«Экологическая тропа»

  • Документация
  • docx
  • 11.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Москва – город в котором мы живем. По одной из версий , название города имело два корня — «моск» (камень) и «ков» (прятаться). Таким образом слово «Москва» можно перевести как «каменное укрытие» и это название перешло от города к реке. А как же природа? Наши дети ограничены в общении с объектами природы. Помочь накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития - стало создание оздоровительной экологической тропинки на территории детского сада
Иконка файла материала экологическая тропа.docx
«Экологическая тропа» ПРИРОДА — это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его  проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и  независимо от сознания человека. В природе также существуют определённые законы,  которым подчиняется всё во вселенной, в том числе и человек, который является  неотъемлемой частью природы. Маленькие дети как не кто другой понимает её и тянется к  ней. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему  миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Москва – город в котором мы живем. По одной из версий , название города имело два  корня — «моск» (камень) и «ков» (прятаться). Таким образом слово «Москва» можно  перевести как «каменное укрытие» и это название перешло от города к реке. А как же  природа?  Наши дети  ограничены в общении с объектами природы. Помочь накопить  личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего  окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со  своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития ­ стало создание  оздоровительной экологической тропинки на территории детского сада  Цель: развитие экологического сознания ребенка­дошкольника. Задачи:  Развитие познавательного интереса к миру природы.  Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за  ее сохранность.  Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.  Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных  пониманию ребенка­дошкольника.  Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.  Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.  Развитие художественно­творческих способностей детей через участие в  праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.  Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.  Воспитание гуманного, эмоционально­положительного, бережного, заботливого  отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:  Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и  оздоровления детей на свежем воздухе.  Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств  каждого ребенка.  Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с  окружающим миром.  Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.  Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и  бережного отношения к природе.  Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в  рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.  Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,  исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности. Этапы создания и оформления тропинки:  Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее  интересных объектов.  Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:  общая, которая находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом  возраста детей.  Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде  паспорта.  Выбор вместе с детьми хозяина тропинки ­ Чевостик.  Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.  Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.  Стоянка. "Тропинка тайн и загадок". Цели:  Развивать умение работать с планом экологической тропинки. Познакомить детей с хозяином тропинки ­ Чевостиком.  Формировать представление о нормах и правилах поведения в природе.  Учить детей проводить экскурсии на экологической тропинке.  Воспитывать доброе, заботливое и бережное отношение ко всему живому.  Показывать детям, что природа прекрасна во все времена года. Рекомендации по организации работы с детьми:     Знакомство с хозяином тропинки Чевостиком. Знакомство с картой­схемой экологической тропинки. Знакомство с выносными знаками, обозначающими каждую точку. Закрепление правил поведения в природе. Стоянка. "Зеленая аптека" Объекты для наблюдений: ромашка, подорожник, одуванчик, мать­и­мачеха, крапива,  календула, мята, чистотел, мелисса, лопух. Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования  представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах; о правилах их сбора,  хранения и применения. Рекомендации по организации работы с детьми:  Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом,  цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на  протяжении весенних, летних и осенних месяцев.  Рассматривание и сбор семян растений.  Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка  грядки к зиме.  Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.  Игры с детьми: "Мы растения", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить" и т.д. Стоянка. "Деревья" Объекты для наблюдений: береза, осина, рябина, тополь, верба, ель, лиственница. Цели:  Развивать познавательную активность детей в процессе формирования  представлений о деревьях. Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.  Воспитывать интерес к деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют и  помогать им. Рекомендации по организации работы с детьми:  Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года.  Сравнение их между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.  Забота человека о деревьях.  Использование луп для наблюдений.  Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев,  рисование.  Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.  Связь с животными. Игры с детьми: "Мы деревца", "Подари дереву подарок", "С какого дерева листок", "К  названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит" и т.д. Задания детям: "Нарисуй любимое дерево", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о  дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку­малышку",  "Придумай имя" и т.д. Проведение выставки "Чудо­дерево". Проведение праздников: "Праздник русской березки"  Стоянка. "Грибная полянка" Объекты для наблюдений: белые грибы, маслята, подберезовики, поганки, мухоморы. Цели:  Закреплять и обобщать знания детей о грибах.  Дать детям представление о правилах сбора грибов.  Формировать представление об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не  только съедобные, но и очень ядовитые. Рекомендации по организации работы с детьми:  Наблюдение за грибницей в разное время года.  Беседы "Над землей и под землей", "Грибной дождь".  Связь с растительным и животным миром. Беседа о полезных свойствах мухоморов для животных.  Рассматривание и сбор грибов.  Загадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок о грибах. Игры с детьми: "В какой сказке я живу", "Кто с кем дружит?", "Слепая гусеница", "У  медведя во бору", "Съедобные­несъедобные" и т.д. Задания детям: "Нарисуй гриб", "Вылепи пень с грибами", "Придумай сказку о грибах" Выставка работ из природного и бросового материала "Ты грибочек не зевай, а в  лукошко полезай", "Грибное царство" и др. Проведение праздников и развлечений: "Дары осени", "Мастерская Бабы Яги" и др. Стоянка. "Муравьиный город" Объекты для наблюдений: муравейник, муравьи. Цели:  Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет муравейники.  Объяснять, что строительство муравейника ­ это большой труд многих тысяч  шестиногих созданий.  Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам.  Разъяснять, почему нельзя разорять муравейники. Рекомендации по организации работы с детьми:  Наблюдение за муравейником в разные времена года.  Связь с растительным и животным миром.  Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты. Игры с детьми: "Мы муравьи", "Зима ­ лето", "Муравьиная ванна", "Фотограф". Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник" и др. Стоянка. "Ориентирование" Цели:  Познакомить детей с компасом.  Формировать представление об ориентировании на карте и местности. Рекомендации по организации работы с детьми:  Знакомство с компасом. Вступительная беседа: "Как пользоваться компасом", "Стороны света".  Познакомить детей с природными ориентирами: солнце, звезды, мох на деревьях.  Исследование территории детского сада, определение сторон света по компасу и по  природным ориентирам. Задания:  Определить по компасу расположение различных объектов.  Предложить другие способы ориентирования. Практикум:  Практическое занятие с компасом.  Обозначение ориентировки на местности.  Составление карты. Стоянка. "Чудо­огород" Объекты для наблюдений: капуста, картофель, томат, редис, свекла, морковь, репа,  огурцы, горох, петрушка, укроп, лук, чеснок, перец, кабачок, подсолнух. Цели:  Систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях,  растительных сообществах.  Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.  Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними. Рекомендации по организации работы с детьми:  Посадка семян на рассаду.  Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом,  цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на  протяжении весенних, летних и осенних месяцев.  Рассматривание и сбор семян растений.  Труд на грядке: посадка рассады растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка  грядки к зиме. Сбор урожая.  Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов. Игры с детьми: "Мы растения", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить".Стоянка. "Удивительное рядом" Цели:  Развивать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и  взаимозависимостей, накапливать собственный познавательный опыт с помощью  наглядных средств (объектов природы, символов, условных заместителей, моделей).  Расширять поисково­познавательную деятельность путем включения детей в  мыслительные, моделирующие, преобразующие действия в непосредственном  контакте с естественными факторами природы. Рекомендации по организации работы с детьми:  Организация экспериментальной и поисковой деятельности.  Беседы ­ обобщающие, эвристические, сопровождающие.  Обсуждение и проигрывание ситуаций.  Уроки доброты.  Логические задачи экологического содержания.  Экологические конкурсы и тренинги.  Обучающие ситуации с игровой мотивацией.  Чтение экологических сказок.  Изготовление природоохранных знаков и щитов.  Рисование на природе. Стоянка. "Уголок нетронутой природы" Объекты для наблюдений:  Деревья: сосна, ель, рябина, осина.  Травянистые растения: мать­и­мачеха, крапива, земляника, злаки, подорожник.  Кустарники: шиповник и брусника.  Мхи на корнях деревьев и почве, под деревьями ­ грибы.  Полянка ­ открытое освещенное место, окруженное деревьями.  На полянке ­ полуразложившийся пень с насекомыми, кротовины. Муравейник.  На тропинке ­ плотно утрамбованная почва. Дупло дятла. Гнездо белки. Кормушка для подкормки белок. Белки, птицы. Цели:  Знакомство с экосистемой "Лес", взаимосвязями растений с окружающей средой  (солнце ­ свет, вода, тепло, почва, животные и птицы).  Развивать у детей элементы экологического сознания: "Мы все нужны друг другу на свете".  Воспитывать эмоционально­положительное, бережное отношение к растительному и животному миру, научить видеть их красоту и неповторимость.  Оздоровление детей на свежем воздухе.  Рекомендации по организации работы с детьми:  Рассматривание и наблюдение за жизнью леса в разные времена года.  Прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления  детей на свежем воздухе. Проведение эколого­оздоровительных походов.  Беседы с детьми о лесе, как о сообществе растений и животных, которые не могут  жить друг без друга.  Сравнение разных видов деревьев между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы,  плоды, семена и др.  Забота человека о лесе.  Разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о лесе и его обитателях.  Использование луп для наблюдений.  Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев,  рисование.  Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.  Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.  Связь с миром животных, птиц, насекомых. Игры с детьми: "Экологическая цепочка", "Мгновенная фотография", "С какого дерева  листок", "Неприродная тропа", "Следопыты", "Кто с кем дружит", "Микропоход", "Звуки  природы", "Жилище на коленях", "Окна Земли" и т.д. Задания детям: "Нарисуй лес", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве",  "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку­малышку", "Придумай  имя" и т.д.Проведение выставки "Чудо лес", "Дары леса". Проведение праздников и развлечений: « Праздник осени »  Проведение природоохранных акций "Чистый лес", "Уютный дом". Мы хотим, чтобы каждый ребенок, пройдя по нашей тропинке, понял великую природы,  которая незаметна в городской суете. Почувствовал в груди огонек желания защитить свою родную природу от неразумного обращения с ней.