Москва – город в котором мы живем. По одной из версий , название города имело два корня — «моск» (камень) и «ков» (прятаться). Таким образом слово «Москва» можно перевести как «каменное укрытие» и это название перешло от города к реке. А как же природа? Наши дети ограничены в общении с объектами природы. Помочь накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития - стало создание оздоровительной экологической тропинки на территории детского сада
«Экологическая тропа»
ПРИРОДА — это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его
проявлений.
Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и
независимо от сознания человека. В природе также существуют определённые законы,
которым подчиняется всё во вселенной, в том числе и человек, который является
неотъемлемой частью природы. Маленькие дети как не кто другой понимает её и тянется к
ней.
Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему
миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Москва – город в котором мы живем. По одной из версий , название города имело два
корня — «моск» (камень) и «ков» (прятаться). Таким образом слово «Москва» можно
перевести как «каменное укрытие» и это название перешло от города к реке. А как же
природа? Наши дети ограничены в общении с объектами природы. Помочь накопить
личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего
окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со
своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития стало создание
оздоровительной экологической тропинки на территории детского сада
Цель: развитие экологического сознания ребенкадошкольника.
Задачи:
Развитие познавательного интереса к миру природы.
Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за
ее сохранность.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений
за объектами и явлениями природы.
Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных
пониманию ребенкадошкольника.
Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.
Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Развитие художественнотворческих способностей детей через участие в
праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.
Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Воспитание гуманного, эмоциональноположительного, бережного, заботливого
отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:
Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и
оздоровления детей на свежем воздухе.
Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств
каждого ребенка.
Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с
окружающим миром.
Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и
бережного отношения к природе.
Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в
рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,
исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Этапы создания и оформления тропинки:
Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее
интересных объектов.
Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:
общая, которая находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом
возраста детей.
Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде
паспорта.
Выбор вместе с детьми хозяина тропинки Чевостик.
Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Стоянка. "Тропинка тайн и загадок".
Цели:
Развивать умение работать с планом экологической тропинки. Познакомить детей с хозяином тропинки Чевостиком.
Формировать представление о нормах и правилах поведения в природе.
Учить детей проводить экскурсии на экологической тропинке.
Воспитывать доброе, заботливое и бережное отношение ко всему живому.
Показывать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Знакомство с хозяином тропинки Чевостиком.
Знакомство с картойсхемой экологической тропинки.
Знакомство с выносными знаками, обозначающими каждую точку.
Закрепление правил поведения в природе.
Стоянка. "Зеленая аптека"
Объекты для наблюдений: ромашка, подорожник, одуванчик, матьимачеха, крапива,
календула, мята, чистотел, мелисса, лопух.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах; о правилах их сбора,
хранения и применения.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом,
цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на
протяжении весенних, летних и осенних месяцев.
Рассматривание и сбор семян растений.
Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка
грядки к зиме.
Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.
Игры с детьми: "Мы растения", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить"
и т.д.
Стоянка. "Деревья"
Объекты для наблюдений: береза, осина, рябина, тополь, верба, ель, лиственница.
Цели:
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о деревьях. Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.
Воспитывать интерес к деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют и
помогать им.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года.
Сравнение их между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.
Забота человека о деревьях.
Использование луп для наблюдений.
Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев,
рисование.
Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
Связь с животными.
Игры с детьми: "Мы деревца", "Подари дереву подарок", "С какого дерева листок", "К
названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит" и т.д.
Задания детям: "Нарисуй любимое дерево", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о
дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжкумалышку",
"Придумай имя" и т.д.
Проведение выставки "Чудодерево".
Проведение праздников: "Праздник русской березки"
Стоянка. "Грибная полянка"
Объекты для наблюдений: белые грибы, маслята, подберезовики, поганки, мухоморы.
Цели:
Закреплять и обобщать знания детей о грибах.
Дать детям представление о правилах сбора грибов.
Формировать представление об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не
только съедобные, но и очень ядовитые.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Наблюдение за грибницей в разное время года.
Беседы "Над землей и под землей", "Грибной дождь".
Связь с растительным и животным миром. Беседа о полезных свойствах мухоморов для животных.
Рассматривание и сбор грибов.
Загадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок о грибах.
Игры с детьми: "В какой сказке я живу", "Кто с кем дружит?", "Слепая гусеница", "У
медведя во бору", "Съедобныенесъедобные" и т.д.
Задания детям: "Нарисуй гриб", "Вылепи пень с грибами", "Придумай сказку о грибах"
Выставка работ из природного и бросового материала "Ты грибочек не зевай, а в
лукошко полезай", "Грибное царство" и др.
Проведение праздников и развлечений: "Дары осени", "Мастерская Бабы Яги" и др.
Стоянка. "Муравьиный город"
Объекты для наблюдений: муравейник, муравьи.
Цели:
Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том,
какой вред лесу причиняют те, кто разоряет муравейники.
Объяснять, что строительство муравейника это большой труд многих тысяч
шестиногих созданий.
Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам.
Разъяснять, почему нельзя разорять муравейники.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Наблюдение за муравейником в разные времена года.
Связь с растительным и животным миром.
Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.
Игры с детьми: "Мы муравьи", "Зима лето", "Муравьиная ванна", "Фотограф".
Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник" и др.
Стоянка. "Ориентирование"
Цели:
Познакомить детей с компасом.
Формировать представление об ориентировании на карте и местности.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Знакомство с компасом. Вступительная беседа: "Как пользоваться компасом", "Стороны света".
Познакомить детей с природными ориентирами: солнце, звезды, мох на деревьях.
Исследование территории детского сада, определение сторон света по компасу и по
природным ориентирам.
Задания:
Определить по компасу расположение различных объектов.
Предложить другие способы ориентирования.
Практикум:
Практическое занятие с компасом.
Обозначение ориентировки на местности.
Составление карты.
Стоянка. "Чудоогород"
Объекты для наблюдений: капуста, картофель, томат, редис, свекла, морковь, репа,
огурцы, горох, петрушка, укроп, лук, чеснок, перец, кабачок, подсолнух.
Цели:
Систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях,
растительных сообществах.
Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.
Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Посадка семян на рассаду.
Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом,
цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на
протяжении весенних, летних и осенних месяцев.
Рассматривание и сбор семян растений.
Труд на грядке: посадка рассады растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка
грядки к зиме. Сбор урожая.
Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
Игры с детьми: "Мы растения", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить".Стоянка. "Удивительное рядом"
Цели:
Развивать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимостей, накапливать собственный познавательный опыт с помощью
наглядных средств (объектов природы, символов, условных заместителей, моделей).
Расширять поисковопознавательную деятельность путем включения детей в
мыслительные, моделирующие, преобразующие действия в непосредственном
контакте с естественными факторами природы.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Организация экспериментальной и поисковой деятельности.
Беседы обобщающие, эвристические, сопровождающие.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Уроки доброты.
Логические задачи экологического содержания.
Экологические конкурсы и тренинги.
Обучающие ситуации с игровой мотивацией.
Чтение экологических сказок.
Изготовление природоохранных знаков и щитов.
Рисование на природе.
Стоянка. "Уголок нетронутой природы"
Объекты для наблюдений:
Деревья: сосна, ель, рябина, осина.
Травянистые растения: матьимачеха, крапива, земляника, злаки, подорожник.
Кустарники: шиповник и брусника.
Мхи на корнях деревьев и почве, под деревьями грибы.
Полянка открытое освещенное место, окруженное деревьями.
На полянке полуразложившийся пень с насекомыми, кротовины. Муравейник.
На тропинке плотно утрамбованная почва. Дупло дятла. Гнездо белки. Кормушка для подкормки белок. Белки, птицы.
Цели:
Знакомство с экосистемой "Лес", взаимосвязями растений с окружающей средой
(солнце свет, вода, тепло, почва, животные и птицы).
Развивать у детей элементы экологического сознания: "Мы все нужны друг другу на
свете".
Воспитывать эмоциональноположительное, бережное отношение к растительному и
животному миру, научить видеть их красоту и неповторимость.
Оздоровление детей на свежем воздухе.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Рассматривание и наблюдение за жизнью леса в разные времена года.
Прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления
детей на свежем воздухе. Проведение экологооздоровительных походов.
Беседы с детьми о лесе, как о сообществе растений и животных, которые не могут
жить друг без друга.
Сравнение разных видов деревьев между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы,
плоды, семена и др.
Забота человека о лесе.
Разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о лесе и его обитателях.
Использование луп для наблюдений.
Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев,
рисование.
Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
Связь с миром животных, птиц, насекомых.
Игры с детьми: "Экологическая цепочка", "Мгновенная фотография", "С какого дерева
листок", "Неприродная тропа", "Следопыты", "Кто с кем дружит", "Микропоход", "Звуки
природы", "Жилище на коленях", "Окна Земли" и т.д.
Задания детям: "Нарисуй лес", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве",
"Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжкумалышку", "Придумай
имя" и т.д.Проведение выставки "Чудо лес", "Дары леса".
Проведение праздников и развлечений: « Праздник осени »
Проведение природоохранных акций "Чистый лес", "Уютный дом".
Мы хотим, чтобы каждый ребенок, пройдя по нашей тропинке, понял великую природы,
которая незаметна в городской суете. Почувствовал в груди огонек желания защитить свою
родную природу от неразумного обращения с ней.