятиях.
Активному вовлечению детей в процесс экологического воспитания способствует система принципов внеурочной деятельности:
Современное экологическое образование отражает новый социальный заказ: формирование у обучающихся способности проектировать свою жизнедеятельность на основе идей устойчивого экологического, экономического и социального развития с учетом последствий для состояния окружающей среды. Таким образом, экологическая культура рассматривается как разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы.
Повышение уровня экологической культуры проявляется в формировании:
· экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· умения применять эколого-значимые знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории региона, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
· навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Процесс экологического образования должен пониматься не только как процесс овладения предметными результатами - усвоение определенной системы экологических знаний, умений, составляющих инструментальную основу учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и как процесс развития ценностных ориентаций личности, принятия экологических ценностей. Именно поэтому в новом Стандарте устанавливаются требования к личностным и метапредметным результатам экологического образования:
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Отражают «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»:
· стремление к получению новых знаний; · умение корректно отстаивать свою точку зрения; · умение работать в команде; · желание делиться освоенным опытом; · развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к учебной деятельности»; · развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к взаимодействию в коллективе».
|
Отражают «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации»: Формирование «компетенций эколога»: · способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к объектам живой природы; · умение реализовать собственные творческие идеи в сфере экологического волонтерства. Формирование «компетенций исследователя»: · умение работать с различными источниками информации; · умение формулировать проблему; · умение предлагать способы решения проблем; · умение делать обобщения и выводы по материалам исследования. |
Во внеурочной деятельности большое внимание индивидуальному подходу, предоставляется возможность формирования личности с высоким уровнем развития субъективного отношения к природе, человека как индивидуального природопользователя с его эколого-оправданным поведением в природной среде. В процессе становления экологической культуры можно условно выделить три этапа.
Первый этап связывается с приобретением школьником экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей; обращения с представителями животного и растительного мира; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания. На данном этапе эффективной формой работы является коллективная игровая деятельность - путешествие по станциям "Экологическая кругосветка" (http://nsportal.ru/alena-vladimirovna-kiryushina)
Второй этап связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу; соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды. На этом этапе целесообразно осуществлять мониторинговые исследования на основе краеведческого материала. Например, проведение практикума "Определение уровня антропогенной нагрузки и районирование территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра". В ходе работы со статистическим материалом ученики заполняют таблицу основных экологических показателей:
· рассчитывают величину отрицательного воздействия различных отраслей экономики на окружающую среду;
· определяют экологическую плотность населения;
· выражают степень антропогенного воздействия;
· вычисляют биоклиматический потенциал;
· определяют степень антропогенного воздействия.
Практикум вызывает большой интерес. Ребята создают экологическое районирование и получают качественно новую информацию (http://nsportal.ru/alena-vladimirovna-kiryushina)
Третий этап связан с проектной деятельностью учащихся, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной. Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер. В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы. Роль учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций к проектной деятельности; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов. Вот несколько тем проектов: "Город без свалок", "Здоровье и окружающая среда", "Проект озеленения гимназии".
Итогом успешной реализации различных экологических программ станет достижение качественно нового уровня развития экологической культуры школьников, что позволит повысить их личную ответственность и компетентность в решении экологических проблем, расширить возможности вести здоровый образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу о базовых национальных ценностях, а именно стремиться к обустройству малой Родины как процветающему экологически комфортному уголку Земли.
Педагогу необходимы критерии для оценки личностного развития, усвоения обучающимися системы знаний и формирования у них компетентностей. Но самое важное – предложить конкретные формы и методы мониторинга эффективности педагогической работы, в рамках реализации программы! Сегодня существуют апробированные диагностические методики, в том числе и авторские, позволяющие осуществлять мониторинг результативности педагогической работы по экологическому воспитанию и образованию. Очень интересна методика "Альтернатива", которая направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного (исследовательского), практического или прагматического. Обследуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности. Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации. Предъявляется 12 пар ответов, описывающих различные типы деятельности, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз.
Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотивации, получивший наибольший удельный вес (1-й ранг), интерпретируется как ведущий. Как правило, для испытуемых характерно наличие двух основных типов мотивации.
Текст методики
1.Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок:
а) с красивой окраской; б) с интересным поведением.
2.Вы бы сочли для себя более подходящим занятием:
а) собирать гербарий лекарственных растений;
б) собирать растения для изготовления лекарств.
3.Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали бы:
а) о строении животных; б) о том, как ухаживать за животными.
4. В ботаническом саду Вы скорее всего:
а) будете любоваться тропическими растениями;
б) захотите получить отросток для выращивания дома.
5.Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание:
а) на то, как они устроены; б) на то, как их лучше сохранить на зиму.
6.Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта:
а) цветочных культур; б) плодовых культур.
7.Купив календарь природы, Вы сначала прочтете:
а) стихи хороших поэтов о природе;
б) заметки из блокнота натуралиста.
8.Получив диплом ученого–агронома, Вы предпочли бы работать:
а) в лаборатории; б) на опытной станции.
9.Вы бы завели собаку:
а) чтобы ухаживать за ней; б) для охраны квартиры.
10.Вы предпочли бы прочесть:
а) книгу о красоте природы;
б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными.
11.Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы:
а) следить за ростом и развитием деревьев;
б) руководить заготовкой ценной древесины.
12.Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы поехали бы:
а) весной; б) осенью.
Ключ:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
А |
э |
п |
к |
э |
к |
э |
э |
к |
п |
э |
к |
э |
Б |
к |
пг |
п |
п |
пг |
пг |
к |
п |
пг |
п |
пг |
пг |
Примечание:
Э – эстетический; П – прагматический; К – когнитивный и ПГ – прагматический типы мотивации.
По результатам диагностики можно сделать вывод о снижении прагматического мотива деятельности с объектами природы или повышения исследовательского мотива деятельности с объектами природы у участников диагностики с течением времени.
Песталоцци в своей работе «Лингард и Гертруда» определил главную цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие у детей «природных сил», и основной его принцип – соблюдение согласия человека с природой. Он считал, что надо оказывать детям помощь в развитии, направляя их по правильному пути.
Создание нового отношения человека к природе – задача прежде всего нравственная. Необходимо формировать у подрастающего поколения экологическое сознание и понимание неразрывной связи человека и природы.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Использованные источники:
1. http://festival.1september.ru/articles/613332/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Российская академия наук, Российская академия образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е издание, доработанное. – Москва: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. / В.М. Полонский. – Москва: Высшая школа, 2004.
5. Чернухин О.А. Экологическое образование как средство социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы с учениками школы «надомного обучения». – Новосибирск, 2011.
6. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999.
7. Кадырова Е.П. Современные проблемы педагогической науки и образования. // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3 – С. 69-71.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.