Экологическая викторина для 7-8 классов
Оценка 5

Экологическая викторина для 7-8 классов

Оценка 5
docx
28.04.2021
Экологическая викторина для 7-8 классов
phpzanKUF_Scenari1.docx

КГУ «Веселорощинская ОСШ»

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая викторина «Жить в согласии с природой»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель химии и биологии

Ахметова С.К.

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 

                                                    Сценарий

экологической викторины  

«Жить в согласии с природой»

        Цель: Осознание обучающимися актуальности экологических знаний и их практического применения в различных областях жизнедеятельности человека с целью сохранения жизни планеты и человечества.

Задачи: Выявить знания обучающихся по следующим проблемам:

«Основные экологические понятия»

«Металлы и проблемы окружающей среды»

«Экология города»

«Экология дома»

«Экология и здоровье человека»

«Качественный анализ неорганических и органических веществ»

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  презентация «Жить в согласии с природой», химические реактивы и образцы  сточных вод для экспериментального тура, призы победителям.

 

Ход викторины

          Учитель.

 

                                                                   Есть на земле огромный дом

                                                                   Под крышей голубой.
                                                                   Живут в нём солнце, дождь и гром,
                                                                   Лес и морской прибой.
                                                                   Живут в нём птицы и цветы,
                                                                   Весенний звон ручья,
                                                                   Живёшь в том светлом доме ТЫ
                                                                   И все твои друзья.
                                                                   Куда б дороги не вели

                                                                   Всегда ты будешь в нём.
                                                                   ПРИРОДОЮ родной земли

                                                                   Зовётся этот дом.

                                  (Л. Дайнеко)

    Учитель.  Здравствуйте, дорогие ребята. Наша викторина посвящена  Международному Дню Земли, который отмечается каждый год 22 апреля с 1992 года.

       Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг  какой прекрасный мир нас окружает - горы, леса, поля, реки, озера, небо, солнце, животные, птицы. Это природа!

Она нас кормит, поит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений. Я, ты, он, она, вместе мы – дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять.

   Природу надо спасать! А знаете ли вы главные беды Земли?

   Сейчас мы проведем экологическую викторину: «Жить в согласии с природой» и выявим ваши  знания.

   На викторине присутствуют по одному представителю из каждой группы обучающихся первых и вторых курсов. Условия викторины следующие: участник, поднявший первым руку, отвечает на вопрос и за правильный ответ получает бонус (конфету). Те, из участников,  кто получит  больше всех бонусов, считаются победителями викторины. Жюри следят за руками обучающихся и правильностью их ответов.

   Первый наш конкурс – это «Разминка»

 

I  тур - «Разминка»

                                      

1.   Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (Береза, дуб)

2.   Какой зверь в лесу знает где находится мед? (Медведь)

3.   Первые весенние птицы. (Грачи)

4.   Какому дереву дети очень радуются зимой? (Ель)

5.   Первый весенний цветок. (Подснежник)

6.   Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)

7.   Какого цвета хамелеон? (Разного, в зависимости от температуры, влажности и освещения)

8.   Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)

9.   Какая змея самая большая? (Анаконда )

     10. В названии  какой птицы есть цифра три? (Стриж)                     

 

                            II  тур - «Знаете ли вы ?»

 

1.      Эта  наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания (почва, лес, воздух, вода) - все то, что окружает организм и с чем он находится во взаимодействии). Что это за наука? (Экология)

2.      Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь? (Биосфера)

3.      Так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое? (Загрязнение)

 

4.      Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди? (Кислотные)

 

5.      Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах  уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество? (Озон)

 

6.      Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). (Пестициды)

7.      Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода)

8.      Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь? (Нефть)

 

9.      К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества? (Синтетические моющие средства)

 

10.            В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга? (Красная книга)

11.                Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году. Какой заповедник считается самым большим? (Антарктида)

12.                 Впервые День заповедников и национальных парков отмечался  11 января в 1997 г. по инициативе Центра охраны дикой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. Какие заповедники находится на территории Северной Осетии?               («Цейский» заповедник (1967 г), Национальный парк «Алания» (1998г) в Ирафском районе. )

13.                 Какие животные внесены в Красную Книгу Северной Осетии? (Снежный барс, тур, кабан, олень, волк, лиса, медведь, белка зубр…)

 

 

III тур - «Экология города»

 

1.   В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 1830-х гг. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств. Объясните причины этих явлений. (Свинец, растворенный в водопроводной воде).

 

2.   Назовите антропогенные источники свинца. (Промышленные и бытовые сточные воды, выбросы автотранспорта, производство фотоматериалов, спичек, красок, аккумуляторов; свинец способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки).

3.   Почему лишайники называют «индикаторами чистоты воздуха»? (Лишайники очень чувствительны к составу воздуха, а город не может похвастаться чистотой воздуха из-за большого количества выхлопных газов, поэтому лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах).

 

4.   Что является основным источником загрязнения воздуха нашего города? (Вредные выбросы транспорта и промышленных предприятий: «Электроцинк», ВРЗ, стекольный и асфальтный заводы, «Победит»,  «Полимер»).

 

5.   Какие деревья являются лучшими очистителями воздуха от пыли и газов в городе? (Тополь, каштан, липа, ива).

 

 

6.   Чтобы быстрее очистить территорию от листвы, высохшей травы, некоторые люди используют древний  – огневой. Чем он вреден? (Выгорает не только трава, но и множество насекомых и мелких животных; выгорают семена травянистых растений; огонь может проникнуть во внутренние слои почвы и вспыхнуть за 100 км от этого места).

 

 

IV тур - «Экология дома»

 

1.        Что с экологической точки зрения лучше иметь на кухне: вытяжку или      воздухоочиститель? (Воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют ее.)

 

2.       Можно ли использовать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении? (Нет, так как кондиционер регулирует лишь температуру воздуха, но не изменяет его химический состав).

 

3.        Полезно ли в быту использовать освежители воздуха?   (Применять их нужно осторожно, потому что у некоторых людей возможны  аллергические реакции).

 

4.   Чем является табачный дым в жилых помещениях? (Безусловным фактором канцерогенной опасности).

 

5.       Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре? (При хранении банки окисляются, и в продукты поступают свинец и другие окислы металлов).

 

 6.        Почему бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку, набирая воду впрок? (В застоявшейся воде активно размножаются попавшие из воздуха  микроорганизмы. Поэтому,  в емкость с водой необходимо класть серебряные изделия  (ложку, вилку, кольцо и т. д.), т.к. ионы серебра эффективно обеззараживают воду).

 

V тур -  Пентонимы – «Что это?»

 

 

1. Из нее делают много игрушек.

2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

                                                      (Пластмасса)

 

1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

                                                     (Бумага)

 

1. Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

       (Стекло)

1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще  больше.

4. Его издают разные приборы, машины.

5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

       (Шум)

1. Этого почти не видно.

2. Этого много в промышленном городе, где работаю фабрики и  заводы.

3. От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5. В городе, где этого много, не растут лишайники.

                             (Газовые отходы)

1. Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

                           (Металлолом)

1. Всегда черного цвета.

2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3. Это очень вредно.

4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5. Этого много при горении.

                 (Cажа)

VI тур -  «Экспериментальный»

Открытие ионов в сточных водах

 

1.     Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? (Водопроводную воду обязательно  надо отстаивать, независимо от того, будете ли вы ее кипятить или нет. При отстаивании водопроводной воды в осадок выпадают нерастворимые частицы и улетучивается часть хлора).

 

2.     Каким реактивом можно обнаружить ионы хлора в воде? ( Добавлением раствора нитрата серебра, выпадает белый хлопьевидный осадок)

  Cl + Ag+ → AgCl↓

 

3.     Как определить кислотность сточных вод и почв?  (С помощью индикаторов.  Например, лакмус приобретает красный цвет).

 

4.     Каким реактивом можно обнаружить ион свинца в воде? ( Иодидом калия, выпадает желтый осадок иодида свинца)

  Pb2+ + 2I→PbI2

 

5.     Как обнаружить ионы железа в воде? (Добавлением роданида аммония, по кроваво-красной окраске роданида железа).

  Fe3+ + SCN →FeSCN2+

 

6.     Как определить наличие органических веществ в воде? ( С помощью раствора перманганата калия, который обесцвечивается при наличии органики).

 

7.     Какими  методами можно смягчить жесткую воду? (Кипячением или добавлением бельевой соды и известкового молока).

 

Жюри оценивает результаты

Учитель. Какие вы знаете способы борьбы с загрязнением окружающей среды?

Ответы:

 

1.     Строительство различных очистительных сооружений;

2.     Создание и внедрение безотходных и малоотходных технологических процессов;

3.     Устройство замкнутых циклов водопользования;

4.     Использование новых видов топлива, не загрязняющих окружающую среду;

5.     Создание лесных зон вокруг крупных городов и промышленных центров;

6.     Замена химических способов борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений биологическими.

 

Учитель. Нашу викторину я хочу закончить словами академика

А.Несмеянова: «...нужно учитывать, что хотя и наступила эра космических полётов, жить нам и нашим потомкам придется на Земле, которую с ее природой нужно беречь и любить».

 

Поведение итогов викторины. Награждение победителей.

 

 

Список используемых источников:

1.   Стрельникова Л.Н. «Из чего все сделано?» Москва, «Яуза- пресс», 2011

2.   Гора Е.В. «Экология человека». (Учебное пособие для вузов Гора - М.:     Дрофа, 2007.-540 с.)

3.    «Химия и экология» Фадеева Г.А. Волгоград «Учитель» 2003

4. «Жить в согласии с природой…» Экологическая викторина //Читаем,       учимся, играем. – 2006 - №11.

5. Интернет ресурсы.


 

КГУ «Веселорощинская ОСШ»

КГУ «Веселорощинская ОСШ»

Сценарий экологической викторины «Жить в согласии с природой»

Сценарий экологической викторины «Жить в согласии с природой»

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята

II тур - «Знаете ли вы ?» 1

II тур - «Знаете ли вы ?» 1

Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха

Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха

Баргузинский заповедник. В настоящее время в

Баргузинский заповедник. В настоящее время в

IV тур - «Экология дома» 1

IV тур - «Экология дома» 1

Из нее делают много игрушек. 2

Из нее делают много игрушек. 2

Как определить кислотность сточных вод и почв? (С помощью индикаторов

Как определить кислотность сточных вод и почв? (С помощью индикаторов

Список используемых источников: 1

Список используемых источников: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2021