Экологическая роль и медицинское значение бактерий

  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уникальный сценарий по теме "Экологическая роль и значение бактерий" выстроен в соответствии с требованиями ФГОС и современному уроку. Проблемная ситуация, поставленная в начале урока, решается в ходе его дальнейшего проведения. В нем есть все, что нужно учителю и ученику для того, чтобы заново открыть удивительный мир бактерий. Учащиеся стоят перед выбором, каких бактерий больше в природе - полезных или вредных? Они учатся сравнивать, анализировать, аргументировать свои ответы. В урок включены элементы технологии РКМЧП (прием "смысловое чтение", синквейн ). К уроку прилагаются интересные задания на закрепление материала, вопросы познавательного уровня (по модели В.В. Пикана) , рисунки, тексты. Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке по предложенным критериям и выставляют отметку за урок.
Иконка файла материала Сценарий урока Бактерии ред.docx

 

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Естественно-научные предметы; Биология

Класс

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок открытия новых знаний «Экологическая роль и медицинское значение бактерий»

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Царство Бактерии»

12.Происхождение и эволюция бактерий

13. Размножение бактерий

14. Многообразие форм бактерий

15. Экологическая роль и медицинское значение бактерий.

 

 

Учебная задача

 Углубить знания учащихся о бактериях, их многогранном и биосферном значении, а также влиянии на живые организмы

 

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

 

Цель  Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся:

- характеризовать понятия «симбиоз», «клубеньковые, или азотфиксирующие, бактерии», «бактерии, деструкторы», «болезнетворные микроорганизмы», «инфекционные заболевания», «эпидемия»

- оценивать роль бактерий в природе и жизни человека

- знать методы профилактики инфекционных заболеваний

 

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся продолжат:

- работать с дополнительными источниками информации

- развивать умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы

- развивать умения систематизировать полученную информацию в табличной форме

- использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики инфекционных заболеваний

Цель – ценность (личностный результат)

- уметь оценивать свои учебные достижения

- овладение навыками самостоятельности в достижении поставленных задач

- осознание ценности биологических знаний в повседневной жизни

- воспитание культуры поведения с целью профилактики инфекционных заболеваний

Исходное состояние обучающихся:

Учащиеся знают:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- многообразие форм бактерий, способы размножения и перенесения неблагоприятных условий

Учащиеся умеют:

- давать общую характеристику бактерий

- сравнивать бактерии с другими формами жизни

- обладают навыками смыслового и поискового чтения

- структурировать материал различными способами

- самостоятельно ставить цели урока и пути их достижения

 

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

·         Фронтальный опрос по ходу работы с текстом и заполнением учащимися таблицы

·         выполнение заданий согласно познавательным уровням модели В.В.Пикана

 

·             Познавательные: закрепить знания о бактериях, охарактеризовать роль бактерий в природе и жизни человека

·             Регулятивные: принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

·              умение анализировать, выделять и обобщать, находить нужную информацию

·             Коммуникативные: совершенствовать             умения слушать и вступать в диалог; сотрудничать в группе, перерабатывать информацию.

 

 

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

 

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

 

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный подход

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (работа с текстом)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый

По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

1.3. Создание проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап 1 мин.

2. Целеполагание – 1 мин.

3. Актуализация знаний – 2 мин.

4. Получение и применение знаний в новой ситуации 20 мин.

5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 20 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 1 мин.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (текст)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный по характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, ситуация практической направленности.

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль

 

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные работа с текстом)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный (выполнение дифференцированных заданий)

По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивные   (проблемный и частично-поисковый)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, рейтинговая оценка.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

 

Сценарий  проведения учебного занятия

 

 

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

 Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих; проверяет готовность учащихся к уроку

 Приветствуют учителя, готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Ребята, мы уже не первый урок изучаем бактерии и уже достаточно много о них знаем. Внимательно посмотрите на представленные фотографии и постарайтесь правильно подписать их названия. (Приложение 1) Проверяет записи в тетрадях.

 

Ребята рассматривают фотографии и подписывают под буквами А – Г формы бактерий. Называют подписанные бактерии.

1.3. Создание проблемной ситуации

А сейчас внимательно прочитайте синквейн и предположите, что мы о бактериях еще не изучали. Сформулируйте ваши предположения в виде темы сегодняшнего урока?

Бактерии

микроскопические безъядерные

разрушают, сбраживают, усваивают

вызывают болезни живых организмов.

Микробы

 Пытаются предположить, что еще не изучен материал о значении бактерий и пробуют сформулировать тему урока, под руководством учителя, записывают ее в тетрадь

 

 

 

 

 

 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Правильно, упор в синквейне сделан на многообразие бактерий по их роли, которую они выполняют. Значит какова цель нашего урока? — узнать, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека. 

 

Учащиеся самостоятельно ставят цель урока — узнать, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека. 

 

2.2. . Поиск способа решения проблемной ситуации

Обеспечивает мотивацию и принимает цель учебно-познавательной деятельности.

Сегодня на уроке в ходе самостоятельного прочтения текста вы должны будете заполнить таблицу: «Значение бактерий» и ответить на задания. Все вместе мы будем проверять правильность заполнения таблицы.

 

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Раздает обучающимся текст для смыслового чтения и заполнения таблицы по ходу прочтения текста. (Приложение 2)

Организуется работа по смысловому чтению текста и заполнению таблицы. (Приложение 3)

 

 

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Фронтально ведется проверка заполнения сводной таблицы «Значение бактерий»

 Учащиеся в ходе работы с текстом заполняют таблицу под руководством учителя

 

 

 

 

 

 

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Предлагается ответить на вопросы по познавательным уровням (согласно модели В.В.Пикана) (Приложение 4)

  Учащиеся отрабатывают изученный материал, отвечая на вопросы по вариантам. (вторая цифра вопроса указывает номер варианта)            

 

Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Проверяются ответы на вопросы, оценивается правильность выполненных заданий.

Учащиеся соотносят правильность выполнения заданий с требуемыми критериями к выставлению баллов и оценки. (Приложение 5)

 

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Предлагает учащимся оценить свой образовательный результат по оценочной шкале.

Учащиеся анализируют и выставляют оценки согласно предложенной оценочной шкале.

4. Домашнее задание

 

Повторить весь материал по бактериям на стр.22 – 30 учебника, подготовиться к тестам

Записывают домашнее задание, задают вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

 

 

Приложение 1

Задание 1

Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.

Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бациллы, спириллы, вибрионы, кокки.

Занесите ответы в поля для ввода.

 

Picture background

Picture background

А.

Б.

Picture background

Picture background

В.

Г.

 

Задание 2

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

                                                                    Бактерии

Бактерии выделяют в отдельное _______ А живого. Они отличаются от других организмов отсутствием _______Б, отделённого от цитоплазмы оболочкой. Бактерии сохраняют постоянную форму клетки благодаря плотной ________В.

 

Список слов: 1. Отдел 2. Клеточная оболочка 3. Жгутик 4. Царство 5. Ядро 6. Цитоплазма

 

Приложение 2

Роль бактерий в природе и жизни человека

Бактерии играют важную роль на Земле. В связи с широким распространением бактерий и своеобразием метаболической активности многих их видов они имеют исключительно большое значение в круговороте веществ в природе. Все органические соединения и значительная часть неорганических подвергаются с помощью бактерий существенным изменениям. Эта их роль в природе имеет глобальное значение. Появившись на Земле раньше всех организмов (более 3,5 млрд лет назад), они создали живую оболочку Земли и продолжают активно перерабатывать живое и мертвое органическое вещество, вовлекая продукты своего обмена в круговорот веществ. Круговорот веществ в природе является основой существования жизни на Земле.

Распад всех растительных и животных остатков, и образование перегноя и гумуса тоже производится в основном бактериями. Бактерии – мощный биотический фактор в природе. Эти бактерии разлагают растение, дерево, водоросль, рыбу, мясо и другие органические формы жизни на Земле, которые умерли. Эти бактерии разлагают сложные вещества на более мелкие – аммиак, воду, углекислый газ и минеральные соли.  Там, где почвенные бактерии отсутствуют – почвы не плодородные, сухие, серые с трещинами, с большим количеством песка и глины.

Особенно важны для плодородия почвы так называемые азотфиксирующие клубеньковые бактерии - симбионты бобовых растений. Они насыщают почву ценными азотными соединениями. Клубеньковые бактерии – это бактерии, обитающие на клубеньках бобовых растений, они привлекают азот из атмосферы (из воздуха) и фиксируют его в почве. Азот очень необходим растениям для их роста и развития, при недостатке азота в почве растение погибает. Поэтому так важно выращивать разнообразные растения семейства бобовые для обогащения почвы этим важным элементом. В свою очередь клубеньковые бактерии получают питательные органические вещества от растений. Такое совместное взаимовыгодное существование организмов разных видов называют симбиозом (от греч. слова симбиоз – «сожительство»). Клубеньковые бактерии способны при благоприятных условиях за один сезон накопить до 300 кг азота на 1 гектар.

 

Цианобактерии - производители органического вещества для других живых организмов и поставщики кислорода в атмосфере Земли. Клетки цианобактерий сходны по строению с клетками бактерий, но в отличие от них содержат хлорофилл. Именно, благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера нашей Земли (накопление кислорода). Избыток цианобактерий в водоёмах может привести цветении и к гибели рыб («заморы рыб»). После периода цветения накопленная громадная биомасса цианобактерий отмирает и выделяет в воду токсические вещества.

 

Бактерии очищают грязные сточные воды, расщепляя органические вещества и превращая их в безвредные неорганические. Это свойство бактерий широко используется в работе очистных сооружений.

Во многих случаях бактерии могут быть и вредны для человека. Бактерии гниения портят пищевые продукты. Испорченными продуктами питания человек может отравиться. Чтобы уберечь от порчи продукты подвергают специальной обработке – кипячению, засолке, замораживанию, высушиванию, химической чистке и т.д. Поэтому скоропортящиеся продукты хранят в холодильниках (при низкой температуре жизнедеятельность бактерий понижается), консервируют (с использованием поваренной соли, сахара, уксуса), сушат, коптят.

Среди бактерий имеется много болезнетворных (патогенных) видов, вызывающих заболевания у людей, животных или растений. Тяжелое заболевание брюшной тиф вызывает бактерия сальмонелла, дизентерию – бактерия шигелла. Болезнетворные бактерии разносятся по воздуху с капельками слюны больного человека при чихании, кашле и даже при обычном разговоре (дифтерия, коклюш). Некоторые болезнетворные бактерии очень устойчивы к высыханию и долго сохраняются в пыли (туберкулезная палочка).  Некоторые бактериальные заболевания передаются при физическом контакте с больным человеком. Часто болезнетворные бактерии передаются человеку с помощью так называемых переносчиков. Например, мухи, ползая по нечистотам, собирают на своих лапках тысячи болезнетворных бактерий, а затем оставляют их на продуктах, потребляемых человеком.

Болезни могут быть связаны и с проникновением бактерий в раны. В глубоких ранах, загрязненных почвой, развиваются бактерии, вызывающие газовую гангрену и столбняк. Эти заболевания очень опасны и часто заканчиваются смертельным исходом. Поверхностные раны и ожоги легко инфицируются стафилококками и стрептококками, которые вызывают гнойные воспаления.

Деятельность некоторых бактерий используется человеком в производстве лекарств, разнообразных органических веществ, новых пищевых продуктов. Специальные виды бактерий вырабатывают сильные антибиотики (стрептомицин, тетрациклин и т. п.) – вещества, убивающие или подавляющие развитие болезнетворных организмов.

Брожение известно людям с незапамятных времен. Тысячелетиями они использовали молочнокислое брожение при изготовлении различных молочных продуктов, спиртовое брожение – при изготовлении вина, в пивоварении, приготовлении уксуса. При этом не подозревали, что брожение – результат жизнедеятельности бактерий. Молочнокислые бактерии - это бактерии, которые питаются молочным сахаром (лактозой) и образуют молочную кислоту. Под её действием молоко превращается в простоквашу, а сливки — в сметану. Используются в пищевой промышленности, для получения молочнокислых продуктов – кефира, творога, сыра. Также эти же бактерии участвуют в процессе квашения овощей (например, капусты), солении огурцов и помидоров и в процессе изготовления силоса (питательной добавки к пище для скота). Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи.

 

Бактерии были до появления человека и останутся после него. Они дали жизнь всему что нас окружает: растениям (создав почву), животным (соединившись в ткани и образовав органы в процессе эволюции, а также дав им пищу), а главное человека. Они помогали нам жить, давав новые продукты питания (сыр, вино, творог), удобряя почву перегноем при переработке «мусора», а потом и давая «подсказки» для борьбы с болезнями, которые они же и создавали.

Они являются нашими верными друзьями и злейшими врагами. Многие могут нас убить, а другие помочь выжить. Тогда возникает парадокс, а вместе с ним вопрос: «Кто нам бактерии?»

На этот вопрос никто не ответит однозначно, и наверно не найдётся, тот, кто найдёт ответ.

 

Приложение 3

 

Группы бактерий

Значение в природе и жизни человека

 

 

 

Приложение 4

Вопросы по познавательным уровням (модель В.В. Пикана)

1.1.Сформулируйте определение бактерии-симбионты (1 балл)

1.2.Назовите все группы бактерий, которые вы занесли в таблицу (1балл)

2.1.Как вы понимаете, в чем заключается биосферная роль бактерий? (2балла)

2.2. Какие группы бактерий можно назвать «санитарами планеты» и почему? (2 балла)

3.1.Сравните между собой цианобактерии и молочнокислые бактерии. Назовите черты сходства и различия. Для ответа можете воспользоваться дополнительными источниками информации (3балла)

3.2. Сравните между собой болезнетворные бактерии и бактерии гниения. Назовите черты сходства и различия. Для ответа можете воспользоваться дополнительными источниками информации. (3 балла)

4.1.Выскажите свою точку зрения, каких бактерий больше – вредных или полезных? Свой ответ аргументируйте. (6 баллов)

4.2. Сформулируйте не менее 5 правил, благодаря которым можно защитить себя от вредоносных бактерий. (6 баллов)

 

Приложение 5

Критерии оценивания

Ученик за выполнение всех заданий, предлагаемых к тексту    максимально может набрать 12 баллов (100 %).

10 – 12 баллов (80 – 100 %) - «отлично»

8 - 9 баллов (65 – 79 %) - «хорошо»

6 – 7 баллов (50 – 64 %) - «удовлетворительно»

 менее 6 баллов (менее 50 %) – «неудовлетворительно»

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru