|
Общая информация |
|
|
Образовательная область, учебный предмет |
Естественно-научные предметы; Биология |
|
Класс |
7 |
|
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
Урок открытия новых знаний «Экологическая роль и медицинское значение бактерий» |
|
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
Изучаемая тема «Царство Бактерии» 12.Происхождение и эволюция бактерий 13. Размножение бактерий 14. Многообразие форм бактерий 15. Экологическая роль и медицинское значение бактерий.
|
|
Учебная задача |
Углубить знания учащихся о бактериях, их многогранном и биосферном значении, а также влиянии на живые организмы |
|
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
|
||
|
Цель Уровень |
Базовый («обучающийся научится») |
||
|
Цель – предмет (предметный результат) |
Обучающиеся научатся: - характеризовать понятия «симбиоз», «клубеньковые, или азотфиксирующие, бактерии», «бактерии, деструкторы», «болезнетворные микроорганизмы», «инфекционные заболевания», «эпидемия» - оценивать роль бактерий в природе и жизни человека - знать методы профилактики инфекционных заболеваний
|
||
|
Цель – способ (метапредметный результат) |
Обучающиеся продолжат: - работать с дополнительными источниками информации - развивать умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы - развивать умения систематизировать полученную информацию в табличной форме - использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики инфекционных заболеваний |
||
|
Цель – ценность (личностный результат) |
- уметь оценивать свои учебные достижения - овладение навыками самостоятельности в достижении поставленных задач - осознание ценности биологических знаний в повседневной жизни - воспитание культуры поведения с целью профилактики инфекционных заболеваний |
||
|
Исходное состояние обучающихся: |
Учащиеся знают: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; - многообразие форм бактерий, способы размножения и перенесения неблагоприятных условий Учащиеся умеют: - давать общую характеристику бактерий - сравнивать бактерии с другими формами жизни - обладают навыками смыслового и поискового чтения - структурировать материал различными способами - самостоятельно ставить цели урока и пути их достижения
|
||
|
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
|
|
· Фронтальный опрос по ходу работы с текстом и заполнением учащимися таблицы · выполнение заданий согласно познавательным уровням модели В.В.Пикана
|
· Познавательные: закрепить знания о бактериях, охарактеризовать роль бактерий в природе и жизни человека · Регулятивные: принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; · умение анализировать, выделять и обобщать, находить нужную информацию · Коммуникативные: совершенствовать умения слушать и вступать в диалог; сотрудничать в группе, перерабатывать информацию.
|
||
|
Техническое обеспечение |
Мультимедийный проектор, персональный компьютер |
|
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
|
||
|
Этап урока |
Подэтап урока |
Организация педагогически целесообразного взаимодействия |
|
|
1.Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитационный подход По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем |
|
|
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (работа с текстом) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале |
||
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности |
||
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1. Организационный этап 1 мин. 2. Целеполагание – 1 мин. 3. Актуализация знаний – 2 мин. 4. Получение и применение знаний в новой ситуации – 20 мин. 5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 20 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 1 мин. |
|
|
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (текст) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный по характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, ситуация практической направленности. Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль
|
||
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные работа с текстом) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный (выполнение дифференцированных заданий) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха |
||
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивные (проблемный и частично-поисковый) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.
|
||
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, рейтинговая оценка. |
|
|
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся |
||
|
Сценарий проведения учебного занятия |
|
|
|||
|
Этап урока или другой формы УВП |
Подэтап урока или другой формы УВП |
Действия учителя (педагога) |
Действия обучающихся |
||
|
1.Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих; проверяет готовность учащихся к уроку |
Приветствуют учителя, готовятся к учебной деятельности |
||
|
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Ребята, мы уже не первый урок изучаем бактерии и уже достаточно много о них знаем. Внимательно посмотрите на представленные фотографии и постарайтесь правильно подписать их названия. (Приложение 1) Проверяет записи в тетрадях.
|
Ребята рассматривают фотографии и подписывают под буквами А – Г формы бактерий. Называют подписанные бактерии. |
|||
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
А сейчас внимательно прочитайте синквейн и предположите, что мы о бактериях еще не изучали. Сформулируйте ваши предположения в виде темы сегодняшнего урока? Бактерии микроскопические безъядерные разрушают, сбраживают, усваивают вызывают болезни живых организмов. Микробы |
Пытаются предположить, что еще не изучен материал о значении бактерий и пробуют сформулировать тему урока, под руководством учителя, записывают ее в тетрадь
|
|||
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Правильно, упор в синквейне сделан на многообразие бактерий по их роли, которую они выполняют. Значит какова цель нашего урока? — узнать, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека.
|
Учащиеся самостоятельно ставят цель урока — узнать, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека.
|
||
|
2.2. . Поиск способа решения проблемной ситуации |
Обеспечивает мотивацию и принимает цель учебно-познавательной деятельности. Сегодня на уроке в ходе самостоятельного прочтения текста вы должны будете заполнить таблицу: «Значение бактерий» и ответить на задания. Все вместе мы будем проверять правильность заполнения таблицы. |
|
|||
|
2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
Раздает обучающимся текст для смыслового чтения и заполнения таблицы по ходу прочтения текста. (Приложение 2) |
Организуется работа по смысловому чтению текста и заполнению таблицы. (Приложение 3)
|
|||
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Фронтально ведется проверка заполнения сводной таблицы «Значение бактерий» |
Учащиеся в ходе работы с текстом заполняют таблицу под руководством учителя
|
|||
|
|
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Предлагается ответить на вопросы по познавательным уровням (согласно модели В.В.Пикана) (Приложение 4) |
Учащиеся отрабатывают изученный материал, отвечая на вопросы по вариантам. (вторая цифра вопроса указывает номер варианта)
|
||
|
Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Проверяются ответы на вопросы, оценивается правильность выполненных заданий. |
Учащиеся соотносят правильность выполнения заданий с требуемыми критериями к выставлению баллов и оценки. (Приложение 5) |
||
|
|
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Предлагает учащимся оценить свой образовательный результат по оценочной шкале. |
Учащиеся анализируют и выставляют оценки согласно предложенной оценочной шкале. |
||
|
4. Домашнее задание |
|
Повторить весь материал по бактериям на стр.22 – 30 учебника, подготовиться к тестам |
Записывают домашнее задание, задают вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
||
Приложение 1
Задание 1
Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бациллы, спириллы, вибрионы, кокки.
Занесите ответы в поля для ввода.
|
|
|
|
А. |
Б. |
|
|
|
|
В. |
Г. |
Задание 2
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Бактерии
Бактерии выделяют в отдельное _______ А живого. Они отличаются от других организмов отсутствием _______Б, отделённого от цитоплазмы оболочкой. Бактерии сохраняют постоянную форму клетки благодаря плотной ________В.
Список слов: 1. Отдел 2. Клеточная оболочка 3. Жгутик 4. Царство 5. Ядро 6. Цитоплазма
Приложение 2
Роль бактерий в природе и жизни человека
Бактерии играют важную роль на Земле. В связи с широким распространением бактерий и своеобразием метаболической активности многих их видов они имеют исключительно большое значение в круговороте веществ в природе. Все органические соединения и значительная часть неорганических подвергаются с помощью бактерий существенным изменениям. Эта их роль в природе имеет глобальное значение. Появившись на Земле раньше всех организмов (более 3,5 млрд лет назад), они создали живую оболочку Земли и продолжают активно перерабатывать живое и мертвое органическое вещество, вовлекая продукты своего обмена в круговорот веществ. Круговорот веществ в природе является основой существования жизни на Земле.
Распад всех растительных и животных остатков, и образование перегноя и гумуса тоже производится в основном бактериями. Бактерии – мощный биотический фактор в природе. Эти бактерии разлагают растение, дерево, водоросль, рыбу, мясо и другие органические формы жизни на Земле, которые умерли. Эти бактерии разлагают сложные вещества на более мелкие – аммиак, воду, углекислый газ и минеральные соли. Там, где почвенные бактерии отсутствуют – почвы не плодородные, сухие, серые с трещинами, с большим количеством песка и глины.
Особенно важны для плодородия почвы так называемые азотфиксирующие клубеньковые бактерии - симбионты бобовых растений. Они насыщают почву ценными азотными соединениями. Клубеньковые бактерии – это бактерии, обитающие на клубеньках бобовых растений, они привлекают азот из атмосферы (из воздуха) и фиксируют его в почве. Азот очень необходим растениям для их роста и развития, при недостатке азота в почве растение погибает. Поэтому так важно выращивать разнообразные растения семейства бобовые для обогащения почвы этим важным элементом. В свою очередь клубеньковые бактерии получают питательные органические вещества от растений. Такое совместное взаимовыгодное существование организмов разных видов называют симбиозом (от греч. слова симбиоз – «сожительство»). Клубеньковые бактерии способны при благоприятных условиях за один сезон накопить до 300 кг азота на 1 гектар.
Цианобактерии - производители органического вещества для других живых организмов и поставщики кислорода в атмосфере Земли. Клетки цианобактерий сходны по строению с клетками бактерий, но в отличие от них содержат хлорофилл. Именно, благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера нашей Земли (накопление кислорода). Избыток цианобактерий в водоёмах может привести цветении и к гибели рыб («заморы рыб»). После периода цветения накопленная громадная биомасса цианобактерий отмирает и выделяет в воду токсические вещества.
Бактерии очищают грязные сточные воды, расщепляя органические вещества и превращая их в безвредные неорганические. Это свойство бактерий широко используется в работе очистных сооружений.
Во многих случаях бактерии могут быть и вредны для человека. Бактерии гниения портят пищевые продукты. Испорченными продуктами питания человек может отравиться. Чтобы уберечь от порчи продукты подвергают специальной обработке – кипячению, засолке, замораживанию, высушиванию, химической чистке и т.д. Поэтому скоропортящиеся продукты хранят в холодильниках (при низкой температуре жизнедеятельность бактерий понижается), консервируют (с использованием поваренной соли, сахара, уксуса), сушат, коптят.
Среди бактерий имеется много болезнетворных (патогенных) видов, вызывающих заболевания у людей, животных или растений. Тяжелое заболевание брюшной тиф вызывает бактерия сальмонелла, дизентерию – бактерия шигелла. Болезнетворные бактерии разносятся по воздуху с капельками слюны больного человека при чихании, кашле и даже при обычном разговоре (дифтерия, коклюш). Некоторые болезнетворные бактерии очень устойчивы к высыханию и долго сохраняются в пыли (туберкулезная палочка). Некоторые бактериальные заболевания передаются при физическом контакте с больным человеком. Часто болезнетворные бактерии передаются человеку с помощью так называемых переносчиков. Например, мухи, ползая по нечистотам, собирают на своих лапках тысячи болезнетворных бактерий, а затем оставляют их на продуктах, потребляемых человеком.
Болезни могут быть связаны и с проникновением бактерий в раны. В глубоких ранах, загрязненных почвой, развиваются бактерии, вызывающие газовую гангрену и столбняк. Эти заболевания очень опасны и часто заканчиваются смертельным исходом. Поверхностные раны и ожоги легко инфицируются стафилококками и стрептококками, которые вызывают гнойные воспаления.
Деятельность некоторых бактерий используется человеком в производстве лекарств, разнообразных органических веществ, новых пищевых продуктов. Специальные виды бактерий вырабатывают сильные антибиотики (стрептомицин, тетрациклин и т. п.) – вещества, убивающие или подавляющие развитие болезнетворных организмов.
Брожение известно людям с незапамятных времен. Тысячелетиями они использовали молочнокислое брожение при изготовлении различных молочных продуктов, спиртовое брожение – при изготовлении вина, в пивоварении, приготовлении уксуса. При этом не подозревали, что брожение – результат жизнедеятельности бактерий. Молочнокислые бактерии - это бактерии, которые питаются молочным сахаром (лактозой) и образуют молочную кислоту. Под её действием молоко превращается в простоквашу, а сливки — в сметану. Используются в пищевой промышленности, для получения молочнокислых продуктов – кефира, творога, сыра. Также эти же бактерии участвуют в процессе квашения овощей (например, капусты), солении огурцов и помидоров и в процессе изготовления силоса (питательной добавки к пище для скота). Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи.
Бактерии были до появления человека и останутся после него. Они дали жизнь всему что нас окружает: растениям (создав почву), животным (соединившись в ткани и образовав органы в процессе эволюции, а также дав им пищу), а главное человека. Они помогали нам жить, давав новые продукты питания (сыр, вино, творог), удобряя почву перегноем при переработке «мусора», а потом и давая «подсказки» для борьбы с болезнями, которые они же и создавали.
Они являются нашими верными друзьями и злейшими врагами. Многие могут нас убить, а другие помочь выжить. Тогда возникает парадокс, а вместе с ним вопрос: «Кто нам бактерии?»
На этот вопрос никто не ответит однозначно, и наверно не найдётся, тот, кто найдёт ответ.
Приложение 3
|
Группы бактерий |
Значение в природе и жизни человека |
|
|
|
Приложение 4
Вопросы по познавательным уровням (модель В.В. Пикана)
1.1.Сформулируйте определение бактерии-симбионты (1 балл)
1.2.Назовите все группы бактерий, которые вы занесли в таблицу (1балл)
2.1.Как вы понимаете, в чем заключается биосферная роль бактерий? (2балла)
2.2. Какие группы бактерий можно назвать «санитарами планеты» и почему? (2 балла)
3.1.Сравните между собой цианобактерии и молочнокислые бактерии. Назовите черты сходства и различия. Для ответа можете воспользоваться дополнительными источниками информации (3балла)
3.2. Сравните между собой болезнетворные бактерии и бактерии гниения. Назовите черты сходства и различия. Для ответа можете воспользоваться дополнительными источниками информации. (3 балла)
4.1.Выскажите свою точку зрения, каких бактерий больше – вредных или полезных? Свой ответ аргументируйте. (6 баллов)
4.2. Сформулируйте не менее 5 правил, благодаря которым можно защитить себя от вредоносных бактерий. (6 баллов)
Приложение 5
Критерии оценивания
Ученик за выполнение всех заданий, предлагаемых к тексту максимально может набрать 12 баллов (100 %).
10 – 12 баллов (80 – 100 %) - «отлично»
8 - 9 баллов (65 – 79 %) - «хорошо»
6 – 7 баллов (50 – 64 %) - «удовлетворительно»
менее 6 баллов (менее 50 %) – «неудовлетворительно»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.