Экологическая конференция
«Поможем природе»
Автор: Агафонова Вера Владимировна
учитель биологии Мазунинской средней общеобразовательной школы
2
Цель: ознакомление учащихся с экологическими проблемами и поиск путей их решения.
Задачи: 1. Выявить и охарактеризовать экологические проблемы локального, регионального и мирового масштабов.
2. Найти пути решения проблем локального характера.
Подготовительный этап:
1. Изготовление флага «Земля в нашем воображении».
2. Поделки из природного материала.
3. Поделки из бытовых отходов.
4. Проекты «Экологическое озеленение нашего села».
5. Рисунки «Антиреклама курения».
Оформление:
1. Музыкальное оформление «пение птиц».
2. Стенды с проектами и рисунками.
3. Выставка поделок.
4. Красная Книга Удмуртии.
5. Флаг, эмблема.
Ход конференции.
Кромсаем лёд,
Меняем рек течение,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощение
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
3
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды…
Всё меньше – окружающей природы…
Всё больше – окружающей среды.
Учитель: Вот яблоко. Представьте, что это планета Земля. Давайте разрежем его на 4 части, три этих четвертинки – вода. И только одна четвертинка – это суша. Половина этой суши – горы, на которых человек не может жить. 1/3 четвертинки – это пустыни, болота и лишь ¼ часть четвертинки – это земля, где что-то может вырасти (показать на яблоке). Что же происходит с каждой частью нашей планеты? Как ей помочь?
Члены экологического кружка представляют свой флаг.
Учитель: Флаг состоит из нескольких частей выполненных каждым и объединённых вместе в один большой флаг, символизирующий наше единство в заботе о будущем Земли. Очень хочется, чтобы наша планета была также сказочно красива. В этом флаге всё богатство нашего воображения. А что именно нарисовано, хотелось бы узнать лично от вас (учащиеся объясняют свои рисунки).
Проблема первая. Учитель продолжает свою речь. И так, мы поднимаем первую проблему. Планета наша весьма засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить наши дети?
4
(Учащиеся выходят с табличками и объясняют их содержание)
Ученик: 5 млрд. тонн СО2 выделяется в атмосферу за один год, результат – изменение климата, появление озоновых дыр в озоновом слое.
Ученик: 1 тонна мусора в год приходится на каждого из жителей нашей планеты. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (5642 м.)
Ученик: Последствия: свалки не только уродуют природу, но и представляют угрозу для здоровья людей. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют воздух. Дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов; это приводит к загрязнению и заражению открытых водоёмов и грунтовых вод.
Учитель: Что мы сможем сделать при решении данной проблемы? (Заслушиваются предложения ребят:
1. Бытовым отходам давать вторую жизнь (поделки и т.д.)
2. Не мусорить в общественных местах.
3. Не только не мусорить самим, но и показывать пример младшим.
4. Очищать от мусора природные объекты.).
Учитель: Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры – это важное природоохранное мероприятие? (ответы ребят).
Проблема вторая. Учитель: В наше время усиленно идёт «облысение» планеты. За последние 25 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
(Учащиеся выходят с табличками и объясняют их содержание)
Ученик: 11,3 млн. га – в середине 80-х годах 20-го века ежегодно уничтожалось столько леса.
5
Ученик: 16,8 млн. га. – в 90-х годах 20-го века уничтожалось леса.
Ученик: Последствия: из-за вырубки тропических лесов в бассейне Амазонки температура воздуха возросла на 2,5 - 3,5 С0, на 26%
уменьшилось количество осадков; в Китае в бассейне реки Янцзы было сведено 85% лесов, что привело к 1998 году к наводнению невиданной
разрушительной силы; плодородные участки почвы превращаются в пустыни; погибают животные, населявшие уничтоженные леса.
Учитель: Какая может быть наша помощь при решении данной проблемы
(учитель вместе с учащимися предлагают решения:
1. Сохранить то, что имеем.
2. Посадка деревьев, кустарников (в прошлом году мы посадили более 100 сосенок для укрепления берега пруда, оврага, карьера; ежегодно выпускники нашей школы высаживают деревья на территории школы).
Учитель: Давайте обратим внимание на стенд, где представлены проекты выполненные учащимися 7 класса и их же работы по антирекламе курения. В чём связь табакокурения и природы? (ребята отвечают на вопрос).
Проблема третья. Учитель: перейдем к обсуждению влияния человека на биологическое разнообразие планеты. В среднем ежедневно с лица нашей планеты исчезает один вид растений. Это ведет к исчезновению десятков и сотен видов низших животных, связанных с ними в процессе питания. Попросим выступить зоолога.
Ученик: с 1600 года исчезло навсегда с планеты 63 вида млекопитающих и 74 вида птиц.
Ученик: в числе исчезнувших видов – дикий бык тур, лошадь тарпан, сумчатый волк, морская корова, европейский ибис, дронт. Недавно были опубликованы данные о количестве исчезающих видов позвоночных животных в разных странах. Этот список возглавляет США – 281 вид, за
6
ними следует Индонезия - 242 вида, Бразилия – 167 видов, Китай – 153 вида, Индия – 137 видов, в России 59 видов в Германии 11 видов.
Учитель: а теперь слово ботанику.
Ученик: в целом по миру к числу исчезающих растений относится каждый десятый вид. В США под угрозой исчезновения находится 1875 видов, в Индии – 1256 видов, в Бразилии –483, в России- 12, в Германии флора
охраняется хорошо, в списке указано всего 16 видов, которым грозит уничтожение.
Учитель: итак, что же необходимо делать, чтобы списки, представленные нам юными зоологом и ботаником не увеличивались, а уменьшались? (учитель вместе с учащимися предлагают решения:
1) не срывать цветущие растения в большие букеты;
2) охранять редкие виды растений;
3) изготавливать кормушки и покармливать зимующих птиц;
4) строить скворечники, привлекая птиц в наше село;
5) не беспокоить диких животных, а если встретили раненного зверя или птицу, то окажем ему помощь.)
Учитель: ребята, а если вы в лесу, на лугу, около водоема нашли маленького птенца или детеныша зверя, что будете делать? (учащиеся отвечают).
Проблема четвертая. Учитель: а сейчас немного поговорим о воде. Гидросфера – водная оболочка земли, на 94 % представлена солеными водами океанов и морей. Из 6 % пресной воды, 5,8 %- подземные воды и вода, заключенная в ледниках. И лишь 0,2 % - это вода озер, рек, почвы и пары воды в атмосфере. Пресной воды не только мало, она еще легко загрязняется и становится непригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве или промышленности.
7
2. В сибирских реках появились микроорганизмы, опасные для людей и животных.
3. Погибают некоторые виды организмов.
Чем мы можем помочь нашей воде? (предлагают учащиеся):
1) очистить водоемы от мусора
2) изучать состояние воды в наших водоемах и информировать об этом население села Мазунино и представителей администрации колхоза «Мазунинский» и сельского совета.
3) меньше использовать химикатов на своем огороде.
Заключение
Ученик: Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – природа - была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечно и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него – все. А потому: не вреди! (Н.Ф.Реймерс)
Оставшись один в лесу, на реке, в поле, на лугу, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека - единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Подвести итоги по конкурсу поделок из бытовых отходов.
8
Список используемой литературы
1. Алексеев С.В.Экология 10 – 11классы. – Санкт-Петербург. : Смио Пресс, 1997. – с. 220
2. Ашихмина Т.Я. Экология родного края. - Киров. : Вятка, 1996. – с. 217
3. Кревер О.Н. Редкие и исчезающие виды. Как их сохранить? // Биология в школе.- 2005.- № 3. с.49-52.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Выбор пути в будущее. // Биология в школе.- 2003.- № 6. с.64-68.
5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Угроза живому на Земле. // Биология в школе.- 2003. - № 4. с.62-66.
Приложение
Изучение и охрана редких растений
Приложение
Укрепление берега пруда
Изготовление и развешивание искусственных гнездовий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.